ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3/2024 от 31.01.2024 Ординского районного суда (Пермский край)

УИД 59RS0033-01-2023-000666-33

Дело № 2а-3/2024 (2-508/2023)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Уинское Пермский край 31 января 2024 года

Ординский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с.Уинское) в составе председательствующего Братчиковой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Габовой И.В.,

с участием представителя истца Н.А.Е. – адвоката Митюкова В.П.,

представителя Инспекции государственного технического надзора Пермского края Кашиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Н.А.Е. к Инспекции государственного технического надзора Пермского края, главному специалисту отдела Гостехнадзора Секлецову С.В. о признании незаконным отказа в выдаче дубликата паспорта самоходной машины и постановки на государственный учет, возложении обязанности выдать дубликат паспорта самоходной машины, поставить на государственный учет трактор,

У С Т А Н О В И Л:

Н.А.Е. обратилась с иском о признании незаконным отказа в выдаче дубликата паспорта самоходной машины и постановки на государственный учет, возложении обязанности на Инспекцию государственного технического надзора Пермского края выдать дубликат паспорта самоходной машины и поставить на государственный учет трактор <данные изъяты> года выпуска, заводской номер машины (рамы) , двигатель , основной ведущий мост , красного цвета, государственный регистрационный знак .

В обоснование своих требований указала, что в апреле 2023 года она обратилась к ответчику с заявлением о проведении регистрационных действий в отношении принадлежащего ей на праве собственности трактора колесного марки <данные изъяты> года выпуска, выдаче дубликата паспорта самоходной машины. В предоставлении государственной услуги «Государственная регистрация самоходных машин и других видов техники» ей было отказано со ссылкой на абз.3 п.58 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, согласно которому основанием для отказа в государственной регистрации техники и внесении изменений в регистрационные данные является, в том числе, отсутствие документов или сведений, наличие которых является обязательным в соответствии с настоящими Правилами. С данным отказом она не согласна.

На основании решения Ординского районного суда Пермского края от 16.11.2022, вступившего в законную силу 26.01.2023 она является единоличным собственником вышеуказанного трактора. Ранее трактор находился в совместной собственности ее и мужа, был зарегистрирован за мужем. Паспорт самоходной машины был утрачен в процессе вступления в наследство сыном Н.Ю.Л. Нотариусом выдана заверенная копия паспорта.

Отказ в выдаче дубликата паспорта самоходной машины считает незаконным, ссылаясь на п.9 Решения коллегии ЕЭК от 18.08.2015 «О паспорте самоходной машины и других видов техники» в соответствии с которым в случае утраты или порчи паспорта дубликат этого паспорта выдается: органом (организацией), уполномоченным на регистрацию, - в отношении машины, зарегистрированной в соответствии с законодательством государства-члена, и незарегистрированной машины, которая была зарегистрирована ранее в соответствии с законодательством государства-члена.

Учитывая, что трактор ранее был зарегистрирован в соответствии с законодательством в органах Гостехнадзора, и им же снят с регистрационного учета до оформления наследства и признания Н.А.Е. единоличным собственником, считает, что на трактор <данные изъяты> года выпуска, должен быть выдан дубликат паспорта самоходной машины, трактор поставлен на государственный учет.

В настоящее время истец в связи с утратой паспорта самоходной машины, ранее зарегистрированного в органах Гостехнадзора в соответствии с законодательством РФ, не может эксплуатировать трактор, владеть, пользоваться и распоряжаться им.

Истец Н.А.Е. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца Н.А.Е. – адвокат Митюков В.П. настаивал на заявленных требованиях по доводам, изложенным в заявлении. Дополнил, что Н.А.Е. в апреле 2023 года обратилась к главному специалисту Гостехнадзора Секлецову С.В., по вопросу государственной регистрации принадлежащего ей трактора. Ей было устно разъяснено, что трактор снят с учета, постановка его на учет невозможна без подлинного паспорта машины, необходим дубликат. По вопросу выдачи дубликата паспорта специалист пояснил, что инспекция его не выдаст. Заявление от Н.А.Е. о регистрации трактора и выдаче дубликата Секлецов С.В. не принимал. Поэтому, истец обратилась в инспекцию Гостехнадзора через портал Госуслуг с заявлением о выдаче дубликата, на которое получила уведомление об отказе в предоставлении услуги. С письменным заявлением о государственной регистрации трактора Н. в Инспекцию не обращалась. Истец обращалась за оформлением электронного паспорта в различные уполномоченные организации на территории Пермского края, а также другие регионы, ей было указано, что такие паспорта они выдают только на ввозимую в РФ технику.

