Дело №2а-39/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 марта 2020 года г. Калязин
Калязинский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Осиповой А.А.,
при секретаре Хмелевой Н.В.,
с участием представителя административного истца Тверского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры -Сердюкова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тверского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действующего в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о возложении обязанности установить границы водоохранных зон, прибрежных защитных полос и провести работы по установлению местоположения береговой линии,
установил:
Тверской межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действующий в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области, в котором просит возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области в отношении водного объекта - река Нерль, протекающего в пределах Тверской области следующие обязанности: подготовить сведения о границе водоохранной зоны и границе прибрежной защитной полосы водного объекта, а так же проведению работ по установлению местоположения береговой линии водного объекта - река Нерль, протекающего в пределах Тверской области; предоставить сведения о границе водоохранной зоны и границе прибрежной защитной полосы водного объекта- река Нерль, протекающего в пределах Тверской области, в том числе картографических материалов в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате ХМL, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр; направить результаты работ по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта) водного объекта- река Нерль,
протекающего в пределах Тверской области в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр; установить на всем протяжении границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта - река Нерль, протекающего в пределах Тверской области посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан. Установить ответчику Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области срок исполнения решения суда - один год с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований ссылается на то, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведения проверки по обращению ФИО3 по вопросам строительства дома № ___ на земельном участке с кадастровым № ___, а также расположения данного участка в береговой полосе общего пользования р. Нерль на территории <адрес> в деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области установлены нарушения водного законодательства. Считает, что не проведение Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области работ по установлению границ водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водного объекта, установлению местоположения береговой линии водного объекта р. Нерль, протекающего в <адрес> может привести к неправомерному предоставлению земельных участков в береговой полосе водных объектов, нарушению режима установленного водным законодательством при осуществлении хозяйственной или иной деятельности на территории водоохранных зон или прибрежных защитных полос. Обязанность предоставлять сведения о границах водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта р. Нерль в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр, проводить работы по установлению местоположения береговой линии водного объекта р. Нерль возложены на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области. Вместе с этим Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области до настоящего времени не проведены вышеуказанные работы.
Кроме того, прокуратурой по результатам проведенной проверки по обращению ФИО3 25.02.2019 в адрес заместителя Правительства Тверской области - Министра природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО1 внесено представление с требованием принять меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, а именно провести вышеуказанные работы. Исходя из ответа на данное представление, Министерством в настоящее время проведение вышеуказанных работ не планируется.
Выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие обозначенных в натуре водоохранных зон, границ прибрежных защитных полос, береговой линии водных объектов может повлечь за собой неправомерное занятие, отчуждение и использование территорий расположенных в пределах данных зон в целях прямо запрещенных ст. 6, ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием. В связи с этим, непринятие мер со стороны Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц: Правительство Тверской области, Федеральное агентство водных ресурсов, администрация Сорокинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, администрация Калязинского района Тверской области, администрация Нерльского сельского поселения Калязинского района Тверской области.
Определением суда от 10.02.2020г. заинтересованное лицо администрация Сорокинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области заменено правопреемником администрацией Вышневолоцкого городского округа Тверской области.
В судебном заседании представитель административного истца - Тверской межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Сердюков В.А. поддержал исковые требования в полном объеме, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, причина неявки суду не известна, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области представил суду письменные возражения на административное исковое заявление, в которых указывает, что Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области считает административное исковое заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Реализация мероприятий по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос уполномоченным органом исполнительной власти Тверской области осуществляется в рамках осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений. Для реализации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей согласно Методическим указаниям, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2010 № 425, органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо в первую очередь решить следующую основную задачу: выделить из общего числа водных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, водные объекты или их части, подверженные наибольшему антропогенному воздействию хозяйственной или иной деятельности, вызывающему загрязнение, засорение и истощение вод (далее - Перечень водных объектов).
Согласно пунктам 7, 8 Методических указаний в Перечень водных объектов включаются водные объекты или их части, расположенные в границах поселений, городских округов, для которых требуется установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации. При формировании Перечня водных объектов приоритет отдается водным объектам или их частям, которые: являются источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; используются в рекреационных целях; испытывают наибольшее антропогенное влияние объектов жилищно- коммунального хозяйства, промышленности, сельского хозяйства; отнесены к водным объектам высшей или первой рыбохозяйственной категории.
