Дело № 2а-39/2021 г.
УИД: <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации
Яшалтинский районный суд Республики Калмыки в составе:
председательствующего – судьи Дрей В.Д.,
при секретаре – Тауновой З.В.,
с участием прокурора – старшего помощника прокурора Яшалтинского района РК Ульциновой Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия к администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконным бездействия и возложении соответствующей обязанности,
у с т а н о в и л:
Прокурор Яшалтинского района Республики Калмыкия обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконным бездействия и возложении соответствующей обязанности.
В обоснование своих требований административный истец указал, что прокуратурой района по заданию прокуратуры республики проведена проверка исполнения законодательства о концессионных соглашениях, в ходе которой установлено бездействие администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями каждый год до ДД.ММ.ГГГГ текущего календарного года, обязаны утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Указанный перечень после его утверждения подлежит размещению органами местного самоуправления на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, а также на официальном сайте концедента в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет». Указанный перечень носит информационный характер. Прокуратурой района, в рамках аналогичного задания прокуратуры республики, ДД.ММ.ГГГГ внесено представление главе Яшалтинского РМО РК об устранении нарушений законодательства о концессионных соглашениях, по результатам которого администрацией Яшалтинского РМО РК должны были быть приняты меры по разработке и утверждению перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. В нарушение вышеуказанных требований, органом местного самоуправления, на территории которого имеются объекты водоснабжения, автомобильные дороги, гидротехнические сооружения, объекты образования, культуры, спорта, объекты здравоохранения, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма и иные объекты, предусмотренные Федеральным законом «О концессионных соглашениях», перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, каждый год, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, не разрабатывался, не утверждался и не размещался на официальных сайтах в сети «Интернет». В ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района проводилась проверка по обращению генерального директора ООО «Ресурс-Сервис» ФИО6 о законности издания распоряжения администрации Яшалтинского РМО РК № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О приеме-передаче имущества муниципальной казны Яшалтинского РМО РК в МБУ «УКХБ Яшалтинского района». Проверка показала, что в течение <данные изъяты> года, а именно ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Яшалтинского РМО РК поступали предложения ООО «Ресурс-Сервис» о заключении концессионного соглашения. Однако, администрацией Яшалтинского РМО РК ни одно из поступивших предложений о заключении концессионного соглашения не рассмотрено, решения по ним в течение 30 дней не приняты, о результатах рассмотрения предложений потенциальный инвестор не извещен. Несоблюдение требований законодательства о концессионных соглашениях свидетельствует о формальном отношении должностными лицами районной администрации к своим обязанностям. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, а также обязать администрацию Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия принять меры по разработке и утверждению перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, а также разместить указанный перечень на официальном сайте администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В судебном заседании прокурор Ульцинова Э.С. поддержала заявленные административные исковые требования и настаивала на их удовлетворении. Просила возложить на администрацию Яшалтинского РМО РК обязанность по принятию мер по разработке и утверждению перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, а также разместить указанный перечень на официальном сайте администрации Яшалтинского РМО РК в месячный срок.
Представитель административного ответчика – администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил и не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела. В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия.
Суд, выслушав прокурора Ульцинову Э.С., исследовав материалы административного дела, оценив доводы, изложенные в административном исковом заявлении, приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) установлено, что целями настоящего Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", по концессионному соглашению концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Частью 2 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях установлено, что концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.
Согласно части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях, объектами концессионного соглашения являются автомобильные дороги, гидротехнические сооружения, объекты образования, культуры, спорта, объекты здравоохранения, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и иные объекты.
