УИД 19RS0001-02-2019-004374-27 Дело № 2а-3998/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Абакан 12 июля 2019 года
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Наумовой Ж.Я.,
при секретаре Чебодаевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании решения незаконным,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании решения незаконным. Требования мотивированы тем, что решением Арбитражного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по делу № установлено, что ИП ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 31 ЗК РФ обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия (далее - ТУ Росимущества в Республике Хакасия) с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта конторы общей площадью 600 кв.м. и гаража общей площадью 120 кв.м. на земельном участке площадью 2300 кв.м., расположенном по адресу в <адрес>. Указанное заявление направлено в целях подготовки акта выбора и обследования земельного участка. В границах кадастрового квартала № с местоположением: <адрес> осуществлен выбор земельного участка площадью 2300 кв.м. для размещения конторы и гаража. Результаты выбора земельного участка оформлены актом от ДД.ММ.ГГГГ. Решением ТУ Росимущества в Республике Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ предварительно согласован испрашиваемый земельный участок ИП ФИО3, утверждён акт о выборе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заявителю рекомендовано выполнить работы по установке границ участка и его кадастровому учёту, по итогам которого представить кадастровый паспорт участка с соответствующими документами в ТУ Росимущества в Республике Хакасия для заключения договора аренды. Заявителем после выполнения работ по установке границ участка и его кадастровому учёту письмом от ДД.ММ.ГГГГ направлены необходимые документы в целях подготовки договора аренды земельного участка. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ТУ Росимущества в Республике Хакасия сообщило об издании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№ об отмене своего решения от ДД.ММ.ГГГГ№ в связи с отсутствием у него полномочий в части принятия решения о предварительном согласовании места размещения объектов. Акт выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с приложением необходимых документов ТУ Росимущества в Республике Хакасия с сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ направило для рассмотрения в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, проинформировав об этом заявителя (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№). Федеральное агентство по управлению государственным имуществом письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ возвратило ТУ Росимущества в Республике Хакасия комплект документов на доработку, поскольку в нарушение пунктов 1, 5 статьи 31 ЗК РФ согласно представленному акту о выборе земельного участка для строительства объекта к проектированию принят один вариант, не обоснована площадь земельного участка, необходимая для строительства объекта, отсутствуют сведения о наличии/отсутствии утверждённых правил землепользования и застройки <адрес>, отсутствует информация о наличии/отсутствии объектов недвижимости на земельном участке с кадастровым номером №. ТУ Росимущества в Республике Хакасия письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ возвратило ИП ФИО3 пакет документов без рассмотрения по существу, мотивировав свои действия недостатками в документах, указанных в письме Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ№. Полагая возврат документов ТУ Росимущества в Республике Хакасия не соответствующим ст. 31 ЗК РФ, нарушающим его права и обязанности, ИП ФИО3 обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия. Вышеупомянутым решением Арбитражного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по делу № требования ИП ФИО3 удовлетворены. Признано незаконным бездействие ТУ Росимущества в Республике Хакасия на обращение ИП ФИО3 по вопросу предварительного согласования места размещения конторы общей площадью 600 кв.м. и гаража общей площадью 120 кв.м. на земельном участке площадью 2300 кв.м., расположенном по адресу в <адрес>, в силу противоречия ст. ст. 29, 31 ЗК РФ и нарушения прав заявителя. В порядке устранения допущенных нарушений суд обязал ТУ Росимущества в Республике Хакасия в течение 5 дней с момента вступления решения в законную силу принять решение об утверждении акта от ДД.ММ.ГГГГ выбора земельного участка площадью 2300 кв.м., расположенного по адресу в <адрес>. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ТУ Росимущества в Республике Хакасия сообщило ИП ФИО3 об издании Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№, которым утвержден акт от ДД.ММ.ГГГГ выбора земельного участка площадью 2300 кв.м., расположенного по адресу в <адрес>, а так же о том, что исполнительный орган государственной власти в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, и необходимости подачи такого заявления. Согласно договору уступки прав требований № от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО3 переуступил ФИО4, права (требования) к органу исполнительной власти, предусмотренного п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-Ф3, п. 