С учетом приведенных выше нормативных положений, Министерством в первую очередь проводятся работы по установлению границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос, береговой линии водных объектов, расположенных в крупных населенных пунктах Тверской области и испытывающих наибольшее антропогенное воздействие.
Так в первую очередь были проведены работы по установлению границ водоохранных зон водных объектов, расположенных в крупных населенных пунктах Тверской области: в городах Тверь, Конаково, Ржев, Зубцов, Торжок, Кувшиново, ФИО2, ФИО4 Волочек, Удомля, ФИО5, ФИО6, Нелидово, Западная Двина, Белый, Торопец, Андреаполь и другие. Работы по установлению местоположения береговой линии водных объектов Тверской области осуществляются в рамках выполнения мероприятий определения границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов Тверской области. В 2018 году Министерством были проведены работы по определению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос оз. Сиг и оз. Сабро в Осташковском районе, р. Держа в Зубцовском районе, р. Орудовка в Сандовском районе, р. Донховка в Конаковском районе, р. Тудовка в Ржевском, Оленинском, Нелидовском, Селижаровском районах Тверской области на протяжении 455 км в пределах выделяемых лимитов (субвенций из федерального бюджета).
На 2019 год Министерством запланированы следующие мероприятия (на протяжении 2095,4 км): определение местоположения береговой линии, границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос р. Медведица в Кашинском, Кимрском, Рамешковском, Лихославльском, Спировском районах Тверской области; определение местоположения береговой линии, границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос р. Осуга в Спировском, Торжокском, Кувшиновском, Селижаровском районах, оз. Березовское, оз. Глубокое, оз. Серемо, пр. Княжа в Осташковском районе Тверской области; определение местоположения береговой линии, границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос р. Кашинка в Кашинском и Кесовогорском районах Тверской области; определение местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос р. Волга и её притоков в Тверской области (р. Тьмака в Калининском, Старицком районах, р. Сишка в Ржевском, Оленинском районах, р. Большая Коща в Селижаровском, Старицком, Кувшиновском районах); определение местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос р. Молога и ее притоков в Сандовском, Лесном, Максатихинском, Удомельском, Бежецком, Молоковском, Краснохолмском, Рамешковском, Лихославльском, Спировском районах Тверской области.
Полученные итоговые материалы по установлению границ водоохранных зон, границ прибрежных защитных полос, береговых линий Министерством будут направлены в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения данных сведений в государственный водный реестр и дальнейшего направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета.
Также указывает, что для выполнения, работ по установлению водоохранных зон для участков водных объектов, испытывающих меньшее антропогенное воздействие, чем в крупных городах (их количество составляет 142 водных объекта на протяженности 6429,7 км) потребуется выделение средств в виде субвенций из федерального бюджета в размере около 133 млн. руб. Учитывая ежегодный объем субвенций, предоставляемых бюджету Тверской области на осуществление переданных полномочий (порядка 19 млн. руб.), выполнение полного объема работ по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов Тверской области без дополнительного финансирования не представляется возможным. Также кроме мероприятий по установлению водоохранных зон Министерством выполняется ранее запланированное мероприятие по расчистке русла р. Лазурь в г. Тверь по долгосрочному государственному контракту.
Министерством были подготовлены обосновывающие материалы по водному объекту — р. Нерль (приток р. Волга) в Калязинском районе и 13.09.2019 г. направлены в Федеральное агентство водных ресурсов, Московско-Окское бассейновое водное управление с целью решения вопроса финансирования, в том числе за счет средств нераспределенного резерва субвенций, дополнительно выделяемых бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в соответствии с Приказом Федерального агентства водных ресурсов от 27.06.2008 № 130. До настоящего времени ответа в адрес Министерства не поступало. Реализация мероприятия по определению местоположения береговой линии, границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос р. Нерль возможна при выделении вышеуказанных дополнительных средств. На основании вышеизложенного, считают, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Также в дополнении к возражениям указывает, что реализация мероприятий по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос уполномоченным органом исполнительной власти Тверской области осуществляется в рамках осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений. Министерством на 2020-2021 годы запланировано проведение мероприятия «Определение местоположения береговой линии, границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос р. Волга и ее притоков в Осташковском, Кашинском городских округах, Селижаровском, Ржевском, Старицком, Кесовогорском, Сонковском, Калязинском, Калининском районах, оз. Пудоро в Вышневолоцком городском округе Тверской области» на протяжении 1115,4 км. Данное мероприятие принято к финансированию за счет средств федерального бюджета.
