ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4-53/20 от 17.03.2020 Дзержинского районного суда (Калужская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дзержинский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Халкиной Е.Н.,

при секретаре Черкесовой М.В.,

с участием представителя административного истца Курчукова А.Е. – адвоката Курчуковой Т.Ю., представившей удостоверение, ордер и доверенность,

представителя административного ответчика – администрации МО СП «Деревня Рыляки» Муртузалиевой О.А.,

заинтересованного лица Москвина С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Юхнове 17 марта 2020 года

административное дело по административному исковому заявлению представителя Курчукова А.Е. по доверенности Курчуковой Т.Ю. к администрации МО СП «Деревня Рыляки» о признании незаконным и отмене распоряжения о проведении муниципального контроля,

У С Т А Н О В И Л :

25.02.2020 года представитель Курчукова А.Е. по доверенности Курчукова Т.Ю. обратилась в суд с административным иском к Администрации МО СП «Деревня Рыляки» о признании незаконным и отмене распоряжения главы Администрации МО СП «Деревня Рыляки» от 17 февраля 2020 года № /…/ о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Курчукова А.Е. В обосновании заявленных требований административный истец указывает, что он являлся собственником земельного участка общей площадью 447 кв.м., с кадастровым номером /…/, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, адрес (местоположение) объекта: местоположение участка примерно в 155 м по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка адрес (местонахождение) объекта: /…/. Границы указанного земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством. Постановлением Администрацией МР «Юхновский район» от 20 января 2020 года № /…/ утверждена схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, смежного с принадлежащем административному истцу земельного участка площадью 78 кв.м., в связи с чем, образован земельный участок общей площадью 525 кв.м., с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства». Данное постановление вынесено во исполнение решения Нагатинского районного суда г. Москвы от 17 декабря 2020 года по административному делу № /…/. Вновь образованный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и отражен на публичной кадастровой карте с присвоением кадастрового номера и кадастровой стоимости. 10 февраля 2020 года между Курчуковым А.Е. и Администрацией МР «Юхновский район» заключено соглашение о перераспределении земель, и подано для государственной регистрации перехода права собственности. По мнению административного истца, приведенные в административном иске факты свидетельствуют, что проведение муниципального контроля в отношении земельного участка с кадастровым номером /…/ является незаконным. Административный истец также считает, что у административного ответчика отсутствуют полномочия по проведению муниципального контроля, поскольку Постановлением Правительства Калужской области от 23 сентября 2016 года № 517 «Об утверждении порядка осуществления муниципального контроля на территории Калужской области» данная обязанность возложена на Администрацию МР «Юхновский район». Привлечение кадастрового инженера в качестве эксперта также противоречит положениям вышеприведенного постановления № 517, а также положениям ФЗ «О государственной экспертной деятельности в Российской Федерации», Постановлению Правительства Российской Федерации № 1515. Административный истец также полагает, что возложение на него обязанности по предоставлению документов является незаконным, поскольку административный ответчик обязан самостоятельно запросить информацию в соответствующих органах об объекте недвижимого имущества в отношении которого проводится проверка.

Административный истец Курчуков А.Е. в судебное заседание не явился, обеспечив явку своего представителя, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Явка административного истца Курчукова А.Е. не признана судом обязательной, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие.

Представитель административного истца Курчукова А.Е. - адвокат Курчукова Т.Ю. в судебном заседании требования административного иска поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика - Администрации МО СП «Деревня Рыляки» Муртузалиева О.А. в судебном заседании заявленные требования признала, не возражала против их удовлетворения.

Заинтересованное лицо Москвин С.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В силу ст. 57 Земельного кодекса Российской Федерации, под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (ч. 1).

Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи (ч. 2).

Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений (ч. 3).

Согласно абзацам 1, 4 п. 1.2 Постановления Правительства Калужской области от 23 сентября 2016 года № 517 «Об утверждении порядка осуществления муниципального контроля на территории Калужской области» муниципальный земельный контроль в отношении объектов земельных отношений осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом Калужской области данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

В силу п. 1.3 указанного Постановления, в рамках муниципального земельного контроля в соответствии с настоящим Порядком органы муниципального земельного контроля, должностные лица осуществляют деятельность по контролю в соответствии с пунктом 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Калужской области, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Калужской области предусмотрена административная и иная ответственность.