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. № 432, на принятие решения о предоставлении спорного земельного участка и на заключение договора аренды указанного земельного участка, вытекающих из Решения Арбитражного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по делу № п. 1, 2 ст. 32 ЗК РФ от 25.10.2001 №136-Ф3. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился в ТУ Росимущества в Республике Хакасия с заявлением о принятии решения о предоставлении земельного участка сроком на 3 года и направлении проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2 389,0 кв. м. ДД.ММ.ГГГГ исх. № ТУ Росимущества в Республике Хакасия сообщило, что в связи с необходимостью подготовки дополнительных документов, срок рассмотрения обращения продлен. Дополнительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № ТУ Росимущества в Республике Хакасия сообщило о проведении совместно с ФКП Росреестра по РХ работ по смене вида разрешенного использования земельного участка, после выполнения которых, а так же определения величины рыночной стоимости прав пользования земельным участком, вернется к рассмотрению вопроса предоставления участка по существу. Параллельно с ожиданием работ, проводимых ТУ Росимущества в Республике Хакасия. ФИО4 проводились мероприятия по сносу деревьев, распилу стволов, вывозу и утилизации порубочных остатков с испрашиваемого земельного участка. Подавалось заявление в муниципалитет по утверждению градостроительного плана земельного участка. На основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.08.2016 № 548 «Об утверждении схемы размещения территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом», приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ№ «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом» ДД.ММ.ГГГГ завершена процедура реорганизации ТУ Росимущества в Республике Хакасия и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Тыва в форме присоединения к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае. В результате реорганизации создано новое юридическое лицо - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (далее - МТУ Росимущества), местонахождением которого является город Красноярск. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 повторно обратился в МТУ Росимущества с заявлением о принятии решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду и направлении проекта договора аренды в свой адрес. МТУ Росимущества ответом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № сообщило, что направило обращение в адрес ДГАЗ Администрации <адрес> о внесении изменений в существующий проект планировки. ДД.ММ.ГГГГ исх. № МТУ Росимущества направило в адрес ФИО4 письмо ДГАЗ Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о принятии решения о подготовке документации по планировке территории и внесении изменений в проект планировки <адрес>. Сроки окончания данных работ ни в письме ДГАЗ Администрации <адрес> ни в письме МТУ Росимущества не обозначены. По причине отсутствия конкретных сроков получения участка в аренду ФИО4 принято решение расторгнуть договор уступки прав требований № РЛ-12012017, заключенный с ИП ФИО3 Соглашение о расторжении договора от ДД.ММ.ГГГГ. ИП ФИО3 возвращены права к органу исполнительной власти на принятие решения о предоставлении спорного земельного участка и на заключение договора аренды указанного земельного участка.. Согласно договору уступки прав требований № РЛ-25052018 от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО3 переуступил ФИО1 права (требования) к органу исполнительной власти, предусмотренные п. 2 ст. 9 ЗК РФ от 25.10.2001 № 136-Ф3, п. 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, на принятие решения о предоставлении спорного земельного участка и на заключение договора аренды указанного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 уведомил МТУ Росимущества о расторжении договора с ФИО4 и о заключении договора уступки прав требований с ФИО1 Кроме того, заявил о необходимости заключения договора аренды с новым правообладателем. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № МТУ Росимущества сообщило об отсутствии в пакете документов заявления на предоставление участка в аренду и о продолжающихся работах ДГA3 Администрации <адрес> по внесению изменений в существующий проект планировки района и изменении вида разрешенного использования земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направил в адрес МТУ Росимущества заявление по необходимой форме, а так же сообщил, что еще на 44-ой сессии Совета депутатов г. Абакана от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в правила землепользовании и застройки, которым установлена возможность выбрать необходимое разрешенное использование и предоставить участок в аренду. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ МТУ Росимущества отказало в предоставлении участка в аренду, до установления необходимого вида разрешенного использования. