Дело № 2а-4-69/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Поселок Бабынино 21 февраля 2017 года
Сухиничский районный суд Калужской области
под председательством судьи Сеничевой Г.Е.
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда
гражданское дело по административному исковому заявлению ЗАО «УграКерам» к Государственной инспекции труда в <адрес> о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
18.01.2017г. ЗАО «УграКерам» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в <адрес> о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в <адрес> №№ от 19.12.2016г., мотивируя требование тем, что данное предписание нарушает права и законные интересы ЗАО «УграКерам».
Представитель ЗАО «УграКерам», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился. Письменным заявлением просил рассмотреть дело в свое отсутствие, административное исковое заявление поддержал по основаниям, в нем изложенным. В письменных возражениях на отзыв Государственной инспекции труда в <адрес> указал, что Государственной инспекцией труда в <адрес> ( кроме того) нарушен порядок организации, проведения и оформления результатов внеплановой проверки, установленный Федеральным законом №294-ФЗ от 26.12.2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Представитель административного ответчика – Государственной инспекции труда в <адрес>, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. Письменным заявлением просил рассмотреть дело в свое отсутствие, Из письменного отзыва представителя административного ответчика на административное исковое заявление следует, что требуемая ФИО3 информация не относится к финансовым документам. Исходя из характеристики выполняемых ФИО3 малярных работ, маляру, при составлении покрасочных растворов необходимо знать состав растворителей, лакокрасочных материалов, требования пожарной безопасности и взрывоопасности, которые изложены в сертификатах и паспортах на лакокрасочные материалы.
Привлеченная к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица ФИО3 просила рассмотреть административное исковое заявление в ее отсутствие. В письменном заявлении, адресованном суду, указала, что данные, которые она запросила у работодателя - ЗАО «УграКерам» заявлением от 20.05.2016г., необходимы ей для реализации права на получение пенсии в связи с вредными условиями труда.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст.22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан ( в том числе): соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.
Согласно ст.62 Трудового кодекса РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.
Как установлено в судебном заседании, 20.05.2016г. ФИО3, состоящая в трудовых отношениях с ЗАО «Угра Керам», работавшая в качестве маляра 4 разряда административно-хозяйственного отдела ЗАО «УграКерам», обратилась к исполнительному директору ЗАО «УграКерам» ФИО4 с заявлением, просила выдать ей справку, подтверждающую приход и расход красок ПФ-115, НЦ-132, а также растворителя 646 и уайт–спирита за период с 2009 по 2016г.<адрес> просила предоставить копии сертификатов и паспортов на данные виды лакокрасочных материалов. Необходимость в предоставлении указанных сведений и документов ФИО3 обосновала результатом (Актом) проверки, проведенной ранее Отделом пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес>.
В ответе исполнительного директора ЗАО «УграКерам» от 24.05.2016г. за исх.№ на заявление ФИО3 указано, что запрашиваемые ею документы относятся к разряду финансовых документов ЗАО «УграКерам», обязанность их предоставления работодателем по запросу работника действующим законодательством не предусмотрена, в связи с чем, они представлены быть не могут.
19.12.2016г. главным государственным инспектором труда в <адрес>ФИО5 составлен Акт проведенной внеплановой проверки №р-2016/5560-2016/11/82/2 о нарушении обязательных требований или требований, установленных правовыми актами, а именно ст.ст.22, 62 Трудового кодекса РФ, на основании которого 19.12.2016г. вынесено Предписание №р-2016/5560-2016/11/82/3, в котором указано, что: « из заявления ФИО3 от 20.05.2016г. на имя исполнительного директора ЗАО «УграКерам» ФИО4 о предоставлении ей справки связанной с работой при использовании красок и растворителей при выполнении работ в интересах работодателя ей было отказано письмом № от 24.05.2016г. исполнительным директором ЗАО «УграКерам» ФИО4, что является нарушением требований ст.ст.22, 62 Трудового кодекса РФ ( не выдача документов, связанных с работой, их копий). Принять к исполнению и впредь не допускать. Установлен срок выполнения предписания - до 30.12.2016г. ».