В рамках данного мероприятия в 2020 году будут установлены границы водоохранных зон, прибрежных защитных полос, береговых линий р. Нерль Калязинского района на протяжении 74 км. В настоящее время по данному мероприятию осуществляется подготовка конкурсной документации.
Полученные итоговые материалы по установлению данных границ Министерством будут направлены в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения данных сведений в государственный водный реестр и дальнейшего направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета. На основании вышеизложенного считают, что признаки бездействия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос у Министерства отсутствуют.
Министерство считает также, что проведение работ по закреплению на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос специальными информационными знаками не возможно до внесения сведений о местоположении границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов в Единый государственный реестр недвижимости. Считает, что на ответчика может быть возложена обязанность по установлению на всем протяжении в пределах Тверской области границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов только в случае, если истец располагает информацией о внесении сведений о местоположении границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов в Единый государственный реестр недвижимости. Такая информация истцом не представлена. В связи с чем, требования в данной части считают также необоснованными.
Представитель заинтересованного лица Правительства Тверской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, причина неявки суду не известна, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Представил суду письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указывает, что указанное административное исковое заявление является необоснованным и не подлежащим удовлетворению в силу нижеследующего.
В административном исковом заявлении прокурора отсутствует требование о признании незаконным бездействия (или какого-либо действия, решения) Министерства. В такой ситуации сохраняется неясность, в рамках какой категории споров рассмотрены исковые требования прокурора (из раздела IV КАС РФ), поскольку оспариваемый процесс «не вписывается» ни в одну из категорий, предусмотренных кодексом. По мнению Правительства Тверской области, в случае даже если административным истцом включены в просительную часть иска лишь отдельные требования из статьи 124 КАС РФ, на суде первой инстанции, во всяком случае, лежит обязанность изложить резолютивную часть в соответствии с требованиями КАС РФ.
Правительство Тверской области полагает, что бездействие конкретно со стороны Министерства по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации осталось недоказанным прокурором, и суд не вправе возлагать на Министерство обязанности, поименованные прокурором в иске. Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов — это полномочие Российской Федерации, переданное субъектам Российской Федерации (ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 № 377, установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации. Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются Министерству в виде субвенций из федерального бюджета.
Кроме того, нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен порядок осуществления переданных полномочий, который: не предусматривает одномоментное описание границ всех водных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (определены критерии, по которым Министерство должно ежегодно определять приоритет водных объектов, в отношении которых будут осуществляться переданные полномочия); не предполагает самостоятельности субъектов Российской Федерации при определении круга водных объектов, в отношении которых применяются меры охраны.
В настоящее время отсутствие спорных границ объекта реки Нерль на территории <адрес> не связано с бездействием Министерства (которое в рамках имеющихся полномочий осуществляет полномочия по установлению спорных границ в порядке, определенном законодательством, в отношении водных объектов в Тверской области, подверженных наибольшему антропогенному воздействию).
