ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3/19 от 27.02.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 2а-3/2019

(2а-37/2018)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Симферополь 27 февраля 2019 года

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда

Республики Крым Хожаиновой О.В.,

при секретаре Колесник Е.А.,

с участием прокурора Бирюк Д.Ю.,

представителя административного истца: Черкашиной К.А.,

представителя административного ответчика: Таловер Г.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Крымская водная компания» о признании недействующим в части приказа Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 14 декабря 2017 г. № 55/4 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение обществу с ограниченной ответственностью «Крымская водная компания» (ОГРН - 114902017437) на 2018 год», заинтересованное лицо Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым.

установил:

приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 14 декабря 2017 г. № 55/4 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение обществу с ограниченной ответственностью «Крымская водная компания» (далее – Приказ № 55/4) для общества с ограниченной ответственностью «Крымская водная компания» (далее ООО «Крымская водная компания») установлены тарифы на питьевую воду и водоотведение на период регулирования с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года (пункт 1) включительно, с календарной разбивкой в соответствии с Приложением № 1 к настоящему приказу, а также утверждены производственные программы в сфере водоснабжения и водоотведения на 2018 год (пункты 2, 3).

Приказ № 55/4 был опубликован 19 декабря 2017 г. на официальном сайте Правительства Республики Крым (http://rk.gov.ru/).

Приказами Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 15 мая 2018 г. № 19/25, от 7 июня 2018 г. № 22/1, от 9 августа 2018 г. № 32/3 и от 19 октября 2018 года № 47/5 внесены изменения в Приложение № 1 к оспариваемому в части Приказу № 55/4, приказы опубликованы на официальном сайте Правительства Республики Крым (http://rk.gov.ru/).

Приказ № 55/4 утратил силу с 1 января 2019 года в связи с изданием Приказа Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 19 декабря 2018 г. № 62/1 «Об установлении тарифов на питьевую воду, услуги водоотведения обществу с ограниченной ответственностью «Крымская Водная Компания» на 2019 год» (вместе с «Производственной программой общества с ограниченной ответственностью «Крымская Водная Компания» в сфере водоснабжения (питьевая вода) на период с 01.01.2019 до 31.12.2019», «Производственной программой общества с ограниченной ответственностью «Крымская Водная Компания» в сфере водоотведения на период с 01.01.2019 до 31.12.2019»). Опубликован 20 декабря 2018 г. на официальном сайте Правительства Республики Крым (http://rk.gov.ru/).

ООО «Крымская водная компания» обратилось в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, с учётом уточнённого административного искового заявления от 18 января 2019 года, просило признать недействующим пункт 1 и приложение № 1 приказа Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 14 декабря 2017 г. № 55/4 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение обществу с ограниченной ответственностью «Крымская водная компания» (ОГРН - 114902017437) на 2018 год» со дня принятия, как не соответствующих пункту 16 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, и пунктам 26, 29 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406.

В обоснование требований административный истец указал, что является организаций, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение и эксплуатирующей объекты водопроводно-канализационного хозяйства на территории определённых населённых пунктов Нижнегорского, Раздольненского, Первомайского, Сакского, Симферопольского, Советского, Черноморского районов Республики Крым.

В соответствии со статьёй 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к регулируемым видам деятельности относятся, в частности, в сфере холодного водоснабжения - холодное водоснабжение, в сфере водоотведения - водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод, при этом регулированию подлежат, помимо иных, тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и тариф на водоотведение.

Исходя из положений статей 5, 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», общество обратилось в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым с заявлением об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение на период действия с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г.

Экспертами были рассмотрены представленные документы, произведён анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат, анализ экономической обоснованности величины прибыли. Сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования по водоснабжению и водоотведению. В процессе расчёта и установления тарифа был использован метод экономически обоснованных расходов (затрат).

Согласно экспертного заключения по результатам экспертизы при формировании тарифов Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым в пункте 11.1. «недополученные доходы прошлых лет» сумма затрат в размере 32486,39 тыс. рублей исключена из НВВ на 2018 год на основании акта проверки (№ 5-06/1-07 от 10 июня 2016 года) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым.

