ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3982/2017 от 23.06.2017 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2а-3982/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 июня 2017 года

город Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Калашниковой А.В.,

при секретаре Яковлевой П.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности принять решение о возврате платы за оказанные услуги,

установил:

ФИО1, ФИО2, действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, обратились в суд с административным иском о возложении обязанности на ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу принять решение о возврате платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН.

В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ административными истцами через многофункциональный центр поданы запросы ответчику о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН. Целью указанных запросов было предоставление по требованию Банка пакета документов для участия в Программе помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, реализуемой АО «АИЖК». ДД.ММ.ГГГГ стало известно о приостановлении реализации указанной Программы. ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились в ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлениями о возврате платы за предоставление сведений в связи с превышением сроков оказания данной государственной услуги. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком отказано в возврате денежных средств, а также впоследствии указано, что выписки по запросам обработаны и сведения предоставлены заявителям. Поскольку выписки были подготовлены с нарушением установленных законом сроков считают отказ в возврате платы незаконным, просят обязать ответчика принять решение о возврате уплаченной суммы (7 600 руб.).

В судебном заседании административный истец ФИО1 на удовлетворении требований настаивал, пояснив, что основанием для возврата платы является как приостановление реализации программы, для выполнения условий которого требовались выписки, так и нарушение ответчиком сроков подготовки требуемых выписок.

Представитель ответчика ФИО5 требования не признала. Указала, что на основании пяти запросов административных истцов о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, филиалом были подготовлены сведения в виде выписки от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. без нарушения срока, предусмотренного законом, а также в виде выписки от ДД.ММ.ГГГГ и трех выписок от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленных позднее в связи с задержкой предоставления сведений от субъектов Российской Федерации. Заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ были рассмотрены филиалом на предмет возможности (невозможности) возврата платы, ДД.ММ.ГГГГФИО2 предоставлены уведомления о невозможности возврата произведенной платы. Приведенные административными истцами доводы не являются основанием возврата внесенной платы за предоставление сведений. Запросы были поданы административными истцами, по их обработке проведена работа по всем субъектам Российской Федерации, отпадение надобности в соответствующих сведениях нельзя расценивать как надлежащее основание для возврата платы. Более того, приостановление административной процедуры по предоставлению сведений законом не предусмотрено. Неполучение выписок, подготовленных филиалом, определяется исключительно их волей. Доказательств виновных действий ответчика истцами не представлено.

Административные истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4 в суд не явились, извещены надлежащим образом.

Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав» ФГБУ «ФКП Росреестра» наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), в том числе, по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением сведений о содержании правоустанавливающих документов, а также копий документов, помещенных в реестровые дела (тома дел) объектов недвижимости, ведение и хранение которых не осуществляется ФГБУ «ФКП Росреестра» в соответствии с настоящим приказом, а также приему запросов о предоставлении всех видов сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (включая запросы о предоставлении документов и сведений, не хранящихся в ФГБУ), и выдаче документов по результатам рассмотрения таких запросов.

В соответствии с ч. 1, 4, 6 ст. 62 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц, в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и предоставленные на основании запроса о предоставлении сведений, независимо от способа их предоставления являются актуальными (действительными) на момент выдачи органом регистрации прав или многофункциональным центром сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. На основании одного запроса о предоставлении сведений предоставляется один документ, в виде которого предоставляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, выписки из Единого государственного реестра недвижимости или ином виде, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Согласно ч. 9 ст. 62 указанного Закона сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения органом регистрации прав запроса о предоставлении сведений, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

При этом ч. 11 ст. 62 указанного Закона предусмотрен срок передачи многофункциональным центром запроса о предоставлении сведений в орган регистрации прав и срок передачи подготовленных органом регистрации прав документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости, в многофункциональный центр - не дольше двух рабочих дней соответственно со дня поступления запроса о предоставлении сведений в многофункциональный центр и со дня передачи такого запроса многофункциональным центром в орган регистрации прав.

В зависимости от выбранного в запросе способа получения ответа заявитель получает выписку (п. 34 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, п. 1.4 Приказа Росреестра № П/0515):

- лично в уполномоченном органе (Росреестре, ФГБУ «ФКП Росреестра», МФЦ);

- по почте;

- в электронном виде по электронной почте, с использованием веб-сервисов, путем получения доступа к ФГИС ЕГРН.

При предоставлении сведений в форме бумажного документа такой документ подписывается уполномоченным должностным лицом Росреестра и заверяется оттиском печати данного органа (п. 59 Порядка, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно ч. 2 ст. 63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, аналитическая и иная информация по запросам о предоставлении сведений лиц, не указанных в части 1 настоящей статьи, предоставляются за плату. Размер такой платы, порядок ее взимания и возврата устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации.

