ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-398/20 от 06.10.2020 Осташковского городского суда (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Осташковский межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Филипповой Н.Н.,

при секретаре Шмелёвой Н.В.,

с участием старшего помощника Осташковского межрайонного прокурора Тверской области Нескучаевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове Тверской области 06 октября 2020 года административное дело по административному иску Администрации Осташковского городского округа Тверской области к Отделению судебных приставов по Осташковскому и Пеновскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области, начальнику отделения – старшему судебному приставу Отделения судебных приставов по Осташковскому и Пеновскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области о снижении размера исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Решением Осташковского городского суда Тверской области от 04.03.2019 по административному делу № 2а-128/2019 постановлено:

«Административное исковое заявление Осташковского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Осташковского городского округа по непринятию мер по сносу аварийного дома № 24 по ул. Садовая г. Осташкова Тверской области.

Обязать администрацию Осташковского городского округа осуществить снос дома № 24 по ул. Садовая г. Осташкова Тверской области в срок до 01 сентября 2019 года».

Решение суда не обжаловано и вступило в законную силу 05.04.2019.

Администрация Осташковского городского округа Тверской области обратилась в суд с административным иском к Отделению судебных приставов по Осташковскому и Пеновскому районам УФССП России по Тверской о снижении размера исполнительского сбора, взысканного с нее на основании постановления от 28.08.2020 начальника отделения – старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Осташковскому и Пеновскому районам УФССП России по Тверской области ФИО1, в рамках исполнительного производства -ИП, возбужденного 27.07.2020.

Свои требования мотивировала тем, что 27.07.2020 на основании исполнительного листа, выданного Осташковским городским судом Тверской области, начальником отделения – старшим судебным приставом Отделения судебных приставов по Осташковскому и Пеновскому районам УФССП России по Тверской области ФИО1 в отношении должника Администрации Осташковского городского округа Тверской области возбуждено исполнительное производство -ИП.

В рамках указанного исполнительного производства, в связи с неисполнением должником в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного документа, 28.08.2020 начальником отделения – старшим судебным приставом Отделения судебных приставов по Осташковскому и Пеновскому районам УФССП России по Тверской области ФИО1 вынесено постановление, которым с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.

Просит снизить размер исполнительского сбора, ссылаясь на то, что бюджет Осташковского городского округа Тверской области является дефицитным, в связи с недостаточностью собственных доходов бюджета на некоторые расходные обязательства бюджетные ассигнования предусмотрены не в полном объеме потребности. Однако, Администрацией принимаются меры к исполнению решения суда. В период с 2016 года по 2019 год вынесено 44 решения суда в отношении Администрации, которыми последняя обязана осуществить снос аварийных домов, расселенных в рамках Адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В 2019 году Администрацией был осуществлен снос 7 аварийных домов. В бюджете Осташковского городского округа Тверской области на 2020 год на снос аварийных домов по решениям суда предусмотрены денежные средства в размере 1000000 рублей. 24.07.2020 заключен муниципальный контракт на снос трех аварийных домов. Разработана проектная документация на снос двух многоквартирных домов. Также указывает, что в соответствии с Порядком сноса многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, утвержденному постановлением Администрации Осташковского городского округа № 1294 от 06.08.2019, в печатном издании – газете «Селигер» были опубликованы уведомления с предложением осуществить на безвозмездной основе снос аварийных домов.

Определением судьи Осташковского городского суда Тверской области от 17.09.2020 к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены начальник отделения – старший судебный пристав Отделения судебных приставов по Осташковскому и Пеновскому районам УФССП России по Тверской области ФИО1 и УФССП России по Тверской области.

В судебное заседание представитель административного истца – Администрации Осташковского городского округа Тверской области не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, о чем представил письменное заявление, в котором поддержал заявленные требования. Поскольку явка административного истца в судебное заседание обязательной не признавалась, дело на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ рассмотрено в отсутствие административного истца.

Административный ответчик – начальник отделения – старший судебный пристав Отделения судебных приставов по Осташковскому и Пеновскому районам УФССП России по Тверской области ФИО1, представитель административного ответчика – Отделения судебных приставов по Осташковскому и Пеновскому районам УФССП России по Тверской области в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, о чем в деле имеются расписки, письменно ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений на административный иск не представили. Поскольку явка административных ответчиков в судебное заседание обязательной не признавалась, дело на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ рассмотрено в их отсутствие.