Данным актом были установлены экономически необоснованные расходы ООО «Крымская водная компания» за 2015 год по водоснабжению 68250,84 тыс. руб., по водоотведению - 14088,19 тыс. руб.; экономически обоснованные расходы ООО «Крымская водная компания», не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на 2015 год, в размере по водоснабжению - 47776,33 тыс. руб., по водоотведению - 2076,31 тыс. руб., которые и были откорректированы административным ответчиком при установлении тарифов по водоснабжению и водоотведению в соответствии с пунктом 12 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э.

Административный истец полагает, что тарифы утверждены в экономически необоснованном размере, приказ в оспариваемой части не соответствует пункту 16 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, и пунктам 26, 29 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406. При исключении суммы затрат в размере 32486,39 тыс. рублей из НВВ на 2018 год орган регулирования тарифов должен был указать обоснование причин и ссылки на правовые нормы.

Определением Верховного Суда Республики Крым от 11 февраля 2019 г. к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечено Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым.

В судебном заседании представитель административного истца Черкашина К.А. доводы административного искового заявления поддержала, просила удовлетворить заявленные требования в полном объёме.

Представитель Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым Таловер Г.П. с доводами административного искового заявления не согласилась, просила отказать в удовлетворении требований в полном объёме. Указала, что оспариваемый в части Приказ № 55/4 принят с соблюдением процедуры его принятия и в пределах полномочий, не противоречит законодательству Российской Федерации, чьи-либо права не нарушает. Поддержала позицию, изложенную в письменных возражениях (т.2 л.д. 25-31).

Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще. Согласно представленных суду пояснений от 15 февраля 2019 г., в соответствии с пунктом 4 приказа Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 19 декабря 2018 года № 62/1 «Об установлении тарифов на питьевую воду, услуги водоотведения обществу с ограниченной ответственностью «Крымская водная компания» на 2019 год» Приказ № 55/4 признан утратившим силу с 1 января 2019 года, в связи с чем в федеральном регистре сделана соответствующая запись.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Бирюк Д.Ю., полагавшей, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, административный истец ООО «Крымская водная компания» обратилось в Верховный суд Республики Крым с настоящим административным исковым заявлением 31 июля 2018 г. в период действия оспариваемого в части Приказа № 55/4.

Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемый в части акт является нормативным.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.

Аналогичные требования закреплены в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Как разъяснено в пункте 25 приведённого постановления, в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменён, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ).

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путём установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», пункт 1 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона № 416-ФЗ одним из направлений государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения относится достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путём обеспечения бесперебойного, качественного водоснабжения и водоотведения.

К числу общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения относится: достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения (пункты 4 - 6 части 2 статьи 3 Федерального закона № 416-ФЗ).

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Законом о водоснабжении, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, а также Методическими указаниями по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э (далее - Методические указания).

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении).

В соответствии с Положением о Государственном комитете по ценам и тарифам Республики Крым, утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. № 166 (далее - Положение о Комитете), Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым (далее - Комитет) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым в области государственного регулирования цен (тарифов), уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Крым, а также контроль за их применением в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым (пункт 1.1).

Пунктом 3.6.1 Положения о Комитете предусмотрено, что к полномочиям Комитета относится установление тарифов на питьевую воду и водоотведение.

Согласно пункту 4.1 Положения Комитет, с целью реализации полномочий имеет право издавать в пределах своей компетенции, в том числе совместно с другими исполнительными органами государственной власти Республики Крым, нормативные правовые акты, контролировать их исполнение и давать разъяснения по их применению.

В соответствии с пунктом 28 раздела III Регламента Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, утверждённого приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 15 июля 2014 г. № 1/1, решение об установлении тарифов принимается в форме приказа Правлением Комитета на заседании. Установление тарифов производится Комитетом путём рассмотрения соответствующих дел.

Процедура принятия нормативных правовых актов Комитета регламентирована Положением о Комитете и Регламентом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым.

Пунктом 5.4.1 Положения о комитете регламентировано, что в состав правления без права передачи полномочий иным лицам входят работники Комитета в количестве не более 7 человек и один представитель антимонопольного органа, а при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики - также один представитель от совета рынка. Представитель антимонопольного органа входит в состав правления с правом совещательного голоса (не принимает участия в голосовании).

Заседание правления считается правомочным, если на нём присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов правления, присутствующих на заседании. Голос председателя правления при равенстве голосов членов правления является решающим (пункт 5.4.4).

