ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-39/2022 от 11.01.2022 Котельниковского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2а-39/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2022 года г. Котельниково

Котельниковский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Жаркова Е.А.,

при секретаре Горбач О.С.

рассмотрев административное дело № 2а-39/2022 по административному иску МИ ФНС № 8 по Волгоградской области к Коневу А. В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, транспортному налогу, налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения,

установил:

МИ ФНС России № 8 по Волгоградской области обратилась с административным иском к Коневу А.В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, транспортному налогу, налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, указывая, что на налоговом учете в МИ ФНС № 8 по Волгоградской области состоит Конев А.В., который является плательщиком страховых взносов, транспортного налога. 16 ноября 2020 года Конев А.В. утратила статус индивидуального предпринимателя, однако не погасил образовавшуюся недоимку. Так, в соответствии со статьями 69, 75 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику направлялись требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов:

1) № 23 по состоянию на 16 января 2018 года на общую сумму 12 328,02 рублей в том числе: - доходы от выдачи патентов на осуществление предпринимательской деятельности при упрощенной системе налогообложения в бюджет муниципальных районов – 12 000 рублей, пени – 49,60 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года: пени в размере 278,42 рублей;

2) № 1229 по состоянию на 19 января 2018 года на общую сумму 28 062,31 рубля, в том числе: - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, начисленные с 1 января 2017 года): взносы в размере 23 400 рублей (период образования задолженности 2017 год), пени в размере 60,45 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, с 1 января 2017 года: взносы в размере 4 590 рублей (период образования задолженности 2017 год), пени в размере 11,86 рублей;

3) № 2539 по состоянию на 12 апреля 2018 года на общую сумму 490,04 рублей, в том числе: - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, начисленные с 1 января 2017 года): пени в размере 490,04 рублей;

4) № 4467 по состоянию на 13 сентября 2018 года на общую сумму 526,12 рублей, в том числе: - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, начисленные с 1 января 2017 года): пени в размере 526,12 рублей);

5) № 8757 по состоянию на 11 февраля 2019 года на общую сумму 32 652,72 рубля, в том числе: - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, начисленные с 1 января 2017 года): взносы в размере 26 545 рублей (период образования задолженности 2017 год), пени в размере 219,44 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, с 1 января 2017 года: взносы в размере 5 840 рублей (период образования задолженности 2017 год), пени в размере 48,28 рублей);

6) № 11907 по состоянию на 08 февраля 2020 года на общую сумму 684,49 рубля, в том числе: - транспортный налог за 2018 год в размере 675 рублей, пени в размере 9,49 рублей;

7) № 476 по состоянию на 10 января 2020 года на общую сумму 36 305,95 рублей, в том числе: - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, начисленные с 1 января 2017 года): взносы в размере 29 354 рублей (период образования задолженности – перерасчет), пени в размере 55,04 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, с 1 января 2017 года: взносы в размере 6 884 рублей, пени в размере 12,91 рублей.

17 марта 2021 года мировым судьей судебного участка № 24 Волгоградской области был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по вышеуказанным налогам с Конева А.В. однако, в соответствии со статьей 123.7 КАС РФ по поступившим возражениям от должника относительно исполнения вышеуказанного судебного приказа, 30 июня 2021 года он был отменен.

Указывая, что в настоящее время задолженность Конева А.В. составляет: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в размере 79 299 рублей, пени в размере 860,05 рублей; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 17 314 рублей, пени в размере 73,05 рублей и 278,42 рублей; по транспортному налогу за 2018 год в размере 675 рублей, пени в размере 9,49 рублей; по налогу на доходы от выдачи патентов на осуществление предпринимательской деятельности при упрощенной системе налогообложения в бюджет муниципальных районов – 11 999 рублей, пени – 49,60 рублей, а всего задолженность по недоимке, страховым взносам и пени в размере 110 557,61 рублей, административный истец просит взыскать указанные суммы и, с учетом дополнений к исковому заявлению, восстановить пропущенный срок для взыскания задолженности.

Административный истец МИ ФНС № 8 по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик Конев А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) на обязательное пенсионное и медицинское страхование признаются, в частности, индивидуальные предприниматели.

Статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1).

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (пункт 2).

Статья 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по налогам должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В силу подпунктов 1, 5 пункта 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, на налоговом учете в МИ ФНС № 8 по Волгоградской области состоит Конев А.В., который является плательщиком страховых взносов, транспортного налога.

