ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-400/2017 от 15.09.2016 Большесосновского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а-400/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 сентября 2017 года.

Село Большая Соснова Большесосновского района Пермского края.

Большесосновский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Соловьевой И.Ю.,

при секретаре Вьюжаниной Л.Н.,

с участием административного истца главы муниципального района - главы администрации Большесосновского муниципального района Пермского края ФИО1, его представителя и представителя административного истца администрации Большесосновского муниципального района Пермского края ФИО2, действующей на основании доверенности, выданной главой муниципального района - главой администрации Большесосновского муниципального района Пермского края ФИО1 от своего имени 05 сентября 2017 года за № 21/2017 и от имени возглавляемой им администрации 09 января 2017 года за № 1/2017,

представителя административного ответчика Земского Собрания Большесосновского муниципального района Пермского края ФИО3, действующего на основании доверенности, выданной председателем Земского Собрания Большесосновского района Пермского края ФИО4 15 сентября 2016 года за № 003/д сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению главы муниципального района - главы администрации Большесосновского муниципального района Пермского края ФИО1, администрации Большесосновского муниципального района Пермского края к Земскому Собранию Большесосновского муниципального района Пермского края о признании незаконным решения Земского Собрания Большесосновского муниципального района Пермского края от 28 июня 2017 года № 196 «Об отчете главы муниципального района - главы администрации Большесосновского муниципального района о результатах своей деятельности и деятельности администрации Большесосновского муниципального района, в том числе о исполнении и решении вопросов, поставленных Земским Собранием в 2016 году»,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Большесосновского муниципального района Пермского края в лице главы муниципального района - главы администрации Большесосновского муниципального района Пермского края ФИО1 обратилась в Большесосновский районный суд Пермского края с административным исковым заявлением к Земскому Собранию Большесосновского муниципального района Пермского края о признании незаконным решения Земского Собрания Большесосновского муниципального района Пермского края от 28 июня 2017 года № 196 «Об отчете главы муниципального района - главы администрации Большесосновского муниципального района о результатах своей деятельности и деятельности администрации Большесосновского муниципального района, в том числе о исполнении и решении вопросов, поставленных Земским Собранием в 2016 году».

Требования административного истца мотивированы тем, что пунктом 2 оспариваемого решения отчет главы муниципального района - главы администрации Большесосновского муниципального района Пермского края был признан неудовлетворительным. При этом Положением о ежегодном отчете главы муниципального района - главы администрации Большесосновского муниципального района о результатах своей деятельности и деятельности администрации Большесосновского муниципального района, в том числе о исполнении и решении вопросов, поставленных Земским Собранием, утвержденным решением Земского Собрания Большесосновского муниципального района Пермского края от 25 мая 2016 года № 102, не предусмотрены конкретные критерии для выставления как удовлетворительной, так и неудовлетворительной оценки деятельности главы муниципального района - главы администрации Большесосновского муниципального района. В своем отчете глава района отчитывался по более чем 28 показателям эффективности деятельности, из них неудовлетворительными признано только 5 показателей, вследствие чего административный истец полагает необоснованным вынесение оценки «неудовлетворительно» работе главы района в целом.

Необоснованная, с точки зрения административного истца, неудовлетворительная оценка может привести к незаконному удалению в отставку главы муниципального района - главы администрации Большесосновского муниципального района в силу положений подпункта третьего пункта второго статьи 74.2 Устава Большесосновского муниципального района.

Поскольку глава района является высшим должностным лицом, возглавляя администрацию муниципального района, он реализует полномочия населения района по осуществлению местного самоуправления. Возможное удаление главы района - главы администрации в отставку может, по мнению административного истца, повлечь нарушение прав населения по осуществлению местного самоуправления.

Кроме того, административный истец полагает, что Земским Собранием Большесосновского муниципального района оценка деятельности главы муниципального района не могла быть дана в форме решения, так как согласно пункту первому статьи 51 Устава Большесосновского муниципального района Земское Собрание Большесосновского муниципального района принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района, решение об удалении главы муниципального района в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Земского Собрания и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Пермского края, Уставом Большесосновского муниципального района. При этом под решением Уставом подразумевается нормативный правовой акт, устанавливающий правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение или имеющие индивидуальный характер, а также нормативный или имеющий индивидуальный характер правовой акт по вопросам организации деятельности Земского Собрания.

