Дело № 2а-398/2020 УИД RS0005-01-2020-00486-96
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 апреля 2020 года г. Апшеронск
Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего - судьи Коломийцева И.И.,
при секретаре судебного заседания Шнайдер Д.И.,
в отсутствие сторон,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Краснодарскому краю к административному ответчику ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по Краснодарскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций в размере 4 994, 19 рублей.
Требования обоснованы тем, что ФИО1 является плательщиком налога на имущество физических лиц, а также транспортного налога, поскольку он является собственником транспортных средств марки «ХЕНДЭ НYUNDAI H-100AU», государственный регистрационный знак №, «ТОЙОТА CALDINA», государственный регистрационный знак №, «КИА ED (CEE?D)», государственный регистрационный знак №, а также собственником объекта недвижимости - квартиры расположенной по адресу: <адрес>. Налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления № от 10 октября 2016 года, № от 22 сентября 2017 года, № от 10 сентября 2018 года с расчетом налога за 2015-2017 года, которые в установленный законом срок исполнены не были. В адрес административного ответчика направлялись требования № от 27 декабря 2016 года, № от 15 февраля 2018 года, № от 05 февраля 2019 года об уплате налога и пени, которые также остались без исполнения. Определением мирового судьи судебного участка № Апшеронского района Краснодарского края от 25 сентября 2019 года судебный приказ от 18 сентября 2019 года о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам отменен по заявлению должника.
Учитывая изложенное, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по Краснодарскому краю просит взыскать с ФИО1 задолженность по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, с учетом пени, в общей сумме 4 994,19 рублей.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в административном исковом заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В представленном в суд отзыве на письменные возражения ФИО1 представитель административного истца пояснил, что согласно ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В соответствии с п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление можем быть передано физическому лицу (его законному представителю или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказанным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через личный кабинет налогоплательщика. В случае направление налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Согласно ст. 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальный сайт федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщике и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом. Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документации (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом. Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых - законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному документу налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляется, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Вместе с тем, к административному исковому заявлению приложены: налоговое уведомление от 10 октября 2016 года №, сформированное Межрайонной ИФНС № по ... области и список заказной корреспонденции №, подтверждающий направление уведомления налогоплательщику по адресу: 623782, <адрес>, ШПИ № (примечание: согласно официальному сайту Почты России www.pochta.ru, почтовое отправление вручено адресату 25 октября 2016 года), налоговое уведомление от 22 сентября 2017 года №, направлено посредством электронного документооборота в личный кабинет налогоплательщика, налоговое уведомление от 10 сентября 2018 года №, направлено посредством электронного документооборота в личный кабинет налогоплательщика, требование от 27 декабря 2016 года № сформированное Межрайонной ИФНС № по ... области и список заказных писем №, подтверждающий направление требования налогоплательщику по адресу: 628311, Ханты-Мансийский АО, <адрес>, ШПИ № (примечание: согласно официальному сайту Почты России www.pochta.ru, почтовое отправление вручено 12 января 2017 года), требование от 15 февраля 2018 года №, направлено посредством электронного документооборота в личный кабинет налогоплательщика, (требование вручено 16 февраля 2018 года, что подтверждается скриншотом с программы АИС Налог-3 ПРОМ), требование от 05 февраля 2019 года №, направлено посредством электронного документооборота в личный кабинет налогоплательщика, (требование вручено 26 февраля 2018 года, что подтверждается скриншотом с программы АИС Налог-3 ПРОМ). Таким образом, утверждение налогоплательщика о том, что уведомления и требования им не получены опровергаются представленными инспекцией документами. Учитывая, что к взысканию заявлена сумма больше 3 000 рублей, срок обращения в суд следует исчислять от срока исполнения требования, по которому сумма превысила 3000 рублей, таковым является требование № от 05 февраля 2019 года со сроком исполнения 26 марта 2019 года, в связи с чем установленный шестимесячный срок подачи заявления о вынесении судебного приказа истекал 27 сентября 2019 года. Налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа 09 сентября 2019 года с соблюдением шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования № (26 марта 2019 года). На основании заявления налогового органа, мировым судьей судебного участка № Апшеронского района Краснодарского края 18 сентября 2019 года был вынесен судебный приказ. В связи с поданными ФИО1 возражениями, на основании ст. 123.7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации 25 сентября 2019 года судебный приказ отменен. Определение об отмене судебного приказа получено инспекцией 01 октября 2019 года (вх. №). Административный иск подан в суд 20 февраля 2020 года, то есть в пределах шестимесячного срока с того момента, когда налоговый орган узнал об отмене судебного приказа.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном в суд письменном возражение на административное исковое заявление просит рассмотреть дело в его отсутствие. В возражении на административное исковое заявление указал, что налоговых уведомлений и налоговых требований, указанных в административном исковом заявлении им получено не было. С 2014 по 2019 г.г. он неоднократно менял места жительства: с 26 апреля 2014 года по 14 декабря 2015 года был зарегистрирован и проживал по адресу: Краснодарский край, <адрес>, с 14 декабря 2015 года по 28 ноября 2016 года был зарегистрирован и проживал по адресу: ... область, <адрес>, с 28 ноября 2016 года по 05 июля 2018 года был зарегистрирован и проживал по адресу: ХМАО<адрес>, с 05 июля 2018 года по 05 декабря 2018 года был зарегистрирован и проживал по адресу: Краснодарский край, <адрес>, с 22 января 2019 года и по настоящее время зарегистрирован и проживает по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, <адрес>. Общая сумма задолженности по налогам и пени превышает 3 000 рублей, образовалась 02 декабря 2018 года. Налоговый орган обратился в суд с настоящим иском в январе 2020 года, то есть по истечении шести месяцев со дня, когда взыскиваемая сумма налогов и пеней превысила 3 000 рублей. Таким образом, налоговым органом пропущен установленный п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок предъявления в суд заявления о взыскании налогов и сборов, с физического лица, в связи, с чем оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
Исходя из того, что стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, представили в суд письменные отзывы, в которых просят рассмотреть дело в их отсутствие, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что административные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 5 ст. 23 НК РФ).