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь направил заявление на предоставление участка в аренду. ДД.ММ.ГГГГ исх. № МТУ Росимущества отказало в предоставлении земельного участка в аренду, мотивировав свой отказ тем, что решение о предварительном согласовании места размещения № принято ДД.ММ.ГГГГ, а в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со ст. ст. 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласована места размещения объекта, принятым до ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 считает отказ МТУ Росимущества в заключении договора аренды незаконным, так как права требования к органу исполнительной власти на заключение договора аренды спорного земельного участка, а также права на оспаривание отказа госоргана в заключении договор аренды оформленного письмом МТУ Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в заключении договора аренды, согласно договору уступки прав требований № от ДД.ММ.ГГГГ принадлежат ФИО1 Поскольку Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№, которым предварительно согласован выбор земельного участка площадью 2300 кв.м., расположенного по адресу в <адрес> принято на основании решения Арбитражного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, которым признано незаконным бездействие уполномоченного органа, к спорным правоотношениям подлежит применению редакция ЗК РФ, действующая на дату обращения с заявлением о подготовке договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Последующие действия по внесению изменений в разрешенное использование участка и прочее затягивание сроков предоставления участка, вплоть до внесения изменений в Земельный кодекс РФ и последующий отказ со ссылкой на внесенные в закон изменения, не могут быть приняты во внимание, так как закон обратной силы не имеет, работа по предоставлению земельного участка должна быть продолжена в соответствии с ранее действующим законодательством. В случае надлежащего и своевременного рассмотрения заявления в соответствии с пунктом 2.6. Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для целей, связанных со строительством утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.10.2013 № 570 (действовавшего в момент совершения спорных действий), результатом предоставления государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для целей, связанных со строительством, в аренду, является заключение договора аренды земельного участка. Срок предоставления услуги при обращении с заявлением о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта, составляет 2 месяца со дня регистрации заявления в Росимуществе или в территориальном органе Росимущества. Заявление о выборе участка было подано ДД.ММ.ГГГГ. Также согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ ТУ Росимущества в Республике Хакасия сообщило ИП ФИО3 о том, что исполнительный орган государственной власти в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, и необходимости подачи такого заявления. Такие заявления подавались неоднократно разными заявителями, обладающими правами, согласно заключенных договор цессий, в разные даты: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Уполномоченным органом заявления по существу не рассматривались, неоднократно продлевался срок рассмотрения обращения. Учитывая, что заявление о предварительном согласовании места размещения объекта направлялось ДД.ММ.ГГГГ до изменения земельного законодательства, срок рассмотрения обращения по указанному заявлению, согласно Административному регламенту составляет 2 месяца, распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№ об утверждении акта о выборе земельного участка принято на основании Решения Арбитражного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по делу № и согласно п.7 ст. 31 ЗК РФ действует 3 года; заявления о принятии решения о предоставлении участка в аренду подавались неоднократно разными заявителями, обладающими правами, согласно заключенных договоров цессий в разные даты: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; по указанным заявлениям, только одно от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено по существу и выдан оспариваемый отказ, применению подлежит редакция земельного кодекса, действующая на момент спорных правоотношений. Просил признать незаконным отказ Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 2 389,0 кв.м., относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, кадастровый №, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ№. Возложить обязанность на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва в течение двухнедельного срока со дня вступления в силу настоящего решения суда принять решение о предоставлении ФИО5 в аренду сроком на 3 года земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2 389,0 кв.м., кадастровый № и заключить договор аренды на данный земельный участок.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО3, ФИО4, Администрация города Абакана.
