ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-400/2023 от 11.05.2023 Эхирит-булагатского районного суда (Иркутская область)

УИД 85RS0006-01-2023-000350-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.Усть-Ордынский 11 мая 2023 г.

Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе судьи Альхеева Г.Д., при секретаре Ханхасаевой А.А., с участием заместителя прокурора Эхирит-Булагатского района Протасовой А.А., представителя административного ответчика – администрации муниципального образования «Эхирит-Булагатский район» Ботороева С.О., представителя заинтересованного лица – МКУ «По делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ЕДДС муниципального образования «Эхирит-Булагатский район» Болдохонова П.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое дело № 2а-400/2023 по административному исковому заявлению прокурора Эхирит-Булагатского района Каримова А.А. в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Эхирит-Булагатский район» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности создать запасы в целях гражданской обороны и при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера,

установил:

Прокурор Эхирит-Булагатского района Каримов А.А. обратившись с административным исковым заявлением, в обоснование, в обоснование заявленных требований указал следующее.

Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне в деятельности администрации МО «Эхирит-Булагатский район», МКУ «По делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ЕДДС муниципального образования «Эхирит-Булагатский район», в ходе которой установлено, что в МО «Эхирит-Булагатский район» не созданы запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно п. 21 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Задачами в области гражданской обороны в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» являются, в т.ч. проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В соответствии с ч.2 ст. 4 Федерального закона № 8-ФЗ подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В силу требований ч.2 ст. 8 Федерального закона № 28-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований, в том числе проводят мероприятия по гражданской обороне; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно п. 3 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 г. № 379, запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты. Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные препараты, медицинские изделия.

Пунктом 5 Положения определено, что запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности.

В соответствии с пп. «б» п. 6 Положения создание запасов и определение их номенклатуры и объемом исходя из потребности осуществляется органами местного самоуправления – для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и оснащения аварийно-спасательных формирований, спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Постановлением мэра МО «Эхирит-Булагатский район» от 17.11.2021 г. № 1602 «О создании и содержании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств на территории МО «Эхирит-Булагатский район» утвержден порядок создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утверждены номенклатуры и объем запасов материальных ресурсов в целях гражданской обороны на территории района.

Пунктом 2.3 Порядка предусмотрено, что вместо приобретения и хранения отдельных видов материальных ресурсов в запасы ГО или части этих ресурсов допускается заключение контрактов на экстренную их поставку (продажу) с организациями, имеющими эти ресурсы в постоянном наличии. Выбор поставщиков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что противоречит вышеприведенным нормам федерального законодательства.

Согласно приложению № 2 «Номенклатура и объем запасов материальных ресурсов в целях гражданской обороны на территории МО «Эхирит-Булагатский район» определен объем материальных ресурсов в виде продовольствия, воды, вещевого имущества, исходя из потребности на 20 человек в течение 3 суток при численности населения района свыше 30 тысяч человек, что также противоречит вышеприведенным нормам федерального законодательства, не отвечает задачам в области гражданской обороны.

Кроме того, указанным нормативно-правовым актом не определены номенклатура и объем лекарственных препаратов и медицинских изделий.

В целях устранения выявленных нарушений в адрес Мэра района 29.06.2022 г. внесено представление. Из ответа на представление от 12.07.2022 г. следует, что администрацией района в целях создания материального запаса заключены предварительные договоры купли-продажи с поставщиками материальных и продовольственных ресурсов, в которых п. 2 предусмотрено, что продавец по основному договору обязуется передать в собственность покупателя товар, соответствующий характеристикам, заключенным в предварительных договорах. Также сообщено, что администрацией осуществляется работа по уточнению перечня необходимых запасов материально-технических, продовольственных и медицинских средств для дальнейшего заключения соответствующих договоров.

Таким образом, несмотря на ранее принятые меры реагирования, администрацией района мер к устранению выявленных нарушений закона, к созданию запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств не принято, что не обеспечивает реализацию целей и задач гражданской обороны по защите населения, обеспечению жизнедеятельности граждан и организаций в условиях военного времени и чрезвычайных ситуаций.

Бездействие администрации района в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и наступления военного времени ставит под угрозу обеспечение жизнедеятельности граждан и организаций, защиту населения, круг которых является неопределенным.