Представитель ответчика Инспекции государственного технического надзора Пермского края Кашина М.В. с заявленными исковыми требованиями не согласна. Из письменных возражений ответчика следует, что постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 13.12.1993 №1291 утверждено Положение «О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации», в п.2 которого указано, что в систему органов гостехнадзора входят, в том числе государственные инспекции по надзору за техническим состоянием машин и других видов техники органов исполнительной власти субъектов российской Федерации с соответствующими государственными инспекциями городов и районов. Согласно абз.4 п.5 Положения о гостехнадзоре одним из полномочий органов гостехнадзора является регистрация тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдача на них государственных регистрационных знаков (кроме машин вооруженных Сил и других войск Российской Федерации). Порядок государственной регистрации самоходных машин и других видов техники регламентирован постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 №1507 «Об утверждении Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники». Согласно п.6 Правил государственная регистрация техники совершается на основании заявления владельца техники или его представителя о государственной регистрации техники. Для государственной регистрации техники предоставляется, в том числе, паспорт техники с отметкой об уплате утилизационного сбора либо отметкой об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством РФ или выписка из электронного паспорта техники. Истцом Н.А.Е. подано заявление с документами, не соответствующее регламентированному порядку – паспорт трактора отсутствует. Начиная со 02 ноября 2022 на самоходные машины и другие виды техники допускается оформлять только электронный паспорт. Оформление электронного паспорта после 01 ноября 2022 органом, осуществляющим государственную регистрацию самоходных машин и других видов техники, при обращении за получением государственной услуги по регистрации самоходных машин и других видов техники без предъявления паспорта самоходной машины на бумажном носителе, не допускается.

П.53 Правил предусмотрено, что снятие с государственного учета техники при наличии сведений о смерти владельца техники либо о прекращении деятельности юридического лица, являющегося владельцем техники, а также при наличии сведений о прекращении опеки (попечительства) над собственником техники осуществляется органом гостехнадзора на основании решения главного государственного инженера-инспектора органа гостехнадзора. В соответствии с приказом Инспекции от 23.12.2022 №28-02-16-188ОРД./2022 «О снятии с государственного учета техники физических лиц, на основании сведений СМЭВ 3 «Предоставление из ЕГР ЗАГС по запросу сведений о смерти» проведены необходимые организационные и технические действия по снятию с государственного учета техники, принадлежащей Н.Л.Б..

В судебном заседании Кашина М.В. доводы возражений поддержала. Дополнила, что полномочия специалиста отдела Гостехнадзора Секлецова С.В. распространяются на территорию Уинского и Октябрьского районов. В настоящее время Инспекция не может выдать дубликат паспорта истцу, а также электронный паспорт, в связи с отсутствием полномочий.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные письменные доказательства, находит исковые требования Н.А.Е. подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Судом установлено, что решением Ординского районного суда Пермского края (постоянное судебное присутствие в с.Уинское) от 16.11.2022 за Н.А.Е. признано право единоличной собственности на трактор колесный марки <данные изъяты> года выпуска, заводской номер машины (рамы) , двигатель , основной ведущий мост , цвет красный, государственный регистрационный знак . Решение суда вступило в законную силу 26.01.2023. (л.д.19-21).

Согласно свидетельству о регистрации машины от 10.06.2015, карточке учета самоходной машины от 15.11.2022 владельцем трактора колесного <данные изъяты> года выпуска, заводской номер машины (рамы) , двигатель , основной ведущий мост , цвет красный, значился Н.Л.Б. (супруг истца) (л.д.16,17).

23.12.2022 приказом начальника Инспекции государственного технического надзора Пермского края техника, принадлежащая Н.Л.Б., снята с регистрационного учета на основании сведений из органа ЗАГСа о его смерти (л.д. 48)

Согласно заверенной нотариусом копии паспорта самоходной машины, изготовителем трактора колесного <данные изъяты> года выпуска, являлся Владимирский тракторный завод, трактор состоял на регистрационном учете в инспекции Гостехнадзора Уинскогорайона с 1989 года, владельцем указан - Н.Л.Б. Оригинал паспорта получил Н.Ю.Л. 09.06.2020 ( л.д.61,62).

