ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3/2021 от 05.02.2021 Вытегорского районного суда (Вологодская область)

Дело №2а-3/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вытегра 05 февраля 2021 года

Вытегорский районный суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Уткина А.В., с участием

административного истца ФИО1 и его представителя адвоката Фомина В.Л., представившего удостоверение ,

представителя административных ответчиков - администрации Вытегорского муниципального района и администрации сельского поселения Андомское - ФИО2, действующего на основании доверенностей ,

при секретаре Виролайнен О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к казенному учреждению Вологодской области «Управление автомобильных дорог Вологодской области» (далее – КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области»), администрации Вытегорского муниципального района, администрации сельского поселения Андомское Вытегорского района, Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, о признании незаконным отказа в выдаче технических условий на устройство постоянного примыкания в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Демино-Ольково в Вытегорском районе Вологодской области и обязывании выдачи документа о принятии решения о выдаче технических условий,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» о признании незаконным отказа в выдаче технических условий на устройство постоянного примыкания в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Демино-Ольково в Вытегорском районе Вологодской области и обязывании выдачи документа о принятии решения о выдаче технических условий на устройство постоянного примыкания к земельному участку (с учетом уточнения). В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым (разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства) по <адрес> (присвоенный позже адрес – <адрес>). В целях обустройства данного земельного участка и строительства на нем жилого дома в марте 2020 он обратился к ответчику с заявлением о выдаче технических условий на устройство постоянного примыкания в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения «Демино-Ольково» на км 4+140 влево. В письме от 08.04.2020 ответчик отказал в устройстве постоянного примыкания на указанном километре, так как в месте планируемого примыкания установлено барьерное ограждение, обеспечивающее безопасность дорожного движения. Считает, что данный отказ является неправомерным, т.к. участок дороги находится в зоне действия дорожного знака 3.24. «Ограничение максимальной скорости», устанавливающего скоростной режим в пределах 60 км/ч., расстояние видимости на данном участке составляет 135 метров. В соответствии с п. 5.15 "СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*" (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 266), наименьшие расстояния следует принимать по таблице 5.9. Соответственно, при допустимой скорости 60 км/ч наименьшее расстояние видимости для остановки транспортного средства составляет 85 м.

Определениями суда (09.11.2020, 07.12.2020) суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены администрация Вытегорского муниципального района, администрация сельского поселения Андомское Вытегорского района, Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области.

В письменном отзыве на административный иск и его дополнении (1 том л.д.89-91, 129-135, 209-214, том 2 л.д.35) представитель административного ответчика КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» ФИО3 исковые требования не признал. Указал, что в оперативном управлении Учреждения имеется автомобильная дорога общего пользования регионального или межмуниципального значения Вологодской области Демино — Ольково на территории Вытегорского муниципального района (далее — Дорога) протяженностью 22,538 км, IV технической категории. Участок автомобильной дороги Демино-Ольково 4 км+140 м (как указал ФИО1), а по факту 4км+122 м, находится фактически в границах населенного пункта — д. <адрес>, однако, ввиду отсутствия на данном участке жилой застройки, требования Правил дорожного движения, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах, на него не распространяются, дорожные знаки 5.23.1 или 5.23.2 «Начало населенного пункта» не установлены. Постоянный дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» 60 км/ч на спорном участке дороги так же отсутствует. В указанном месте устанавливается временный знак на зимний период. Имеется барьерное ограждение первой группы. Следовательно, на км 4+122 автодороги Демино-Ольково действует режим движения вне населенного пункта. В соответствии с требованиями п. 5.15 "СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*" (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 266) для устройства и эксплуатации примыкания на км 4+122 а/д Демино-Ольково минимальное расстояние видимости на всем протяжении дороги должно быть не менее остановочного пути до препятствия, которое составляет 150 метров (расчетная скорость движения 80 км/ч для данной дороги). Согласно схеме выбора места примыкания от 27.03.2020, составленной ведущим инженером по надзору Вытегорского района П.А.Н. видимость по главной дороге вправо составляет всего 122 метра. Пунктом 6.3 данных Правил предусмотрено, что количество пересечений, съездов и въездов должно быть возможно меньшим. Следовательно, устройство примыкания на данном участке не будет отвечать требованиям безопасности дорожного движения. На расстоянии 314 м от планируемого съезда имеется примыкание к населенному пункту в д. <адрес>. Организация подъезда к участку должна была быть предусмотрена органами местного самоуправления. На спорном участке автомобильной дороги вблизи отсутствует жилая застройка, полностью отсутствует движение пешеходов, не имеется мест притяжения участников дорожного движения, объектов сервиса. Кроме того, проектной документацией на реконструкцию а/д Демино- Ольково так же не предусмотрена установка дорожных знаков 5.23.1 и 5.23.2. Возможна установка знаков 5.25 и 5.26, обозначающих начало и конец населенного пункта (на синем фоне). (т.1 л.д.216)

