ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-400/2022 от 13.10.2022 Корткеросского районного суда (Республика Коми)

УИД: 11RS0014-01-2022-000600-94

Дело № 2а-400/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 октября 2022 года с. Корткерос

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Ширяевой М.К., с участием представителя административного ответчика АМР «Корткеросский» Мальцева В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению

Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми

к администрации муниципального района «Корткеросский»

об обязании ликвидировать несанкционированную свалку,

установил:

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми обратилось с требованиями о возложении на АМР «Корткеросский» обязанность по принятию мер по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с несанкционированного места размещения твердых коммунальных отходов до <дата>, расположенных на земельном участке с координатами: 1<...> В обоснование указано, что на указанном участке выявлена свалка твердых коммунальных отходов, находящаяся в <...>. Место несанкционированного размещения отходов, выявленное на земельном участке, не является объектом размещения отходов. Органы местного самоуправления, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий – несанкционированных свалок на вышеуказанных земельных участках.

На судебное заседание представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми не явился, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации МР «Корткеросский» Мальцев В.А. суду пояснил, что с исковыми требованиями согласны частично, просил срок исполнения обязанностей увеличить до <дата>.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.

Заслушав представителя административного ответчика, специалиста, исследовав материалы дела, суд считает требования подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 9, 42 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Право на благоприятную окружающую среду гарантировано гражданам ст. 42 Конституции Российской Федерации. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду,

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон «Об охране окружающей среды»), хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Согласно п. 1 ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, размещение отходов производства и потребления.

Статьей 51 Закона «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

На основании положений ст. 16.1 Закона «Об охране окружающей среды» ответственность за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, несут юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

С учетом положений ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее- Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения органов местного самоуправления муниципальных районов относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Также в соответствии с п.14 ст.15 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 (введенным постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 67-ст, дата введения 01.07.2002) собственниками отходов являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Согласно чч. 1-3 ст. 8, чч. 1, 2 ст. 13, ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон «Об отходах производства и потребления») к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также исполнение этих полномочий на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в п. 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 13.4 Закона «Об отходах производства и потребления» накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила №56), и Порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 15.06.2017 № 302. Обустройство мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение их реестра установлены правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее Правила № 1039), вступившими в силу с 01.01.2019.

В соответствии с указанными правовыми актами местом (площадкой) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу пп. 17, 18 Правил № 1156 на собственнике земельного участка лежит обязанность самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Как следует из материалов дела Корткеросским отделом по охране окружающей среды Минприроды РК <дата> на основании планового (рейдового) задания от <дата>ХХХ проведен осмотр территории, захламленной отходами потребления (ТРК), расположенной в <...>. Координаты участка: 1<...>. Свалка представляет собой насыпь строительных отходов от разбора зданий, сооружений. Отходы предоставлены железобетонным боем (обломки плит), древесными отходами от сноса и разборки зданий, ломом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий, единичными отходами мебели деревянной офисной, продуктами потребления (полиэтиленовая упаковка, деревянные ящики, встречаются пластиковые и стеклянные изделия, потерявшие потребительские свойства (бутылки), консервные банки, полиэтиленовые пакеты, упаковочная картонная тара, мебель). Все перечисленные отходы являются отходами 4-5 класса опасности. Место несанкционированного размещения отходов, выявленное на земельном участке, не является объектом размещения отходов, площадь захламления 0,148га. Данный земельный участок не входит в состав земель лесного фонда, кому либо в аренду не передан, собственник отходов не установлен. Свалка расположены в границах МР «Корткеросский». Данный факт административным ответчиком не оспаривается.

Доказательств того, что объект - несанкционированная свалка, расположенная на участке с вышеуказанными координатами, внесена в государственный реестр как объект размещения отходов, суду не предоставлено, следовательно, исходя из ч. 7 ст. 12 Закона «Об отходах производства и потребления», на данном участке запрещается размещать отходы.

Не оспаривалось сторонами, что на день рассмотрения дела судом спорное место несанкционированного размещения ТКО не ликвидировано.

При изложенных обстоятельствах органы местного самоуправления муниципального района несут ответственность за поддержание экологически безопасной обстановки на вверенной им территории, само по себе образование несанкционированной свалки свидетельствует о недостаточности принимаемых такими органами организационно-властных мер.

Таким образом, в соответствии с указанными требованиями закона, на администрации «Корткеросский», как на уполномоченном органе местного самоуправления, лежала обязанность ликвидации несанкционированных мест размещения отходов.

Непринятие мер по ликвидации несанкционированной свалки, приводит к нарушению естественной экологической системы и негативно влияет на окружающую среду вследствие загрязнения и захламления, поскольку не обеспечивается изоляция и обезвреживание отходов, что служит источником возникновения болезнетворных организмов, способствует распространению инфекционных болезней и наступлению иных тяжких последствий, представляет собой потенциальную опасность здоровью населения, и, как следствие, ведет к ущемлению экологических прав граждан. Более того, указанное создает угрозу причинения вреда, а также невозможность его минимизации, в случае возникновения пожара, для единой экологической системы региона, охватывающей как непосредственно растительность, произрастающую на территории сельского поселения, а также для флоры и фауны. Помимо этого, указанные обстоятельства создают угрозу безопасности и исключают применение мер быстрого реагирования для спасения граждан, проживающих в данном районе. Тем самым нарушаются гарантированные государством права и законные интересы граждан, проживающих и временно находящихся на территории МР Корткеросский», то есть неопределенного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду.

Принимая во внимание доводы стороны административного ответчика о периоде времени, видах работ, необходимых для исполнения решения, продолжительности процедуры выделения бюджетных ассигнований, суд считает необходимым установить срок исполнения обязанностей до <дата>.

Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

решил:

заявление удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального района «Корткеросский» в срок до <дата> принять меры по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с несанкционированного места размещения твердых коммунальных отходов, расположенных на земельном участке, находящемся <...>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Корткеросский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Э.Ф. Буян

Решение в окончательной форме изготовлено 18.10.2022