ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4004/20 от 08.08.2020 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу № 2а-4004/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Сочи 08 августа 2020 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Власенко В.А.,

при секретаре судебного заседания Росляковой К.А.,

с участием помощника прокурора Центрального района г.Сочи Лиджиева В.Б.

рассмотрев в помещении Центрального районного суда г.Сочи в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи об оспаривании решения «О рассмотрении документов, представленных для выдвижения и регистрации кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу Хостинский ФИО2»,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец – ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи в котором просит признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении документов, представленных для выдвижения и регистрации кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу Хостинский ФИО2»; аннулировать регистрацию ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу Хостинский, выдвинутого в порядке самовыдвижения.

Административные исковые требования мотивированы тем, что административный истец ФИО1 на основании решения избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по тому же многомандатному избирательному округу Хостинский.

Решением Избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении документов, представленных для выдвижения и регистрации кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу Хостинский ФИО2» ФИО2 зарегистрирован административным ответчиком кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу Хостинский, выдвинутым в порядке самовыдвижения.

Вместе с тем, административным ответчиком, принявшим решение от ДД.ММ.ГГГГ не были учтены требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Так, ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в избирательную комиссию муниципального образования город-курорт Сочи с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу Хостинский.

Согласно «Подтверждению о приеме документов при самовыдвижении кандидата в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу Хостинский» ДД.ММ.ГГГГФИО2 представлены документы для выдвижения:

- заявление выдвинутого кандидата в письменной форме о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты представительного органа по соответствующему избирательному округу на 1 листе;

- копия паспорта гражданина Российской Федерации на 8 листах;

-копия диплома о профессиональном образовании <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ., на 1 листе;

-копия дубликата трудовой книжки на 5 листах;

-сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственнос-ти), о вкладах в банках, ценных бумагах на 1 листе;

- копия свидетельства о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ на 1 листе;

Всего передано 6 документов на 17 листах.

Согласно извещения о выявленных недостатках в документах, представленных ФИО2 в избирательную комиссию муниципального образования город-курорт Сочи при уведомлении о выдвижении и для регистрации кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу Хостинский, приложенных к решению избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи от ДД.ММ.ГГГГ были выявлены следующие недостатки в представленных им в избирательную комиссию документах при уведомлении о выдвижении и на регистрацию:

- отсутствует письменное уведомление о выдвижении кандидата, предусмотренное частью 2 статьи 19 Закон Краснодарского края;

- в заявлении о согласии баллотироваться: в первом, во втором и в третьем абзацах неверно указано наименование представительного органа, в который кандидат баллотируется;

- дата подписания в форме сведений о размере и об источниках доходов, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, представленной на основании заявления о замене ранее представленных документов (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) не соответствует дате представления документов для выдвижения;

- форма сведений о размере и об источниках доходов, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах не соответствует форме, установленной приложением к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Также были указаны, дата, время, место заседания избирательной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу Хостинский, кроме того указан срок устранения вышеуказанных недостатков - не позднее 18.00 часов «22» июля 2020 года.

Вместе с тем, письменное уведомление избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи о выдвижении в порядке самовыдвижения ФИО2 кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу Хостинский в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 19, частью 1 статьи 68 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае», по форме уведомлений, установленной приложениями 1 и 2 к настоящему Закону Краснодарского края, ФИО2 в избирательную комиссию представлено не было.

Указывая, что представленное ДД.ММ.ГГГГ вх. кандидатом ФИО2 в избирательную комиссию муниципального образования город-курорт Сочи письменное уведомление о выдвижении не имеет правого значения, поскольку Законом Краснодарского края в части 1 статьи 19, части 1 статьи 68 предусмотрено, что письменное уведомление о выдвижении кандидата представляется вместе с заявлением о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу административный истец полагает, что кандидат ФИО2 был незаконно зарегистрирован кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу Хостинский.

Данные обстоятельства послужили поводом для обращения в суд с настоящими требованиями.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО3, по доверенности Гиря Р.М., просил удовлетворить заявленные требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи, ФИО4, действующий на основании надлежащим образом оформленной доверенности, указал на законность и обоснованность оспариваемого решения.

Заинтересованное лицо – ФИО2, а также его представитель адвокат Иванова И.А. просили отказать в удовлетворении заявленных требований, ввиду отсутствия оснований, исчерпывающий перечень которых установлен ст.67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, заключение прокурора, который не возражал против удовлетворения административных исковых требований, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3); граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).

Под избирательными правами граждан понимаются конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списка кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, данным Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации (пункт 28 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

В соответствии с ч.1 ст.239 КАС РФ, избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы (ч.2).

В соответствии с ч.10 ст.239 КАС РФ, с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

Согласно ч.17 ст.239 КАС РФ, предварительное обращение в вышестоящую комиссию, в том числе в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, не является обязательным условием для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии.

В соответствии с ч.4 ст.240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.

Срок подачи настоящего административного иска административным истцом не пропущен.

В соответствии с главой 24 КАС РФ при рассмотрении административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдены ли сроки обращения в суд.