В соответствии со статьями 69, 75 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику направлялись требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов:

1) № 23 по состоянию на 16 января 2018 года на общую сумму 12 328,02 рублей в том числе: - доходы от выдачи патентов на осуществление предпринимательской деятельности при упрощенной системе налогообложения в бюджет муниципальных районов – 12 000 рублей, пени – 49,60 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года: пени в размере 278,42 рублей;

2) № 1229 по состоянию на 19 января 2018 года на общую сумму 28 062,31 рубля, в том числе: - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, начисленные с 1 января 2017 года): взносы в размере 23 400 рублей (период образования задолженности 2017 год), пени в размере 60,45 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, с 1 января 2017 года: взносы в размере 4 590 рублей (период образования задолженности 2017 год), пени в размере 11,86 рублей;

3) № 2539 по состоянию на 12 апреля 2018 года на общую сумму 490,04 рублей, в том числе: - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, начисленные с 1 января 2017 года): пени в размере 490,04 рублей;

4) № 4467 по состоянию на 13 сентября 2018 года на общую сумму 526,12 рублей, в том числе: - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, начисленные с 1 января 2017 года): пени в размере 526,12 рублей);

5) № 8757 по состоянию на 11 февраля 2019 года на общую сумму 32 652,72 рубля, в том числе: - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, начисленные с 1 января 2017 года): взносы в размере 26 545 рублей (период образования задолженности 2017 год), пени в размере 219,44 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, с 1 января 2017 года: взносы в размере 5 840 рублей (период образования задолженности 2017 год), пени в размере 48,28 рублей);

6) № 11907 по состоянию на 08 февраля 2020 года на общую сумму 684,49 рубля, в том числе: - транспортный налог за 2018 год в размере 675 рублей, пени в размере 9,49 рублей;

7) № 476 по состоянию на 10 января 2020 года на общую сумму 36 305,95 рублей, в том числе: - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, начисленные с 1 января 2017 года): взносы в размере 29 354 рублей (период образования задолженности – перерасчет), пени в размере 55,04 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, с 1 января 2017 года: взносы в размере 6 884 рублей, пени в размере 12,91 рублей.

16 ноября 2020 года Конев А.В. утратил статус индивидуального предпринимателя, однако не погасил образовавшуюся недоимку и пени.

В дополнении к административному исковому заявлению административный истец указывает, что в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации 08 февраля 2018 года за № 387, 13 февраля 2018 года за № 1041, 11 мая 2018 года за № 3093, 05 октября 2018 года за № 5994, 17 апреля 2019 года за № 1271, 29 февраля 2020 года за № 705, были вынесены решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика индивидуального предпринимателя, а также за счет его электронных денежных средств.

Поскольку у налогоплательщика отсутствовали расчетные счета в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации 21 февраля 2018 года за № 895, 17 мая 2018 года за № 1814, 10 октября 2018 года за № 3003, 24 апреля 2019 года за № 969, 27 августа 2020 года за № 504, налоговым органом были вынесены постановления о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика.

Поскольку 16 ноября 2020 года Конев А.В. утратил статус индивидуального предпринимателя, 09 марта 2021 года административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности по вышеуказанным налогам и страховым взносам.

17 марта 2021 года мировым судьей судебного участка № 24 Волгоградской области был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по вышеуказанным налогам с Конева А.В. однако, в соответствии со статьей 123.7 КАС РФ по поступившим возражениям от должника относительно исполнения вышеуказанного судебного приказа, 30 июня 2021 года он был отменен.

С настоящим иском в Котельниковский районный суд Волгоградской области административный истец обратился 02 декабря 2021 года.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу 29 января 2018 года, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности (часть 2 указанной статьи).

Решение о списании недоимки и задолженности, указанных в части 1 настоящей статьи, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика плательщика страховых взносов физического лица (индивидуального предпринимателя) и сведения о недоимке и задолженности по страховым взносам, подлежащих списанию (часть 3 указанной статьи).

Уплата пеней является дополнительной обязанностью плательщиков страховых взносов (помимо обязанности по уплате самих взносов). С учетом того, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате взносов, то с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному обязательству; разграничение процедуры взыскания страховых взносов и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать неразрывно от основного.

Таким образом, если срок взыскания задолженности по страховым взносам истек, то пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по его уплате.

Требование № 23 в части взыскания пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере 278,42 рублей не может признаваться правомерным в силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку предъявленная к взысканию пени, начислена на недоимку по страховым взносам, которая возникла у Конева А.В. до 01 января 2017 года, следовательно, в силу прямого указания закона признаются безнадежными к взысканию и списанию.

При таких данных налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Проверяя общие сроки обращения налогового органа с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, суд приходит к следующему.

Как разъяснено в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.

Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.

В абзаце третьем пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанных сроков, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

По смыслу закона упомянутый предельный двухлетний срок выступает гарантией соблюдения принципа правовой определенности: он исчисляется с момента истечения срока добровольного исполнения обязанности по уплате, указанного в требовании, и поглощает иные предусмотренные статьями 46 - 47 Налогового кодекса сроки совершения промежуточных действий, направленных на взыскание задолженности налоговым органом. В соответствии с волей законодателя по истечении названного предельного срока налоговый орган, утративший возможность принятия собственных решений (постановлений) о взыскании задолженности, также утрачивает и право на обращение с соответствующим требованием в суд (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05 июля 2021 года № 307-ЭС21-2135 по делу № А21-10479/2019).