Считает, что судом первой инстанции должны быть оценены доводы Министерства о том, что с учетом положений Методических указаний, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2010 г. № 425, административным ответчиком в первую очередь проводятся работы по установлению границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос, береговой линии водных объектов, расположенных в крупных населенных пунктах Тверской области и испытывающих наибольшее антропогенное воздействие. Так, в первую очередь были проведены работы по установлению границ водоохранных зон водных объектов, расположенных в крупных населенных пунктах Тверской области: в городах Тверь, Конаково, Ржев, Зубцов, Торжок, Кувшиново, ФИО2, ФИО4 Волочек, Удомля, ФИО5, ФИО6, Нелидово, Западная Двина, Белый, Торопец, Андреаполь и другие. Работы по установлению местоположения береговой линии водных объектов Тверской области осуществляются в рамках выполнения мероприятий определения границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов Тверской области. В 2018 году административным ответчиком были проведены работы по определению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос оз. Сиг и оз. Сабро в Осташковском районе, р. Держа в Зубцовском районе, р. Орудовка в Сандовском районе, р. Донховка в Конаковском районе, р. Тудовка в Ржевском, Оленинском, Нелидовском, Селижаровском районах Тверской области на протяжении 455 км в пределах выделяемых лимитов (субвенций из федерального бюджета). На 2019 год Министерством запланированы следующие мероприятия (на протяжении 2095,4 км): определение местоположения береговой линии, границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос р. Медведица в Кашинском, Кимрском, Рамешковском, Лихославльском, Спировском районах Тверской области; определение местоположения береговой линии, границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос р. Осуга в Спировском, Торжокском, Кувшиновском, Селижаровском районах, оз. Березовское, оз. Глубокое, оз. Серемо, пр. Княжа в Осташковском районе Тверской области; определение местоположения береговой линии, границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос р. Кашинка в Кашинском и Кесовогорском районах Тверской области; определение местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос р. Волга и её притоков в Тверской области (р. Тьмака в Калининском, Старицком районах, р. Сишка в Ржевском, Оленинском районах, р. Большая Коша в Селижаровском, Старицком, Кувшиновском районах); определение местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос р. Молога и ее притоков в Сандовском, Лесном, Максатихинском, Удомельском, Бежецком, Молоковском, Краснохолмском, Рамешковском, Лихославльском, Спировском районах Тверской области. Для выполнения работ по установлению водоохранных зон для участков водных объектов, испытывающих меньшее антропогенное воздействие, чем в крупных городах потребуется выделение средств в виде субвенций из федерального бюджета в размере около 133 млн. руб. Учитывая ежегодный объем субвенций, предоставляемых бюджету Тверской области на осуществление переданных полномочий (порядка 19 млн. руб.), выполнение полного объема работ по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов Тверской области без дополнительного финансирования не представляется возможным. Также кроме мероприятий по установлению водоохранных зон Министерством выполняется ранее запланированное мероприятие по расчистке русла р. Лазурь в г. Тверь по долгосрочному государственному контракту.
Министерством были подготовлены обосновывающие материалы по водному объекту - реки Нерль на территории <адрес>, направлены в Федеральное агентство водных ресурсов, Московско-Окское бассейновое водное управление с целью решения вопроса финансирования, в том числе за счет средств нераспределенного резерва субвенций, дополнительно выделяемых бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в соответствии с Приказом Федерального агентства водных ресурсов от 27.06.2008 № 130. Реализация мероприятия по определению местоположения береговой линии, границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос реки Нерль будет осуществляться по мере выделения средств. Прокурором не приведено нормативное основание и не указано на конкретные действия, которые Министерство могло, но не совершило при реализации переданных полномочий.
Ссылаясь на п.3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 № 629, приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18 марта 2008 года № 61 «Об утверждении Примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации», Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 29.09.2010 № 425, указывает, что Министерство осуществляет переданные полномочия в установленном порядке - заявка о согласовании спорных мероприятий направлена в Федеральное водное агентство водных ресурсов, параллельно устанавливаются на местности границы иных водных объектов, подверженных наибольшему (по сравнению с рекой Нерль) антропогенному воздействию. Субвенция на установление береговой полосы, водоохранных зон и прибрежных защитных полос спорного водного объекта Министерству не выделялась. Министерство в пределах предоставленных полномочий предприняло все возможные действия, направленные на осуществление переданных полномочий: из общего числа водных объектов, расположенных на территории Тверской области, выделены водные объекты или их части, подверженные наибольшему антропогенному воздействию хозяйственной или иной деятельности, вызывающему загрязнение, засорение и истощение вод, установлены причины возникновения загрязнения, засорения и истощения водных объектов или их частей, разработан перечень мероприятий, целью которых является охрана водных объектов или их частей от загрязнения, засорения и истощения, определить сроки проведения мероприятий и необходимые объемы финансирования; в Росводресурсах согласованы значения целевых прогнозных показателей осуществления субъектами Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации, обеспечено выполнение планируемых в рамках утвержденных мероприятий работ и достижение целевых прогнозных показателей.
Прокурор не представил доказательств того, что Министерством ошибочно ранее отдан приоритет иным водным объектам, подлежащим охране в рамках реализации Министерством переданных полномочий Российской Федерации. Поскольку законодательство определяет приоритет отдельных категорий водных объектов, в отношении которых в первоочередном порядке осуществляются переданные полномочия (прежде всего для питьевого водоснабжения), бездействие со стороны Министерства по непринятию мер к установлению спорных границ реки Нерль отсутствует.
Таким образом, в отсутствие доказательств неосуществления Министерством переданных полномочий в отношении иных водных объектов, расположенных на территории Тверской области, в порядке установленного законом приоритета, требования прокурора подлежат отклонению.