Согласно п.1 ст.75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с п.5 ст.75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.

С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. Избиратели, участники референдума вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме (п.10 статьи 75 Федерального закона №67-ФЗ).

Как следует из материалов дела, административный истец ФИО1 на основании решения избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по тому же многомандатному избирательному округу Хостинский.

Решением избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении документов, представленных для выдвижения и регистрации кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу Хостинский ФИО2» последний зарегистрирован административным ответчиком кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу Хостинский, выдвинутым в порядке самовыдвижения.

Согласно пункту 6 статьи 76 закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с п.24 ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, основаниями к отказу в регистрации кандидата являются:

а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;

а.1) при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - непредставление сведений о представленных кандидатом кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации;

а.2) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов - несоблюдение кандидатом требований, установленных пунктом 3.3 статьи 33 настоящего Федерального закона;

б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона;

в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Как установлено в ходе судебного заседания вышеуказанные требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не были учтены административным ответчиком, принявшим ДД.ММ.ГГГГ решение , которым ФИО2 зарегистрирован кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу Хостинский выдвинутым в порядке самовыдвижения.

Так, гражданин Российской Федерации ФИО2ДД.ММ.ГГГГ обратился в избирательную комиссию муниципального образования город-курорт Сочи с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу Хостинский.

Порядок и перечень предоставляемых избирательных документов для регистрации кандидатов установлен Законом Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае».

Согласно «Подтверждению о приеме документов при самовыдвижении кандидата в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу Хостинский» ДД.ММ.ГГГГФИО2 представлены документы для выдвижения:

- заявление выдвинутого кандидата в письменной форме о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты представительного органа по соответствующему избирательному округу на 1 листе;

- копия паспорта гражданина Российской Федерации на 8 листах;

-копия диплома о профессиональном образовании <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ., на 1 листе;

-копия дубликата трудовой книжки на 5 листах;

-сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственнос-ти), о вкладах в банках, ценных бумагах на 1 листе;

- копия свидетельства о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ на 1 листе;

Всего передано 6 документов на 17 листах.

Согласно извещения о выявленных недостатках в документах, представленных ФИО2 в избирательную комиссию муниципального образования город-курорт Сочи при уведомлении о выдвижении и для регистрации кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу Хостинский, приложенных к решению избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи от ДД.ММ.ГГГГ были выявлены следующие недостатки в представленных им в избирательную комиссию документах при уведомлении о выдвижении и на регистрацию:

- отсутствует письменное уведомление о выдвижении кандидата, предусмотренное частью 2 статьи 19 Закон Краснодарского края;

- в заявлении о согласии баллотироваться: в первом, во втором и в третьем абзацах неверно указано наименование представительного органа, в который кандидат баллотируется;

- дата подписания в форме сведений о размере и об источниках доходов, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, представленной на основании заявления о замене ранее представленных документов (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) не соответствует дате представления документов для выдвижения;

- форма сведений о размере и об источниках доходов, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах не соответствует форме, установленной приложением к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

ФИО2 также уведомлен, о том, что заседание избирательной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации его кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу Хостинский, состоится «24» июля 2020 года в 10 часов 00 минут.

Также указано о необходимости устранения вышеуказанных недостатков в порядке, определенном пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и частью 1.1.статьи 23 Закона Краснодарского «О муниципальных выборах в Краснодарском крае», ФИО2 не позднее 18.00 часов «22» июля 2020 года.

Таким образом, кандидат ФИО2 был заблаговременно извещен, что вопрос его регистрации кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по результатам проведенной проверки представленных им документов будет рассмотрен в 10 часов ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ вх. кандидатом ФИО2 в избирательную комиссию муниципального образования город-курорт Сочи представлены документы во исполнение уведомления об устранения недостатков, в том числе письменное уведомление о выдвижении.

Вместе с тем, из исследования документов, представленных кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу Хостинский ФИО2 для своей регистрации в избирательную комиссию, установлены нарушения закона, которые были оставлены без внимания избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи.

Так, согласно ст.19 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае», о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, избирательная комиссия уведомляется в установленном настоящим Законом порядке.

Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, корпуса и квартиры, для общежития - номер комнаты), серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

В случаях, предусмотренных частью 2 статьи 41 настоящего Закона, кандидат вправе в заявлении (либо иным письменным документом) уведомить соответствующую избирательную комиссию об отказе от создания избирательного фонда или о его создании без открытия специального избирательного счета.

Если кандидат занимается предпринимательской, творческой или иной деятельностью, приносящей ему доход, то в качестве рода его занятий указывается: индивидуальный предприниматель, член (глава) крестьянского (фермерского) хозяйства, ведение личного подсобного хозяйства, художник, писатель, композитор, иное. Под родом занятий понимается также статус неработающих кандидатов: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно неработающий (при отсутствии места работы для кандидатов, не являющихся пенсионерами либо не имеющих статуса безработного).

Документами, подтверждающими место работы, должность либо род занятий кандидата, являются: трудовая книжка, лицензия, билет члена творческого союза, пенсионное удостоверение, справка органа, уполномоченного в сфере занятости населения (для безработных), либо иные установленные действующим законодательством документы.