Изложенное согласуется с правовой позицией, выраженной в пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года).

Таким образом, само по себе непринятие налоговым органом решения в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, постановления в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации, не лишает налоговый орган права на взыскание недоимки в судебном порядке, однако данное право ограничивается двухлетним сроком, исчисляемым с момента истечения срока добровольного исполнения обязанности по уплате, указанного в требовании.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 13 марта 2008 года № 5-П, в силу статьи 19 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 57 налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер и различно применяться в зависимости, в частности, от имущественного положения, а также от других обстоятельств. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 апреля 2001 года № 7-П, принцип равенства всех перед законом гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает возможность установления различных условий для различных категорий субъектов права; такие различия, однако, не могут носить произвольный характер, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов.

В налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование. Налогоплательщики - при одинаковой платежеспособности должны нести равное бремя налогообложения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

Таким образом, учитывая, что задолженность по страховым взносам образовалась у Конева А.В. в период осуществления предпринимательской деятельности, а на момент обращения в суд Конев А.В. уже утратил статус индивидуального предпринимателя, суд считает необходимым, при проверке соблюдения сроков налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании страховых взносов и пени руководствоваться положениями статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку при сохранении за Коневым А.В. статуса индивидуального предпринимателя правоотношения по взысканию налоговых платежей регулировались бы именно вышеуказанными положениями Налогового кодекса Российской Федерации, тогда как применение статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации поставит налогоплательщика в необоснованные неравные условия по сравнению с иными плательщиками страховых взносов, сохранивших свой статус предпринимателя.

Срок исполнения требования № 23 от 16 января 2018 года (доходы от выдачи патентов на осуществление предпринимательской деятельности при упрощенной системе налогообложения в бюджет муниципальных районов – 12 000 рублей, пени – 49,60 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года: пени в размере 278,42 рублей) установлен налоговым органом до 05 февраля 2018 года, следовательно за взысканием вышеуказанного налога, пени и страховых взносов в суд налоговый орган должен был обратиться не позднее 05 февраля 2020 года, то есть еще в тот период, когда у Конева А.В. имелся статус индивидуального предпринимателя.

Срок исполнения требования № 1229 от 19 января 2018 года (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, начисленные с 1 января 2017 года): взносы в размере 23 400 рублей (период образования задолженности 2017 год), пени в размере 60,45 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, с 1 января 2017 года: взносы в размере 4 590 рублей (период образования задолженности 2017 год), пени в размере 11,86 рублей) установлен налоговым органом до 08 февраля 2018 года, следовательно за взысканием вышеуказанного налога, пени и страховых взносов в суд налоговый орган должен был обратиться не позднее 08 февраля 2020 года, то есть еще в тот период, когда у Конева А.В. имелся статус индивидуального предпринимателя.

Срок исполнения требования № 2539 от 12 апреля 2018 года (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, начисленные с 1 января 2017 года): пени в размере 490,04 рублей) установлен налоговым органом до 04 мая 2018 года, следовательно за взысканием вышеуказанного налога, пени и страховых взносов в суд налоговый орган должен был обратиться не позднее 04 мая 2020 года, то есть еще в тот период, когда у Конева А.В. имелся статус индивидуального предпринимателя.

Срок исполнения требования № 4467 от 13 сентября 2018 года (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, начисленные с 1 января 2017 года): пени в размере 526,12 рублей) установлен налоговым органом до 03 октября 2018 года, следовательно за взысканием вышеуказанного налога, пени и страховых взносов в суд налоговый орган должен был обратиться не позднее 03 октября 2020 года, то есть еще в тот период, когда у Конева А.В. имелся статус индивидуального предпринимателя.

Переход из одной категории налогоплательщиков в другую не может создавать для налогового органа дополнительные гарантии взыскания налоговой задолженности. Предусмотренные пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации сроки для обращения в суд за взысканием задолженности с налогоплательщика являются пресекательными, объективных препятствий для обращения налогового органа в Арбитражный суд Волгоградской области для взыскания задолженности по требованиям № 23, № 1229, № 2539, № 4467 у налогового органа не имелось.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для восстановления административному истцу срока для взыскания задолженности по требованиям № 23, № 1229, № 2539, № 4467 (доходы от выдачи патентов на осуществление предпринимательской деятельности при упрощенной системе налогообложения в бюджет муниципальных районов – 12 000 рублей, пени – 49,60 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года: пени в размере 278,42 рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, начисленные с 1 января 2017 года): взносы в размере 23 400 рублей (период образования задолженности 2017 год), пени в размере 1 076,61 рублей (60,45 рублей + 490,04 рублей + 526,12 рублей); страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, с 1 января 2017 года: взносы в размере 4 590 рублей (период образования задолженности 2017 год), пени в размере 11,86 рублей), в связи с чем административный иск в указанной части не подлежит удовлетворению.

