ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3999/2015 от 16.02.2016 Симферопольского районного суда (Республика Крым)

Дело №2а-445\16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 февраля 2016 года г. Симферополь

Симферопольский районный суд Республики Крым

в составе: председательствующего судьи Томащака А.С.

при секретаре Шеренковой И.Л.

с участием:

представителя административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - ФИО1, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ года

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> административное дело по административному иску ФИО2 к государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности, обязать провести государственную регистрацию права собственности,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с административным иском к государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании отказ государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3 в государственной регистрации за административным истцом право собственности на объект недвижимого имущества: жилой дом, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, с. В.-Курганное, <адрес> - незаконным, обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в течение десяти рабочих дней по вступлении решения суда в законную силу, зарегистрировать за административным истцом право собственности на объект недвижимого имущества: жилой дом, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, с. В.-Курганное, <адрес>.

Исковые требования мотивированы тем, что согласно свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ, выданного исполнительным комитетом <адрес> Совета народных депутатов, она является собственником и за ней зарегистрировано право собственности на объект недвижимого имущества: жилой дом, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, с. В.-Курганное, <адрес>. Обратившись с заявлением о регистрации своих прав собственника на домовладение в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым получила отказ. С решением государственного регистратора об отказе в государственной регистрации права собственности на домовладение не согласна, поскольку считает, что отказ является необоснованным и незаконным, так как нарушает ее права, как собственника домовладения. В связи с тем, что право собственности на домовладение у нее возникло с момента получения свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ, и регистрационный орган отказывает в регистрации данного права, она вынуждена обращаться в судебном порядке с настоящим административным иском за защитой своих нарушенных прав собственника.

В судебное заседание административный истец не явился, представив заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия, административный иск просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебном заседании заявленные исковые требования не признал в полном объеме и просил суд в их удовлетворении отказать, пояснив, что отказ государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в государственной регистрации за административным истцом права собственности на объект недвижимого имущества является законным, поскольку не смотря на представленный правоустанавливающий документ - свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на объект недвижимого имущества в установленном ранее порядке государственной регистрации права собственности не прошел.

Государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела уведомлена надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассмотреть дело без ее участия, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Заслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

На основании частей 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что согласно сообщения об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым отказано в государственной регистрации за ФИО2 права собственности на объект недвижимого имущества: жилой дом, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, с. В.-Курганное, <адрес> связи с тем, что право собственности на вышеуказанный дом ни за кем не зарегистрировано в органах БТИ. В обоснование отказа государственный регистратор сослался на абзац 13 п.1 ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ " О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"

Государственная регистрация права собственности на жилые дома, сооружения на момент получения административным истцом свидетельства о праве собственности ДД.ММ.ГГГГ регулировалась подзаконными нормативными актами, в частности такими, как Инструкция о порядке регистрации домов и домовладений в городах и поселках городского типа Украинской ССР, утвержденная заместителем Министра коммунального хозяйства Украинской ССР ДД.ММ.ГГГГ, которая утратила силу на основании приказа Госжилкоммунхоза от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанный нормативный акт предусматривал государственную регистрацию зданий, сооружений, государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество, однако возникновение права собственности на здания, сооружения не зависело от государственной регистрации до момента вступления в силу ГК Украины и Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений».

Следовательно, в случае отсутствия государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, созданное и оформленное в предусмотренном законом порядке до вступления в силу Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» собственники указанного недвижимого имущества имеют право на регистрацию своего права в установленном законом порядке.

Согласно свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ, выданного исполнительным комитетом <адрес> Совета народных депутатов ФИО2 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, с. В.-Курганное, <адрес>.

Возникновение и прекращение права собственности на момент выдачи административному истцу свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ регулировалось главой 12 ГК Украинской ССР.

Согласно ч.1 ст. 128 ГК Украинской ССР право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, исходя из норм действовавшего на тот период законодательства, право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, с. В.-Курганное, <адрес> возникло у ФИО2 в момент выдачи ей свидетельства о праве собственности на вышеуказанный дом, то есть ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того право собственности на вышеуказанный дом у заявителя возникло до введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закон)

В соответствии со ст. 6 Закона права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона, в частности, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе;

Основаниями для государственной регистрации являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объекта недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные акты передачи прав на недвижимое имущество заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент передачи; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (статья 17 Закона).

Право собственности у ФИО2 на объект недвижимости возникло в 1991 году, данное право, признается юридически действительным при отсутствии его государственной регистрации, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом. Следовательно, лицо, ставшее собственником недвижимого имущества до введения в действие Закона, вправе реализовывать свои правомочия независимо от государственной регистрации его прав в порядке, установленном Законом. Отсутствие государственной регистрации ранее возникшего права на недвижимое имущество не свидетельствует о незаконности сделки по отчуждению этого имущества, соответственно, такая сделка порождает правовые последствия, на которые была направлена, независимо от наличия государственной регистрации такого права.

Кроме того не смотря на полученный ответ из Филиала ГУП РК "Крым БТИ" в <адрес> о том, что согласно данным инвентарного дела на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> право собственности ни за кем не зарегистрировано, суд принимает во внимание, что на свидетельстве о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанный дом, находящегося у административного истца, сведения о регистрации указанного свидетельства в органах БТИ имеется.

При изложенных обстоятельствах у государственного регистратора не имелось оснований для вынесения отказа в государственной регистрации права собственности на дом по названному выше адресу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск ФИО2 к государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности, обязать провести государственную регистрацию права собственности - удовлетворить.

Признать отказ государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3 в государственной регистрации за ФИО2 права собственности на объект недвижимого имущества: жилой дом, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, с. В.-Курганное, <адрес> - незаконным.

Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в течение десяти рабочих дней по вступлении решения суда в законную силу, зарегистрировать за ФИО2 право собственности на объект недвижимого имущества: жилой дом, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, с. В.-Курганное, <адрес>.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Крым через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

(мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ)

Судья А.С. Томащак