Дело №2а-399/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 мая 2022 г. с.Икряное
Икрянинский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Хамидуллаевой Р.Р.,
при секретаре Щетинкиной Е.Н.,
рассмотрев материал по делу по административному иску заместителя прокурора Икрянинского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования « Ново-Булгаринский сельсовет» об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Икрянинского района Астраханской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования « Ново-Булгаринский сельсовет» об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, что прокуратурой района в декабре 2021 года проведена проверка исполнения должностными лицами администрации муниципального образования « Ново-Булгаринский сельсовет» законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, налогового законодательства, законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, по результатам которой выявлены нарушения, а именно установлено, что должностными лицами Администрации муниципального образования « Ново-Булгаринский сельсовет» не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативно-правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования и в информационно-коммуникационной сети «Интернет» не размещены. Соответствующая функция должна быть реализована органом местного самоуправления в рамках предоставления муниципальных услуг в порядке, определяемом Законом №210-ФЗ. Допущенные вышеуказанные нарушения законодательства свидетельствуют о ненадлежащей организации работы на данных направлениях и являются недопустимыми. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района <дата изъята> главе Администрации муниципального образования « Ново-Булгаринский сельсовет» внесено представление, по результатам рассмотрения которого меры к устранению нарушений законодательства не приняты в полном объеме, а именно не разработан и не утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги не размещены в реестре муниципальных услуг муниципального образования и в информационно-коммуникационной сети «Интернет».
Просит обязать администрацию муниципального образования « Ново-Булгаринский сельсовет» в течение 3 месяцев принять меры к устранению нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, налогового законодательства, законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления путем разработки и утверждения административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах и размещения соответствующих сведений о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования и информационно-коммуникационной сети «Интернет».
Прокурор в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель Администрации муниципального образования « Ново-Булгаринский сельсовет», извещенный судом надлежащим образом о слушании дела, в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил.
Представитель УФНС по <адрес>, извещенный судом надлежащим образом о слушании дела, в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил.
Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Частью 2 ст.15 Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.
В силу ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопрос местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского, сельского поселения относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района.
Согласно п.4 ст.12 Налогового кодекса РФ, местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены данным кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Представительными органами муниципальных образований в соответствии с законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены названным Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Статья 16 Налогового кодекса РФ устанавливает обязанность для уполномоченных органов муниципальных образований направлять в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, по соответствующему субъекту Российской Федерации и финансовые органы соответствующих субъектов Российской Федерации информацию и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и прекращении действия местных налогов.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 п.1 ст. 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики (налоговые агенты) имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию, (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, а также письменные разъяснения от финансовых органов муниципальных образований по всем вопросам применения законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
На основании п. 2 ст.34.2 Налогового кодекса финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
Пунктом 3 ст. 34.2 Налогового кодекса РФ установлено, что финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах осуществляется по заявлению налогоплательщиков, налогового агента и является обязанностью уполномоченного финансового органа муниципального образования.
Из положений вышеуказанных правовых норм следует, что подготовка и выдача письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах является муниципальной услугой, понятие которой дано в п.2 ст.2 Закона №210-ФЗ, на такие правоотношения указанного закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона №210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Административный регламент является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги ( п.4 ст. 2 Закона №210-ФЗ.
В силу ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в перечень информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет» входит, в том числе, размещение административных регламентов, стандартов государственных и муниципальных услуг.
Из материалов дела следует, что прокуратурой района в декабре 2021 года проведена проверка исполнения должностными лицами администрации муниципального образования « Ново-Булгаринский сельсовет» законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, налогового законодательства, законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, по результатам которой выявлены нарушения, а именно установлено, что должностными лицами Администрации муниципального образования « Ново-Булгаринский сельсовет» не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативно-правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования и в информационно-коммуникационной сети «Интернет» не размещены.
Отсутствие административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах влечет неопределенность требований к организациям и предпринимателям, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности, а также физических лиц - налогоплательщиков.
09.12.2022г. в адрес главы администрации муниципального образования « Ново-Булгаринский сельсовет» внесено представление, по результатам которого меры к устранению нарушений законодательства не приняты в полном объеме: не разработан и не утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги не размещены в реестре муниципальных услуг муниципального образования и в информационно-коммуникационной сети «Интернет».
Допущенные нарушения законодательства свидетельствуют о ненадлежащей организации работы на данных направлениях и являются недопустимыми.
При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление заместителя прокурора Икрянинского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования « Ново-Булгаринский сельсовет» об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования « Ново-Булгаринский сельсовет» в течение 3 месяцев принять меры к устранению нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, налогового законодательства, законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления путем разработки и утверждения административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах и размещения соответствующих сведений о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования и информационно-коммуникационной сети «Интернет».
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 01 июня 2022 г.
Судья Хамидуллаева Р.Р.
30RS0008-01-2022-000381-12