ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-398/2023 от 10.11.2023 Урупского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело № 2а-398/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 ноября 2023 года ст. Преградная

Урупский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего - судьи Чомаева Р.Б.,

при секретаре Мелешиной О.А.,

с участием

заместителя прокурора Урупского района КЧР Деменкова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Урупского района КЧР в интересах неопределенного круга лиц к администрации Загеданского сельского поселения Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Урупского района КЧР обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой Урупского района КЧР в связи с планом работы прокуратуры республики на первое полугодие 2023 года, проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения в части создания и использования парковочных мест.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений относится и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городской наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Проверкой, проведенной прокуратурой Урупского района КЧР, установлено, что решением Совета Урупского муниципального района от 27.01.2023 № 1 «О передаче органам местного самоуправления сельских поселений Урупского муниципального района осуществления части полномочий бюджета Урупского муниципального района в сфере дорожной деятельности» полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений переданы органам местного самоуправления Загеданского, Курджиновского, Кызыл-Урупского, Преградненского, Предгорненского, Урупского сельских поселений.

В нарушение требований ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ и ч. ч. 7,8 ст.12 Федерального закона № 443-ФЗ на территории Загеданского сельского поселения реестр парковок общего пользования, расположенных на территории сельского поселения не утвержден.

В целях устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации прокуратурой Урупского района КЧР, 02.03.2023 года в адрес администрации Загеданского сельского поселения КЧР внесено представление об устранении выявленных нарушений, однако, как следует из ответа главы администрации Загеданского сельского поселения Урупского муниципального района КЧР, нарушения не устранены, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей со стороны должностных лиц администрации Загеданского сельского поселения КЧР, что в свою очередь привело к ненадлежащему исполнению возложенных на органы местного самоуправления полномочий. В связи с чем, административный истец просит признать незаконным бездействие администрации Загеданского сельского поселения Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики по не размещению на сайте администрации реестра парковок общего пользования, расположенных на территории Загеданского сельского поселения и обязать администрацию Загеданского сельского поселения Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в течении 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу утвердить и разместить на сайте администрации реестр парковок общего пользования, расположенных на территории сельского поселения.

В судебном заседании заместитель прокурора Урупского района КЧР Деменков А.А. поддержал административные исковые требования, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, глава администрации Загеданского сельского поселения Урупского муниципального района КЧР Иващенко Е.Ф. направил в суд заявление с просьбой рассмотреть гражданское дело в отсутствие их представителя, при этом в заявлении указал, что административные исковые требования прокурора признает в полном объеме, удовлетворению их судом не возражает.

В соответствии со ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.

Так, в соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений относится и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городской наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из положений ч.3 ст. 14 Закона №131 –ФЗ, закона субъекта Российской Федерации и принятых в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений, данный вопрос может быть закреплен за сельскими поселениями.

Согласно ч. 4 ст.15 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передачи осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным Кодексов РФ. Аналогичная норма содержится и с ч.4 ст.14 Закона КЧР «О местном самоуправлении в Карачаево-Черкесской Республике».

Вышеуказанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а так же предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Федеральным законом от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» урегулированы отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, включая вопросы разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в этой области.

В соответствии с нормами ч. ч. 3.1, 3.2, 3.3 ст.13 Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:

принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования;

установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения. Согласно ч.ч.1, 7,8 ст.12 Федерального закона 29.12.2017 N 443-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

парковка общего пользования может быть размещена на части автомобильной дороги и (или) территории, примыкающей к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющейся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, а так же в здании, строении или сооружении либо части здания, строения, сооружения.

-реестр парковок общего пользования представляет собой общедоступный информационный ресурс, содержащий сведения о парковках общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, вне зависимости от их назначения и формы собственности.

ведение реестра парковок общего пользования осуществляется уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, в том числе уполномоченным органом города федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга или Севастополя, уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Урупского района КЧР было установлено, что решением Совета Урупского муниципального района КЧР от 27.01.2023 г. №1 «О передаче органам местного самоуправления сельских поселений Урупского муниципального района осуществление части полномочий бюджета Урупского муниципального района в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений» переданы органам местного самоуправления Загеданского, Курджиновского, Кызыл-Урупского, Преградненского, Предгорненского, Урупского сельских поселений.

В нарушение требований ст.13 Федерального закона №257-ФЗ и ч.7,7,8 ст.12 Федерального закона №443-ФЗ на территории Загеданского сельского поселения КЧР реестр парковок общего пользования, расположенных на территории сельского поселения не утвержден.

Прокуратурой Урупского района КЧР, 02.03.2023 года было направлено представление главе администрации Загеданского сельского поселения КЧР о необходимости безотлагательно рассмотреть представление и в установленный законом месячный срок принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, этому способствующих и о принятых мерах сообщить в прокуратуру Урупского района КЧР (л.д.5-7). Из ответа главы администрации Загеданского сельского поселения Урупского муниципального района КЧР, следует, что представление прокуратуры Урупского района КЧР рассмотрено на заседании, в дальнейшем будут приняты меры по исполнению данного представления, лицо, виновное в нарушении законодательства, привлечено к дисциплинарному взысканию (л.д.8-9). Из объяснения главы администрации сельского поселения Иващенко Е.Ф. от 09.10.2023 года следует, что выявленные нарушения администрация Загеданского сельского поселения признает, представление прокуратуры Урупского района КЧР не исполнено в виду недостаточности штата сотрудников администрации (л.д.10-11).

Из заявления главы администрации Загеданского сельского поселения Урупского муниципального района КЧР Иващенко Е.Ф. следует, что выявленные нарушения администрация Загеданского сельского поселения Урупского муниципального района КЧР признает и не возражает их удовлетворению судом (л. д.22 ).

В судебном заседании установлено, что административный ответчик не принимает мер по устранению вышеуказанных нарушений, в связи с чем, административный иск прокурора подлежит удовлетворению.

Административный ответчик признал административные исковые требования, подтвердив обстоятельства, изложенные в иске.

Согласно ч.3 ст.46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит Кодексу административного судопроизводства, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (ч.5 ст.46 КАС РФ).

В данном случае признание административного иска административным ответчиком принимается судом, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Обстоятельства, на которые ссылается административный истец, подтверждаются письменными материалами дела.

Согласно ч. 3 ст. 157 КАС РФ в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 46,157,175-180,293 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Урупского района Карачаево-Черкесской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Загеданского сельского поселения Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики об обязании устранить выявленные нарушения законодательства – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Загеданского сельского поселения Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики по не размещению на сайте администрации реестра парковок общего пользования, расположенных на территории Загеданского сельского поселения.

Обязать администрацию Загеданского сельского поселения Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу утвердить и разместить на сайте администрации реестр парковок общего пользования, расположенных на территории Загеданского сельского поселения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд КЧР в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Урупский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 10 ноября 2023 года.

Судья

Урупского районного суда Р.Б. Чомаев