ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-399/2022 от 21.02.2022 Сысертского районного суда (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21.02.2022 года Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Транзалова А.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело № 2а-399/2022 по заявлению Сысертского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению,

УСТАНОВИЛ:

Сысертский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению.

В обоснование заявленных требований указано, что Сысертской межрайонной прокуратурой в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта по адресу№40817810604900317040 информации о предложении к продаже снюса, что вызывает интерес у пользователей сети Интернет, в том числе несовершеннолетних, побуждает их к его употреблению. За продажу снюса, за вовлечение несовершеннолетних в его употребление и употребление несовершеннолетними некурительного табачного изделия предусмотрены уголовная и административная ответственность.

Вход на указанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и копировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на указанной интернет-странице распространяется бесплатно, ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.

На момент проверки доменное имя https://snus-api.ru/snus-dostavka интернет-сайта, на котором размещена вышеназванная информация, в Едином реестре отсутствует.

На основании чего прокурор просит суд признать информацию, размещенную в сети Интернет по адресу: https://snus-api.ru/snus-dostavka информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Исследовав материалы дела, судом установлено наличие оснований для удовлетворения исковых требований.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Как следует из пункта 4 статьи 2 указанного закона, информационно- телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Согласно части 1, 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу положений ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию» К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий; (в ред. Федерального закона от 18.12.2018 N 472-ФЗ), способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

В п. 18 ст. 2 Федерального закона от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» под понятием табак сосательный (снюс) понимается вид некурительного табачного изделия, предназначенного для сосания и полностью или частично изготовленного из очищенной табачной пыли и (или) мелкой фракции резаного табака с добавлением или без добавления нетабачного сырья и иных ингредиентов.

Частью 8 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещена оптовая и розничная торговля насваем и табаком сосательным (снюсом).

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещается продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них, либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

Несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями, оптовая или розничная продажа насвая, табака сосательного (снюса), продажа несовершеннолетнму табачной продукции или табачных изделий влечет наступление административной ответственности, предусмотренной частями 1, 2, 3 ст. 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ влечет наступление для родителей (законных представителей) несовершеннолетнего административной ответственности, предусмотренной ст. 20.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Федеральным законодательством предусмотрена уголовная ответсвенность за склонение или иное вовлечение несовершеннолетнего в совершение противоправных действий, заведомо для виновного представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего, путем уговоров, предложений, обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков склонения к совершению самоубийства, вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления или в совершение антиобщественных действий (ст. 151.2 УК РФ).

Таким образом, в нарушении ч. 2 ст. 5 Федерального закона РФ от 29.12.2010 № 436- ФЗ «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию», сайт с адресом: https://snus-api.ru/snus-dostavka содержит информацию распространение которой, в том числе, среди несовершеннолетних запрещено.

На момент обращения прокурора с иском в суд доменное имя https://snus-api.ru/snus-dostavka интернет-сайта, на котором размещена вышеназванная информация, в Едином реестре отсутствовало.

При анализе указанной интернет - страницы не представляется возможным установить правообладателя и администратора, данные о собственнике ресурса отсутствуют. Кроме того, информация о правообладателе, администраторе, а также собственнике ресурса отсутствует на специализированном сайте - 2ip.ru.

Положения ч. 1 ст. 9, ч.ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», гарантируя свободу распространения информации, предусматривают возможность установления ограничения доступа к информации федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, в том числе запрещая распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 15/1 Закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержание информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В силу п. 2 ч. 2 ст. 15.1 Закона, в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержание информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

При этом основаниями для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Закона, являются вступившие в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу ч. 3 ст. 15.1 Закона, создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Пунктами 2, 3 указанных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - оператор реестра). Создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в силу этого Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу призывается в качестве заинтересованного лица.

В соответствии с п.п. «б» п. 5 Правил, основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержание запрещенную информацию, являются вступившие в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

Указанная в исковом заявлении информация, размещенная на сайте https://snus-api.ru/snus-dostavka, обладает признаками информации, подлежащей признанию запрещённой к распространению, в связи с чем административный иск Сысертского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 179-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

исковые требования Сысертского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети Интернет по адресу: https://<данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи жалобы через Сысертский районный суд в течение 15 дней с момента получения копии решения.

Судья А.А. Транзалов