В силу ч. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
На основании ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Из материалов дела следует, что ранее ФИО1 состоял на налоговом учете в ИФНС России № по г. Краснодару, Межрайонной ИФНС России № по ... области, Межрайонной ИФНС России № по р. Башкортостан, Межрайонной ИФНС России № по г. Ханты – Мансийскому автономному округу.
В связи с изменением места жительства с 22 января 2019 года ФИО1 состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Краснодарскому краю и является плательщиком налога на имущество физических лиц и транспортного налога, поскольку ему на праве собственности принадлежат: автомобиль марки «ХЕНДЭ НYUNDAI H-100AU», государственный регистрационный знак №, автомобиль марки «ТОЙОТА CALDINA», государственный регистрационный знак №, автомобиль марки «КИА ED (CEE?D)», государственный регистрационный знак №, и объект недвижимости - квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
На основании ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 409 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают имущественный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
На основании п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
На территории Ханты-Мансийского автономного округа ставки транспортного налога установлены в соответствии с законом Ханты-Мансийского автономного округа № 62-оз от 14 ноября 2002 года № 639-КЗ «О транспортном налоге в ХМАО-Югре».
В силу ч. 3 ст. 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Межрайонной ИФНС России № по Краснодарскому краю в адрес налогоплательщика ФИО1 были направлены налоговые уведомления № от 10 октября 2016 года, № от 22 сентября 2017 года, № от 10 сентября 2018 года, которые не исполнены налогоплательщиком в установленный законом срок.
На основании ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из материалов дела следует, что в адрес административного ответчика направлялись требования об уплате налогов и сборов № от 27 декабря 2016 года, № от 15 февраля 2018 года, № от 05 февраля 2019 года, однако до настоящего времени они не исполнены.
Факт направления в адрес административного ответчика вышеуказанных требований подтверждается материалам административного дела.
09 сентября 2019 года Межрайонная ИФНС России № по Краснодарскому краю обратилась к мировому судье судебного участка № Апшеронского района Краснодарского края о вынесении судебного приказа по взысканию с ФИО1 задолженности по налогам и сборам в размере 4994,19 рублей.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № Апшеронского района Краснодарского края с ФИО1 взыскана задолженность по налогам и сборам.
Определение мирового судьи судебного участка № Апшеронского района Краснодарского края от 25 сентября 2019 года судебный приказ № от 18 сентября 2019 года о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и пени в размере 4 994, 19 рублей отменен по заявлению должника.
В соответствии с абзацем 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что административный иск Межрайонной ИФНС России по № по Краснодарскому краю поступил в Апшеронский районный суд Краснодарского края 20 февраля 2020 года.
Согласно ч. 2 ст. 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что задолженность административного ответчика по налогу на имущество физических лиц, с учетом пени составляет 2 500,51 рублей, задолженность по транспортному налогу, с учетом пени - 2 493, 68 рублей, которая до настоящего времени не погашена.
В силу ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.
Согласно п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате законно установленного налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Учитывая изложенное, с ФИО1 подлежит взысканию задолженность по налогам и сборам за спорный период в общей сумме 4 994,19 рублей.
Доводы административного ответчика, изложенные в письменном возражении на административное исковое заявления, признаны судом несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании закона, учитывая установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства дела, а также наличие определения мирового судьи об отмене судебного приказа.
Доказательств, подтверждающих, что задолженность по налогам и сборам в заявленном административным истцом размере в установленном законом порядке погашена, ФИО1 суду не представил.
На основании ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Доказательств, подтверждающих наличие оснований для освобождения административного ответчика от уплаты государственной пошлины, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, с учетом положений ст. 333.19 НК РФ, суд полагает необходимым взыскать с административного ответчика в доход администрации муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края государственную пошлину в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Краснодарскому краю к административному ответчику ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям - удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ..., налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений за 2015 - 2017 года в размере 2 463 рубля, пени - 37, 51 рублей, транспортный налог с физических лиц за 2015-2017 года в размере 2 454 рублей, пени - 39, 68 рублей, а всего 4 994,19 рублей.
Взыскать с ФИО1 в доход муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Апшеронский районный суд Краснодарского края в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 15 апреля 2020 года.
Судья Апшеронского районного суда И.И. Коломийцев