ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-39/19 от 15.03.2019 Торопецкого районного суда (Тверская область)

Дело № 2а-39/2019 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Торопец 15 марта 2019 года

Торопецкий районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Крон И.В.,

при секретаре Полевой Е.Н.,

рассмотрев административное дело по административному иску ФИО1 к Главе администрации Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области ФИО2 о признании незаконным действия (бездействия) по не информированию относительно создания товарной аквакультуры и представлению в администрацию Торопецкого района сведений о проведении опроса граждан о поддержке развития товарной аквакультуры; обязании обеспечения возможности участия в решении вопроса относительно создания товарной аквакультуры,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к Главе администрации Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области о признании незаконным действия (бездействия) по не информированию относительно создания товарной аквакультуры и обязании обеспечения возможности участия в решении данного вопроса.

Административный истец ссылается на то, что в Скворцовском сельском поселении Торопецкого района Тверской области при рассмотрении вопроса создания товарной аквакультуры на озере Слободское и озере Добшо Главой администрации Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области произведено грубое нарушение Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации. При решении вопроса создания товарной аквакультуры на озере Слободское и озере Добшо руководством Скворцовского сельского поселения население Скворцовского сельского поселения не было допущено к обсуждению данного вопроса, кроме того население не было проинформировано о поднятом вопросе и о принятом решении по нему. Решения были приняты без учета воли народа, а народ, согласно ч.1 ст.3 Конституции Российской Федерации является единственным источником власти. При принятии решения не соблюдены требования ст.42 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о возможности ее нарушения.

Главой администрации Скворцовского сельского поселения при принятии данного решения было нарушено законодательство Российской Федерации, а именно п.3 ч.3 ст.3 Федерального закона № 148 - ФЗ от 02 июля 2013 года «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому правовое регулирование отношений в области аквакультуры (рыбоводства) осуществляется на главном принципе «участия граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в решении вопросов, касающихся аквакультуры (рыбоводства), согласно которому указанные объекты имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых способствует развитию аквакультуры (рыбоводства), а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

Действие (бездействие) руководства Скворцовского сельского поселения не обеспечило возможность истца участвовать в принятии решения, не допустило участия истца и остальных жителей Скворцовского сельского поселения к решению вопросов, касающихся аквакультуры в непосредственном месте их проживания, чем нарушило права и законные интересы, как истца, так и всех жителей Скворцовского сельского поселения.

В ходе рассмотрения административного дела административный иск уточнен просьбой признать незаконными действия Главы администрации Скворцовского сельского округа ФИО2 по представлению в администрацию Торопецкого района сведений о проведении опроса граждан о поддержке развития товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в озере Добшо и озере Слободское Торопецкого района Тверской области.

Поскольку заявлений об отказе от ранее заявленных требований, содержащихся в административном иске, от административного истца не поступило, суд считает необходимым рассмотреть административный иск ФИО1 к Главе администрации Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области ФИО2 по следующим требованиям - о признании незаконным действия (бездействия) по не информированию относительно создания товарной аквакультуры и представлению в администрацию Торопецкого района сведений о проведении опроса граждан о поддержке развития товарной аквакультуры; обязании обеспечения возможности участия в решении вопроса относительно создания товарной аквакультуры на озере Слободское и озере Добшо.

В судебное заседание 15 марта 2019 года административный истец ФИО1, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, не явился. Представил заявление о рассмотрении дела без его участия и без участия представителя.

Административный истец, участвуя в судебном заседании 22 февраля 2019 года административный иск поддержал, пояснил, что он является <...>. Он, как и многие жители д.Покровское, пользуется водой из озера. Использование озера для целей аквакультуры (рыбоводства) нарушает его права, поскольку рыбу будут кормить искусственными кормами, также в озере будут присутствовать отходы жизнедеятельности рыб, что скажется на качестве воды в озере.

Представители административного истца ФИО1 - ФИО3 и ФИО4, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание 15 марта 2019 года не явились.