Представитель административного ответчика – УФССП России по Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка, поскольку явка административного ответчика в судебное заседание обязательной не признавалась, дело на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ рассмотрено в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица – Осташковской межрайонной прокуратуры Тверской области на основании доверенности Нескучаева О.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленного требования.

Суд, исследовав письменные доказательства, материалы исполнительного производства, считает административные исковые требования Администрации Осташковского городского округа Тверской области подлежащими удовлетворению.

Из материалов дела следует, что решением Осташковского городского суда Тверской области от 04.03.2019 по административному делу № 2а-128/2019 на Администрацию Осташковского городского округа возложена обязанность осуществить снос дома № 24 по ул. Садовая г. Осташкова Тверской области в срок до 01.09.2019 (л.д. 49-50).

27.07.2020 на основании исполнительного листа, выданного Осташковским городским судом Тверской области, начальником отделения – старшим судебным приставом Отделения судебных приставов по Осташковскому и Пеновскому районам УФССП России по Тверской области ФИО1 в отношении должника Администрации Осташковского городского округа Тверской области возбуждено исполнительное производство -ИП, в соответствии с ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа с момента получения должником указанного постановления. Указанное постановление направлено в адрес должника почтовой связью, им получено 30.07.2020 и не оспорено (л.д. 37, 38-41, 42, 43-44, 51).

Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа истек 07.08.2020.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия – взыскивать исполнительский сбор.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 вышеуказанного Федерального закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Осташковскому и Пеновскому районам УФССП России по Тверской области ФИО1 о взыскании исполнительского сбора от 28.08.2020 с должника Администрации Осташковского городского округа Тверской области взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей (л.д. 46).

Постановление о взыскании исполнительского сбора от 28.08.2020 должником Администрацией Осташковского городского округа Тверской области не оспаривается.

Как разъяснено в пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Осташковскому и Пеновскому районам УФССП России по Тверской области ФИО1 о взыскании исполнительского сбора является исполнительным документом и соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве», утверждено начальником отделения – старшим судебным приставом ФИО1

В административном иске административный истец ссылается на то, что бюджет Осташковского городского округа Тверской области является дефицитным, в связи с недостаточностью собственных доходов бюджета на некоторые расходные обязательства бюджетные ассигнования предусмотрены не в полном объеме потребности. При этом Администрацией принимаются меры к исполнению решения суда. В период с 2016 года по 2019 год вынесено 44 решения суда в отношении Администрации, которыми последняя обязана осуществить снос аварийных домов, расселенных в рамках Адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В 2019 году Администрацией был осуществлен снос 7 аварийных домов. В бюджете Осташковского городского округа Тверской области на 2020 год на снос аварийных домов по решениям суда предусмотрены денежные средства в размере 1000000 рублей. 24.07.2020 заключен муниципальный контракт на снос трех аварийных домов. Разработана проектная документация на снос двух многоквартирных домов. Также в печатном издании – газете «Селигер» были опубликованы уведомления с предложением осуществить на безвозмездной основе снос аварийных домов.

При таких обстоятельствах суд полагает, что в действиях Администрации Осташковского городского округа Тверской области отсутствует факт намеренного уклонения от исполнения вступившего в законную силу решения суда. При отсутствии реальной возможности в установленный судебным приставом-исполнителем срок исполнить требования исполнительного документа, размер исполнительского сбора явно несоразмерен сумме взыскания, поэтому указанные обстоятельства могут быть признаны исключительными.

При этом суд учитывает, что установленный размер взыскания исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, степени вины административного истца, его финансового положения, приходит к выводу о возможном снижении размера взысканного исполнительского сбора на одну четверть.

Таким образом, размер взысканного с Администрации Осташковского городского округа Тверской области исполнительского сбора по постановлению начальника отделения – старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Осташковскому и Пеновскому районам УФССП России по Тверской области ФИО1 от 28.08.2020, принятого в рамках исполнительного производства -ИП, подлежит снижению с 50000 рублей до 37500 рублей.

Предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок обращения с административным иском в суд административным истцом не пропущен.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск Администрации Осташковского городского округа Тверской области о снижении размера исполнительского сбора удовлетворить.

Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с Администрации Осташковского городского округа Тверской области постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Осташковскому и Пеновскому районам УФССП России по Тверской области ФИО1 от 28 августа 2020 года о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства -ИП, до 37500 (тридцать семь тысяч пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Осташковский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 14 октября 2020 года.

Судья Н.Н. Филиппова

1версия для печатиДело № 2а-398/2020 ~ М-351/2020 (Решения)