ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-39/2021 от 02.03.2021 Сладковского районного суда (Тюменская область)

УИД 72RS0017-01-2021-000042-68

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 марта 2021 года с. Сладково

Сладковский районный суд Тюменской области в составе председательствующего Малинина А.О., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-39/2021 по административному исковому заявлению представителя администрации Александровского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области к Сладковскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области и к заместителю начальника Сладковского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области ФИО3 об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

03.02.2021 года глава Александровского сельского поселения обратился в Сладковский районный суд Тюменской области с административным исковым заявлением к Сладковскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области и к заместителю начальника Сладковского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора. В обоснование исковых требований указано, что 30.05.2018 года Сладковским районным судом Тюменской области вынесено решение об удовлетворении и искового заявления прокурора Сладковского района Тюменской области о возложении обязанности на администрацию Александровского сельского поселения Сладковского муниципальное района: «оборудовать ограждением, зоной зеленых насаждений, стоянками автокатафалков и автотранспорта, урнами для сбора мусора, площадками для мусоросборников с подъездами к ним территории кладбищ Александровского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных постановлением главного государственного врача РФ N 84 от 28.06.2011года, зарегистрированных в Минюсте РФ 31.08.2011 года за № 21720, в течение одного года, со дня вступления решения суда в законную силу». Решение Сладковского районного суда Тюменской области вступило в законную силу 02.07.2018 года.

13.08.2018 года судебным приставом исполнителем Сладковского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области ФИО4, на основании исполнительного листа серия от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ, срок для добровольного исполнения указанного решения установлен 5 дней.

10.06.2020 года заместителем начальника отделения-заместителем старшего судебного пристава Сладковского РОСП вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора на сумму 50000 (пятьдесят тысяч) рублей. 06.10.2020 заместителем начальника отделения-заместителем старшего судебного пристава судебным приставом-исполнителем Сладковского районного отдела судебных приставов исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ окончено.

В то же время, на основании постановления судебного пристава- исполнителя Сладковского районного отдела судебных приставов 10.11.2020 возбуждено исполнительное производство о взыскании с администрации Майского сельского поселения Сладковского муниципального района исполнительского сбора в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Администрацией Александровского сельского поселения Сладковского муниципального района приняты все надлежащие меры по исполнению решения суда. Считает, что вины в неисполнении решения суда в установленный пятидневный судебным приставом-исполнителем срок для исполнения не имеется по следующим основаниям.

Из решения Сладковского районного суда от 30.05.2018 года следует, что на администрацию Александровского сельского поселения Сладковского муниципального района возложены обязанности оборудовать ограждением, зоной зеленых насаждений, стоянками автокатафалков и автотранспорта, урнами для сбора мусора, площадками для мусоросборников с подъездами к ним территории кладбищ в соответствии с требованиями СанПин 2.1.2882-11. Фактически, на территории Александровского сельского поселения Сладковского муниципального района расположены 4 кладбища (с. Александровка, д. Красивое, д. Михайловка, д. Таволжан) оборудование которых, в соответствии с гигиеническими требованиями требует значительных бюджетных затрат. Пунктом 1 статьи 46 Устава Александровского сельского поселения Сладковского муниципального района предусмотрено, что сельское поселение имеет собственный бюджет (местный бюджет). Глава администрации сельского поселения вносит проект нормативного правового акта с бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение Думы сельского поселения в срок, определяемый правовыми актами Думы сельского поселения. Порядок рассмотрения проекта бюджета сельского поселения, утверждения и исполнения бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждением отчета об исполнении бюджета устанавливается Положением о бюджетном процессе в сельском поселении, утверждаемым Думой сельского поселения - статья 50 Устава Александровского сельского поселения Сладковского муниципального района. Таким образом, денежные средства на оборудование кладбищ могли быть предусмотрены в бюджете муниципального образования, сформированного и утвержденного на следующий финансовый год. Решением Думы Александровского сельского поселения Сладковского района Тюменской области третьего созыва от 04.12.2018 № 111 утвержден бюджет сельского поселения на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов. Решением Думы Александровского сельского поселения Сладковского района Тюменской области третьего созыва от 05.12.2019 № 142 утвержден бюджет сельского поселения на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. Кроме того, выполнение работ, как обваловка, ограждение, оборудование зоной зеленой насаждений, подъездными путями с учетом климатических особенностей региона возможно лишь их проведение в определенные временные периоды года. В зимний период выполнение указанных работ невозможна. Меры по исполнению решения суда по обустройству кладбищ администрацией Александровского сельского поселения также принимались и до возбуждения исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем Сладковского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области.

Так, согласно договору поставки товара N 117 от 07.02.2019 года администрацией Александровского сельского поселения Сладковского муниципального района приобретены контейнерные площадки открытого типа (контейнер) в количестве 4 штук.