Что касается взыскания задолженности в рамках требования № 8757 по состоянию на 11 февраля 2019 года со сроком исполнения до 06 марта 2019 года, то срок для взыскания задолженности по данному требованию истекал с учетом нерабочих выходных и праздничных дней 09 марта 2021 года. В указанный день административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности по налогам и сборам.

Также налоговым органом Коневу А.В. были выставлены требования № 11907 по состоянию на 08 февраля 2020 года на общую сумму 684,49 рубля, в том числе: - транспортный налог за 2018 год в размере 675 рублей, пени в размере 9,49 рублей и № 476 по состоянию на 10 января 2020 года на общую сумму 36 305,95 рублей, в том числе: - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, начисленные с ДД.ММ.ГГГГ): взносы в размере 29 354 рублей (период образования задолженности – перерасчет), пени в размере 55,04 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, с 1 января 2017 года: взносы в размере 6 884 рублей, пени в размере 12,91 рублей.

Доказательств оплаты задолженности по требованиям № 8757, № 11907, № 476 Коневым А.В. не представлено.

При таких обстоятельствах, с учетом требований части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика Конева А.В. в пользу МИ ФНС России № 8 по Волгоградской области задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: взносы в размере 55 899 рублей (26 545 рублей по требованию № 8757 + 29 354 рубля по требованию № 476), пени в размере 274,48 рублей (219,44 рублей + 55,04 рублей); - страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: взносы в размере 12 724 рублей (5 840 рублей по требованию № 8757 + 6 884 рубля по требованию № 476), пени в размере 61,19 рубля (48,28 рублей + 12,91 рублей), поскольку срок обращения в суд за взысканием данных платежей не пропущен, доказательств оплаты административным ответчиком не представлено.

Также с Конева А.В. в пользу МИ ФНС России № 8 по Волгоградской области подлежит взысканию задолженность по транспортному налогу на общую сумму 684,49 рубля, в том числе: - транспортный налог за 2018 год в размере 675 рублей, пени в размере 9,49 рублей, исходя из требований абзаца третьего пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», о том, что при разрешении коллизий между частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а положениями пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.

Учитывая, что МИ ФНС России № 8 Волгоградской области освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче административного искового заявления в суд, и требования административного истца удовлетворены частично, то в соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика Конева А.В. подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет Котельниковского муниципального района Волгоградской области, исходя из расчета, установленного частью 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть в размере 2 289,29 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск МИ ФНС № 8 по Волгоградской области к Коневу А. В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, транспортному налогу, налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения – удовлетворить частично.

Взыскать с Конева А. В., зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Волгоградской области сумму задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: взносы в размере 55 899 рублей, пени в размере 274,48; - страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: взносы в размере 12 724 рублей, пени в размере 61,19 рубля; транспортный налог за 2018 год в размере 675 рублей, пени в размере 9,49 рублей (требования № 8757, № 11907, № 476), а всего взыскать 69 643,16 рубля.

Взыскать с Конева А. В., зарегистрированного по адресу: <адрес>, государственную пошлину в доход бюджета Котельниковского муниципального района Волгоградской области в размере 2 289,29 рублей.

В удовлетворении требований МИ ФНС № 8 по Волгоградской области к Коневу А. В. о взыскании: налога на доходы от выдачи патентов на осуществление предпринимательской деятельности при упрощенной системе налогообложения в бюджет муниципальных районов в размере 11 999 рублей, пени – 49,60 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере 278,42 рублей; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, начисленные с 1 января 2017 года): взносы в размере 23 400 рублей (период образования задолженности 2017 год, а также перерасчет пени), пени в размере 1 076,61 рублей (60,45 рублей + 490,04 рублей + 526,12 рублей); страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, с 1 января 2017 года: взносы в размере 4 590 рублей (период образования задолженности 2017 год), пени в размере 11,86 рублей (требования № 23 по состоянию на 16 января 2018 года, № 1229 по состоянию на 19 января 2018 года, № 2539 по состоянию на 12 апреля 2018 года, № 4467 по состоянию на 13 сентября 2018 года).

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба лицами, участвующим в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешён судом, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Апелляционные жалоба, представление подаются через суд, принявший решение.

Судья Е.А. Жарков

Справка: мотивированный текст решения составлен 18 января 2022 года.

Судья Е.А. Жарков