Согласно выписке из протокола заседания правления № 55 от 14 декабря 2017 г., на заседании присутствовали 6 членов правления, включая председателя.

Процедура и сроки рассмотрения вопросов по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения установлены Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 (далее - Правила регулирования).

Установление тарифов производится органом регулирования тарифов путём открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное (пункт 12).

Разделом IV Правил регулирования предусмотрено, что регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов (предложение состоит из заявления об установлении тарифов и обосновывающих материалов).

ООО «Крымская водная компания» оказывает услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, эксплуатирует объекты водопроводно-канализационного хозяйства на территории Нижнегорского, Раздольненского, Первомайского, Сакского, Симферопольского, Советского, Черноморского районов Республики Крым.

Решение об открытии дела об установлении тарифов № 48 вынесено Комитетом 13 июня 2017 г. согласно заявлению ООО «Крымская водная компания» от 27 апреля 2017 г. об установлении тарифов и обосновывающих материалов.

При подготовке к принятию нормативного правового акта - приказа об установлении тарифов, отделом правового и кадрового обеспечения Комитета на основании Указа Главы Республики Крым от 2 марта 2016 г. № 76-У проведена первичная антикоррупционная экспертиза проекта приказа, по результатам которого подготовлено экспертное заключение № 232 от 1 декабря 2017 г.

Проект приказа направлен в электронном виде в Прокуратуру Республики Крым в день получения экспертного заключения. По результатам рассмотрения проекта приказа Прокуратурой Республики Крым письмом от 28 декабря 2017 г. № Исорг-7/1-12641-2017/29012 дано заключение об отсутствии нарушений законодательства и коррупциогенных факторов.

Проект приказа также был размещён для публичного обсуждения на сайте Комитета в подразделе «антикорупционная экспертиза» раздела «противодействие коррупции».

Согласно пункту 25 Правил регулирования орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтённых при расчёте тарифов, корректности определения параметров расчёта тарифов и отражает её результаты в своём экспертном заключении.

Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

Указанное экспертное заключение, а также заключения, представленные регулируемыми организациями, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями по их инициативе (в случае их наличия), приобщаются к делу об установлении тарифов.

Из материалов дела следует, что по результатам проведения экспертизы предложений ООО «Крымская водная компания» об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2018 год специалистами Комитета составлено экспертное заключение от 4 ноября 2017 г. № 75/В-2018.

Пунктом 27 Правил регулирования предусмотрено, что решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы.

Согласно пункту 6 оспариваемого приказа он вступает в силу через десять дней со дня его опубликования.

Судом установлено, что Приказ № 55/4 принят 14 декабря 2017 г. уполномоченным органом в установленной форме, опубликован 19 декабря 2017 г. на официальном портале Правительства Республики Крым в разделе Государственного комитета по ценам и тарифам - https://gkz.rk.gov.ru/ru/document/show/1826, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации под номером НГР:RU93000201701669 от 1 февраля 2018 г. и по этим основаниям не оспаривается.

Проверяя на соответствие оспариваемого в части Приказа № 55/4, нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд считает необходимым указать следующее.

Согласно экспертному заключению от 4 ноября 2017 г. №75/В-2018 была проведена и описана оценка финансового состояния общества, анализ основных технико-экономических показателей за отчётный год, текущий год и расчётный период регулирования, анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат, анализ экономической обоснованности величины прибыли, сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования по водоснабжению и водоотведению.

В процессе расчёта согласно разделу VII использован метод экономически обоснованных расходов (затрат). Также данным заключением предложены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ООО «Крымская водная компания» на 2018 год с календарной разбивкой.

В разделе X приведён «Анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат, анализ экономической обоснованности величины прибыли, сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования по водоснабжению», в п/п 11 «Недополученные доходы / Расходы прошлых лет», в подпункте 11.1. «Недополученные доходы прошлых лет» экспертами но расчёту сумма затрат в размере 32 486,39 тыс. рублей исключена из НВВ на 2018 год.

При этом в обоснование указано, что данная сумма затрат исключена из НВВ на 2018 год на сновании акта проверки (№ 5-06/1-07 от 10 июня 2016 г.) органа государственного контроля надзора), органа муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым.

