ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3985/2017 от 05.10.2017 Курчатовского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а- 3985/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 октября 2017 года г. Челябинск

Курчатовский районный суд г. Челябинска в составе: председательствующего судьи Селивановой О.А.

при секретаре Гертус М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению начальника Управления дорожного хозяйства ФИО1 к Главному государственному инспектору безопасности дорожного движения ОГИДДД УМВД России по г. Челябинску ФИО2, УМВД России по г. Челябинску, ГУ МВД России по Челябинской области о признании предписания незаконным

УСТАНОВИЛ:

Начальник Управления дорожного хозяйства администрации города Челябинска ФИО1 обратился в суд с административным иском о признании незаконным предписания № 1054 от 28 июля 2017 года, выданного Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по г. Челябинску ФИО2 начальнику Управления дорожного хозяйства администрации г. Челябинска ФИО1 о необходимости организации выполнения мероприятий по нанесению дорожной разметки в соответствии с требованиями п. 4.2 ГОСТ в районе доме № 5 по ул. Садовая (уфимский тракт в районе КПМ и 100 м в строну города Москва).

В обоснование требований заявитель указал, что оспариваемое предписание вынесено с нарушением порядка предусмотренного Приказом МВД России от 30 марта 2015 года № 380 «Об утверждении административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог» со ссылкой на п. с 51 по 77 регламента по факту проведения проверки по ДТП, оспариваемое предписание не содержит нормативного обоснования.

На основании ст. 41 КАС РФ к участию в деле в качестве административного соответчиков привлечено ГУ МВД России по Челябинской области, ГУ МВД России по Челябинской области.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель административного истца и заинтересованного лица УДХ администрации города Челябинска – ФИО5 в судебном заседании поддержала исковые требования, просила удовлетворить, пояснила, что ул. Садовая на находится на балансе УДХ, на момент рассмотрения дела, оспариваемое предписание не исполнено.

Административный ответчик Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по г. Челябинску ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель административного ответчика УМВД России по г. Челябинску – ФИО6, в судебном заседании просил в иске отказать, указав на законность вынесенного предписания.

Представитель заинтересованного лица администрации города Челябинска в судебное заседание не явился, извещен.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что 27 июля 2017 года в 17 часов 35 минут в г. Челябинске на ул. Садовая, 5 произошло ДТП. В ходе обследования дорожных условий в месте совершения дорожно-транспортного происшествия, инспектором ДПС ГИБДД УМВД России по г. Челябинску выявлены нарушения - отсутствие по ул. Садовая 5 «а» дорожной разметки, о чем составлен соответствующий акт.

В целях устранения выявленных нарушений, 27 июля 2017 года Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по г. Челябинску ФИО2 начальнику Управления дорожного хозяйства администрации г. Челябинска ФИО1 вынесено предписание № 1054 года о необходимости организовать выполнение мероприятий по нанесению дорожной разметки в соответствии с требованиями п. 4.2 ГОСТ в течении 10 суток со дня получения. Указанное предписание получено 28 июля 2017 года административным истцом.

Статья 12 Федерального закона «О полиции» возлагает на полицию обязанности по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

При этом под государственным контролем понимается проверка выполнения юридическим и (или) физическим лицом при осуществлении их деятельности обязательных требований правил, стандартов, технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

В соответствии с Пунктом 39 Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 02.03.2009 N 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» установлено, что органы ГИБДД осуществляют контроль за дорожным движением, который включает: визуальное или с использованием технических средств наблюдение за состоянием технических средств организации дорожного движения (в том числе дорожных знаков ), проезжей части дорог и дорожных сооружений, элементами их обустройства.

В соответствии с п. 11 Указа Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» от 15.06.1998 № 711, обязанности по контролю за соблюдением требований к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения возложены на ГИБДД.

Наставлением по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденным Приказом МВД РФ от 08.06.1999 № 410, действующим в спорный период времени, установлено, что служба дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД РФ обязана осуществлять повседневный надзор за состоянием технических средств организации дорожного движения.

Распоряжением администрации города Челябинска от 12 февраля 2016 года № 1545 утверждены перечни объектов улично-дорожной сети города Челябинска, функции муниципального заказчика по содержанию которых осуществляет Управление дорожного хозяйства Администрации города Челябинска, в том числе: улицы города Челябинска.

22 ноября 2005 года № 8/26 решением Челябинской городской Думы третьего созыва учреждено Управление дорожного хозяйства администрации города Челябинска и Положение об управлении дорожного хозяйства администрации города Челябинска.

Подпунктом 7 пункта 8 Положения об управлении дорожного хозяйства администрации города Челябинска предусмотрено, что основными задачами Управления являются участие в обеспечении транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры города Челябинска в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации (л.д. 13).

Так же Управление дорожного хозяйства администрации города Челябинска контролирует ход выполнение программ по дорожному строительству, ремонту и содержанию дорог, дорожных сооружений, а так же уличному освещению (п. 9 Положения).

Согласно п. 21 Положения, работу Управления возглавляет начальник Управления, который назначается и освобождается от должности Главой города Челябинска по представлению заместителя главы города по дорожному хозяйству.

09 января 2017 года между Управлением дорожного хозяйства администрации города Челябинска как Главного распорядителя бюджетных средств в лице начальника Управления ФИО1 и АО «Специализированное монтажно-эксплуатационное управление ГАИ» заключен муниципальный контракт , на выполнение работ по содержанию технических средств регулирования дорожного движения и обустройства дорог в г. Челябинске.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 28.11.2011) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Исходя из положений ст. 3 указанного Федерального закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Распоряжением администрации города Челябинска от 12 февраля 2016 года № 1545 «Об осуществлении функции муниципального заказчика по содержанию объектов улично-дорожной сети города Челябинска» закреплен перечень автомобильных дорог, в отношении которых Управление дорожного хозяйства Администрации города Челябинска праве решать вопрос организации их содержания.

Согласно сообщения администрации города Челябинска ул. Садовая в указанный перечень не входит.

Поскольку на момент вынесения оспариваемого предписания в адрес Начальника Управления дорожного хозяйства администрации города Челябинска ФИО1, полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении ул. Садовая Управление дорожного хозяйства администрации города Челябинска не осуществляло, то оспариваемое предписание выдано не уполномоченному должностному лицу.

В связи с этим вынесенное Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по г. Челябинску ФИО2 начальнику Управления дорожного хозяйства администрации г. Челябинска ФИО1 предписание № 1054 от 27 июля 2017 года о необходимости организации выполнения мероприятий по нанесению дорожной разметки в соответствии с требованиями п. 4.2 ГОСТ в районе доме № 5 по ул. Садовая (уфимский тракт в районе КПМ и 100 м в строну города Москва), является неисполнимым и незаконным.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление начальника Управления дорожного хозяйства ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным предписание от 27 июля 2017 года № 1054 вынесенное Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по г. Челябинску ФИО2

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через Курчатовский районный суд г. Челябинска.

Председательствующий О.А.Селиванова