Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 сентября 2020 года п. Сандово Тверская область
Бежецкий межрайонный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Шишовой Е.А.,
при секретаре Сизовой И.В.,
с участием административного истца - прокурора Сандовского района Кореня Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению прокурора Сандовского района Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Большемалинское сельское поселение Сандовского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Большемалинское сельское поселение Сандовского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер к организации производственного контроля за качеством и безопасностью питьевой воды (исследование питьевой воды) из артезианских скважин и водопроводов в д. Топалки, д. Сушигорицы и возложении обязанности устранить выявленные нарушения в срок до 01.03.2021,
у с т а н о в и л:
Прокурор Сандовского района Тверской области обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в защиту интересов неопределенного круга лиц, мотивировав его следующим.
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о водоснабжении и водоотведении населения на территории Большемалинского сельского поселения Сандовского района Тверской области. В исковом заявлении истец ссылается на нормы Указа Президента РФ от 07.05.2018 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», п.4 ч.1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 4 Устава Большемалинского сельского поселения Сандовского района Тверской области.
В ходе проверки установлено, что на территории Большемалинского сельского поселении Сандовского района Тверской области в нарушение требований ст. 11, ст. 32 Ф3 от 30.03.1999 г. № 52-Ф3 «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.7 СанПиН 2.1.41074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.01.2015) не организован производственный контроль за качеством и безопасностью питьевой воды (исследование питьевой воды) из артезианских скважин и водопроводов в д. Топалки, д. Сушигорицы Большемалинского сельского поселения Сандовского района.
В нарушение ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.01.20 15 №10 не разработан согласованный с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Бежецком районе план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на территории Большемалинского сельского поселения Сандовского района Тверской области.
Выявленные нарушения затрагивают права граждан на получение качественной и надлежащей коммунальной услуги по водоснабжению и водоотведению. В данном случае имеется реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, в связи с предоставлением на территории Большемалинского сельского поселения водоснабжения ненадлежащего качества.
В соответствии с требованиями ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании изложенного, для обеспечения защиты прав граждан (в т.ч. не достигших совершеннолетия), руководствуясь ст.ст.27, 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 39 КАС РФ прокурор просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Большемалинского сельского поселения Сандовского района Тверской области по непринятию мер к организации производственного контроля за качеством и безопасностью питьевой воды (исследование питьевой воды) из артезианских скважин и водопроводов в д. Топалки, д. Сушигорицы Большемалинского сельского поселения Сандовского района и по не разработке согласованного с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Бежецком районе плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на территории Большемалинского сельского поселения Сандовского района Тверской области. Возложить обязанность на администрацию муниципального образования Большемалинского сельского поселения Сандовского района Тверской области в срок до 01.03.2021 года по организации производственного контроля за качеством и безопасностью питьевой воды (провести исследование питьевой воды) из артезианских скважин и водопроводов в д. Топалки, д. Сушигорицы Большемалинского сельского поселения Сандовского района и по разработке согласованного с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Бежецком районе плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на территории Большемалинского сельского поселения Сандовского района Тверской области.
В судебном заседании прокурор Сандовского района Тверской области заявленные исковые требования поддержал и просил удовлетворить в полном объеме.
Ответчик – представитель администрации Большемалинского сельского поселения Сандовского района Тверской области надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил дело рассмотреть без его участия, с исковыми требованиями согласился.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 1 Федерального закона от 17 января 1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2007 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под водопроводной сетью понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
В силу ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;
5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
6) согласование инвестиционных программ;
7) согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - план снижения сбросов);
8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона № 416-ФЗ организация, заключившая договор аренды сроком более чем на один год или концессионное соглашение, объектами которых являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, обязана в течение трех месяцев со дня заключения указанных договора или соглашения получить лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с осуществлением горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Пунктом 5 ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ, Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.01.2015 № 10 закреплено, что программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно п.7 ст.23 Федерального закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.
Согласно п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В соответствии с п. 1 и. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с п. 1.6 и п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны Санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
В силу п. 3,4 и 4,2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение; содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения; содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека. При обнаружении в питьевой воде нескольких химических веществ, относящихся к 1 и 2 классам опасности и нормируемых по санитарно-токсикологическому признаку вредности, сумма отношений обнаруженных концентраций каждого из них в воде к величине его ПДК не должна быть больше 1. Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.