На основании изложенного, ссылаясь на ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор просил суд признать бездействие администрации МО «Эхирит-Булагатский район» по созданию запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных запасов в целях гражданской обороны и при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, незаконным.

Возложить на администрацию МО «Эхирит-Булагатский район» обязанность создать такие запасы в срок до 01.09.2023 г.

В судебном заседании прокурор Протасова А.А. заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила суду, что администрацией района не созданы соответствующие запасы вовсе.

Представитель административного ответчика – администрации МО «Эхирит-Булагатский район» Ботороев С.О. административные исковые требования признал частично. А именно, не признал в части определения потребности запасов на 20 человек по доводам письменных возражений, суть которых сводится к следующему.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 27.04.2000 № 379, номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями исходя из возможного характера военных конфликтов на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, физико-географических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов. При определении номенклатуры и объемом запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основываясь на прогнозируемой оперативной обстановке согласно плана гражданской обороны МО «Эхирит-Булагатский район», возможных разрушений населенных пунктов и объектов района, магистралей мостов и дорожных сооружений, систем энерго-, водо-, теплоснабжения, канализации, материально-технической базы, систем управления, связи и оповещения, а также возникновения зон вторичных поражающих факторов не ожидается. Возможные разрушения, потери запасов пищевого сырья и продуктов питания, топлива и горючего, разрушения системы жизнеобеспечения, разрушение местных объектов электроэнергетики не планируется.

В связи с чем, полагают, что потребность в создании запасов ГО на 20 человек является целесообразной и не противоречит нормам федерального законодательства.

В остальной части с доводами прокурора был согласен, однако указал, что в связи с недостаточностью бюджетных средств, создать запасы к 01.09.2023 г. не представляется возможным, и просил установить срок до 31.12.2024 г. Дополнительно пояснил, что запасы материально технических, продовольственных, медицинских и иных средств на настоящий момент не созданы. До апреля 2023 года администрация района руководствовалась постановлением мэра района № 1602 от 17.11.2021 г. и заключила предварительные договора купли-продажи товаров. Представитель заинтересованного лица МКУ «По делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ЕДДС МО «Эхирит-Булагатский район» Болдохонов П.Т. пояснил суду, что запасы в настоящее время не созданы. После принятия изменений в постановление мэра района № 1602 и выделении финансирования запасы будут созданы.

Суд, выслушав доводы участвующих лиц, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Согласно п. 21 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ (ред. от 04.11.2022) "О гражданской обороне" основными задачами в области гражданской обороны являются:

проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

В соответствии с ч.2 ст. 8 этого же Закона органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

Согласно п. 21 ст. 9 Устава муниципального образования «Эхирит-Булагатский район» к вопросам местного значения муниципального образования «Эхирит-Булагатский район» относится организация и осуществление мероприятий по территориальной и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования «Эхирит-Булагатский район» от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Постановлением Мэра муниципального образования «Эхирит-Булагатский район» от 17.11.2021 № 1602 «О создании и содержании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств на территории муниципального образования «Эхирит-Булагатский район», утвержден Порядок создания и содержания указанных запасов, номенклатура и объем запасов. района

Таким образом, суд находит установленным, что предмет судебного спора – создание запасов продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств, является полномочием муниципального образования «Эхирит-Булагатский район» в пределах муниципального района.

Прокурором в качестве доказательств бездействия администрации муниципального района представлены: представление на имя мэра района от 29.06.2022 г. № 07-29-22/прдп54-22-20250037 в котором указано, что администрацией муниципального образования не созданы запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств; ответ на представление от 12.07.2022 № 7-06-1238/22, в котором указано, что администрацией района утвержден Порядок создания и содержания запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств на территории района. Утверждена номенклатура и объем запасов материальных ресурсов в целях гражданской обороны. В соответствии с п. 2.3 Порядка, а также п. 4.14 методических рекомендаций, утв. Приказом МЧС от 21.12.2021 № 2-4-71-12-11, допускается хранение резервов в сторонних организациях. Так, администрацией района заключены предварительные договора купли-продажи с поставщиками материальных и продовольственных ресурсов. В предварительном договоре в п. 2 отражено, что продавец по основному договору обязуется передать в собственность покупателя товар, соответствующий характеристикам, заключенным в предварительных договорах. