ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-39/2017 от 06.02.2017 Новороссийского гарнизонного военного суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Новороссийск

Новороссийский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – председателя суда Дегтярева И.П., при секретаре судебного заседания Мухортовой А.А., с участием представителя административного истца – Двигулина Г.Н., представителя командира и жилищной комиссии войсковой части Марьина А.Г., в открытом судебном заседании, рассмотрев административное дело № 2а-39/2017 по административному исковому заявлению бывшей военнослужащей войсковой части <данные изъяты> в отставке Твердохлеб Е. Б. об оспаривании бездействия командира войсковой части и начальника Управления капитального строительства Службы обеспечения деятельности ФСБ России, связанных с порядком выплаты жилищной субсидии,

установил:

Твердохлеб обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит:

- признать незаконным бездействие командира войсковой части (<данные изъяты>) и руководителя Управления капитального строительства Службы обеспечения деятельности ФСБ России в части невыплаты ей жилищной субсидии на приобретение жилья;

- Обязать административных ответчиков выплатить ей жилищную субсидию на приобретение жилья в соответствующем размере в установленный законом срок.

Административный истец надлежаще уведомлена о времени и месте судебного заседания, просила рассмотреть дело без ее участия.

Представитель административного истца в судебном заседании требования поддержал и суду пояснил, что Твердохлеб с 2004 г. состоит в списках военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях и подлежащих обеспечению жильем путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (жилищной субсидии), составом семьи 2 человека. До настоящего времени указанную субсидию Твердохлеб не получила, в связи с чем она просит суд обязать указанных выше должностных лиц ее выплатить.

Представитель командира и жилищной комиссии войсковой части в судебном заседании пояснил, что Твердохлеб является 7-ой в списке военнослужащих войсковой части , принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, которым подлежит предоставлению жилищная субсидия. Для указанных целей командир войсковой части ежегодно направлял в УКС 7 Службы ФСБ России соответствующие предложения, однако в связи с отсутствием бюджетных ассигнований в необходимом количестве Твердохлеб и военнослужащим, которые поставлены на учет ранее, до настоящего времени не предоставлена жилищная субсидия. Также представитель пояснил, что жилищная субсидия предоставляется в порядке очередности, в связи с чем требования Твердохлеб являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Начальник УКС СОД ФСБ России надлежаще уведомлен о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл. Представитель должностного лица представил возражения, согласно которым УКС СОД ФСБ России исполнило обязательства по обобщению и направлению в Министерство финансов России предложений органов безопасности на получение денежных средств на предоставление жилищной субсидии, в том числе Твердохлеб. В соответствии с распоряжением Правительства РФ в 2016 г. выделены бюджетные ассигнования на предоставление жилищной субсидии в размере 2,2% от общей потребности ведомства. Эти средства направлены на обеспечение граждан, имеющих право на получение жилых помещений вне очереди. Истец к этой категории граждан не относится, а стоит в очереди на получении субсидии под номером 7. В связи с чем просит в удовлетворении требований административного истца отказать.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Твердохлеб, имеющая общую продолжительность военной службы более 20 лет, ДД.ММ.ГГГГ уволена с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и с ДД.ММ.ГГГГ исключена из списков личного состава части с оставлением на учёте нуждающихся в жилых помещениях, что подтверждается выпиской из приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ-лс и справкой начальника кадров той же воинской части от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части от ДД.ММ.ГГГГТвердохлеб, состоящая в очереди на получение жилья с 2004 г., включена в список военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях и изъявивших желание на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, составом семьи 2 человека.

Из справки начальника финансово-экономического отдела войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что воинской части лимиты бюджетных обязательств на предоставление жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время не выделялись, денежные средства на указанные цели не поступали.

Согласно выписке из списка военнослужащих войсковой части , нуждающихся в жилых помещениях, которым подлежит предоставлению жилищная субсидия, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГТвердохлеб является 7-ой в списке. Военнослужащие, указанные в списке перед административным истцом, приняты на учет нуждающихся ранее Твердохлеб.