Согласно п. 6 указанного Порядка одному запросу должен соответствовать один документ, подтверждающий внесение платы.

В соответствии с п. 10 Порядка внесенная плата подлежит возврату:

полностью в случае, если заявителем не представлялся запрос о предоставлении сведений ЕГРН;

в случае внесения ее в большем размере, чем предусмотрено в соответствии с частью 2 статьи 63 Закона, при этом возврату подлежат средства в размере, превышающем размер установленной платы.

Возврат платежа осуществляется на основании заявления плательщика или его правопреемника (далее - заявление о возврате платежа) либо на основании решения суда (п. 11 Порядка).

Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ установлены размеры платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в числе которых за предоставление выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости физическому лицу в виде бумажного документа предусмотрено взимание платы в размере 400 руб., за предоставление выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости на территории 57 и более субъектов Российской Федерации физическому лицу в виде бумажного документа - 1 800 руб.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ посредством личного обращения в многофункциональный центр ФИО1 и ФИО2 подано пять запросов о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН: выписка (бумажный документ) из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, четыре выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости на территории Российской Федерации (ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4).

ДД.ММ.ГГГГ филиалом предоставлены сведения в виде выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Указанные сведения предоставлены в установленный законом срок с учетом п. 7 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому днем предоставления заявителю сведений в виде бумажного документа, который заявитель получает непосредственно при личном обращении, считается дата подписания такого документа, указанная в качестве его реквизита.

Сведения по запросу в виде выписок из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости на территории Российской Федерации в отношении ФИО1 предоставлены филиалом ДД.ММ.ГГГГ, а в отношении ФИО2, ФИО3, ФИО4 - ДД.ММ.ГГГГ в связи с задержкой предоставления сведений от одного из субъектов Российской Федерации (проверка осуществлялась по всей территории Российской Федерации).

Подготовленные сведения по запросам переданы филиалом в многофункциональный центр, где административные истцы должны были получить сведения лично (форма получения сведений лично в виде бумажного документа в ГАУ Архангельской области «архангельский региональный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (отделение по округу Майская горка и Варавино-Фактория г. Архангельска) прямо указана заявителями в запросах от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась в филиал с пятью заявлениями о возврате платы за предоставление сведений.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 направлены уведомления об отсутствии оснований для возврата платы.

Суд не находит оснований для признания решений ответчика об отказе в возврате платы за предоставление сведений незаконными и возложения на филиал обязанности принять решение о возврате.

Основания возврата уплаченной заявителем платы за предоставления сведений прямо предусмотрены Порядком взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации.

При этом, такое основание как отпадение необходимости в получении сведений в связи с приостановлением реализации Программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, не может являться основанием для возврата уплаченной за предоставление сведений платы.

Предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости носит заявительный характер, при этом сведения предоставляются по запросам любых лиц, мотивы предоставления сведений для филиала значения не имеют, в связи с чем отпадение необходимости в получении уже запрошенных сведений заявителем не является основанием для возможности возвратить плату.

Основания, прямо предусмотренные Порядком, для возврата платы за предоставление сведений, судом при рассмотрении дела не установлены. Так, оснований полагать, что заявителями не представлялся запрос о предоставлении сведений ЕГРН, не имеется.

Плата внесена в размере, предусмотренном в соответствии с ч. 2 ст. 63 Закона, Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ (1 800 руб. (4 запроса) и 400 руб. соответственно).

То обстоятельство, что сведения по четырем из пяти запросов подготовлены с нарушением срока их предоставления, предусмотренного Законом, также не является самостоятельным основанием именно для возврата уплаченной заявителями предусмотренной законом в определенном размере платы за предоставление сведений.

Более того, суд учитывает, что фактически сведения административным истцам по их запросам предоставлены, одна выписка подготовлена в предусмотренный законом срок, мотивы, по которым административные истцы не получают готовые выписки в избранном ими месте получения правового значения для разрешения спора не имеют.

Основания приостановления процедуры подготовки сведений по представленным запросам Законом прямо не предусмотрены, в связи с чем у филиала отсутствовали основания прекратить обработку сведений после получения от заявителей заявлений от ДД.ММ.ГГГГ о возврате уплаченной платы. В данной части незаконность в действиях ответчика также отсутствует.

Поскольку филиал действовал в рамках предоставленных ему полномочий и в соответствии с действующим законодательством, оснований для удовлетворения требований административных истцов у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного иска ФИО1, ФИО2, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности принять решение о возврате платы за оказанные услуги отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 28 июня 2017 года

Председательствующий А.В.Калашникова