В дополнительном отзыве от 24.12.2020 ответчик указал, что устройство заезда возможно на указанном участке автодороги на 4 км+030 (слева, перед барьерным ограждением со стороны ручья <данные изъяты>») и на 4 км+200 (слева, после барьерного ограждения). Съезд в саму д. <адрес> имеется дальше. (т.1 л.д.209-214)

В отзыве на административный иск администрация Вытегорского района указала, что указанная автомобильная дорога является собственностью Вологодской области. Приложена копия постановления Правительства Вологодской области от 14.01.2013 №13. (т.1 л.д.163-191)

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель адвокат Фомин В.Л. исковые требования поддержали. Суду пояснили, что ФИО1 является собственников земельного участка, расположенного в д.<адрес>. По обе стороны спорной дороги идут барьерные ограждения. Фактически заезд к участку отсутствует и использовать его по своему назначению ФИО1 не может. Отказ ответчика в удовлетворении обращения ФИО1 нарушает его права и законные интересы на обустройство постоянного примыкания к полосе отвода автомобильной дороги общего пользования, препятствует использованию своего земельного участка по назначению. В соответствии со ст.25 ФЗ РФ от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ, внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», допускается использование гражданами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях прокладки и переустройства инженерных коммуникаций. Установлено, что при оборудовании постоянного примыкания в полосе отвода автомобильной дороги является возможным, не нарушает положения действующего законодательства как об автомобильных дорогах, так и о безопасности дорожного движения. ФИО1 фактически лишен возможности заехать на земельный участок, строить там дом. На дом у него получены все соответствующие разрешения, имеется адрес. Деревня <адрес> расположена по обе стороны автодороги Демино-Ольково. Это подтверждается информацией, представленной администрацией СП Андомское, сведениями публичной кадастровой карты. Возможность съезда в деревню с автодороги отсутствует, д.<адрес> не имеет каких-либо знаков. Там имеется одно примыкание, которое ничем не обусловлено. Отсутствуют дорожные знаки, обозначающие начало и конец населенного пункта. Опасности подвергаются те лица, которые проживают в данной деревне и участники дорожного движения. Ограничение скоростного режима отсутствует, а фактически там расположен населенный пункт уже длительное время.