С указанным предписанием ЗАО «УграКерам» не согласилось, посчитав что заявление ФИО3 не соответствует требованиям ст.62 Трудового кодекса РФ, так как содержит запрос не о предоставлении документов, связанных с ее работой и имевшихся у ЗАО «УграКерам», а содержит требование о предоставлении некой аналитической справки о приходе и расходе красок ПФ-115, НЦ-132, растворителя 646, уайт-спирита за период с 2009 по 2016 г.<адрес> указанным заявлением запрашивал не документы, относящиеся к его работе, а справку, то есть информационные сведения, которые не являются документом, надлежащим образом заверенную копию которого работодателя обязывает выдавать ст.62 Трудового кодекса РФ.
В соответствии с позицией № «Маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности» раздела XXXIII "Общие профессии" Списка № производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением ФИО1 от 26.01.1991г. №, относится к категории должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Перечень документов, связанных с работой, подлежащих выдаче работодателем работнику по письменному заявлению не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления, содержащийся в ст. 62 Трудового кодекса РФ, не является конкретным, исчерпывающим. Помимо названных в указанной норме, работодатель обязан по письменному требованию работника выдать ему и другие связанные с работой документы, если они необходимы ему для реализации тех или иных прав, что изложено в оспариваемом предписании.
Испрашиваемая ФИО3 информация – о расходе и приходе лакокрасочных материалов, растворителей, а также копий сертификатов и паспортов на указанные ею виды лакокрасочных материалов, непосредственно затрагивает ее права и свободы, необходимые ей ( во-первых) для выполнения ею своих трудовых обязанностей, предполагающей знание технических характеристик лакокрасочных материалов, правила их хранения и использования, а также ( во-вторых) для реализации ее пенсионных прав.
В соответствии со ст. 357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц.
В соответствии со ст. 360 Трудового кодекса РФ порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Основанием для проведения внеплановой проверки являются обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Трудовым кодексом РФ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В силу ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В акте проверки указываются:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
В силу ст.20 указанного Федерального закона результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
К грубым нарушениям ( в том числе) относится нарушение требований, предусмотренных частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки).
Как следует из Акта проверки №р-2016/5560-2016/11/82/2 от 19.12.2016г. главного государственного инспектора труда в <адрес>, в нем указаны: дата и место составления акта проверки; наименование органа государственного контроля (надзора); дата и номер распоряжения и.о. руководителя органа государственного контроля (надзора), фамилия, имя, отчество и должность должностного лица, проводившего проверку; наименование проверяемого юридического лица, фамилия, имя, отчество и должность его руководителя, а также должностного лица ( представителя юридического лица), присутствовавшего при проведении проверки; дата, продолжительность и место проведения проверки; сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения, подпись должностного лица, проводившего проверку.
Кроме того, в материалах дела имеются ( представленные административным истцом) сведения о направлении Государственной инспекцией по труду <адрес> ЗАО «УграКерам» результатов проверки от 19.12.2016г. и о получении указанных документов ЗАО «УграКерам».
Доводы административного искового заявления, а также содержание письменных возражений на отзыв Государственной инспекции труда в <адрес> на административное исковое заявление позволяют суду сделать вывод о том, что ЗАО «УграКерам» было ознакомлено с Актом проверки №р-2016/5560-2016/11/82/2 от 19.12.2016г.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что главный государственный инспектор Государственной инспекции труда в <адрес> провел проверку в рамках предоставленных ст. 357 Трудового кодекса РФ прав, в соответствии с порядком, установленным ст. 360 Трудового кодекса РФ.
Отсутствие в указанном акте времени его составления в силу ст. 20 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» грубым нарушением не является.
Кроме того, как установлено в судебном заседании, отказ ЗАО «УграКерам» в выдаче ФИО3 испрашиваемых ею документов не связан с их отсутствием у юридического лица.
Доказательств, подтверждающих отнесение запрашиваемой информации к информации, содержащей коммерческую тайну, либо не связанной с трудовой деятельностью ФИО3, ЗАО «УграКерам» государственному инспектору при проведении проверки, а также в судебном заседании не представлено.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Предписание №№ от 19.12.2016г. вынесено Государственной инспекцией труда в Калужской области в полном соответствии с требованиями изложенных выше норм права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,227,228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ЗАО «УграКерам» к Государственной инспекции труда в Калужской области о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Калужской области, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Сухиничский районный суд Калужской области.
Председательствующий: судья Г.Е.Сеничева