Как следует из приведённого акта проверки установлены:

экономически необоснованные расходы ООО «Крымская водная компания» за 2015 год:

по водоснабжению 68 250.84 тыс. руб.,

по водоотведению - 14 088,19 тыс. руб.;

экономически обоснованные расходы ООО «Крымская водная компания», не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на 2015 год:

по водоснабжению 47776,33 тыс. руб.,

по водоотведению - 2076.31 тыс. руб., которые и были откорректированы Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым при установлении тарифов по водоснабжению и водоотведению в соответствии с пунктом 12 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э (в редакции от 29 августа 2017 г.).

По общему правилу, изложенному в пункте 15 Основ ценообразования, экономически обоснованные расходы, не учтённые при установлении тарифов, но понесённые регулируемой организацией в течение истекшего периода регулирования, учитываются в соответствии с Методическими указаниями при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью. Данные положения корреспондируют пункту 23 Основ ценообразования, согласно которому при определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчётности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю.

Пунктом 12 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 г. № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (Зарегистрировано в Минюсте России 25 февраля 2014 г. № 31412), определено, что в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на её товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования (далее - выпадающие расходы и недополученные доходы), то такие выпадающие расходы и недополученные доходы, а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.

ООО «Крымская водная компания» обратилось в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым с заявлением о внесении изменений в приказ об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2018 год, в связи с принятием в обслуживание новых населённых пунктов.

Экспертами были рассмотрены представленные документы, произведён анализ и составлено заключение.

Приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 7 июня 2018 г. №22/1 «О внесении изменений в приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 14.12.2017 №55/4 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение обществу с ограниченной ответственностью «Крымская Водная Компания» на 2018 год» внесены изменения в приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 14 декабря 2017 г. № 55/4 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение обществу с ограниченной ответственностью «Крымская Водная Компания» (ОГРН - 1149102017437) на 2018 год».

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, в частности на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду и водоотведение, устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определённой для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчётного объёма отпуска воды, объёма принятых сточных вод, оказываемых услуг.

Указанные объёмы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приёма сточных вод) за последний отчётный год и динамики отпуска воды (приёма сточных вод) за последние 3 года.

Необходимая валовая выручка (далее - НВВ) регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надёжности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надёжности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения - пункт 24 Основ ценообразования).

При использовании метода экономически обоснованных расходов НВВ регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: производственных расходов; ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт; административных расходов; сбытовых расходов гарантирующих организаций; расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов; расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учётом особенностей, предусмотренных пунктом 44 настоящего документа; расходов, связанных с оплатой налогов и сборов; нормативной прибыли; расчётной предпринимательской прибыли гарантирующей организации (пункт 38 Основ ценообразования).

Таким образом, по смыслу указанных правовых норм в их взаимосвязи процесс установления тарифа на питьевую воду носит индивидуальный характер и зависит от экономически обоснованных затрат, необходимых организации для предоставления услуги водоснабжения. При этом основным критерием при установлении тарифа, прежде всего, является его экономическая обоснованность.

Орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена (пункт 30 Правил регулирования тарифов).

При этом в экспертном заключении должны быть приведены обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчёта тарифов экономически необоснованных расходов, учтённых регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов (подпункт «г» пункта 26 Правил регулирования тарифов).

В силу положений подпунктов «а», «д», «е» и «о» пункта 17 Правил регулирования тарифов для целей подтверждения расходов регулируемая организация прилагает к заявлению об установлении тарифов, в частности: копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности; копию утверждённой в установленном порядке производственной программы либо проект производственной программы с содержащимся в нём расчётом финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и с расшифровкой затрат, включённых в неё, по видам деятельности; расчёт расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и НВВ от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчёта, а также метода регулирования тарифов), а также копии договоров (с приложениями) в том числе на выполнение ремонтных работ подрядными организациями.

Как уже указывалось, в результате анализа экономической обоснованности расходов по статьям затрат, на основании акта проверки № 5-06/1-07 от 10 июня 2016 г. из НВВ на 2018 год исключена сумма затрат в общей сумме 32 486,39 тыс. в части: производственных расходов, ремонтных расходов, административных расходов, амортизации основных средств и нематериальных активов, относимых к объектам централизованной системы водоснабжения и водоотведения, арендной и концессионной платы, лизинговых платежей, налогов и сборов.