Представитель административного ответчика КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» ФИО3 05.02.2021 года в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, представил письменный отзыв. В судебном заседании 09.11.2020 представитель административного ответчика ФИО3 исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве. Дополнительно пояснил, что на спорном участке дороги обоснованно отсутствуют дорожные знаки 5.23.1 «Начало населенного пункта» или 5.23.2. Не обязательно, что если есть населенный пункт, должно быть движение со скоростью 60 км/ч. В соответствии с Проектом организации дорожного движения, который есть в проектной документации, дорожных знаков также не имеется. Требования ПДД, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах, на данный участок не распространяются, дорожные знаки 5.23.1 и 5.23.1 отсутствуют и присутствовать не должны, скорость до 60 км/ч не ограничивается. Дорожный знак 60 км/ч «Ограничение скорости» установлен на спорном участке временно, учитывая особенности рельефа местности, в зимний период он устанавливается вместе со знаками «Скользкая дорога» для обеспечения безопасности дорожного движения ввиду того, что этот участок дороги далее, который идет с поворотом, является опасным. Для устройства и эксплуатации примыкания на км 4+122 автомобильной дороги Демино-Ольково минимальное расстояние видимости на всем протяжении дороги должно быть не менее остановочного пути до препятствия, которое составляет 150 метров, расчетная скорость движения 80 км/ч. Согласно схеме выбора места примыкания от 27.03.2020, составленной ведущим инженером по надзору Вытегорского района П.А.Н., видимость по главной дороге вправо составляет всего 122 метра, т.е. менее 150 метров (см. таблицу). Пунктом 6.3 данных Правил предусмотрено, что количество пересечений, съездов и въездов на автомобильную дорогу должно быть возможно меньшим. В этой ситуации на расстоянии 314 м от планируемого примыкания, имеется съезд с автомобильной дороги регионального значения непосредственно в деревню <адрес>. Кроме того, земельный участок ФИО1 не граничит непосредственно с земельным участком с полосой отвода автомобильной дороги Демино-Ольково. Фактически, земельные участки под дорогой (это полоса отвода) с кадастровыми номерами и , находящиеся в оперативном управлении Учреждения, не являются смежными с земельным участком административного истца. Следующий участок от дороги с кадастровым находится в собственности Вологодской области, потом земли населенного пункта, а затем участок ФИО1 Т.е. между автомобильной дорогой и участком ФИО1 имеются участки других собственников, а также территория населенного пункта, т.е. д.<адрес>. На основании этого устройство подъезда нарушит права владельцев указанных земельных участков, непосредственно на которые будет запланирован съезд с автомобильной дороги. С этой дорогой складывается неблагоприятная ситуация с точки зрения того, что земельные участки выделяются без учета проездов к этим земельным участкам. Таким образом считает, что в выдаче технических условий было отказано правомерно. В соответствии с Проектными решениями примененными при реконструкции данной автомобильной дороги в 2009 году, на данном участке также находится барьерное ограждение для обеспечения безопасности дорожного движения, снос которого, демонтаж, вырез, реконструкция будет нарушать требования безопасности дорожного движения и будут претензии со стороны органов дорожного надзора и ГИБДД.

В судебном заседании представитель административных соответчиков администрации Вытегорского муниципального района и администрации сельского поседения Андомское ФИО2 пояснил, что в данной деревне дома справа по ходу движения дороги Демино-Ольково отсутствуют, но имеется 5 земельных участков, которые указаны на кадастровой карте. Считает, что возможна установка знаков «начало» и «конец» деревни на белом фоне. Дорога в собственности Вологодской области, у них обязанность установить все знаки движения, их обязанность организовать безопасность на данном участке автодороги. В удовлетворении административных исковых требований к администрации района и администрации сельского поселения Андомское просит отказать в полном объеме, решение вопроса к собственнику автодороги оставляет на усмотрение суда.

Представитель Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области в судебное заседание не явился, уведомлен должным образом. В материалах дела имеется письменный отзыв, согласно которому Департамент считает себя ненадлежащим ответчиком по данному делу. В отзыве пояснил, что автомобильная дорога Демино-Ольково включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) значения на территории Вытегорского муниципального района, утвержденный постановлением Правительства области от 14.01.2013 №13. Постановлением Губернатора Вологодской области от 19.11.2012 №615 полномочия владельца автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения переданы Учреждению. Согласно ч.2 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» является ответственным лицом за обеспечение соответствия состояния дорог установленным нормативным требованиям.