Частью 3 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями каждый год до 1 февраля текущего календарного года обязаны утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Указанный перечень после его утверждения подлежит размещению органами местного самоуправления на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством РФ, а также на официальном сайте концедента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или в случае отсутствия у муниципального образования официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта РФ, в границах которого расположено такое муниципальное образование, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Указанный перечень носит информационный характер. Отсутствие в перечне какого-либо объекта не является препятствием для заключения концессионного соглашения с лицами, выступающими с инициативой заключения концессионного соглашения, в соответствии с ч. 4.1 статьи 37 настоящего закона. В случае включения в перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем органы местного самоуправления размещают на указанных в настоящей части официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения о порядке получения копии подготовленного в соответствии с требованиями нормативных правовых актов РФ в сфере теплоснабжения, сфере водоснабжения и водоотведения отчета о техническом обследовании имущества, предлагаемого к включению в объект концессионного соглашения."
Так, в соответствии со ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в соответствии федеральным законодательством и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными и нормативными правовыми актами.
Прокуратурой района по заданию прокуратуры республики проведена проверка исполнения законодательства о концессионных соглашениях, в ходе которой установлено бездействие администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.
Кроме того, прокуратурой района в рамках аналогичного задания прокуратуры республики 14.07.2020 года внесено представление главе Яшалтинского РМО РК об устранении законодательства о концессионных соглашениях, по результатам которого администрацией Яшалтинского РМО РК должны были быть принять меры по разработке и утверждению перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.
Согласно ответа с исх. № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам указанного представления административный ответчик указал, что администрацией Яшалтинского РМО РК не были соблюдены требования федерального законодательства о концессионных соглашений.
Согласно сообщения прокурору Яшалтинского района РК от ДД.ММ.ГГГГ с исх. № <данные изъяты> заместителем Главы Яшалтинского РМО РК по производственным вопросам ФИО7 указано, что запланированные концессионные соглашения на <данные изъяты> год в Яшалтинском РМО РК отсутствуют, в данное время ведется работа по подбору объектов планируемых в <данные изъяты> году к передаче в концессию.
Из материалов дела следует, что в <данные изъяты> году генеральный директор ООО «Ресурс-Сервис» ФИО6 обращался в прокуратуру Яшалтинского района РК о законности издания распоряжения администрации Яшалтинского РМО РК № <данные изъяты> - р от ДД.ММ.ГГГГ «О приеме-передаче имущества муниципальной казны Яшалтинского РМО РК в МБУ «УКХБ Яшалтинского района» в следствии, чего была проведена проверка в результате которой установлено, что в течение <данные изъяты> года, а именно ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Яшалтинского РМО РК поступали предложения ООО «Ресурс-Сервис» о заключении концессионного соглашения с администрацией Яшалтинского РМО РК. Ни одно из поступивших предложений о заключении концессионного соглашения не рассмотрено, решения по ним в течение 30 дней не приняты, о результатах рассмотрения предложений потенциальный инвестор не извещен.
Таким образом, суд приходит к выводу о несоблюдении требований законодательства о концессионных соглашениях администрацией Яшалтинского РМО РК. В результате чего это может привести к затруднению ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории района.
Вопреки положениям ст. 226 КАС РФ, обязывающей административного ответчика доказать законность оспариваемого бездействия либо его отсутствие, администрацией не было представлено доказательств в опровержение доводов административного искового заявления прокурора.
При таких обстоятельствах, суд считает, что административным истцом представлено достаточно доказательств обоснованности иска, так как судом установлено, что администрацией Яшалтинского районного муниципального образования РК не принимаются надлежащие меры к выполнению соблюдения законодательства о концессионных соглашениях.
Разрешая вопрос о сроке размещения на официальном сайте администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, суд полагает необходимым обязать администрацию Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу опубликовать на официальном сайте администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.
Поскольку органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий освобождены от уплаты государственной пошлины, в силу требований пп. 4 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ, отсутствуют основания для взыскания государственной пошлины с администрации Яшалтинского РМО РК.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора Яшалтинского района к администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, о признании незаконным бездействия и возложении соответствующей обязанности – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.
Обязать администрацию Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия принять меры по разработке и утверждению перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, а также в течении 1 месяца по вступлении решения в законную силу, разместить указанный перечень на официальном сайте администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись.
Копия верна.
Судья Яшалтинского районного суда Дрей В.Д.