В ходе рассмотрения административного дела, определением от 13 сентября 2018 г. была назначена судебная финансово-бухгалтерская экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО «Крымское экспертное бюро» ФИО1 (Республика Крым, г. Симферополь, ул. К.Маркса, д.44, офис 20).

Из заключения эксперта № 11/18 судебной финансово-бухгалтерской экспертизы от 28 декабря 2018 г. следует, что Государственным Комитетом по ценам и тарифам Республики Крым при установлении тарифов был применён метод экономически обоснованных расходов (затрат), который предусмотрен пунктом 30 Основ ценообразования при регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения». Применённый метод экономически обоснованных расходов (затрат) соответствует установленным в Российской Федерации правилам и требованиям.

Также по второму вопросу эксперт пришёл к выводу, что расчёт ООО «Крымская водная компания», поданный с заявлением об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение на период действия с 1 января 2018 г. до 31 декабря 2018 г. соответствует первичным данным бухгалтерского учёта предприятия.

Сумма фактических затрат ООО «Крымская водная компания», понесённых в 2015 году на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, превышает сумму запланированных расходов, предусмотренных в тарифах на водоснабжение, водоотведение на 2015 год, на 10257,77 тыс. руб. и подтверждена документами первичного бухгалтерского учёта предприятия (по третьему вопросу).

При этом, расходы, учтённые Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым при установлении оспариваемым приказом тарифа на питьевую воду и водоотведение на период действия с 1 января 2018 г. до 31 декабря 2018 г., не подтверждаются первичными документами бухгалтерского учёта ООО «Крымская водная компания» (по четвёртому вопросу).

Выводы Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым об отнесении суммы в размере 32486,39 тыс. руб. к необоснованным расходам не нашли своего подтверждения. Обоснованность исключения суммы затрат в размере 32486,39 тыс. руб. из НВВ из статей затрат ООО «Крымская водная компания» при формировании тарифа на 2018 год не подтверждена документами первичного бухгалтерского учёта и является необоснованной (по пятому вопросу).

Исследовав и оценив в совокупности представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу, суд не усматривает основания ставить под сомнение достоверность заключения судебной экспертизы.

Экспертиза проведена на основании определения суда о назначении судебной экспертизы компетентным экспертом, имеющим значительный стаж работы в соответствующих областях знаний, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупреждённым об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, соответствует требованиям статей 77, 79 и 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», отвечает требованиям относимости, допустимости, является надлежащим доказательством.

Как следует из приведённых выше норм Основ ценообразования, расходы, не учтённые в тарифах в предыдущем периоде регулирования, но заявленные к включению в НВВ при её корректировке, подлежат проверке регулирующим органом на предмет их экономической обоснованности. В частности, для определения экономически обоснованных объёмов потребления сырья материалов, выполненных работ (услуг) и цен (тарифов) на них орган регулирования тарифов использует в приоритетном порядке источники информации, перечисленные в пункте 22 Основ ценообразования и пункте 16 Методических указаний. Данные источники используются последовательно, и при невозможности применения одного из них необходимая информация может быть получена из последующих источников.

При определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчётности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю (пункт 23 Основ).

С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что исключение из НВВ на 2018 год при формировании тарифов Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым из статьи затрат суммы затрат в размере 32486,39 тыс. руб. («недополученные доходы прошлых лет») на основании акта проверки № 5-06/1-07 от 10 июня 2016 года без приведения соответствующего обоснования причин и ссылок на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчёта тарифов экономически необоснованных расходов, учтённых регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов, противоречит положениям пунктов 15, 16, 38 Основ ценообразования, подпункту «г» пункта 26, пункту 29 Правил регулирования тарифов, а также противоречит целям и общим принципам государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, установленным в статье 3 Федерального закона № 416-ФЗ.

