ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-398/2022 от 04.05.2022 Кропоткинского городского суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-398/2022

УИД: 23RS0022-01-2022-000451-11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Кропоткин 04 мая 2022 года

Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Бондаревой В.В.,

при секретаре судебного заседания Алексеевой А.Ю.,

помощник судьи Персиянова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 5 по Краснодарскому краю к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС № 5 по Краснодарскому краю, обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит:

восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления;

взыскать с ФИО1 задолженность по имущественным налогам за в размере 74 676,17 рублей.

Административный истец мотивирует свои требования тем, что ФИО1, является собственником объектов налогообложения.

В соответствии со ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Согласно ст. 361 НК РФ, ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Законом Краснодарского края от 26.11.2003 года № 639-КЗ «О транспортном налоге на территории Российской Федерации», установлены его ставки.

ФИО1, являясь владельцем транспортных средств, не уплатил транспортный налог за 2017 г. в срок, указанный в уведомлении.

За легковой автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный номер с мощностью двигателя 507 л.с., период владения транспортным средством с 17.10.2012 г. и по 24.05.2018 г.

Расчет транспортного налога: 507 л.с. х 150 руб. = 76 050 рублей.

Легковой автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный знак с мощностью двигателя 76,20 л.с., период владения транспортным средством с 12.08.2018 г. и по 30.06.2021 г.

Расчет транспортного налога: 76,20 л.с. х 12 руб. = 914 рублей.

Легковой автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный знак с мощностью двигателя 79,60 л.с., период владения транспортным средством с 25.01.2017 г. по 13.04.2019 г.

Расчет транспортного налога: 79,60 л.с. х 12 руб. х11/12= 876 рублей.

В связи с частичной оплатой транспортного налога в размере 3 403,87 рублей, задолженность по транспортному налогу у ФИО1 составляет в размере 74 436,13 рублей.

В соответствии со ст. 75 НК РФ, за несвоевременную уплату налогов начисляется пеня в процентах от неуплаченной суммы за каждый день просрочки.

Задолженность по пене сформирована на дату выставления требований об уплате транспортного налога и составляет в размере 38,92 рублей.

В силу ст. 390 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии со ст. 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.

Согласно ст. ст. 402, 403 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, указанной Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Ставки земельного налога устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ, а также нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления по месту расположения земельного участка в зависимости от характера и вида разрешенного использования и указывается в налоговом уведомлении.

Так, ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> период владения земельным участком с 16.07.2002 г. по 19.01.2017 г.

В связи с частичной оплатой налога в размере 1,68 рублей, ФИО1. имеет задолженность по уплате земельного налога за 2017 г. в размере 37,32 рублей.

В соответствии со ст. 75 НК РФ, за несвоевременную уплату налогов начисляется пеня в процентах от неуплаченной суммы за каждый день просрочки.

Задолженность по пене сформирована на дату выставления требований об уплате земельного налога и составляет в размере 0,02 рублей.

Также, ФИО1 является собственником жилого дома с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

В связи с частичной оплатой налога в размере 7,57 рублей, ФИО1 имеет задолженность по уплате налога на имущество в размере 165,43 рублей.

В соответствии со ст. 75 НК РФ, за несвоевременную уплату налогов начисляется пеня в процентах от неуплаченной суммы за каждый день просрочки.

Задолженность по пене сформирована на дату выставления требований об уплате имущественного налога составляет в размере 0,09 рублей.

Должнику направлялось требование № 42246 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 06.12.2018 г., об оплате задолженности.

Однако, до настоящего времени задолженность административным ответчиком по уплате имущественных налогов и пени в добровольном порядке не выплачена.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 5 по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, будучи надлежаще уведомленным о его времени и месте, в адрес суда представил ходатайство о рассмотрении настоящего административного иска отсутствие представителя административного истца, на удовлетворении заявленных требований настаивает.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, будучи надлежаще уведомленным о его времени и месте, путем направления в адрес административного ответчика заказного почтового уведомления, однако, за судебными извещениями в отделение почтовой связи не являлся и направленная в его адрес корреспонденция возвращена в суд с пометкой «истек срок хранения».

Суд полагает, что возвращение в суд не полученного адресатом заказного письма с отметкой «по истечении срока хранения» не противоречит действующему порядку вручения заказных писем и может быть оценено в качестве надлежащей информации органа связи о неявке адресата за получением заказного письма. В таких ситуациях предполагается добросовестность органа почтовой связи по принятию всех неоднократных мер, необходимых для вручения судебной корреспонденции, пока заинтересованным адресатом не доказано иное.

Административный ответчик об уважительности причин неявки суду не сообщил, в адрес суда не представил ходатайства о рассмотрении административного искового заявления в его отсутствие.

Кроме того, информация о движении дела размещена на официальном интернет – сайте Кропоткинского городского суда.

С учетом изложенного, суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, признав его надлежащим образом, извещенным о времени и месте судебного разбирательства.

Суд, исследовав представленные материалы дела, считает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В судебном заседании установлено, что ФИО1, является собственником объектов налогообложения.