Представитель административного истца ФИО1 - ФИО3, участвуя в судебном заседании 22 февраля 2019 года, административный иск поддержал по изложенным в нем доводам. Пояснил, что обжалуются действия Главы администрации Скворцовского сельского поселения по представлению сведений в Комитет по управлению имуществом. Эти сведения были за подписью административного ответчика, на основании которых администрация Торопецкого района вынесла свое решение и доложила в Министерство сельского хозяйства Тверской области, которое приняло решение по определению границ рыбоводного участка. Действия административного ответчика незаконны в том, что он предоставил сведения в администрацию Торопецкого района по опросу, которого не было. Опрос граждан должен проводиться с учетом п.5 ст.23 Устава Скворцовского сельского поселения и ст.31 ФЗ - 131. ФИО2 сообщил, что 65% граждан, из числа опрошенных, поддерживают развитие товарной аквакультуры в озерах. На основании этих данных, Глава Торопецкого района сообщил в Министерство сельского хозяйства Тверской области, что администрацией Скворцовского сельского поселения, произведен опрос граждан и 65% граждан поддерживают развитие аквакультуры. ФИО1 имеет право на защиту по Конституции РФ и законодательству РФ. ФИО1 не был опрошен относительно создания товарной аквакультуры и его мнение не было учтено. Власть приняла решение без учета мнения конкретного человека, что влечет за собой нарушение его прав.

Представитель административного истца ФИО1 - ФИО4, участвуя в судебном заседании 11 марта 2019 года, административный иск поддержал по изложенным в нем доводам.

Административный ответчик - Глава администрации Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области ФИО2, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебной заседание 15 марта 2019 года не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

Участвуя в судебном заседании 22 февраля 2019 года административный ответчик исковые требования не признал, пояснил, что опрос граждан, проживающих в д. Добшо, д. Скворцово, д. Бор, д. Воробьи, д. Пятницкое, д. Покровское по вопросу развития товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в озерах Добшо и Слободское в соответствии с порядком установленным Уставом Скворцовского сельского поселения не проводился. В соответствии со ст.23 Устава Скворцовского сельского поселения опрос граждан проводится для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Администрацией Скворцовского сельского поселения решения по вопросу развития товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в озерах Добшо и Слободское не принимались.

Представитель заинтересованного лица Министерства сельского хозяйства Тверской области в судебное заседание не явился. Министерство надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения данного дела. В материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении административного дела без участия представителя Министерства сельского хозяйства.

Представитель заинтересованного лица Федерального агентства по рыболовству в судебное заседание не явился. Федеральное агентство по рыболовству надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения данного дела.

Представителем Федерального агентства по рыболовству по доверенности ФИО5 представлены письменные пояснения, в которых указано, что решение об определении грани рыбоводных участков на части озера Добшинское Торопецкого района и на части озера Слободское Торопецкого района принято в соответствии с Правилами определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участников исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 года № 1183.

Заслушав административного истца и его представителей, административного ответчика, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Правила определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 N 1183 "Об утверждении Правил определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками".

Согласно пункту 3 Правил № 1183 в целях определения границ рыбоводных участков органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации создается комиссия по определению границ рыбоводных участков.

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 марта 2015 г. № 94 утвержден Порядок, регламентирующий деятельность комиссии по определению границ рыбоводных участков, созданной Федеральным агентством по рыболовству, территориальным органом Федерального агентства по рыболовству, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в целях определения границ рыбоводных участков.

Правовые основы регулирования деятельности в области аквакультуры (рыбоводства), в том числе в части защиты прав и интересов физических лиц и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность в данной области, закреплены в положениях Федерального закона от 02 июля 2013 года № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В силу п.3 ч.3 ст.3 указанного закона правовое регулирование отношений в области аквакультуры (рыбоводства) осуществляется в том числе на принципе участия граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в решении вопросов, касающихся аквакультуры (рыбоводства), согласно которому указанные субъекты имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых способствует развитию аквакультуры (рыбоводства), а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

В судебном заседании установлено, что в Министерство сельского хозяйства Тверской области поступило предложение ООО «Чихачи» об определении границ рыбоводных участков на части акваторий озер Слободское и Добшинское Торопецкого района Тверской области.