В ходе судебного разбирательства глава района - глава администрации Большесосновского муниципального района ФИО1 по его ходатайству был привлечен судом к участию в деле в качестве административного соистца.

Глава района - глава администрации Большесосновского муниципального района ФИО1, действуя как административный истец от своего имени и в качестве представителя возглавляемой им администрации Большесосновского муниципального района, так же выступающей в качестве административного истца, а также представитель обоих административных истцов ФИО2 заявленные требования в судебном заседании поддержали.

Кроме того, представитель административного истца ФИО2 в качестве оснований для признания оспариваемого решения Земского Собрания незаконным привела доводы о том, что,

исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16 июля 2013 года № 1241-О, решения представительного органа муниципального образования, связанные с удалением главы муниципального образования в отставку, не должны носить произвольный характер, и эта позиция, по мнению представителя административного истца, подтверждает их аргументы о том, что в отсутствие четких критериев оценки деятельности главы невозможно дать ни положительную, ни отрицательную оценку его работы и работы возглавляемой им администрации;

исходя из требований Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», отсутствие или неопределенность условий или оснований принятия решений является, по мнению представителя административного истца, коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможности необоснованного применения исключений из общих правил;

на уровне Правительства РФ разработаны правила оценки и критерии оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 N 1317);

на уровне Правительства Пермского края 04 июля 2016 года заключено Соглашение между Правительством Пермского края и муниципальным образованием «Большесосновский муниципальный район» с целью осуществления взаимодействия по достижению значений показателей социально-экономического развития муниципалитета, общее количество которых составляет 65, объединенных в шесть приложений к указанному Соглашению.

Так же представитель административного истца ФИО2 обратила внимание суда на то, что удаление главы района - главы администрации в отставку повлечет за собой приостановление деятельности всей администрации района

Представитель административного ответчика Земского Собрания Большесосновского муниципального района ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования не признал, пояснив, что решение 28 июня 2017 года за № 196 принято Земским Собранием на законных основаниях.

Согласно части 11.1 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Согласно части 5.1 статьи 36 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Как обратил внимание суда представитель административного ответчика, указанные нормы не содержат требований по установлению критериев оценки деятельности главы района при рассмотрении депутатами вышеуказанных вопросов. Более того, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определение Верховного Суда РФ от 17.08.2011 N 44-В11-5, право оценивать деятельность главы муниципального образования и администрации муниципального образования является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления.

Кроме того, как пояснил представитель административного ответчика, право удаления главы района - главы администрации в отставку может и не быть реализовано.

Так же представитель ответчика, возражая против заявленных требований, пояснил, что депутаты Земского Собрания Большесосновского муниципального района, заслушав ежегодный отчет главы муниципального образования - главы местной администрации о результатах его деятельности, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования, приняли решение согласно требований, содержащихся в пункте 3.10 Положения о ежегодном отчете главы муниципального района - главы администрации Большесосновского муниципального района о результатах своей деятельности и деятельности администрации Большесосновского муниципального района, в том числе о исполнении и решении вопросов, поставленных Земским Собранием, утвержденного решением Земского Собрания Большесосновского муниципального района Пермского края от 25 мая 2016 года № 102.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части восьмой статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.

В соответствие с частями 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 131-ФЗ), структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно части 1 статьи 19 Устава Большесосновского муниципального района Пермского края, утвержденного решением Земского Собрания Большесосновского района от 22.06.2005 N 50 (ред. от 26.04.2017) (далее по тексту - Устав Большесосновского муниципального района) структуру органов местного самоуправления Большесосновского муниципального района образуют: 1) Земское Собрание Большесосновского муниципального района; 2) глава муниципального района - глава администрации Большесосновского муниципального района. Наименования "Глава муниципального района - глава администрации Большесосновского муниципального района", "глава Большесосновского муниципального района" и "глава муниципального района" являются равнозначными; 3) администрация Большесосновского муниципального района; 4) Контрольно-счетная палата Большесосновского муниципального района.