В судебном заседании административный истец ФИО1 административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему. Просил административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признала по доводам и основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление. Дополнительно суду пояснила, что административным ответчиком не оспаривается, что заявления поступали. Отметила, что распоряжение об отмене акта никем не оспорено, а имеющееся решение Арбитражного суда Республики Хакасия не отменяет указанное распоряжение. Полагала, что административный истец является неуполномоченным лицом по обращению и представлению интересов ФИО6, так как переуступка права требования не дает основания для предоставления земельного участка до изменения вида разрешенного использования земельного участка. Полагала, что доводы о том, что МТУ Росимущества затягивало рассмотрение обращения необоснованные, поскольку у МТУ имеется переписка с Администрацией г. Абакана об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Смена вида разрешенного использования земельного участка произошла только в декабре 2018 года, о чем была представлена выписка. Также в соответствии с действующим законодательством МТУ Росимущества не имело возможности однозначно отказать в предоставлении земельного участка. Только после введения изменений в ЗК РФ, МТУ воспользовалось своим правом. Полагала, что даже переуступка прав не повлияла бы на рассмотрение дела до изменения вида разрешенного использования земельного участка. Процедура смены вида разрешенного использования земельного участка производилась в соответствии с действующим законодательством. Одновременно со сменой вида разрешенного использования земельного участка, изменялись территориальные зоны земельных участков. На данный момент земельный участок выставлен на торги, при котором уже определена ставка. Административному истцу отказано, поскольку трехлетний срок действия акта выбора истек. ФИО3 обращался в 2014 году, его заявление было рассмотрено в рамках действовавшего на тот момент законодательства. Сейчас законодательство изменилось. Полагала, что административным истцом пропущен срок на подачу настоящего административного иска, так как фактически он обжалует отказ в предоставлении земельного участка в аренду, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ. Просила в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.
В судебное заседание заинтересованное лицо ФИО3 не явился, хотя был надлежащим образом извещен о судебном заседании, о причинах неявки суду не сообщил. До рассмотрения дела по существу представил отзыв на исковое заявление, в котором не возражал против удовлетворения административных исковых требований. Указал, что ФИО3 с 2013 года безуспешно пытался получить земельный участок для строительства написанием заявления о предварительном согласовании места размещения объекта. Решением Теруправления Росимущества участок был предварительно согласован, однако позже это решение было отменено. Обратившись в Арбитражный суд Республики Хакасия данные действия были признаны незаконными. Длительное бездействие органа исполнительной власти в конечном итоге затянулось, изменилось законодательство Российской Федерации, однако закон обратной силы не имеет, и за МТУ Росимущества осталась обязанность к заключению договора аренды земельного участка, право на которое было передано ФИО1 по договору цессии.
Представитель заинтересованного лица Администрации города Абакана по доверенности ФИО7 в судебное заседание не явилась, хотя была надлежащим образом извещена о судебном заседании. До рассмотрения дела по существу представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Вопрос об удовлетворении административных исковых требований, оставила на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явился, хотя был надлежащим образом извещен о судебном заседании, о причинах неявки суду не сообщил.
На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых в суд обязательной не признана.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ по данной категории дел установлен трехмесячный срок обращения в суд со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Решение об отказе в предоставлении земельного участка было вынесено ДД.ММ.ГГГГ№, с административным иском административный истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, что следует из входящего штампа на административном иске, следовательно, срок обращения в суд административным истцом не пропущен, административное исковое заявление подлежит рассмотрению по существу.
При этом суд отклоняет довод стороны административного ответчика о том, что ФИО1 фактически оспаривает решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, так как это противоречит заявленным административным исковым требованиям.
В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся: установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений; установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков; государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного надзора, землеустройства; осуществление государственного земельного надзора; установление порядка резервирования земель, принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) для государственных и муниципальных нужд; резервирование земель, изъятие земельных участков для нужд Российской Федерации; разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель; иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, федеральными законами. Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение).
В силу п. 4 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пп. 5.38 п. 5 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: принимает в установленном порядке решение о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития России от 29.08.2016 № 548 утверждены схемы размещения территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Схема).