Также указывает, что установление спорных границ является обязанностью Министерства, исполнение которой в силу закона не может осуществлять без согласования федеральным органом исполнительной власти; зависит от поступления субвенции из федерального бюджета. Таким образом, изначально предметом рассматриваемого спора являются общие права и (или) обязанности нескольких административных ответчиков. Ни Водный кодекс Российской Федерации, ни Методические указания, ни иные нормативные правовые акты не предусматривают обязанности Росводресурсов и его территориальных органов руководствоваться судебным актом, в дальнейшем согласовывать Министерству мероприятие по установлению береговой полосы, границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос спорного объекта - реки Нерль, а равно выделять субвенции на эти цели. С учетом изложенного, требования прокурора, если и должны быть удовлетворены, то не только к Министерству, но и к Федеральному агентству водных ресурсов.
Решение суда, которым требования прокурора удовлетворены только к Министерству, является неисполнимым, поскольку не снимает с Министерства обязанности пройти процедуру согласования спорных мероприятий, уже установленных решением суда, в Федеральном агентстве водных ресурсов в установленном порядке. Судебный акт не предрешает результата такого согласования. Исполнение решения суда за счет средств областного бюджета Тверской области невозможно в связи с тем, что данные действия будут квалифицированы как нецелевое расходование бюджетных средств.
В дополнение к доводу об отсутствии бездействия со стороны Министерства, Правительство Тверской области полагает, что прокурор фактически вмешивается в компетенцию исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и Тверской области. Как исследовалось ранее, Перечень водных объектов составляется Министерством и согласуется Росводресурсами. Таким образом, прокурор не наделен правом самостоятельно определять приоритет включения конкретных водных объектов в Перечень. Удовлетворение требований прокурора приведет к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду в свете пользования иными водными объектами, расположенными в Тверской области. В рассматриваемом деле мероприятия по реке Нерль только направлены на согласование. Средства субвенции из федерального бюджета на указанные мероприятия не выделялись. Просит в удовлетворении административного искового заявления прокурору отказать.
Представители заинтересованных лиц Федерального агентства водных ресурсов, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области, Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, администрации Калязинского района Тверской области, администрации Нерльского сельского поселения Калязинского района Тверской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна. Возражений относительно требований суду не представлено. Представитель администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду - обязанность государства.
В ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, а исполнение обязанности по установлению границ водоохранной зоны водного объекта, исходя из положений Водного кодекса Российской Федерации, направлено на защиту водных объектов от загрязнения деятельностью человека, тем самым на защиту прав неопределенного круга лиц на использование указанного водного объекта, не имеющего загрязнения, с сохраненной средой обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 КАС РФ, Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
При этом вышепоименованный перечень не является исчерпывающим, поскольку частями 1 и 2 ст. 124 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление может содержать требования: о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком; о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия); об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца; об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий; об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, а также иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.
Указанное свидетельствует, что перечень способов защиты, которые может использовать административный истец, является открытым.
При буквальном толковании указанной нормы можно прийти к выводу, что административный истец ничем не ограничен при выборе способа защиты и выбор того или иного способа защиты нарушенных прав является исключительно его прерогативой.
КАС РФ императивно не закреплена обязанность на обращение в суд с требованием о признании действий или бездействия незаконными в совокупности с иными исковыми требованиями, что позволяет истцу обратиться в суд с исковым заявлением об обязанности административного ответчика совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов без признания действия или бездействия незаконными.
Согласно ст. 3 Водного кодекса РФ водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды; приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты; подземные водные объекты.
К поверхностным водным объектам относятся, в том числе водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища) (статья 5 Водного кодекса РФ).
Статьей 4 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что водное законодательство регулирует водные отношения.
Согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям, переданным Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Тверской области таким органом является Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.
В соответствии с п. 1 и п. п. "в" п. 13 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 года № 90-пп, органом государственной власти Тверской области, осуществляющим за счет субвенций из федерального бюджета полномочия Российской Федерации, в том числе меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Тверской области, является Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.
Согласно ч. 18 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
При этом, территорией общего пользования является и полоса земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
Мероприятия по установлению границ водоохранных зон необходимы для создания и обеспечения особого режима водного объекта.