Согласно частей 1 и 2 статьи 20 Устава Большесосновского муниципального района Земское Собрание является постоянно действующим представительным органом местного самоуправления Большесосновского муниципального района, состоящим из 16 депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права тайным голосованием сроком на пять лет. Полномочия депутата Земского Собрания начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы Земского Собрания нового созыва (часть вторая статьи 20 Устава).

Согласно сведениям, представленным суду 11 сентября 2017 года за № 01-17/139 (л.д.121-122) территориальной избирательной комиссией Большесосновского муниципального района Пермского края, по состоянию на 28 июня 2017 года решениями территориальной избирательной комиссии Большесосновского муниципального района депутатами Земского Собрания Большесосновского муниципального района зарегистрированы:

по округу № 1 - ФИО5 (решение ТИК от 21.09.2015 года № 49/04-2);

по округу № 4 - ФИО6 (решение ТИК от 21.09.2015 года № 49/07-2);

по округу № 5 - ФИО7 (решение ТИК от 21.09.2015 года № 49/08-2) и ФИО8 (решение ТИК от 21.09.2015 года № 49/09-2);

по округу № 6 - ФИО9 (решение ТИК от 21.09.2015 года № 49/10-2) и ФИО10 (решение ТИК от 21.09.2015 года № 49/11-2);

по округу № 7 - ФИО11 (решение ТИК от 21.09.2015 года № 49/12-2);

по округу № 8 - ФИО12 (решение ТИК от 26.09.2016 года № 51/01-2);

по округу № 9 - ФИО13 (решение ТИК от 21.09.2015 года № 49/14-2);

по округу № 10 - ФИО14 (решение ТИК от 21.09.2015 года № 49/15-2) и ФИО15 (решение ТИК от 21.09.2015 года № 49/16-2);

по округу № 11 - ФИО16 (решение ТИК от 21.09.2015 года № 49/17-2);

по округу № 12 - ФИО17 (решение ТИК от 21.09.2015 года № 49/18-2);

по округу № 13 - ФИО4 (решение ТИК от 21.09.2015 года № 49/19-2).

Мандаты по округам № 2 и № 3 по состоянию на 28 июня 2017 года не были замещены.

Таким образом, по состоянию на 28 июня 2017 года в представительном органе Большесосновского муниципального района Пермского края работали 14 депутатов и в соответствии с частью первой статьи 35 Закона № 131-ФЗ, согласно которому представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов, Земское Собрание Большесосновского муниципального района могло осуществлять свои полномочия.

В соответствие с частью первой статьи 36 Закона № 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно частей первой и второй статьи 27 Устава Большесосновского муниципального района высшим должностным лицом муниципального образования «Большесосновский муниципальный район» является глава муниципального района - глава администрации Большесосновского муниципального района, наделенный в соответствии с настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Главой администрации является глава Большесосновского муниципального района. Глава муниципального района подконтролен и подотчетен населению и Земскому Собранию. Глава муниципального района возглавляет администрацию Большесосновского муниципального района.

Согласно части первой статьи 28 Устава Большесосновского муниципального района глава муниципального района избирается на Земском Собрании из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, открытым голосованием на срок 5 лет и возглавляет администрацию Большесосновского муниципального района.

Как установлено судом, решением Земского Собрания Большесосновского муниципального района от 09.11.2015 г. № 25 главой муниципального района - главой администрации Большесосновского муниципального района на постоянной основе, сроком на пять лет избран ФИО1 (л.д.111).

Согласно частям 5, 5.1 статьи 36 Закона № 131-ФЗ, глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, - о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Закона № 131-ФЗ).

Решением Земского Собрания Большесосновского района Пермского края от 25 мая 2016 года № 102 утверждено Положение о ежегодном отчете главы муниципального района - главы администрации Большесосновского муниципального района о результатах своей деятельности и деятельности администрации Большесосновского муниципального района, в том числе о исполнении и решении вопросов, поставленных Земским Собранием (далее по тексту - Положение об ежегодном отчете главы муниципального района) (л.д.34-38).