Заслушав стороны, проверив доводы, указанные в административном исковом заявлении, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п.п. 5 и 10 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" организация дорожного движения - деятельность по упорядочению движения транспортных средств и (или) пешеходов на дорогах, направленная на снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств и (или) пешеходов, при условии обеспечения безопасности дорожного движения (п.5). Технические средства организации дорожного движения - сооружения и устройства, являющиеся элементами обустройства дорог и предназначенные для обеспечения организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, светофоры, дорожные ограждения, направляющие устройства и иные сооружения и устройства) (п.10). Пунктом 3 ч. 1 статьи 6 указанного закона предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области организации дорожного движения относятся, в частности, установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.

Частью 1 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно ч.1 ст.20 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами (далее также - пересечение) и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге (далее также - примыкание) допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог. В соответствии с ч.5.1. данной статьи согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, указанное в частях 1 и 4 настоящей статьи, должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт пересечений и примыканий (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).

Согласно постановления Правительства Вологодской области от 14.01.2013 №13 «Об автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящиеся на территории Вологодской области», указанная автодорога Демино-Ольково является дорогой межмуниципального значения и находится в собственности Вологодской области. (т.1 л.д.163-191)

Постановлением Губернатора Вологодской области от 19.11.2012 N 615 (ред. от 29.07.2013) "О передаче полномочий", полномочия владельца автомобильной дороги переданы КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области».

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (л.д.13-14). Участок приобретен в 2020 году, расположен с <данные изъяты> стороны автодороги Демино-Ольково, по ходу движения в сторону д. Ольково. Дорожные знаки, обозначающие начало и конец населенного пункта, отсутствуют. Участок дороги отделен барьерным ограждением. (т.1 л.д.98-101)

В марте 2020 года ФИО1 обратился в КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» с заявлением о выдаче технических условий на устройство постоянного примыкания в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения «Демино-Ольково» на км 4+140 влево (в месте барьерного ограждения). (т.1 л.д.16-17)

В письме от 08.04.2020 КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» отказало в устройстве постоянного примыкания на указанном километре, так как в месте планируемого примыкания установлено барьерное ограждение, обеспечивающее безопасность дорожного движения. Указано про 4 км+122 м по факту. (т.1 л.д.18).

Согласно материалам дела автомобильная дорога общего пользования регионального или межмуниципального значения Вологодской области Демино-Ольково на территории Вытегорского района протяженностью 22,538 км, 4 технической категории находится в оперативном управлении КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области».

Из информации администрации Вытегорского муниципального района следует, что в д.<адрес> имеется официальный заезд. Со стороны дороги справа, по ходу движения Демино-Ольково, домов нет (т.1 л.д.197).

Из информации администрации с/п Андомское следует, что д.<адрес> располагается вдоль автодороги Демино-Ольково с левой и справой сторон. Заезд слева в д<адрес> имеется в районе трансформаторной подстанции. Дома с правой стороны, по ходу движения по автодороге Демино-Ольково, отсутствуют, имеются земельные участки в пользовании граждан в количестве 5 штук (т.1 л.д.198).

В соответствии с представленной выкопировкой из рабочего проекта по реконструкции автодороги Демино-Ольково (2008 год) и схемы дислокации дорожных знаков следует, что на интересующем участке автодороги дорожные знаки, обозначающие начало и конец населенного пункта и ограничивающие скоростной режим, отсутствуют. (т.1 л.д. 78-81)

Из выкопировки кадастровой публичной карты следует, что д. <адрес> расположена по обе стороны автодороги. Жилая застройка зафиксирована с левой стороны от дороги, по ходу следования в д. Ольково. (т.1 л.д. 87-88)

Согласно схемы выбора места примыкания к автомобильной дороге Демино-Ольково (слева) на 4 км+122м от 27.03.2020 года, видимость по главной дороге вправо (в сторону д. Ольково) составляет 122 м, влево – 850м. Расстояние до ближайшего (официального) примыкания вправо 810 м, влево – 314 м. В пределах 100 метров дорожных знаков, автобусных остановок, не имеется.(т.1 л.д.102)