Н.А.Е. через портал Госуслуги подано заявление о выдаче дубликата паспорта на указанный выше трактор (л.д. 35)

15.09.2023 главным специалистом отдела Гостехнадзора Инспекции государственного технического надзора Пермского края Секлецовым С.В. истцу направлено уведомление об отказе в предоставлении услуги «Государственная регистрация самоходных машин и других видов техники». В обоснование отказа указано, что в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122 до 01.11.2022 допускалось оформление паспортов самоходных машин и других видов техники в соответствии с единой формой паспорта самоходной машины, утвержденной Решением Коллегии евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 № 100.

В соответствии с п. «г» п.2 указанного решения замена паспортов транспортных средств и паспортов самоходных машин и других видов техники, оформленных до вступления в силу настоящего Решения, а также в соответствии с подпунктами "а" - "в" настоящего пункта, на электронные паспорта транспортных средств и электронные паспорта самоходных машин и других видов техники (далее - электронные паспорта) осуществляется по заявлению собственника транспортного средства. Участниками систем электронных паспортов являются : администратор систем электронных паспортов, организации – изготовители самоходных машин, органы (организации), уполномоченные на оформление паспортов, органы государственной власти, в том числе, осуществляющие регистрацию транспортных средств, собственник транспортного средства. Оформление электронного паспорта машины уполномоченным органом, регистрирующим машины осуществляется в отношении машины, зарегистрированной в органе регистрации до даты начала применения электронных паспортов. Электронный паспорт техники оформляется органом Гостехнадзора взамен паспортов техники, предъявляемой заявителем при предоставлении государственной услуги по государственной регистрации техники, в отношении техники, состоящей на учете.

Согласно п.6 Правил регистрации, для государственной регистрации техники представляются, в том числе, паспорт техники или выписка из электронного паспорта. В соответствии с абз. 3 п.58 Правил регистрации основанием для отказа в государственной регистрации техники, в том числе, является отсутствие документов, наличие которых является обязательным. ( л.д.14,15)

Из ответа Инспекции государственного технического надзора Пермского края следует, что с заявлением о государственной регистрации самоходной машины Н.А.Е. не обращалась.( л.д.100)

В соответствии ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 02.07.2021 N 297-ФЗ "О самоходных машинах и других видах техники» государственную регистрацию самоходных машин и других видов техники осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники.

На территории Пермского края таким органом является Инспекция государственного технического надзора Пермского края, что следует из Положения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 07.11.2012 № 822-п.

Согласно ч. 4 ст. 6 указанного Федерального закона государственная регистрация самоходных машин и других видов техники осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 9 указанного Федерального закона паспорта самоходных машин и других видов техники оформляются и выдаются (электронные паспорта самоходных машин и других видов техники оформляются) в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

С 01 января 2016 года вступил в силу Порядок заполнения единой формы паспорта самоходной машины, утвержденный решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 N 100 "О паспорте самоходной машины и других видов техники" ( далее по тексту Порядок №100 от 18.08.2015)

Согласно п. 2 указанного Порядка паспорт оформляется организациями - изготовителями машин, включенными в единый реестр уполномоченных органов (организаций) государств - членов Евразийского экономического союза и организаций - изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники (далее - изготовители), на произведенные ими машины, а также в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов Евразийского экономического союза - уполномоченными органами (организациями) государств-членов, включенными в указанный единый реестр (далее - уполномоченные органы (организации)), по единой форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 г. N 100.

В пункте 9 Порядка № 100 от 18.08.2015, указано, что в случае утраты или порчи паспорта дубликат этого паспорта выдается: органом (организацией), уполномоченным на регистрацию, - в отношении машины, зарегистрированной в соответствии с законодательством государства-члена, и незарегистрированной машины, которая была зарегистрирована ранее в соответствии с законодательством государства-члена.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 N 122 утвержден также Порядок функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники (далее по тексту Порядок № 122 от 22.09.2015)

Согласно п.п. «в» п.2 Порядка №122 от 22.09.2015 допускается оформление паспортов самоходных машин и других видов техники в соответствии с единой формой паспорта самоходной машины и других видов техники и Порядком заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, утвержденными Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 г. N 100 (далее - единая форма) в Российской Федерации - до 1 ноября 2022 г. включительно.