Пунктом 1.4 вышеуказанного Постановления установлено, что при организации и осуществлении муниципального земельного контроля органы муниципального земельного контроля, должностные лица взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора (далее - органы государственного земельного надзора), в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1515 «Об утверждении правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль».

Обязанность запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований установлена пп. 2 п. 2.1. указанного Постановления.

В силу пп. 11 п. 2.2 данного Постановления, должностные лица при проведении проверки обязаны не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя и гражданина документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 3.11 указанного Постановления, внеплановые проверки в отношении граждан проводятся в случаях: 1) поступления в орган муниципального земельного контроля обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) нарушения гражданами обязательных требований; б) нарушения имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан; 2) распоряжения руководителя органа муниципального земельного контроля, изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; 3) выявления по итогам проведения планового (рейдового) осмотра, обследования объекта земельных отношений признаков нарушений обязательных требований; 4) истечения срока исполнения гражданином ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

Как установлено п. 1.2 Административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального района «Юхновский район», при осуществлении функции муниципального земельного контроля уполномоченные должностные лица взаимодействуют с: 1) Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области; 2) природоохранными, правоохранительными и другими территориальными органами исполнительной власти Российской Федерации и Калужской области, осуществляющими деятельность на территории муниципального района "Юхновский район"; 3) предприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями, а также гражданами.

Согласно пп. а) п. 1.11 Административного регламента, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны по требованию уполномоченного должностного лица предъявлять правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок и объекты недвижимости, расположенные на обследуемом земельном участке, необходимые для осуществления муниципального земельного контроля.

Согласно ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

В соответствии с ч. 2 ст. 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 17 февраля 2020 года главой Администрации МО СП «Деревня Рыляки» Муртузалиевой О.А. издано распоряжение № /…/ о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Курчукова А.Е. Предметом муниципального контроля является земельный участок с кадастровым номером /…/, расположенный по адресу: /…/. Основанием для проведения внеплановой выездной проверки послужило заявление Москвина С.И.

Из материалов дела усматривается, что 17 декабря 2019 года Нагатинским районным судом г. Москвы удовлетворены исковые требования Курчукова А.Е. по административному делу № /…/ по административному иску Курчукова А.Е. к Администрации МР «Юхновский район» о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и перераспределения земель, обязании утвердить схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, признании незаконным бездействия.

Указанное решение обжаловано не было и вступило в законную силу.

На основании указанного решения, Администрацией МР «Юхновский район» вынесено Постановление № 18 от 20 января 2020 года, которым утверждена схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, смежного с принадлежащем административному истцу земельного участка площадью 78 кв.м., находящегося в государственной и(или) муниципальной собственности и земельного участка с кадастровым номером /…/, принадлежащем истцу. В связи с изданием данного постановления образован земельный участок общей площадью 525 кв.м, с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», которому был присвоен кадастровый номер /…/.

10 февраля 2020 года между администрацией МР «Юхновский район» и Курчуковым А.Е. заключено соглашение о перераспределении земельных участков. Соглашение было подано в Управление Росреестра по Калужской области для осуществления государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером /…/.

Как пояснила в судебном заседании представитель административного истца, земельный участок с кадастровым номером /…/, образованный путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером /…/, принадлежащего Курчукову А.Е. и земельного участка общей площадью 78 кв.м., находящегося в государственной и (или) муниципальной собственности, поставлен на государственный кадастровый учет 31 января 2020 года. Поскольку в результате перераспределения вышеуказанных земельных участков был образован новый объект недвижимости, а именно: земельный участок с кадастровым номером /…/, в настоящее время и на момент вынесения обжалуемого Распоряжения, земельный участок с кадастровым номером /…/ исключен из Единого государственного реестра недвижимости. Решение Нагатинского районного суда г. Москвы по административному делу № /…/ получено Администрацией МО СП «Деревня Рыляки» 10 января 2020 года, в связи с чем, административному ответчику было известно, что административным истцом ведутся работы по оформлению земельного участка путем его перераспределения, а сторонами спора готовится к заключению соглашение о перераспределении земель.

Факт постановки земельного участка с кадастровым номером /…/ на государственный кадастровый учет подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, распечаткой с публичной кадастровой карты.

