ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4005/2022 от 30.08.2022 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2а-4005/2022

УИД 12RS0003-02-2022-003940-88

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Йошкар-Ола 30 августа 2022 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Домрачевой О.Н.,

при помощнике судьи Фарзалиевой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл к Печкареву Олегу Анатольевичу о взыскании задолженности по страховым взносам, пеням,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл (далее – УФНС России по Республике Марий Эл) обратилось в суд с административным иском к Печкареву О.А., в котором просит взыскать с него пени по налогу на добавленную стоимость в размере 2610 руб. 48 коп., пени по налогу на доходы физических лиц в размере 1285 руб. 10 коп., недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 17965 руб. 77 коп. и пеням в размере 4264 руб. 59 коп.; недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере 2953 руб. 05 коп. и пеням в размере 651 руб. 20 коп.

В обоснование иска указано, что Печкарев О.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 15 июля 2015 года по 17 апреля 2018 года. За Печкаревым О.А. имеется предъявленная ко взысканию задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за 2017 год. Однако свои обязательства по уплате страховых взносов им надлежащим образом не были исполнены, поэтому образовалась задолженность, начислены пени. Также Печкаревым О.А. не были своевременно уплачены налог на доходы физических лиц и налог на добавленную стоимость за 2015-2017 годы, в связи с чем налоговым органом исчислена пеня. Налоговым органом было направлено требование о погашении задолженности, однако оно не исполнено. Административный истец просит восстановить срок для подачи настоящего административного иска, ссылаясь на большой объем документооборота и недостаточности ресурсов на реализацию процедуры взыскания в полном объеме в условиях ухудшения эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (из-за коронавируса COVID-19).

Стороны в судебное заседание не явились, извещены.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 18.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в Российской Федерации настоящим Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Как следует из пункта 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве плательщика страховых взносов (пункт 5 ст. 432 НК РФ).

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (пункт 2 ст. 432 НК РФ).

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 23 НК РФ).

В силу п.1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Пунктом 8 ст. 69 НК РФ предусмотрено, что правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.

В силу пункта 1 статьи 75 НК РФ в случае уплаты сумм налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени.

Установлено, что Печкарев О.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП <номер>) с <дата> по <дата>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от <дата>.

Налоговым органом в адрес Печкарева О.А. было направлено требование №642302 по состоянию на 6 февраля 2018 года об уплате пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в размере 2209 руб. 55 коп., пени по налогу на доходы физических лиц в размере 1087 руб. 71 коп., задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 год в размере 4590 руб. и пеням в размере 33 руб. 20 коп., задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год в размере 23400 руб. и пеням в размере 169 руб. 26 коп. со сроком уплаты до 27 февраля 2018 года.

По указанному требованию задолженность Печкаревым О.А. погашена не была.

Налоговым органом в адрес Печкарева О.А. было направлено также требование № 704088 по состоянию на 9 ноября 2021 года об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 год в размере 4590 руб. и пеням в размере 981 руб. 76 коп., задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год в размере 23400 руб. и пеням в размере 5841 руб. 16 коп. со сроком уплаты до 20 декабря 2021 года.

По указанному требованию задолженность Печкаревым О.А. также погашена не была.

В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч.6 ст. 289 КАС РФ).

В силу п.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В требовании № 642302 от 6 февраля 2018 года сумма недоимки превысила 10000 рублей, определен срок уплаты налога до 27 февраля 2018 года. Соответственно, срок подачи заявления налоговым органом о взыскании недоимки истекал 27 августа 2018 года.

УФНС России по Республике Марий Эл обратилось в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с административным иском лишь 1 июля 2022 года, то есть по истечении установленного законом шестимесячного срока.

В качестве причины уважительности пропуска срока налоговым органом указан большой объем документооборота и недостаточность ресурсов на реализацию процедуры взыскания в полном объеме в условиях ухудшения эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции.

К уважительным причинам относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка взыскания задолженности.

Между тем, большой объем документооборота не является уважительной причиной для восстановления налоговому органу пропущенного процессуального срока, поскольку указанные обстоятельства являются внутренними организационными причинами, находящимися в зоне контроля налогового органа. Также административным истцом не представлено в материалы дела доказательств, свидетельствующих об ухудшении эпидемиологической ситуации в 2018 году (после выставления первого требования).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал позицию, что у налогового органа отсутствуют основания для обращения в суд с требованиями о принудительном взыскании налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (Определение от 22 марта 2012 года № 479-О-О, Определение от 29 сентября 2020 года № 2315-О).

При упущениях органов, уполномоченных действовать в интересах казны, включая пропуски сроков, ошибки в применении надлежащих, законом установленных процедур и форм налогового (фискального) принуждения, уголовного преследования, приказного или искового производства, выступающих причиной, которой обусловлено прекращение налогового обязательства, физическое лицо имеет законные основания ожидать, что причинение соответствующего вреда не будет ему вменено на основании гражданско-правовых законоположений, оспариваемых по настоящему делу (постановление от 2 июля 2020 года № 32-П).

Несоблюдение административным истцом срока подачи административного искового заявления, предусмотренного ч.1 ст. 286 КАС РФ, является основанием для отказа в его удовлетворении.

Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, конкретные обстоятельства дела, суд приходит к итоговому выводу о том, что оснований для восстановления пропущенного срока обращения в суд и удовлетворения административного иска Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл к Печкареву О.А. о взыскании задолженности по налогам, пени не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл к Печкареву Олегу Анатольевичу о взыскании задолженности по страховым взносам, пеням.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья О.Н.Домрачева

Мотивированное решение составлено 9 сентября 2022 года

Решение13.09.2022