Согласно договора на оказание услуг от 01.04.2019 года № 99 приобретены и изготовлены стенды, таблички на общую сумму 24990 рублей, которые были установлены на территории кладбищ Александровского сельского поселения. По договору поставки от 10.06.2019 года приобретен крест для установки на территорий кладбища.

Таким образом, Администрацией Александровского сельского поселения Сладковского муниципального района приняты все необходимые меры, направленные на исполнение решения суда.

На основании изложенного просят освободить администрацию Александровского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области от уплаты исполнительского сбора, в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей, по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденному заместителем начальника отделения - заместителя старшего судебное пристава Сладковского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области.

Представитель административного истца, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административные ответчики, будучи надлежаще извещенными о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если: всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным. При таких обстоятельствах суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного истца и административных ответчиков в порядке упрощенного письменного производства.

Изучив материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного искового заявления подлежат полному удовлетворению.

Частью 1 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ) установлено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В соответствии с ч. 7 ст. 112 Закона № 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Освобождение от исполнительского сбора возможно при наличии уважительных причин, при соблюдении должником той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Судом установлено, что судебным приставом-исполнителем Сладковского РОСП УФССП России по Тюменской области ФИО4 было возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа серии , выданного Сладковским районным судом Тюменской области от 01.08.2018 года, в порядке исполнения решения Сладковского районного суда Тюменской области от 27.06.2018 года, вступившего в законную силу 27.07.2018 года, которым исковые требования прокурора Сладковского района Тюменской области удовлетворены в полном объеме, возложена на администрацию Александровского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области обязанность: «оборудовать ограждением, зоной зеленых насаждений, стоянками автокатафалков и автотранспорта, урнами для сбора мусора, площадками для мусоросборников с подъездами к ним территории кладбищ Александровского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных постановлением главного государственного врача РФ № 84 от 28.06.2011 года, зарегистрированных в Минюсте РФ 31.08.211 года за № 21720, в течение одного года, со дня вступления решения суда в законную силу».

Постановление о возбуждении исполнительного производства должником - администрацией Александровского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области получено 13.08.2018 года.

Исполнительный документ должником - администрацией Александровского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области, в установленный пятидневный срок, для добровольного исполнения, исполнено не было, в связи с чем 10.06.2020 года судебным приставом-исполнителем Сладковского РОСП УФССП по Тюменской области ФИО3 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника - администрации Александровского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области в размере 50 000 рублей.

На основании постановления заместителя начальника Сладковского РОСП УФССП России по Тюменской области ФИО3 от 06.11.2020 года исполнительное производство прекращено в связи выполнением требований исполнительного документа в полном объеме.

На основании постановления заместителя начальника Сладковского РОСП УФССП России по Тюменской области ФИО3 от 10.11.2020 года возбуждено исполнительное производство 183452/20/72023-ИП о взыскании с должника - администрации Александровского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области 50000 рублей исполнительского сбора. На сегодняшний день судебным приставом-исполнителем исполнительное производство не окончено.

Администрация Александровского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области, согласно положениям Федерального закона 131-ФЗ, Устава муниципального образования Лопазновского сельского поселения, относится к органам местного самоуправления и в структуре указанных органов является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и осуществляет финансовую деятельность строго в рамках предусмотренного бюджетного финансирования, деятельность жестко ограниченную лимитами денежных средств, предусмотренных на определенные цели.

В соответствии со ст. 32 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) все муниципальные расходы подлежат финансированию за счет средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств, помимо бюджета муниципального образования для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается (ст. 14 БК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п. 7 ст. 112 Закона № 229-ФЗ об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Таким образом, в силу прямого предписания в законе вопросы имущественного положения должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения, наличия или отсутствия предусмотренных ст. 401 ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Исполнение судебного решения администрацией Александровского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области неразрывно взаимоувязано с наступлением иных юридических фактов и событий.

Кроме этого, исполнение подобной категории решений в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок объективно невозможно, поскольку законодательством установлена специальная процедура как бюджетного планирования соответствующих расходов, что связано с существенными временными затратами.

Разрешая спор, суд исходит из наличия обстоятельств, объективно препятствующих исполнению требований исполнительного листа в определенный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения. В течение установленного срока реальное исполнение решения суда было невозможно в связи со спецификой данного дела и характера обязательства.

Таким образом, суд считает возможным освободить администрацию Александровского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области от взыскания исполнительского сбора.

Согласно ч. 8 ст. 112 Закона № 229-ФЗ решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора обращается к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

Административный иск представителя администрации Александровского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области к Сладковскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области и к заместителю начальника Сладковского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области ФИО3 об освобождении от уплаты исполнительского сбора – удовлетворить.

Освободить администрацию Александровского сельского поселения Сладковского муниципального района Тюменской области от уплаты исполнительного сбора в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ года, возбужденного на основании постановления заместителя начальника Сладковского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области ФИО3.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тюменского областного суда в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи жалобы, через Сладковский районный суд Тюменской области.

Председательствующий: А.О. Малинин