Факт исключения из Единого государственного реестра недвижимости земельного участка с кадастровым номером /…/ подтверждается распечаткой с публичной кадастровой карты, что не было оспорено административным ответчиком.

Представитель административного ответчика в судебном заседании пояснила, что оспариваемое Распоряжение в настоящий момент не отменено. Факт получения копии решения Нагатинского районного суда г. Москвы не оспаривала, и пояснила, что при вынесении оспариваемого постановления у административного ответчика имелись сведения о постановке земельного участка с кадастровым номером /…/ на государственный кадастровый учет, а также сведения о заключении соглашения о перераспределении земель от 10 февраля 2020 года. Также представитель административного ответчика пояснила, что земельный участок, расположенный под домом № /…/, по адресу: /…/ Москвину С.И. (подавшему в администрацию МО СП «Деревня Рыляки» заявление о нарушении Курчуковым А.Е. положений земельного законодательства), привлеченному к участию в деле в качестве заинтересованного лица, не передавался, его права Курчуковым А.Е., не нарушаются.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что предмет муниципального контроля, а именно земельный участок с кадастровым номером /…/, как объект гражданских правоотношений, прекратил свое существование 31 января 2020 года, в связи с постановкой на государственный кадастровый учет нового объекта недвижимости – земельного участка, с кадастровым номером /…/, образованного путем перераспределения земельных участков.

Доказательств того, что административный ответчик не имел сведений об образовании земельного участка с кадастровым номером /…/ и его постановки на государственный кадастровый учет, в нарушение положений ст. 62 КАС РФ, суду не представлено.

В материалы дела также не было представлено доказательств актуальности сведений в Едином государственном реестре недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером /…/.

Исходя из анализа вышеприведенных норм материального права, Административных регламентов, суд соглашается с доводом административного истца о том, что возложение на него обязанности по предоставлению документов является незаконным.

Так, исходя из п. 1.2, Административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального района «Юхновский район», орган, осуществляющий муниципальный земельный контроль, в рамках своих полномочий взаимодействует и истребует и получает из Управления Росреестра по Калужской области необходимую информацию и сведения. В то же время, на основании пп. а) п. 1.11 Административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального района «Юхновский район», собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны по требованию уполномоченного должностного лица лишь предъявлять правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требование оспариваемого Распоряжения № /…/ об обязании Курчукова А.Е. о предоставлении имеющихся планов и схем в виде оригиналов и копий противоречит положениям Административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального района «Юхновский район», Постановления Правительства Калужской области от 23 сентября 2016 года № 517 «Об утверждении порядка осуществления муниципального контроля на территории Калужской области», поскольку данные планы и схемы могут быть получены административным ответчиком в порядке межведомственного взаимодействия.

Вместе с тем, суд отклоняет довод административного истца об отсутствии полномочий административного ответчика по проведению муниципального контроля, поскольку в материалы дела представлено соглашение между Администрацией МР «Юхновский район» и Администрацией МО СП «Деревня Рыляки» от «23» декабря 2019 года, которым Администрация МО СП «Деревня Рыляки» наделяется полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля в границах поселения.

Таким образом, поскольку земельный участок с кадастровым номером /…/ на дату вынесения обжалуемого Распоряжения прекратил свое существование, как объект недвижимости, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований административного истца и в целях восстановления нарушенного права считает возможным отменить Распоряжение вынесенное главой Администрации МО СП «Деревня Рыляки» Муртузалиевой О.А. от 17 февраля 2020 года № 5 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Курчукова А.Е.

Действия примененных мер предварительной защиты по административному иску необходимо сохранить до вступления в законную силу решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования представителя Курчукова А.Е. по доверенности Курчуковой Т.Ю. к администрации МО СП «Деревня Рыляки» о признании незаконным и отмене распоряжения о проведении муниципального контроля – удовлетворить.

Признать незаконным и отменить распоряжение администрации МО СП «Деревня Рыляки» от 17.02.2020 года № /…/ о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Курчукова А.Е..

Действия примененных мер предварительной защиты по административному иску сохранить до вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Дзержинский районный суд Калужской области постоянное судебное присутствие в городе Юхнове Юхновского района Калужской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.Н. Халкина