РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 декабря 2020 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд ХМАО – Югры в составе председательствующего судьи Сосновской О.А.,
при секретаре – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда административное дело № по административному исковому заявлению Саидкулова ФИО10 к УМВД России <данные изъяты>, Министерству юстиции РФ о признании незаконными решения о неразрешении въезда в Российскую Федерации иностранному гражданину, распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец (далее по тексту – истец) Саидкулов ФИО10 обратился в Ханты – Мансийский районный суд <данные изъяты> с требованиями о признании незаконными решения УМВД России <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о неразрешении въезда в РФ и распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Свои требования истец мотивирует тем, что обжалуемые решения были приняты без учета личности истца, проживающего на территории Российской Федерации с супругой ФИО4 и несовершеннолетними детьми, являющимися гражданами Российской Федерации. Отец Саидкулова ФИО10 – ФИО5 также является гражданином РФ, мать имеет вид на жительство в РФ. Считает, что вынесенное в отношении него обжалуемое решение нарушает его право на личную и семейную жизнь, его пребывание в Российской Федерации не может повлиять на обороноспособность и безопасность государства, либо нарушить общественный порядок. Ссылается на нарушения статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод о недопустимости вмешательства в право на уважение личной и семейной жизни.
Административный истец и представители административных ответчиков, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении дела не представили. От административного истца и представителя Министерства юстиции Российской Федерации имеются ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии с ч.7 ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
В связи с указанным, суд определил административное исковое заявление Саидкулова ФИО10 рассмотреть в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.
Производство по делу в части исковых требований Саидкулова ФИО10 о признании незаконным решения УМВД России <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации иностранному гражданину, прекращено определением Ханты-Мансийского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
От Министерства юстиции Российской Федерации поступили возражения на административное исковой заявление, в котором указывается на законность и обоснованность принятого распоряжения в отношении административного истца, привлекавшегося к уголовной ответственности.
Исследовав и проанализировав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Разрешая заявленное требование, суд установил, что административный истец Саидкулов ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством юстиции Российской Федерации было принято Распоряжение № о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, которым признано пребывание (проживание) в Российской Федерации Саидкулова ФИО10, гражданина <данные изъяты>, нежелательным.
Из материалов дела следует, что Саидкулов ФИО10, являясь гражданином <данные изъяты>, совершил на территории Российской Федерации умышленное преступление, предусмотренное ч.3 ст.30, п. «б» ч.3 ст.158 УК РФ, в связи с чем был осужден ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> к 7 месяцам лишения свободы.
ФСИН России в Минюст России ДД.ММ.ГГГГ в отношении Саидкулова ФИО10 было направлено представление о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы.
В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства признание в Российской Федерации их прав в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защиты от дискриминации при уважении достоинства личности, права на судебную защиту согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 7, часть 1 статьи 17, часть 2 статьи 19, статья 21, части 1, и 2 статьи 38, часть 1 статьи 41, статья 46).
При этом исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации), а также отвечать характеру совершенного деяния.
Согласно статье 5 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом (часть 5 статьи 25.10 Закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).
При этом порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 года № 199 утверждено Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, в соответствии с последним распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) управомочено принимать, в том числе Министерство юстиции России.
Полномочия Министерства юстиции России по принятию решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений закреплены в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313.
Из вышеизложенного следует, что процедура рассмотрения данного вопроса соблюдена, решение принято органом, уполномоченным принимать такие решения, для вынесения оспариваемого решения имелись достаточные основания.
Обеспечение государственной безопасности как комплекс целенаправленной деятельности общественных и государственных институтов и структур по выявлению, предупреждению и противодействию различным угрозам безопасности граждан России, российского общества и государства, являясь одним из основных национальных интересов России, выступает одновременно обязательным и непременным условием эффективной защиты всех ее остальных национальных интересов.
Право государства ограничивать пребывание на его территории иностранных граждан является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.
Саидкулов ФИО10, находясь на территории Российской Федерации, совершил умышленное тяжкое преступление, направленное против собственности граждан, за что был приговорен к реальному сроку лишения свободы, что свидетельствует о явном пренебрежении последним общепринятыми нормами и правилами социального поведения в Российской Федерации.
Данное обстоятельство подтверждается копией приговора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы жалобы о том, что у Саидкулова ФИО10 на территории Российской Федерации проживают супруга, дети, отец, являющиеся гражданами Российской Федерации, и обжалуемое распоряжение ущемляет его право на уважение частной и семейной жизни, что, по мнению заявителя, противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав и основных свобод, не свидетельствуют о нарушении прав заявителя, в связи со следующим.
Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. При этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Кроме того, Конвенция о защите прав человека и основных свобод не гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства право въезжать в определенную страну и проживать на ее территории и не быть высланными. Однако лежащая на государствах-участниках ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну при соблюдении баланса интересов права на уважение личной и семейной жизни (статья 8 Конвенции) и правомерной цели принимаемых государством решений.
Наличие у Саидкулова ФИО10 супруги, детей, отца, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Российской Федерации, не освобождает его от обязанности соблюдения законов Российской Федерации и от ответственности за их неисполнение, а также не влечет в безусловном порядке признания распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, нарушающим права заявителя, поскольку указанное Распоряжение принято с соблюдением закона, уполномоченным органом государственной власти, в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством. Более того, такое решение является необходимым в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, служит цели предотвращения беспорядков или преступлений и направлено на охрану здоровья и защиты прав и свобод других лиц.
Кроме того, между Российской Федерацией и <данные изъяты> подписан в <адрес> Договор об урегулировании вопросов двойного гражданства от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст. 1 Договора каждое из государств признает за своими гражданами право приобрести, не утрачивая его гражданства, гражданство другого государства.
В соответствии со ст. 3 Договора лицо, состоящее в двойном гражданстве данных государств, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той страны, на территории которой оно постоянно проживает.
Данный Договор ратифицирован Федеральным законом от 15.12.1996 N 152-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой <данные изъяты> об урегулировании вопросов двойного гражданства".
Члены семьи заявителя, документированные российскими паспортами, при этом пользуются правом иметь двойное гражданство, пребывая одновременно в гражданстве <данные изъяты>.
Обстоятельства, установленные судом и имеющие существенное значение для дела, свидетельствуют о том, что обжалуемое Распоряжение является законным, не нарушающим положения статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку при его принятии были учтены сведения о личности иностранного гражданина, в том числе степень общественной опасности совершенных им нарушений закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 291-293 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Саидкулова ФИО10 к УМВД России <данные изъяты>, Министерству юстиции РФ о признании незаконными решения о неразрешении въезда в Российскую Федерации иностранному гражданину, распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, в части исковых требований о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> путем подачи апелляционной жалобы через <данные изъяты> в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Ханты-Мансийского
Районного суда О.А.Сосновская