Так в п. 16 данной Схемы указано Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва.
Приказом Росимущества от 16.12.2016 № 455 реорганизовано Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае в форме присоединения к нему Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Тыва. Установлено, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае является правопреемником прав и обязанностей Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Тыва согласно передаточным актам. Переименовано Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва.
Указанным приказом также утверждено Положение о Межрегиональном территориальном управлении и Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, в п. 1 которого указано, что Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (далее - территориальный орган) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Красноярского края, Республики Хакасия и Республики Тыва.
Согласно п. 4.1.14 данного Положения территориальный орган предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью, равной либо меньше десяти гектаров, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ТУ Росимущества в Республике Хакасия издано распоряжение № «Об утверждении акта о выборе земельного участка», которым утвержден акт о выборе земельного участка для строительства объекта, наименование объекта: контора и гараж, адрес объекта: <адрес>, согласно приложению № к настоящему распоряжению.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ ТУ Росимущества в Республике Хакасия сообщило ИП ФИО3 об исполнении решения Арбитражного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, а именно об издании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении акта о выборе земельного участка». Разъяснено, что ИП ФИО3 необходимо обратится с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке ст. 32 ЗК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО3 (Цедент) и ФИО4 (цессионарий) был заключен договор уступки прав (требований) №, согласно которому цедент уступает цессионарию права (требования) к органу исполнительной власти, предусмотренного п. 2 ст. 9 ЗК РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ, п. 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 на принятие решения о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2 389,0 кв.м., относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, для эксплуатации и обслуживания здания конторы, кадастровый № и на заключение договора аренды указанного земельного участка, вытекающих из решения Арбитражного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по делу № №. ДД.ММ.ГГГГ сторонами был заключен акт приема-передачи документов по договору уступки прав (требований) № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ начальником УКХТ Администрации <адрес> дано разрешение на снос четырех деревьев, растущих на земельном участке по адресу: <адрес>, с условием проведения компенсационного озеленения путем высадки деревьев различных пород на городской территории в 2017 году.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился в ТУ Росимущества в Республике Хакасия с заявлением о принятии решения по предоставлению земельного участка с кадастровым номером № для строительства объекта недвижимости в аренду сроком на три года.
ДД.ММ.ГГГГ ТУ Росимущества в Республике Хакасия ФИО4 был дан ответ о том, что в связи с необходимостью подготовки дополнительных документов, срок рассмотрения обращения продлен.
ДД.ММ.ГГГГ ТУ Росимущества в Республике Хакасия ФИО4 был дан ответ на данное обращение, в котором указано, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2 389 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> имеет разрешенное использование для эксплуатации и обслуживания здания конторы, категория земель: земли населенных пунктов. ТУ Росимущества в Республике Хакасия совместно с ФКП Росреестра по Республике Хакасия проводится работа по смене вида разрешенного использования земельного участка, с целью предоставления его для размещения объекта недвижимости имущества административного назначения. После проведения вышеуказанных работ, а также определения величины рыночной стоимости права пользования земельным участком ТУ Росимущества в Республике Хакасия вернется к рассмотрению вопроса предоставления земельного участка по существу.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился с заявлением в ДГАЗ Администрации <адрес>, в котором просил предоставить градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ Главой города Абакана было вынесено постановление № об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка №.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился к административному ответчику с повторным заявлением, в котором повторно просил принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду и направить в его адрес договор аренды.
ДД.ММ.ГГГГ на данное обращение административный ответчиком был дан ответ, в котором указано, что спорный земельный участок расположен в границах территориальной зоны Ж1 – зона малоэтажной жилой застройки, не предусматривающей размещение административных зданий и гаражей. МТУ Росимущества в адрес ДГАЗ Администрации г. Абакана направлено обращение о внесении изменений в существующий проект планировки VII жилого района г. Абакана, утвержденный постановлением Главы города Абакана № 10 от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающие размещение на данной территории объектов, указанных в акте о выборе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ МТУ Росимущества в адрес ФИО4 было направлено письмо ДГАЗ Администрации <адрес> о внесении изменений в существующий проект планировки <адрес>, утвержденный постановлением Главы города Абакана № от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающие размещение на данной территории объектов, указанных в акте о выборе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО3 и ФИО4 было заключено соглашение о расторжении договора уступки прав (требований) №.
ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО3 (Цедент) и ФИО1 (цессионарий) был заключен договор уступки прав (требований) № РЛ-25052018, согласно которому цедент уступает цессионарию права (требования) к органу исполнительной власти, предусмотренного п. 2 ст. 9 ЗК РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ, п. 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 на принятие решения о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2 389,0 кв.м., относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, для эксплуатации и обслуживания здания конторы, кадастровый № и на заключение договора аренды указанного земельного участка, вытекающих из решения Арбитражного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по делу №. ДД.ММ.ГГГГ сторонами был заключен акт приема-передачи документов по договору уступки прав (требований) № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ сторонами был заключен акт приема-передачи документов по договору уступки прав (требований) № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 уведомил МТУ Росимущества о состоявшейся уступке права (требования) между ИП ФИО3 и ФИО1, просил заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером № с новым правообладателем ФИО3
ДД.ММ.ГГГГ МТУ Росимущества ФИО3 дан ответ на данное уведомление о том, что до настоящего времени вид разрешенного использования земельного участка не изменен, в связи с чем, рассмотреть вопрос предоставления земельного участка по существу не представляется возможным.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва с заявлением, в котором просил предоставить земельный участок, находящийся в государственной собственности, без проведения торгов, а также направить в его адрес договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2 389 кв.м. относящегося к категории земель земли населенных пунктов, кадастровый №.
ДД.ММ.ГГГГ МТУ Росимущества был дан ответ на данное заявление ФИО1, в котором указано, что в реестре федерального имущества учитывается земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2 389 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, разрешенное использование для эксплуатации и обслуживания здания конторы, территориальная зона Ц-1 – зона административно-деловых торговых учреждений. В заявлении о предоставлении земельного участка указано, что целью использования земельного участка является строительство, либо размещение здания конторы и гаража, в связи с чем МТУ Росимущества отказывает в предоставлении в аренду спорного земельного участка, в соответствии с п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ.
Также из Решения Совета Депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что изменен вид и границы части территориальной зоны Ж-1 Зона малоэтажной жилой застройки на территориальную зону Ц-1. Зона административно-деловых и торговых учреждений для земельного участка по адресу: <адрес>.
Сведения о внесении изменений в вид разрешенного использования спорного земельного участка, подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 повторно обратился в МТУ Росимущества с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2 389 кв.м, кадастровый №, без проведения торгов в порядке ст. 39.17 ЗК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ МТУ Росимущества ФИО1 был дан ответ на данное обращение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, со ссылкой на ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
С данным решением от ДД.ММ.ГГГГ не согласился административный истец, который указывает на то, что данный отказ нарушает права административного истца на получение земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в аренду без проведения торгов, ссылаясь на то, что цедентом ИП ФИО3 и прежним цессионарием ФИО4 реализовано право на получение данного земельного участка в аренду без проведения торгов, путем подачи соответствующих заявлений в адрес административного ответчика.
Суд, анализируя указанные доводы сторон, приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 28 ЗК РФ (действующего на момент возникновения спорных правоотношений) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно п. 8 ст. 30 ЗК РФ решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.
В силу п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).
Согласно п. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 ЗК РФ).
В силу п. 7 ст. 31 ЗК РФ копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.
Согласно п. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Пунктом 2 ст. 32 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Однако 01.03.2015 утратили силу ст.ст. 30-32 ЗК РФ, которыми была предусмотрена возможность предоставления земельного участка для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта без проведения торгов.