Согласно п. 2.2, п. 2.3 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» выбор места расположения водозаборных сооружений осуществляется их владельцем с привлечением соответствующих специалистов и проводится на основании геологических и гидрогеологических данных, а также результатов санитарного обследования близлежащей территории. Геологические и гидрологические данные должны быть представлены в объеме, необходимом для решения следующих вопросов: глубина залегания грунтовых вод, направление потока грунтовых вод в плане населенного пункта, ориентировочная мощность водоносного пласта, возможность взаимодействия с существующими или проектируемыми водозаборами на соседних участках, а также с поверхностными водами (пруд, болото, ручей, водохранилище, река).
В соответствии с п. 3.3.4 СанПиН 2.1.4.1175-02 по периметру оголовка колодца должен быть сделан "замок" из хорошо промятой и тщательно уплотненной глины или жирного суглинка глубиной 2 метра и шириной 1 метр, а также отмостка из камня, кирпича, бетона или асфальта радиусом не менее 2 метров с уклоном 0,1 метра от колодца в сторону кювета (лотка). Вокруг колодца должно быть ограждение, а около колодца устраивается скамья для ведер.
Пунктами 5.6, 5.7 СанПиН 2.1.4.1175-02 после каждой чистки или ремонта должна производиться дезинфекция водозаборных сооружений хлорсодержащими реагентами и последующая их промывка. Чистка, дезинфекция и промывка водозаборных сооружений и устройств производится за счет средств органов местного самоуправления, коллективных и индивидуальных пользователей.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области (Управление Роспотребнадзора по Тверской области) Территориальным отделом в Бежецком районе 26.06.2020 направлена информация в прокуратуру Сандовского района Тверской области для принятия мер прокурорского реагирования (л.д.13-15).
На основании сообщения Управление Роспотребнадзора по Тверской области прокуратурой Сандовского района 21.08.2020 осуществлена проверка выполнения Администрацией Большемалинского сельского поселения Сандовского района Тверской области реализации Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (л.д.12).
Судом установлено и из материалов дела следует, что деятельность администрации Большемалинского сельского поселения Сандовского района Тверской области по водоснабжению и водоотведению не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». На территории поселения не исследуется питьевая вода, подаваемая потребителям по производственному контролю в населенных пунктах: д. Топалки, д. Сушигорицы и не разработан план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на территории поселения (л.д.12).
07.09.2017 Администрация Большемалинского сельского поселения Сандовского района Тверской области согласовала с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Бежецком районе «Программу производственного контроля качества питьевой воды из источников центрального водоснабжения Большемалинского сельского поселения Сандовского района Тверской области» (л.д. 27-33).
Вместе с тем, производственный контроль за качеством питьевой воды (исследование) в д.Топалки Сандовского района ответчиком не осуществляется, не разработан и не согласован с ТО Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Бежецком районе план мероприятий по приведению качества питьевой воды на территории Большемалинского сельского поселения Сандовского района Тверской области, что не оспаривается ответчиком.
Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о водоснабжении и водоотведении населения на администрацию Большемалинского сельского поселения Сандовского района Тверской области
Согласно ч. 2 ст. 206 ГК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Суд полагает, что период времени для устранения выявленных нарушений в срок до 01.03.2021, является необходимым и достаточным для совершения действий, связанных с его исполнением. В случае невозможности исполнить решение суда в указанный срок, при наличии уважительны причин, лица, участвующие в деле, имеют право обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административные исковые требования прокурора Сандовского района к администрации муниципального образования Большемалинское сельское поселение Сандовского района Тверской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Большемалинское сельское поселение Сандовского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер к организации производственного контроля за качеством и безопасностью питьевой воды (исследование питьевой воды) из артезианских скважин и водопроводов в д. Топалки, д. Сушигорицы Большемалинского сельского поселения Сандовского района Тверской области и не разработке согласованного с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Бежецком районе плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на территории Большемалинского сельского поселения Сандовского района Тверской области.
Обязать администрацию муниципального образования Большемалинское сельское поселение Сандовского района Тверской области, в срок до 01.03.2021 организовать производственный контроль за качеством и безопасностью питьевой воды (исследование питьевой воды) из артезианских скважин и водопроводов в д. Топалки, д. Сушигорицы Большемалинского сельского поселения Сандовского района Тверской области и разработать согласованный с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Бежецком районе план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на территории Большемалинского сельского поселения Сандовского района Тверской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бежецкий межрайонный суд (постоянное судебное присутствие в пгт. Сандово Сандовского района) Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Шишова
Решение в окончательной форме принято 30 сентября 2020 года.
Председательствующий Е.А. Шишова
1версия для печатиДело № 2а-4-77/2020 ~ М-4-72/2020 (Решения)