ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3992/18 от 18.12.2018 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«18» декабря 2018 года г. Краснодар

Судья Октябрьского районного суд г.Краснодара Баранова Е.А.,

при секретаре Тхагапсо А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ПАО <данные изъяты>» к Государственной инспекции труда в Краснодарском крае о признании незаконным предписания,

У С Т А Н О В И Л:

ПАО «<данные изъяты>» обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Краснодарском крае, в котором просит признать незаконным и отменить предписание Государственной инспекции труда в Краснодарском крае от ДД.ММ.ГГГГ. в части обязания ПАО «<данные изъяты>» оплатить сверхурочную работу ДД.ММ.ГГГГ (с 17:30 до 20:30 час.) ФИО5 за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере; выплаты произвести с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установления срока выплаты по день фактического расчета включительно.

В обоснование требований административный истец указал, что в отношении ПАО «<данные изъяты>» Государственной инспекцией труда в Краснодарском крае вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с которым общество обязано устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно: оплатить сверхурочную работу ДД.ММ.ГГГГ. (с 17:30 до 20:30 час.) ФИО5 за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Выплаты произвести с выплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установления срока выплаты по день фактического расчета включительно. Оспариваемое предписание противоречит нормам действующего законодательства, является незаконным и подлежит отмене, поскольку требования Государственной инспекции труда в Краснодарском крае, содержащиеся в предписании, выходят за рамки предоставленных инспекции законом полномочий, так как спор по выплате дополнительного вознаграждения, оплате работы нерабочие праздничные дни является индивидуальным трудовым спором. Факт сверхурочной работы ФИО5 не был санкционирован работодателем и работник выполняя дополнительный объем работы, в нарушение поручения руководителя, задержался на работе по собственному желанию.

В судебном заседании представитель административного истца – ФИО3 доводы заявления поддержал, просил удовлетворить заявленные требования.

Представитель административного ответчика – ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, представил суду письменный отзыв.

Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, считает административный иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 218 КАС гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В судебном заседании установлено, что ФИО5 был принят в ПАО «<данные изъяты>» по срочному трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ. главным специалистом информационно-аналитического отдела Управления экономической безопасности временно, на период исполнения основным работником ФИО6 обязанностей начальника информационно-аналитического отдела Управления экономической безопасности. Режим работы нормированный, характер работы - не разъездной.

Из представленного суду Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ., составленного по результатам проведенной внеплановой проверки на основании обращения ФИО5 по вопросу несогласия с увольнением, не выдачи трудовой книжки, не ознакомления с приказом о прекращении трудового договора, оплаты сверхурочной работы, выполнения работ на высоте следует, что в соответствии с путевым листом легкового автомобиля от ДД.ММ.ГГГГ. на автомобиле Тойота Королла с госномером , ФИО5 выехал из <адрес> нефтебазу в 10.00 час, затем направился на Краснодарскую нефтебазу прибыл в <адрес> в 20.30 час.

Согласно табелю учета рабочего времени за сентябрь ДД.ММ.ГГГГ. у ФИО5ДД.ММ.ГГГГ. стоит отметка о том, что он отработал 8 часов (ответственный за составления табеля начальник информационно-аналитического отдела ФИО7).

В своем объяснении водитель ФИО8 указал, что он вместе с ФИО5 прибыли на <данные изъяты> в 11:44 час, выехали в 18:30 час. и направились на <данные изъяты>, чтобы отдать пробы, которые были взяты на <данные изъяты> то есть фактически действовали в интересах работодателя, в 20:30 прибыли в <адрес>

В нарушение ст. 91 Трудового кодекса РФ работодатель не вел фактический учет рабочего времени отработанного ФИО5ДД.ММ.ГГГГ в связи с чем, в нарушение ст. 152 Трудового кодекса РФ ФИО5 не была произведена оплата за сверхурочную работу ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ. в отношении ПАО «<данные изъяты>» Государственной инспекцией труда в Краснодарском крае вынесено предписание соответствии с которым общество обязано устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно: оплатить сверхурочную ДД.ММ.ГГГГ. (с ДД.ММ.ГГГГ.) ФИО5 за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере; выплаты произвести с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установления срока выплаты по день фактического расчета включительно.

В силу ст. 99 ТК РФ сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени (ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

В силу ст. 104 ТК РФ в случаях, когда установлен суммированный учет рабочего времени, работодателю необходимо определить в правилах внутреннего трудового распорядка учетный период (месяц, квартал или другой период до года).

Ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами, установленной для них продолжительности рабочего времени (ст. 101 Трудового кодекса РФ).

Заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ч.1 ст. 129 Трудового кодекса РФ).

Работодатель обязан в полном размере выплачивать работникам причитающуюся им заработную плату (оплата сверхурочной работы является компенсационной выплатой) (абз. 6 ч.2 ст. 22 Трудового кодекса РФ).

Факт выполнения сверхурочной работы ФИО5 нашел свое подтвер-ждение в судебном заседании.

Доводы заявителя о том, что данная работа производилась работником по своей инициативе и не была санкционирована работодателем, суд находит несостоятельными поскольку характер и объем выполняемой работы согласно представленных материалов говорит о том, что работник действовал в интересах работодателя и по его изначальному поручению. Сам факт выезда работника за пределы г.Краснодара на <данные изъяты>, говорит о том, что работник действовал изначально во исполнение воли работодателя, тогда как согласно трудового договора, установлен не разъездной характер работы.

ПАО «<данные изъяты>», в нарушение положений трудового законодательства, оплату за сверхурочную работу ФИО5 не произвело, что и было установлено Государственной инспекцией труда в Красно-дарском крае в ходе проверки.

Доводы административного искового заявления о том, что отсутствовали законные основания для вынесения предписания, в связи с тем, что вопрос оплаты сверхурочной работы ФИО5 относится к трудовому спору и оно вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции суд не может признать состоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм действующего законодательства применительно к обстоятельствам дела.

Согласно ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статьей 356 ТК РФ предусмотрены полномочия, которые реализует федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами.

В соответствии со ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Согласно ст. 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

Согласно ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В силу ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. ФИО5 обратился в федеральную инспекцию труда, которая к данным органам не относится, соответственно отсутствует факт возникновения индивидуального трудового спора.

Из представленных суду материалов следует, что нарушение допущенное работодателем, имело очевидный характер (установлены его точное время, место, точное количество часов сверхурочной работы неоплаченной работнику), в связи с чем, государственный инспектор труда правомерно выдал оспариваемое предписание.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что предписание государственного инспектора труда принято в соответствии с нормами трудового законодательства, подлежащего применению к рассматриваемы правоотношениям, в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленной процедуры, оснований для признания его незаконным не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ПАО <данные изъяты>» к Государственной инспекции труда в Краснодарском крае о признании незаконным предписания от ДД.ММ.ГГГГ. – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г.Краснодара в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья –

Решение суда изготовлено в окончательной форме: 18.12.2018г.