Обязательным условием для осуществления административным ответчиком мероприятий по охране конкретного водного объекта является включение его в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ не осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений, на определенный год и поступление денежных средств в виде субвенций федерального бюджета на соответствующие мероприятия.
При этом, как следует из материалов дела, действия по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта - река Нерль не включались в указанные перечни и на их финансирование денежные средства из федерального бюджета не поступали, что по мнению суда, вопреки доводам стороны ответчика, свидетельствует о бездействии ответчика по исполнению полномочий РФ в области водных отношений.
В судебном заседании установлено, что на территории Тверской области расположен федеральный водный объект река Нерль, код водного объекта: № ___, в отношении которого до настоящего времени границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы не установлены, работы по установлению местоположения береговой линии не проведены, соответствующие сведения в Федеральное агентство водных ресурсов, а также в Росреестр для внесения в государственный кадастр недвижимости не направлены.
Указанный водный объект, в силу положений статьи 8 Водного кодекса РФ, находится в собственности Российской Федерации.
Как следует из п. 3 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утв. постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 г. № 17, установление границ осуществляется: органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно п. п. 5, 5 (1) Правил сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, представляются в месячный срок в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. №253 "О порядке ведения государственного водного реестра".
Границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с момента (даты) внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.
В целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают: определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации; описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
В силу ч. 4.1 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 г. № 377 утверждены Правила определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.
В силу п. п. 3, 5 данных правил установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях установления границ водоохранной зоны и (или) границ прибрежных защитных полос соответствующего водного объекта.
Во исполнение п. п. 12, 13 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта) органы государственной власти субъектов Российской Федерации направляют в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр: результаты работ по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта) - в месячный срок со дня завершения таких работ; результаты работ по уточнению местоположения береговой линии (границы водного объекта) - в месячный срок со дня их поступления в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральное агентство водных ресурсов в течение 5 рабочих дней после внесения в установленном порядке в государственный водный реестр сведений о береговой линии (границе водного объекта), содержащихся в результатах работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), направляет в установленном порядке в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, документ, содержащий описание местоположения береговой линии (границы водного объекта).
В соответствии с п. 14 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта) местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в государственный кадастр недвижимости.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2010 года № 425 утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 Методических указаний, они предназначены для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области водных отношений, предусмотренные пунктом части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 10 Методических указаний примерный перечень мероприятий по охране водных объектов или их частей включает: мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками; мероприятия, направленные на предотвращение истощения водных объектов, ликвидацию загрязнения и засорения, включая проектные работы.
Пунктом 14 Методических указаний установлено, что при планировании мероприятий по установлению границ водоохранных и прибрежных защитных полос в состав работ включаются: определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации; составление описания границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков; представление в Росводресурсы сведений о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос, включая картографические материалы, для внесения их в государственный водный реестр.
Из материалов дела следует, что в 2019 году Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению ФИО3 по вопросам строительства дома № ___ на земельном участке, а также расположения данного участка в береговой полосе общего пользования р.Нерль на территории <адрес> проведена проверка, в ходе которой установлено бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, выразившееся в не установлении границы водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы и не проведению работ по установлению местоположения береговой линии водного объекта - река Нерль.
Так, проверкой установлены нарушения требований п. "в" ч. 1 ст. 72, ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, ст. 4, ч. 4.1 ст. 5, ст. 6, п. 2 ч. 1 ст. 26 ч.ч. 15 - 18 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 года № 17, п. п. 3, 5 и 12-14 Постановления Правительства РФ от 29.04.2016 г. № 377 об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных вон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, ч. 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
По данному факту в адрес Министра природных ресурсов и экологии Тверской области административным истцом 25.02.2019 года внесено представление об устранении нарушений закона, которое ответчиком оставлено без удовлетворения.
Должных мер по устранению нарушений закона до настоящего времени не принято. Границы водоохранных зон, границы прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных знаков, не установлены, работы по установлению местоположения береговой линии водного объекта - река Нерль не проведены.
В ходе рассмотрения дела доказательств реализации Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области, переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водного объекта - река Нерль, ответчиком не представлено.
В рамках осуществления органом государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений подлежат применению Методические указания по осуществлению органами власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Федерации, являющихся приложением к Приказу Минприроды России от 29.09.2010 года № 425, согласно которым плановые значения целевых прогнозных показателей рассчитываются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных объектов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 года № 629, определен порядок получения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в области водных отношений, их расходования.