Замена паспортов транспортных средств и паспортов самоходных машин и других видов техники, оформленных до вступления в силу настоящего Решения, а также в соответствии с подпунктами "а" - "в" настоящего пункта, на электронные паспорта транспортных средств и электронные паспорта самоходных машин и других видов техники (далее - электронные паспорта) осуществляется по заявлению собственника транспортного средства (самоходной машины и другого вида техники) ( пп «г» п.2 Порядка № 122 от 22.09.2015);

Электронные паспорта оформляются в системах электронных паспортов:

а) организацией-изготовителем - в отношении транспортных средств (шасси, машин), изготовленных этой организацией-изготовителем с даты начала применения электронных паспортов;

б) уполномоченным органом (организацией) - в отношении: транспортных средств (шасси, машин), выпущенных в обращение до даты начала применения электронных паспортов ( пункт 5 Порядка № 122 от 22.09.2015).

Электронный паспорт машины оформляется уполномоченным органом (организацией) при отсутствии документа, указанного в подпункте "а" настоящего пункта, в отношении машины: зарегистрированной в органе регистрации до даты начала применения электронных паспортов (п.п. «в» п.21 Порядка № 122 от 22.09.2015).

Из указанных решений Коллегии евразийской экономической комиссии следует, что до 02.11.2022 в РФ допускалось оформление паспорта самоходных машин в соответствии с установленной единой формой паспорта самоходной машины и других видов техники и Порядком № 100 от 18.08.2005. После указанной даты паспорта на самоходные машины оформляются в соответствии с Порядком № 122 от 22.09.2015, регламентирующим порядок функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники").

Из исследованных судом материалов дела и объяснений сторон следует, что Н.А.Е. в апреле 2023 года обратилась к главному специалисту Гостехнадзора Инспекции Гостехнадзора по Пермскому краю с вопросом о государственной регистрации принадлежащего ей трактора <данные изъяты>, истцу было разъяснено о необходимости предоставления паспорта самоходной машины. Ранее у машины имелся паспорт, выданный Владимирским тракторным заводом, имеется его копия, заверенная нотариусом. Подлинный паспорт на указанный трактор утрачен одним из наследников Н.Л.Б. - Н.Ю.Л. после получения его у нотариуса.

Как следует из содержания уведомления, направленного истцу специалистом отдела Гостехнадзора Секлецовым С.В. ей отказано в предоставлении услуги «Государственная регистрация самоходных машин и других видов техники» с указанием на положения Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденных Постановлением правительства РФ от 21.09.2020 № 1507, а также в выдаче дубликата паспорта со ссылкой на эти же правила и решения Коллегии Евразийской экономической комиссии № 122 от 22.09.2015.

Вместе с тем, установлено, что Н.А.Е. с заявлением о постановке трактора на государственный учет с приложением всех необходимых документов не обращалась, в связи с чем, отказ в предоставлении ей услуги по государственной регистрации трактора является преждевременным и неправомерным.

Отказ в выдаче дубликата паспорта на трактор ответчиком основан на том, что с 02.11.2022 не допускается оформление паспортов самоходных машин и других видов техники в соответствии с единой формой паспорта самоходной машины, в связи с чем, не может быть выдан дубликат паспорта в соответствии с Порядком № 100 от 18.08.2015, оформление электронного паспорта органом Гостехнадзора без предоставления паспорта самоходной машины на бумажном носителе не допускается. Ответчик полагает, что для разрешения возникшей ситуации Н.А.Е. следует оформить электронный паспорт на трактор, но не в инспекции Гостехнадзора по Пермскому краю.

Указанные доводы суд находит не соответствующими действующему законодательству и нарушающими права истца.

Материалами дела подтверждается, что принадлежащий истцу трактор состоял на государственном учете в инспекции Гостехнадзора по Пермскому краю до 23.12.2022, на него имелся паспорт самоходной машины, выданный тракторным заводом, трактор снят с учета по инициативе инспекции Гостехнадзора по Пермскому краю незадолго до обращения истца за регистрацией ее в качестве нового владельца.

Переход на электронные паспорта техники в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 122 от 22.09.2015 предполагает замену паспортов самоходной машины, оформленных до вступления в силу настоящего Решения, в случае их наличия, что следует из п.п. «г» пункта 2.

На день вступления указанного решения в законную силу на принадлежащий истцу трактор имелся паспорт, выданный Владимирским тракторным заводом.