Во исполнение требований части 5.1 статьи 36 Закона № 131-ФЗ, а также Положения об ежегодном отчете главы муниципального района (л.д.7-11), глава муниципального района - глава администрации Большесосновского муниципального района ФИО1 28 июня 2017 года представил в Земское Собрание Большесосновского муниципального района отчет о результатах своей деятельности и деятельности администрации за 2016 год (л.д.8-33).

28 июня 2017 года Земским Собранием Большесосновского муниципального района Пермского края было принято решение за № 196 «Об отчете главы муниципального района - главы администрации Большесосновского муниципального района о результатах своей деятельности и деятельности администрации Большесосновского муниципального района, в том числе о исполнении и решении вопросов, поставленных Земским Собранием в 2016 году» (л.д.6-7).

Согласно положений, содержащихся в частях 1, 2 и 3 статьи 14 Устава Большесосновского муниципального района Земское Собрание осуществляет свою работу в форме заседаний, которые признаются правомочными, если на заседании присутствует не менее половины от избранных депутатов. На заседании Земское Собрание по вопросам своей компетенции принимает правовые акты (Устав района, положения, программы и т.д.), которые оформляются в виде решений. Решения Земского Собрания по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Пермского края, Уставом МО «Большесосновский муниципальный район2, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Земского Собрания, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно п.3.5 Положения об ежегодном отчете главы муниципального района, отчет главы района рассматривается на заседаниях постоянных комитетов Земского Собрания, которые по итогам предварительного рассмотрения разрабатывают проект решения Земского Собрания об отчете главы района. В соответствие с п.3.10 Положения об ежегодном отчете главы района Земское Собрание принимает решение либо о признании отчета главы района удовлетворительным (п.3.10.1) или неудовлетворительным (п.3.10.2). В случае «неудовлетворительной» оценки в решении Земского Собрания должны быть сформулированы причины, указаны сроки для устранения недоработок и заслушивания информации об их устранении, но не более чем через 6 месяцев. Решение по отчету главы района принимается простым большинством голосов от установленной численности депутатов Земского Собрания (п.3.13).

Как установлено судом отчет главы муниципального района за 2016 год рассматривался 27 июня 2017 года - на заседании Комитета по вопросам нормативно-правовой деятельности, социальной политики и местному самоуправлению, на котором было принято решение № 22 о проекте решения Земского Собрания об отчете главы района (л.д.167); 27 июня 2017 года - на заседании Комитета по вопросам экономической, бюджетной и налоговой политики, природопользованию, на котором было принято решение № 19 о проекте решения Земского Собрания об отчете главы района (л.д.168-169).

Решение Земского Собрания Большесосновского муниципального района Пермского края от 28 июня 2017 года № 196 принято на заседании, в котором приняли участие, согласно протоколу № 28 от 28 июня 2017 года (л.д.124-166) все 14 избранных депутатов Земского Собрания.

На заседании Земского Собрания по ежегодному отчету главы муниципального района было принято решение о признании отчета главы муниципального района за 2016 год неудовлетворительным простым большинством голосов от установленной численности депутатов Земского Собрания: «за» - 9, «против» - 5, «воздержался» - нет (л.д.156). При этом, в связи с решением о признании отчета главы района неудовлетворительным, в решении Земского Собрания № 196 от 28 июня 2017 года во втором пункте сформулированы причины принятия такого решения, а в пункте 2.1. решения Земского Собрания № 196 от 28 июня 2017 года указаны сроки для устранения недоработок и для направления информации об их устранении в шестимесячный срок со дня вступления в силу решения.

Таким образом, судом установлено, что Земским Собранием Большесосновского муниципального района при принятии 28 июня 2017 года решения № 196«Об отчете главы муниципального района - главы администрации Большесосновского муниципального района о результатах своей деятельности и деятельности администрации Большесосновского муниципального района, в том числе о исполнении и решении вопросов, поставленных Земским Собранием в 2016 году» соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия представительного органа на принятие оспариваемого решения, а именно, судом установлено, что представительный орган Большесосновского муниципального района действовал в рамках полномочий, предоставленных ему Законом № 131-ФЗ, Уставом Большесосновского муниципального района; а также соблюден порядок принятия оспариваемого решения, установленный Положением об ежегодном отчете главы муниципального района.