Вместе с предусмотренным настоящей частью заявлением представляются заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения:

1) копия паспорта кандидата (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина (в случаях, когда указанные в настоящей части, частях 4 и 4.1 настоящей статьи документы кандидата, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, представляются по его просьбе иными лицами в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Закона либо документы кандидата, выдвинутого в составе муниципального списка кандидатов, представляются уполномоченным представителем избирательного объединения). В этих случаях копия данного документа представляется в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 68 и частью 3 статьи 87 настоящего Закона. При личном представлении документов кандидатом в соответствующую избирательную комиссию, организующую выборы и (или) осуществляющую регистрацию кандидатов, кандидат предъявляет данной избирательной комиссии свой паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, с которого в его присутствии данная избирательная комиссия изготавливает копию соответствующих страниц, а лицо, принявшее заявление и иные документы кандидата, заверяет изготовленную копию своей подписью;

2) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также документа о том, что кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе. Сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), о наличии у кандидата статуса депутата, полномочия которого осуществляются им на непостоянной основе, могут быть также подтверждены документом (справкой), выданным (выданной) уполномоченным на то соответствующим органом.

Вместе с предусмотренным настоящей частью заявлением представляются также копии соответствующих документов, если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество.

Вместе с указанным заявлением в соответствующую избирательную комиссию представляется письменное уведомление о выдвижении кандидата, муниципального списка кандидатов, указанное в части 1 статьи 68 либо в пункте 1 части 2 статьи 87 настоящего Закона.

Условия выдвижения кандидата установлены ст.68 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N966-КЗ "О муниципальных выборах в Краснодарском крае".

Так, о выдвижении кандидата вместе с заявлением выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу в соответствии с частью 2 статьи 19 настоящего Закона представляется письменное уведомление в организующую выборы избирательную комиссию.

В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства (наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, улица, номера дома, корпуса и квартиры, для общежития - номер комнаты), гражданство кандидата, а также подтверждение отсутствия у кандидата ограничений права быть избранным, указанных в частях 6 - 7 статьи 5 настоящего Закона. Формы уведомлений устанавливаются приложениями 1 и 2 к настоящему Закону (ч.1 ст.68 Закона).

Документы, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи и частях 4 и 4.1 статьи 19 настоящего Закона, кандидат обязан представить лично. Документы, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом (ч. 3 ст. 68 Закона).

В соответствии со ст.69 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N966-КЗ "О муниципальных выборах в Краснодарском крае", самовыдвижение кандидата производится путем уведомления об этом соответствующей избирательной комиссии, организующей выборы, в которой будет осуществляться регистрация кандидата, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидата.

Как видно из «Подтверждения о приеме документов при самовыдвижении кандидата в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу Хостинский» ДД.ММ.ГГГГФИО2 были представлены 6 документов на 17 листах для выдвижения, в частности: заявление выдвинутого кандидата в письменной форме о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты представительного органа по соответствующему избирательному округу на 1 листе; копия паспорта гражданина Российской Федерации на 8 листах; копия диплома о профессиональном образовании Краснодарского политехнического института , ДД.ММ.ГГГГ на 1 листе; копия дубликата трудовой книжки на 5 листах; сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах на 1 листе; копия свидетельства о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ на 1 листе.

Письменное уведомление избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи о выдвижении в порядке самовыдвижения ФИО2 кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу Хостинский в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 19, частью 1 статьи 68 Закона Краснодарского края, по форме уведомлений, установленной приложениями 1 и 2 к настоящему Закону Краснодарского края, ФИО2 в избирательную комиссию представлено не было.

Таким образом, представленное ДД.ММ.ГГГГ вх. кандидатом ФИО2 в избирательную комиссию муниципального образования город-курорт Сочи письменное уведомление о выдвижении не может быть принято во внимание, так как согласно требованиями ч.2 ст.19 и ч.1 ст.68 Закона Краснодарского края письменное уведомление о выдвижении кандидата представляется вместе с заявлением о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.

На основании пункта 3 части 2 статьи 74 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N 966-КЗ "О муниципальных выборах в Краснодарском крае", основаниями отказа в регистрации кандидата являются отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Ввиду данных обстоятельств, оценив, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности в соответствии со ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что не предоставление кандидатом ФИО2 в избирательную комиссию документа, необходимого в соответствии с Законом Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N 966-КЗ "О муниципальных выборах в Краснодарском крае" для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, влечет в соответствии с указанными положениями отмену регистрации кандидата.

Согласно ч.1 ст. 244 КАС РФ, суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление зарегистрированного кандидата в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу Хостинский ФИО1 к Избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.

Решение Избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении документов, представленных для выдвижения и регистрации кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу Хостинский ФИО2» признать незаконным и отменить полностью.

Аннулировать регистрацию ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу Хостинский, выдвинутого в порядке самовыдвижения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2020 года.

Председательствующий судья: В.А. Власенко

РЕШЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕ ВСТУПИЛО

«СОГЛАСОВАНО»