Как усматривается из сообщения начальника Института Береговой Охраны от ДД.ММ.ГГГГ и сообщения от ДД.ММ.ГГГГдсп в адрес заместителя руководителя Службы – начальника Управления капитального строительства 7 Службы ФСБ России направлено предложение на получение денежных средств на предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, в том числе для Твердохлеб.

Сообщением заместителя начальника Управления капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> подтверждается получение от <данные изъяты> информации о том, что Твердохлеб составом семьи 2 человека с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете нуждающихся в жилом помещении и подлежит обеспечению жильем путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Кроме того, как следует из указанного выше сообщения, на основании бюджетной заявки ФСБ России Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р ФСБ России выделены бюджетные ассигнования на предоставление жилищной субсидии в размере 2,2% от общей потребности ведомства. Указанные денежные средства направлены на предоставление жилищной субсидии очередникам, имеющим право на внеочередное обеспечением жилыми помещениями, которым не обладает административный истец.

Согласно п. 2. Приказа ФСБ России от 15 октября 2014 г. № 587 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности, и членам их семей» подразделения ФСБ России и органы федеральной службы безопасности (далее - органы безопасности) обязаны ежегодно к 20 марта направлять в УКС 7 Службы ФСБ России предложения на получение денежных средств на предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).

В соответствии с п. 3. Приказа № 587 УКС 7 Службы ФСБ России обязано обобщать предложения органов безопасности на получение денежных средств на предоставление жилищной субсидии и направлять обобщенные показатели в ФЭУ 7 Службы ФСБ России для включения в сводную бюджетную заявку ФСБ России на очередной финансовый год.

Таким образом, учитывая, что командир войсковой части исполнил обязательство по направлению соответствующего предложения в УКС 7 Службы ФСБ России, а начальник УКС 7 Службы ФСБ России по направлению обобщенных показателей в Министерство финансов России, а непредставление жилищной субсидии связано с отсутствием целевого финансирования в необходимых объемах, суд приходит к вывод, что требование административного истца о признании незаконным бездействия указанных должностных лиц является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

Требование административного истца о возложении на административных ответчиков обязанности выплатить жилищную субсидию также является необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.

Таким образом, предоставление жилищной субсидии является одной из форм обеспечения жильём военнослужащих.

Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильём регулируются как нормами названного выше федерального закона, так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный законодательством Российской Федерации, в качестве одного из важнейших условий для предоставления жилья содержит положение о том, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ).

Аналогичный правило сформулировано и в п. 4 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности, и членам их семей, утверждённого Приказом ФСБ России от 15 октября 2014 г. № 587, и в п. 39 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных Приказом ФСБ РФ от 24 октября 2011 г. № 590. При этом очерёдность определяется исходя из времени принятия военнослужащих (граждан) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Анализ приведённых выше норм свидетельствует о том, что право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то есть в порядке очерёдности.

Таким образом, предоставление жилищной субсидии вне установленной очередности не предусмотрено действующим нормам права и прямо противоречит положениям ч. 3 ст. 17 Конституции, в соответствии с которыми осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно п. 4 указанного выше Порядка одним из условий предоставления жилищной субсидии военнослужащим и членам их семей является получения органом безопасности лимитов бюджетных обязательств на предоставление жилищной субсидии.

Учитывая, что войсковой части не выделялись денежные средства для предоставления жилищной субсидии Твердохлеб, а также военнослужащим, принятым ранее административного истца на учет нуждающихся, по отношению к которым она каких-либо льгот или преимуществ, связанных с получением субсидии вне имеющейся очереди, не имеет, поэтому суд приходит к выводу, что требование административного истца о выплате жилищной субсидии является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

Принимая во внимание изложенное суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поэтому полагает необходимым в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Руководствуясь статьями 103, 111, 175 – 180, 219 и 227 КАС РФ, военный суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Твердохлеб Е. Б. об оспаривании бездействия командира войсковой части и руководителя Управления капитального строительства Службы обеспечения деятельности ФСБ России, связанных с порядком выплаты жилищной субсидии, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северо-Кавказский окружной военный суд, через Новороссийский гарнизонный военный суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий по делу

И.П. Дегтярев