Поскольку Комиссия по определению границ рыбоводных участков на водоемах Тверской области учитывает предложения муниципального образования, на территории которого расположен рассматриваемый водный объект, на предмет целесообразности его использования в целях товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) Министерство сельского хозяйства направило 25 октября 2018 года, исх.№ 5669 Главе Торопецкого района Тверской области письмо с предложением высказать свою позицию по развитию товарной аквакультуры на озерах Слободское и Добшинское с учетом мнения населения.

В связи с тем, что озеро Слободское и озеро Добшинское расположены на территории Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области председатель Комитета по управлению имуществом Торопецкого района Тверской области ФИО6 в письме от 05 декабря 2018 года, исх.№ 462 предложила Главе Скворцовского сельского поселения ФИО2 высказать свою позицию по развитию товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) на озере Слободское и озере Добшинское, с учетом мнения населения.

10 декабря 2018 года исх.№ 401 Глава Скворцовского сельского поселения ФИО2 в Комитет по управлению имуществом Торопецкого района направил письменный ответ о том, что администрация Скворцовского сельского поселения и 65% граждан из числа опрошенных, проживающих в д. Добшо, д. Скворцово, д. Бор, д. Воробьи, д. Пятницкое, д. Покровское, расположенных в непосредственной близости от озера Добшо и озера Слободское поддерживают развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в этих озерах.

Учитывая информацию, представленную Главой администрации Скворцовского сельского поселения, Глава Торопецкого района ФИО7 11 декабря 2018 года, исх.№33779 сообщил Министерству сельского хозяйства Тверской области о том, что администрация Скворцовского сельского поселения Торопецкого района и администрация Торопецкого района считают целесообразным создание рыбоводного комплекса на водных объектах (озере Слободское и озере Добшинское).

На заседании комиссии по определению границ рыбоводных участков на водоемах Тверской области от 27 декабря 2018 года были рассмотрены предложения ООО «Чихачи» и принято решение об определении границы рыбоводного участка на части озера Добшинское Торопецкого района и определении границы рыбоводного участка на части озера Слободское Торопецкого района, что подтверждается Протоколом заседания комиссии № 13 от 27 декабря 2018 года.

Министром сельского хозяйства Тверской области издан приказ № 04 от 17 января 2019 года об утверждении границ рыбоводных участков согласно приложению к приказу, в котором под пунктами 5 и 6 указаны рыбоводные участки на территории Торопецкого района - часть акватории озера Добшинское и часть акватории озера Слободское.

Жители Скворцовского сельского округа Торопецкого района Тверской области, получив через СМИ информацию о принятом решении относительно создания на озере Слободское и озере Добшинское товарной аквакультуры направили обращения в различные компетентные органы, выразив свое несогласие на развитие товарной аквакультуры, указав, что опрос граждан по данному вопросу не проводился, и просьбой об оказании помощи в разрешении данного вопроса.

В Министерство поступило более 70 обращений граждан, а также коллективных обращений, об отмене решения членов Комиссии от 27 декабря 2018 года об определении границ рыбоводных участков на озерах Добшинское и Слободское. Специалистами Министерства осуществлен выезд в Торопецкий район, в ходе которого проведена встреча с представителями администрации Торопецкого района и Скворцовского сельского поселения, а также жителями д. Покровское. Граждане, присутствовавшие на встрече, единогласно высказались против осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) на озере Слободское, так как разведение форели может привести к ухудшению экологической обстановки на водном объекте.