В соответствии с выпиской из ЕГРН земельный участок с кадастровым в д. <адрес> (рядом с автодорогой со стороны участка ФИО1), находится в собственности Вологодской области, правообладатель (постоянное (бессрочное) пользование) - Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области (привлечен в качестве соответчика). (т.1 л.д.139-149)

В ответе на запрос суда администрация Вытегорского района указала, что официальный съезд в д.<адрес> имеется, с правой стороны дороги домов нет, рядом с земельным участком расположены 3 участка в собственности граждан, очистные сооружения в районе ручья <данные изъяты> расположены на участке, который находится в собственности Вологодской области. (т.1 л.д.196-197)

В ответе на запрос суда администрация сельского поселения Андомское Вытегорского района указала, что д.<адрес> расположена и с левой и с правой стороны дороги, имеется 15 домов и только с левой стороны, заезд в д. <адрес> имеется в районе трансформаторной подстанции, устройство постоянного примыкания считают возможным в непосредственной близости от ручья <данные изъяты> по старой дороге в бывший карьер с демонтажем барьерного ограждения по ширине проезда. (т.1 л.д.198-199)

Кроме того, 07.12.2020 ФИО1 направлены письменные заявления в администрацию Вытегорского района, администрацию сельского поселения Андомское, начальнику Управления ЖКХ, транспорта и строительства администрации района о принятии мер по устранению нарушений права пользования земельным участком, обустройства проезда к нему и снятию барьерного ограждения. (т.1 л.д.136-138)

Из ответа КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» от 24.12.2020 на обращение администрации Вытегорского муниципального района от 18.12.2020 по установке дорожных знаков 5.25 и 5.26 в д.<адрес> следует, что участок дороги Демино-Ольково не проходит в территориальных границах населенного пункта д. <адрес>. Жилая застройка расположена только с левой стороны проезжей части. Установка знаков 5.25 и 5.26 (на синем фоне) будет осуществлена в 2021 году. Поскольку данный участок дороги не является местом концентрации дорожно-транспортных происшествий, установка постоянных дорожных знаков 3.24, ограничивающих скоростной режим движения, является нецелесообразной. В настоящее время на дороге Демино-Ольково, содержащейся в зимний период 2020-2021гг. под уплотненным снежным покровом, установлены временные дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости 60 км/ч. Знаки установлены в соответствии с требованиями пункта 8.10 ГОСТ Р50597-2017 «Дороги автомобильный и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». По окончании зимнего периода знаки будут демонтированы. (т.1 л.д.217)

В соответствии с "ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст) (п.5.6.35) знаки 5.23.1 и 5.23.2 "Начало населенного пункта" применяют для обозначения начала населенного пункта, в пределах которого действуют требования Правил дорожного движения, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах. Знаки устанавливают на всех въездах в населенный пункт на фактической границе застроенной территории.

Разделом 5 Приложения 1 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") предусмотрено, что дорожными знаками особых предписаний 5.23.1, 5.23.2 "Начало населенного пункта" обозначается начало населенного пункта, в котором действуют требования Правил дорожного движения РФ, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах. Знаками 5.24.1, 5.24.2 "Конец населенного пункта" обозначается место, с которого на данной дороге утрачивают силу требования Правил дорожного движения РФ, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах.