В нарушение пунктов 25 и 26 Правил регулирования тарифов в экспертном заключении от 4 ноября 2017 г. в качестве обоснования исключения из НВВ на 2018 год при формировании тарифов суммы затрат в размере 32486,39 тыс. руб. указан лишь акт проверки № 5-06/1-07 от 10 июня 2016 года и не содержится ни методики расчёта данного значения, ни ссылок на предусматривающие такой порядок расчёта нормативные правовые акты. Сведения о том, что регулирующий орган проводил анализ имеющихся в тарифном деле первичных документов, обосновывающих показатели по указанным выше статьям расходов, а не ограничился лишь наличием выводов, изложенных в данном акте проверки, в материалах тарифного дела отсутствуют, в связи с чем, доводы, приведённые административным ответчиком в пояснениях и письменных возражениях в указанной части, не могут быть приняты во внимание, а расчёты, предложенные Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым, не могут считаться достоверными и положенными в основу расчёта оспариваемых тарифов.

Суд также признаёт несостоятельными доводы административного ответчика о наличии не оспоренного административным истцом акта проверки № 5-06/1-07 от 10 июня 2016 года, вынесенного по результатам контрольных мероприятий предписания от 10 июня 2016 г. № 22-06/1-08, а также постановлений по делу об административном правонарушении от 15 июля 2016 г. в отношении общества с ограниченной ответственностью «Крымская водная компания» (т.38 л.д.246-264), поскольку приведённые акты по своему содержанию не опровергают выводов суда, и не являются основанием для установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемые тарифы являются экономически необоснованными, а Приказ № 55/4 в оспариваемой части противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определённой судом даты, и разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50, суд считает, что Приказ № 55/4 в части пункта 1 и приложения № 1 подлежит признанию не действующим с даты его принятия с возложением на тарифный орган обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий приказ от 14 декабря 2017 г. № 55/4 в отменённой части, в соответствии с положениями части 4 статьи 216 КАС РФ.

В порядке пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в тех же средствах массовой информации, в которых должен быть опубликован нормативный правовой акт, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

По настоящему делу судебные расходы состоят из государственной пошлины в размере 4500 рублей, оплаченной административным истцом при обращении в суд с иском, что подтверждается платёжным поручением № 2045 от 12 июля 2018 года.

На основании пункта 1 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.

В соответствии с частью 3 статьи 108 названного кодекса эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами.

Определением Верховного Суда Республики Крым от 13 сентября 2018 г. по настоящему делу была назначена судебная финансово-бухгалтерская экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО «Крымское экспертное бюро» ФИО1 (Республика Крым, г. Симферополь, ул. К.Маркса, д.44, офис 20), судебная финансово-бухгалтерская экспертиза проведена, заключение эксперта представлено суду и было исследовано и оценено в совокупности с другими доказательствами при разрешении дела по существу.

Стоимость проведения экспертного исследования составила 40869,50 рублей (т.38 л.д.210-213).

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве административных истцов или административных ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

Вместе с тем Налоговый кодекс Российской Федерации не регулирует вопросы, связанные с возмещением судебных расходов.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 107 и частью 3 статьи 109 данного кодекса.

Из анализа приведённых норм процессуального закона следует, что выступающие в качестве административных ответчиков государственные органы в случае удовлетворения административного иска от возмещения судебных расходов, включая уплаченную административным истцом при обращении в суд государственную пошлину, не освобождены.

Так, в соответствии с требованиями части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым в пользу общества с ограниченной ответственностью «Крымская водная компания» следует взыскать в счёт возмещения расходов по уплате государственной пошлины 4500 рублей.

Кроме того, с Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым подлежат взысканию в пользу судебного эксперта ФИО1 судебные расходы, связанные с проведением судебной экспертизы, в размере 40869,50 руб.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Крымская водная компания» удовлетворить.

Признать не действующим с даты принятия пункт 1 приказа Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 14 декабря 2017 г. № 55/4 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение обществу с ограниченной ответственностью «Крымская водная компания» (ОГРН - 114902017437) на 2018 год» и приложение № 1 к названному приказу.

Возложить на Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий приказ от 14 декабря 2017 г. № 55/4 в отменённой части.

Взыскать с Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым в пользу общества с ограниченной ответственностью «Крымская водная компания» расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Взыскать с Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым в пользу судебного эксперта ФИО1 судебные расходы, связанные с проведением судебной экспертизы, в размере 40869 (сорок тысяч восемьсот шестьдесят девять) рублей 50 копеек (<данные изъяты>).

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым в тех же средствах массовой информации, в которых должен быть опубликован нормативный правовой акт, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме – 4 марта 2019 года.

Судья Верховного Суда

Республики Крым О.В. Хожаинова