На заседании комиссии по определению границ рыбоводных участков на водоемах Тверской области от 27 февраля 2019 года были повторно рассмотрены предложения ООО «Чихачи» об определении границ рыбоводных участков в Торопецком районе.

Согласно Протоколу № 14 заседания комиссии было принято решение об отмене решения членов Комиссии от 27 декабря 2018 года об определении границ рыбоводного участка на части озера Добшинское и части озера Слободское Торопецкого района Тверской области.

Приказом Министра сельского хозяйства №33 от 11 марта 2019 года в таблице «Рыбоводные участки на водоемах Тверской области» приложения к приказу Министерства сельского хозяйства Тверской области от 17 января 2019 года №04 «Об утверждении границ рыбоводных участков на водоемах Тверской области» пункты 5 и 6 признаны утратившими силу.

Административный истец и его представители ссылаются на то, что административный ответчик не информировал жителей Скворцовского сельского поселения относительно создания аквакультуры, не провел опрос граждан в порядке установленным Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», представил в администрацию Торопецкого района Тверской области недостоверные сведения о проведении опроса граждан о поддержке развития товарной аквакультуры на озере Добшо и озере Слободское.

Из материалов дела следует, что Решением Совета депутатов Скворцовского сельского поселения № 11 от 31 октября 2018 года ФИО2 избран Главой Скворцовского сельского поселения.

Согласно Уставу МО Скворцовское сельское поселение Торопецкого района Тверской области Глава Скворцовского сельского поселения, возглавляет администрацию Скворцовского сельского поселения.

В соответствии со ст.31 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Опрос граждан проводится по инициативе: представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения; органов государственной власти субъектов Российской Федерации - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Названные органы могут инициировать опрос граждан только по указанным вопросам. Соответственно, представительный орган муниципального образования или глава муниципального образования не вправе инициировать опрос граждан по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Органы государственной власти субъектов РФ не вправе инициировать опрос граждан по иным вопросам, нежели выявление мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Аналогичные положение относительно проведения опроса граждан закреплены в статье 23 Устава МО Скворцовское сельское поселение Торопецкого района Тверской области.

В судебном заседании установлено, что Главой администрации Скворцовского сельского поселения Тверской области ФИО2 опрос граждан поселения относительно выяснения позиции по вопросу развития товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) на озере Слободское и озере Добшинское, в соответствии со ст.31 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.23 Устава МО Скворцовское сельское поселение Торопецкого района Тверской области, не проводился.

В статье 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставе МО Скворцовское сельское поселение Торопецкого района Тверской области указан перечень вопросов относящихся к вопросам местного значения.

Вопрос относительно развития товарной аквакультуры не относится к вопросам местного значения сельского поселения, перечень которых указан в статье 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставе МО Скворцовское сельское поселение Торопецкого района Тверской области. Административный ответчик - Глава администрации Скворцовского сельского поселения ФИО2 не вправе инициировать опрос граждан поселения, поскольку не уполномочен на принятие решения по данному вопросу.

В соответствии со ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу данной нормы права для признания решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие в совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия закону и нарушение прав и законных интересов истца.

Суд считает, что в настоящее время права, свободы и интересы административного истца не нарушены.

Удовлетворение административного иска не повлечет наступления юридически значимых последствий для административного истца, поскольку в настоящее время решение Комиссии об определении границ рыбоводного участка на части озера Добшинское и части озера Слободское Торопецкого района Тверской области отменено.

На основании вышеизложенного оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Главе администрации Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области ФИО2 о признании незаконным действия (бездействия) по не информированию относительно создания товарной аквакультуры и представлению в администрацию Торопецкого района сведений о проведении опроса граждан о поддержке развития товарной аквакультуры; обязании обеспечения возможности участия в решении вопроса относительно создания товарной аквакультуры на озере Слободское и озере Добшо Торопецкого района Тверской области, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Торопецкий районный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 20 марта 2019 года.

Председательствующий И.В. Крон