Знак 5.23.1, 5.23.2 "Начало населенного пункта" не обязательно определяет административные границы населенного пункта и обозначает место, с которого на данной дороге действуют требования ПДД, установленные для населенных пунктов. Указанный знак, как правило, устанавливается на границе застроенной территории населенного пункта. Административная граница, если она не совпадает с началом застроенной территории, может обозначается иным способом - транспарантом, панно, монументом и т.п. При этом, с учетом наличия жилой застройки в д. <адрес>, начинающейся не сначала населенного пункта и только с левой стороны (первый дом на участке Г.В.Н. после участка ФИО1), в случае возможной установки дорожных знаков 5.23.1 и 5.24.1 "Начало и конец населенного пункта", их дислокация может быть выполнена (либо могла быть выполнена) после участка ФИО1

Из п. 5.15 "СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*" (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 266) следует, что для устройства и эксплуатации примыкания на км 4 +140 м (как указано заявителем), км 4+122 (по факту) а/д Демино-Ольково, минимальное расстояние видимости на всем протяжении дороги должно быть не менее остановочного пути до препятствия, которое составляет 150 метров (расчетная скорость движения 80 км/ч для данной дороги). При указании истцом видимости в 135 метров и применении той же расчетной скорости 80 км/ч, минимальное расстояние видимости (122м) также составляет ниже требуемой нормы.

В дополнительном отзыве от 24.12.2020 административный ответчик указал, что устройство заезда возможно на указанном участке автодороги на 4 км+030 (слева, перед барьерным ограждением со стороны ручья «Холодный») и на 4 км+200 (слева, после барьерного ограждения). Съезд в саму д. <адрес> имеется дальше. (т.1 л.д.209-214)

Таким образом, с учетом действующих в настоящее время на указанном участке автодороги дорожных условий, отказ ответчика в выдаче технических условий истцу на устройство постоянного примыкания в полосе отвода автодороги в указанном истцом месте является законным.

Кроме того, из представленных схем, видеозаписей и фотографий следует, что проезд к участку ФИО1 после барьерного ограждения (км 4+200 м), со стороны съезда к соседнему участку (кадастровый номер , владелец Г.В.Н..), возможен. После окончания барьерного ограждения и до заезда имеется достаточное расстояние для обустройства проезда (либо с указанного заезда) вдоль автодороги, минуя справа территорию указанного соседнего участка. На указанном пути каких-либо других выделенных гражданам земельных участков не имеется, расстояние значительным не является. (т.1 л.д.198)

Также истцом не представлено достаточных сведений о невозможности организации проезда к участку перед началом барьерного ограждения со стороны ручья <данные изъяты> (км 4+030м). Истцом указано, что там имеется заболоченная территория и очистные сооружения. Однако из представленных фотографий следует, что указанное место (перед барьерным ограждением) также находится на незначительном расстоянии от участка ФИО1, обочина дороги имеет достаточно пологий склон, расстояние от дороги до участка позволяет согласовать различные возможные способы (направления) пути проезда, в том числе с учетом расположенных поблизости очистных сооружений. При этом сведений об обращении истца для согласования проезда по указанному участку с его собственником (кадастровый , собственность области), либо с органами местного самоуправления, суду не представлено. (т.1 л.д.100)

При таких обстоятельствах доводы административного истца о том, что обустройство заезда в ином месте повлечет дополнительные финансовые вложения, сами по себе не могут свидетельствовать о том, что его права в данной части нарушены и проезд к участку невозможен.

В удовлетворении ходатайства административного истца об увеличении административных исковых требований, в частности, признать незаконным бездействие ответчиков по не внесению изменений в проект организации дорожного движения и обязывании установить дорожные знаки 5.23.1 и 5.24.1 "Начало и конец населенного пункта", было отказано на основании ч. 1 ст. 46 КАС РФ и п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", согласно которых административный истец вправе увеличить или уменьшить размер требований имущественного характера, поскольку такое увеличение или уменьшение является уточнением заявленных требований. Требования ФИО1 являются требованиями не имущественного характера, дополнительная госпошлина не уплачивалась. При этом ФИО1 не лишен права обратится с такими требованиями в суд путем предъявления самостоятельного иска.

При указанных обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 291-293 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вытегорский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.В. Уткин

Решение в окончательной форме изготовлено 15.02.2021.