Статьей 1 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием таких земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров аренды таких земельных участков. Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 01.03.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указанно в этом решении.
С учетом изложенного, суд отмечает, что во исполнение решения Арбитражного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ, то есть принятого после отмены ст. ст. 31, 32 ЗК РФ (01.03.2015), административным ответчиком было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждении акта о выборе земельного участка. В данном акте отсутствовало указание на конкретное лицо, которое имело право на получение земельного участка для строительства.
При этом суд отмечает, что обращение ФИО4 с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства после принятия решения от ДД.ММ.ГГГГ не может говорить о соблюдении порядка обращения именно ФИО1 для получения спорного земельного участка для строительства, так как договор цессии между ФИО3 и ФИО4 был расторгнуть, следовательно, к ФИО3 вернулся тот объем прав и обязанностей, который был у него до заключения договора цессии с ФИО4 (ст. ст. 388 – 390 ГК РФ).
В дальнейшем ФИО3 переуступил свои права и обязанности ФИО1, а в ходе рассмотрения дела установлено, что с заявлением в предоставлении земельного участка для строительства ФИО3 к административному ответчику в установленный законом срок не обращался. Кроме того, ФИО3 обратился с таким заявлением уже после принятия Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ, которым были отменены положения ст. ст. 31,32 ЗК РФ.
Кроме того, суд отмечает, что нельзя говорить, что ФИО3 был соблюден порядок получения спорного земельного участка для строительства в связи с подачей им ДД.ММ.ГГГГ заявления о заключении договора аренды, так как данное заявление было направлено в адрес административного ответчика ранее принятия решения от ДД.ММ.ГГГГ№ об утверждении акта о выборе земельного участка.
Также суд отмечает, что решением Арбитражного суда Республики Хакасия ДД.ММ.ГГГГ административного ответчика обязали принять решение об утверждении акта от ДД.ММ.ГГГГ выбора земельного участка площадью 2 300 кв. м., расположенного по адресу: г<адрес> 10, что и было сделано административным ответчиком в отношении именно земельного участка площадью 2 300 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, 10. При этом по договору цессии № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ИП ФИО3 и ФИО1, уступлены права (требования) к органу исполнительной власти в отношении земельного участка площадью 2 389 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, 10А.
При этом административным истцом не представлено доказательств того, что земельный участок площадью 2 300 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, 10, и земельный участок площадью 2 389 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, 10А, являются одним и тем же участком.
Следовательно, в данном случае невозможно установить факт того, что ИП ФИО3 уступил ФИО1 право требование к исполнительному органу именно на земельный участок, по которому Арбитражным судом Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в отношении земельного участка площадью 2 389 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, 10А, на данный момент даже не принято решение о предварительном согласовании, так как оно приято ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Арбитражного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ только в отношении земельного участка 2 300 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, 10.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 нарушена процедура получения спорного земельного участка в аренду, предусмотренная статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем суд не находит оснований для признания решения административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Иные доводы ФИО1, изложенные в административном иске, не имеют правового значения для рассмотрения данного административного дела.
Оспариваемое решение принято уполномоченным на то должностным лицом, в пределах его компетенции, в установленной форме, соответствует требованиям законодательства.
При таких обстоятельствах, основываясь на положениях п. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения настоящего административного дела суд не находит правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 о признании решения незаконным.
Кроме того, суд не находит оснований для удовлетворения требования ФИО1 о возложении на административного ответчика обязанности в течение двухнедельного срока со дня вступления в силу настоящего решения суда принять решение о предоставлении ФИО5 в аренду сроком на 3 года земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2 389,0 кв.м., кадастровый № и заключение договора аренды на данный земельный участок, так как указанное требование является производным от основного, в удовлетворении которого административному истцу было отказано.
Руководствуясь ст. ст. 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании решения незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд.
Председательствующий Ж.Я. Наумова
Мотивированное решение изготовлено и подписано 17 июля 2019 года.
Судья Ж.Я. Наумова