Доводы административных истцов о том, что на день принятия Земским Собранием оспариваемого решения не были предусмотрены конкретные критерии для выставления как удовлетворительной, так и неудовлетворительной оценки деятельности главы муниципального района - главы администрации Большесосновского муниципального района, то есть отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения о выставлении оценки «неудовлетворительно», суд отвергает, поскольку такие основания - критерии не предусмотрены никакими нормативными правовыми актами, не сообщили о таких нормативных правовых актах и административные истцы.

Доводы административных истцов о том, что на уровне Правительства РФ разработаны правила оценки и критерии оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, а на уровне Правительства Пермского края 04 июля 2016 года заключено Соглашение между Правительством Пермского края и муниципальным образованием «Большесосновский муниципальный район» с целью осуществления взаимодействия по достижению значений показателей социально-экономического развития муниципалитета, суд не может принять во внимание.

Как следует из содержания Закона № 131-ФЗ, в частности содержания статей 18.1, 35 и 36 в их совокупности, оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления предусмотрена наряду с ежегодными отчетами главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

При этом в случае достижения наилучших значений показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, утвержденных в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, правовые последствия наступают для муниципальных образований в виде выделения за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей (часть 2 ст.18.1 Закона № 131-ФЗ). А в результате заслушивания ежегодного отчета главы муниципального образования реализуется исключительная компетенция представительного органа муниципального образования осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. При этом оценка деятельности органов местного самоуправления при осуществлении контрольных полномочий представительного органа может быть различной, а неблагоприятные правовые последствия наступают для главы муниципального образования в виде удаления его в отставку в случае признания два раза подряд деятельности главы муниципального образования неудовлетворительной по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2012 N 114-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО18 на нарушение его конституционных прав положениями пункта 10 части 10 и части 11.1 статьи 35, пункта 3 части 2 статьи 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выносимое представительным органом решение носит оценочный характер, оценка деятельности органов местного самоуправления при осуществлении контрольных полномочий представительного органа может быть различной и связана с правом, возможностью этого органа действовать по своему усмотрению (дискрецией этого органа)

Это допускаемое Конституционным Судом Российской Федерации право представительного органа действовать по своему усмотрению, а не в рамках каких-либо критериев, как желают это видеть административные истцы, не может рассматриваться как коррупциогенный фактор.

Согласно положениям, содержащимся в статье 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение этих деяний от имени или в интересах юридического лица. Таким образом, законодатель предусматривает распространение понятие «коррупция» на действия физических лиц и не предусматривает распространение понятия «коррупция» на действия коллегиального органа.

Решение по вопросу «Об отчете главы муниципального района - главы администрации Большесосновского муниципального района о результатах своей деятельности и деятельности администрации Большесосновского муниципального района, в том числе о исполнении и решении вопросов, поставленных Земским Собранием в 2016 году» принято Земским Собранием Большесосновского муниципального района в рамках подотчетности главы администрации муниципального образования перед представительным органом муниципального образования, т.е. являются актами, принятыми в порядке реализации частей 5, 5.1 статьи 36 Закона № 131-ФЗ.

Аналогичный вывод, только в отношении решения Земского Собрания Большесосновского муниципального района Пермского края от 26 октября 2016 года № 129 «Об отчете главы муниципального района - главы администрации Большесосновского муниципального района о результатах своей деятельности и деятельности администрации Большесосновского муниципального района, в том числе о исполнении и решении вопросов, поставленных Земским Собранием в 2015 году» и от 25 января 2017 года № 154 «О внесении изменений в решение Земского Собрания Большесосновского муниципального района «Об отчете главы муниципального района - главы администрации Большесосновского муниципального района о результатах своей деятельности и деятельности администрации Большесосновского муниципального района, в том числе о исполнении и решении вопросов, поставленных Земским Собранием в 2015 году», сделал Большесосновский районный суд Пермского края в своем решении от 14 апреля 2017 года по административному делу № 2а-145/2017 по иску прокурора Большесосновского района в интересах муниципального образования к администрации Большесосновского муниципального района Пермского края (л.л.91-93), а также судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в своем апелляционном определении от 28 июня 2017 года, которым решение Большесосновского районного суда Пермского края от 14 апреля 2017 года оставлено без изменения (л.д.94-100).