Так, в соответствии с указанными Правилами органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.03.2008 года № 61 "Об утверждении Примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации" разработан Примерный перечень мероприятий по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, в который, в частности, включено установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками, а так же мероприятия по установлению береговых линий (границ водных объектов).
Согласно ч. 3 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 данной статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, под которыми исходя из положений пункта 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Судом установлено, что Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, являясь исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим функции по управлению в области охраны окружающей среды, недропользования и водных отношений, ежегодно, в установленные законодательством сроки, согласовывает с Федеральным агентством водных ресурсов Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений на очередной финансовый год. Ежегодно в Перечень мероприятий включаются мероприятия по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что соответствующие меры, направленные на внесение сведений о прибрежной защитной и береговой полосах водного объекта - река Нерль не приняты, работы по установлению местоположения береговой линии водного объекта не проведены, а формальный характер принимаемых мер не позволили урегулировать существующую проблему охраны водного объекта.
Доводы о невозможности исполнения требований заявителя, ввиду отсутствия бюджетных денежных средств на осуществление мероприятий, указанных в заявлении, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку обязанность по осуществлению переданных Российской Федерацией полномочий не находится в зависимости от размера бюджетного финансирования и субъективного усмотрения Министерства на выполнение охранных мероприятий в отношении одних или других водных объектов. Объективных причин, препятствующих осуществить мероприятия по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки, у Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области не имеется, а отсутствие финансирования из федерального бюджета не освобождает ответчика от выполнения перечисленных мероприятий. Требования закона в области природоохранного законодательства, подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации и не связаны с объемом финансирования в той или иной сфере.
Доказательств того, что исполнение судебного решения требует более длительных временных затрат, чем указано истцом, представителем ответчика не представлено. Кроме того, в случае невозможности исполнить судебный акт в установленный судом срок ответчик вправе обратиться в порядке ст. 189 КАС РФ для рассмотрения вопроса об отсрочке или рассрочке исполнение решения суда, изменении способа и порядка его исполнения.
Выделение денежных средств из федерального бюджета на проведение водоохранных мероприятий в отношении водного объекта, расположенного на территории Тверской области, наличие процедуры согласования данных мероприятий с Федеральным агентством водных ресурсов не свидетельствует о возможности возложения на Федеральное агентство водных ресурсов обязанности по осуществлению мероприятий, указанных в административном иске прокурора. В силу приведенных выше норм закона исполнителем такой обязанности выступает Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.
Приведенные доводы об установлении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос в отношении водных объектах на местности в приоритетном порядке не освобождает ответчика от осуществления мер по охране водного объекта - река Нерль.
Отсутствие обозначенных в натуре границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос федеральных водных объектов может повлечь за собой неправомерное занятие и использование земель водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов. Кроме того, несоблюдение законодательства об охране водных объектов, не принятие мер по установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, являющегося федеральной собственностью, создает угрозу загрязнения, засорения, заиления водного объекта и истощения вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, чем нарушаются интересы Российской Федерации как собственника водных объектов в силу ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ, а также конституционное право неопределенного круга лиц.
Таким образом, учитывая, что бездействие ответчика нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, экологическую безопасность, суд, рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, приходит к выводу об обоснованности административных исковых требований и необходимости их удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Тверского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действующего в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о возложении обязанности установить границы водоохранных зон, прибрежных защитных полос и провести работы по установлению местоположения береговой линии удовлетворить.
Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области в отношении водного объекта - река Нерль, протекающего в пределах Тверской области следующие обязанности:
1) подготовить сведения о границе водоохранной зоны и границе прибрежной защитной полосы водного объекта, а так же проведению работ по установлению местоположения береговой линии водного объекта - река Нерль, протекающего в пределах Тверской области;
2) предоставить сведения о границе водоохранной зоны и границе прибрежной защитной полосы водного объекта- река Нерль, протекающего в пределах Тверской области, в том числе картографических материалов в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате ХМL, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр;
3) направить результаты работ по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта) водного объекта- река Нерль, протекающего в пределах Тверской области в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр;
4) установить на всем протяжении границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта - река Нерль, протекающего в пределах Тверской области посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.
Установить ответчику Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области срок исполнения решения суда - один год с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Тверской областной суд через Калязинский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Осипова
Решение в окончательной форме принято судом 20.03.2020 года.