Согласно п. 1 ст. 8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В силу п.п. 1, 2 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Согласно ст. 361 НК РФ, ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Ставки установлены Законом Краснодарского края от 26.11.2003 года № 639-КЗ «О транспортном налоге на территории Российской Федерации».

ФИО1, являлся владельцем транспортных средств:

Легкового автомобиля <данные изъяты> государственный регистрационный номер , с мощностью двигателя 507 л.с., период владения транспортным средством с 17.10.2012 г. и по 24.05.2018 г.

Расчет транспортного налога: 507 л.с. х 150 руб. = 76 050 рублей.

Легкового автомобиля <данные изъяты> государственный регистрационный знак , с мощностью двигателя 76,20 л.с., период владения транспортным средством с 12.08.2018 г. и по 30.06.2021 г.

Расчет транспортного налога: 76,20 л.с. х 12 руб. = 914 рублей.

Легкового автомобиля <данные изъяты> государственный регистрационный знак с мощностью двигателя 79,60 л.с., период владения транспортным средством с 25.01.2017 г. по 13.04.2019 г.

Расчет транспортного налога: 79,60 л.с. х 12 руб. х11/12= 876 рублей.

Уплата транспортного налога производится не позднее срока, указанного в уведомлении (л.д.11).

В связи с частичной оплатой ФИО1 в размере 3 403,87 рублей, задолженность по транспортному налогу за 2017 г. составляет 74 436,13 рублей.

В соответствии со ст. 75 НК РФ, за несвоевременную уплату налогов начисляется пеня в процентах от неуплаченной суммы за каждый день просрочки.

Задолженность по пене сформирована на дату выставления требований об уплате транспортного налога и составляет в размере 38,92 рублей.

В силу ст. 390 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно ст. 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.

Согласно ст. 403 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Ставки земельного налога устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ, а также нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления по месту расположения земельного участка в зависимости от характера и вида разрешенного использования и указывается в налоговом уведомлении.

Налогоплательщику ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> период владения земельным участком с 16.07.2002 г. по 19.01.2017 г.

Расчет земельного налога 469 855 х 0,10% х 1/12 = 39 рублей.

В связи частичной оплатой налогоплательщиком налога в размере 1,68 рублей, задолженность по земельному налогу составляет за 2017 г. в размере 37,32 рублей.

Также, ФИО1 является собственником жилого дома с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Расчет налога на имущество: 3 450 607 х 0,30 % х 1/12 х 0,2 = 173 рублей.

В связи частичной оплатой налогоплательщиком налога в размере 7,57 рублей, задолженность по налогу на имущество за 2017 г. составляет в размере 165,43 рублей (л.д. 12).

В соответствии со ст. 75 НК РФ, за несвоевременную уплату налогов начисляется пеня в процентах от неуплаченной суммы за каждый день просрочки.

Задолженность по пене сформирована на дату выставления требований об уплате земельного налога и составляет в размере 0,02 рублей, задолженность по пене об уплате имущественного налога составляет в размере 0,09 рублей.

Должнику направлялось требование № 42246 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 06.12.2018 г. (л.д. 12).

Однако, до настоящего времени задолженность административным ответчиком по уплате налогов и пени в добровольном порядке не выплачена.

Налоговый орган обращался с заявлением о выдаче судебного приказа.

Судебным приказом от 13.03.2019 года с ФИО1 в пользу МИФНС России № 5 по Краснодарскому краю взыскана задолженность по обязательным платежам и санкциям.

Определением мирового судьи судебного участка № 67 г. Кропоткина ФИО2 от 10.06.2021 года вышеуказанный судебный приказ был отменен (л.д.8).

В силу ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате сбора, пеней, штрафов.

Если налоговым органом направлялось заявление о выдаче судебного приказа, но приказ был отменен судом, заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 3 ст. 48 НК РФ).

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Вместе с тем, Кодекс не раскрывает понятия уважительности причин пропуска срока, поэтому в каждом конкретном случае суд самостоятельно определяет уважительность (или отсутствие уважительности) причин пропуска срока на обращение в суд с учетом конкретных обстоятельств дела.

При этом суду следует учитывать, что в качестве уважительной причины пропуска инспекцией срока может быть признано только наличие обстоятельств, объективно препятствовавших налоговому органу своевременно обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.

Административный истец обосновывает уважительность пропуска процессуального срока поздним получением копии определения от 10.06.2021 года об отмене судебного приказа мирового судьи судебного участка № 67 г. Кропоткина, однако, в материалах административного дела отсутствует почтовый конверт, подтверждающий несвоевременность направление определения мирового судьи судебного участка № 67 г. Кропоткина Краснодарского края от 10.06.2021 года в адрес Межрайонной ИФНС России № 5 по Краснодарскому краю.

Вместе с тем, в данном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Таким образом, у суда отсутствуют основания для восстановления пропущенного процессуального срока на подачу настоящего административного заявления, а соответственно отсутствуют основания для взыскания с ответчика задолженности по обязательным платежам и санкциям.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286-290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 5 по Краснодарскому краю к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Кропоткинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья В.В. Бондарева