Однако, следуя позиции ответчика, Н.А.Е. лишается возможности произвести замену имевшегося паспорта самоходной машины, оформленного до вступления в силу вышеуказанного решения Коллегии ЕЭК и утраченного по независящим от нее обстоятельствам.

Согласно п. 16 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 N 1507, электронный паспорт техники оформляется органом Гостехнадзора в следующих случаях: взамен паспортов техники, предъявляемых заявителем при предоставлении государственной услуги по государственной регистрации техники; в отношении техники, состоящей на государственном учете.

Согласно п. 17 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники при проведении государственной регистрации техники (внесении изменений в регистрационные данные) на основании заявления владельца техники по форме, приведенной в приложении N 1 или 2 к настоящим Правилам, выдается дубликат паспорта техники или выписка из электронного паспорта техники взамен утраченного, непригодного для использования или не соответствующего установленному образцу.

Иной нормы, разрешающей проблему с утратой или порчей бумажного паспорта техники, в настоящее время не имеется. При этом, указанная норма не только не исключает, но и указывает на возможность выдачи дубликата паспорта взамен утраченного. Следует учесть, что паспорта техники на бумажном носителе в настоящее время не изъяты из оборота и действуют на территории РФ наряду с электронными паспортами.

Отсутствие паспорта самоходной машины (его дубликата, электронного паспорта) препятствует Н.А.Е. осуществить государственный учет трактора, что влечет невозможность его эксплуатации, использования по назначению, т.е. невозможность осуществления всех прав собственника имущества, установленных ст. 209 ГК РФ.

Принимая во внимание, что принадлежащий Н.А.Е. трактор <данные изъяты> состоял на государственном учете до 23.12.2022, непосредственно в Инспекции Гостехнадзора по Пермскому краю имеются все необходимые учетные данные об указанном тракторе, с учетом наличия заверенной нотариусом копии паспорта самоходной машины, того обстоятельства, что Н.А.Е. имеет право на замену имевшегося у нее паспорта машины, в целях устранения препятствий Н.А.Е. в осуществлении прав собственника имущества, на Инспекцию государственного технического надзора следует возложить обязанность принять меры к выдаче Н.А.Е. паспорта на трактор колесный марки <данные изъяты> г. выпуска, заводской номер машины (рамы) , двигатель , основной ведущий мост , красного цвета, взамен утраченного.

В удовлетворении требования о возложении на Инспекцию государственного технического надзора Пермского края обязанности поставить указанный выше трактор на государственный учет Н.А.Е. следует отказать, поскольку постановка на государственный учет техники носит заявительный порядок, что предусмотрено п 6. Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 N 1507, согласно которым государственная регистрация техники совершается на основании заявления владельца техники или его представителя о государственной регистрации техники. Для государственной регистрации техники кроме паспорта представляется ряд других документов. С заявлением о регистрации трактора в установленном Правилами порядке, с приобщением всех необходимых документов Н.А.Е. не обращалась. Кроме того, в настоящее время возложение такой обязанности на Инспекцию не будет являться способом восстановления прав истца. Поскольку, как следует из объяснений представителя ответчика, отсутствие паспорта самоходной машины является единственным препятствием в осуществлении регистрационного учета трактора.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Н.А.Е. к Инспекции государственного технического надзора Пермского края, главному специалисту отдела Гостехнадзора Секлецову С.В. о признании незаконным действия, выразившегося в отказе постановки на учет и выдачи дубликата паспорта на самоходную машину, возложении обязанности выдать дубликат паспорта самоходной машины, постановке ее на государственный учет, удовлетворить частично.

Признать незаконным выраженный в уведомлении от 15.09.2023 главным специалистом отдела Гостехнадзора Инспекции государственного технического надзора Пермского края Секлецовым С.В. отказ в предоставлении государственной услуги «Государственная регистрация самоходной машины и других видов техники», выдаче дубликата паспорта на трактор колесный марки <данные изъяты> г. выпуска, принадлежащий Н.А.Е.

Возложить на Инспекцию государственного технического надзора Пермского края обязанность принять меры к выдаче Н.А.Е. паспорта на трактор колесный марки <данные изъяты> г. выпуска, заводской номер машины (рамы) , двигатель , основной ведущий мост , красного цвета, взамен утраченного.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение месяца с подачей жалобы через Ординский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с.Уинское).

Председательствующий Братчикова Н.А.