Доводы административных истцов о том, что неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального района - главы администрации Большесосновского муниципального района является основанием для удаления главы в отставку и, как следствие, приведет к приостановлению деятельности администрации муниципального района, суд отвергает, поскольку в силу положений статей 1, 3 и 4 КАС РФ, судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы граждан, права и законные интересы организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, а предположения о возможном нарушении прав в будущем судебной защите не подлежат.

Глава муниципального района - глава администрации Большесосновского муниципального района ФИО1 добровольно участвовал в конкурсе на право быть назначенным Земским Собранием Большесосновского муниципального района высшим должностным лицом муниципального образования. С приобретением этого статуса принял на себя не только полномочия по решению вопросов местного значения, но и обязанность отчитываться перед населением и представительным органом муниципального образования о результатах своей деятельности. В силу положений, содержащихся в подпункте 1 части 2 статьи 30 Устава Большесосновского муниципального района Пермского края, будучи обязанным обеспечивать исполнение на территории района, в том числе федерального законодательства, Устава района, решений Земского Собрания, глава муниципального района - глава администрации Большесосновского муниципального района обязан признавать и предусмотренную Уставом Большесосновского муниципального района, и Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», возможность наступления своей ответственности вплоть до удаления в отставку в случае признания его деятельности неудовлетворительной.

Поэтому суд не усматривает нарушений каких-либо прав, свобод и законных интересов административного истца главы муниципального района - главы администрации Большесосновского муниципального района ФИО1 принятым 28 июня 2017 года Земским Собранием Большесосновского муниципального района решением за № 196.

Суд не усматривает нарушений каких-либо прав, свобод и законных интересов административного истца администрации Большесосновского муниципального района в результате принятия 28 июня 2017 года Земским Собранием Большесосновского муниципального района решения за № 196, поскольку Уставом Большесосновского муниципального района, а именно частью 2 статьи 31 Устава, предусмотрен порядок и процедура временного возложения обязанностей главы муниципального района в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального района либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия, по решению Земского Собрания, принятому открытым голосованием большинством голосов от установленной численности депутатов.

Таким образом, судом при рассмотрении административного дела об оспаривании решения Земского Собрания Большесосновского муниципального района от 28 июня 2017 года за № 196 «Об отчете главы муниципального района - главы администрации Большесосновского муниципального района о результатах своей деятельности и деятельности администрации Большесосновского муниципального района, в том числе о исполнении и решении вопросов, поставленных Земским Собранием в 2016 году»

не установлено нарушений прав, свобод и законных интересов административных истцов;

сроки обращения в суд административными истцами соблюдены;

установлено, что соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия Земского Собрания Большесосновского муниципального района на принятие оспариваемого решения № 196 от 28 июня 2017 года;

установлено, что порядок принятия оспариваемого решения не нарушен;

критерии для принятия оспариваемого решения не предусмотрены какими-либо нормативными правовыми актами и более того, Конституционным Судом Российской Федерации признается право представительного органа действовать по своему усмотрению;

содержание оспариваемого решения и его форма в виде решения соответствует требованиям Положения об ежегодном отчете главы муниципального района.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что надлежит отказать в удовлетворении требований, заявленных административными истцами о признании незаконным решения Земского Собрания Большесосновского муниципального района Пермского края от 28 июня 2017 года № 196 «Об отчете главы муниципального района - главы администрации Большесосновского муниципального района о результатах своей деятельности и деятельности администрации Большесосновского муниципального района, в том числе о исполнении и решении вопросов, поставленных Земским Собранием в 2016 году».

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявленных главой муниципального района - главой администрации Большесосновского муниципального района Пермского края ФИО1, администрацией Большесосновского муниципального района Пермского края к Земскому Собранию Большесосновского муниципального района Пермского края требований о признании незаконным решения Земского Собрания Большесосновского муниципального района Пермского края от 28 июня 2017 года № 196 «Об отчете главы муниципального района - главы администрации Большесосновского муниципального района о результатах своей деятельности и деятельности администрации Большесосновского муниципального района, в том числе о исполнении и решении вопросов, поставленных Земским Собранием в 2016 году».

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи через Большесосновский районный суд Пермского края апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

И.Ю.Соловьева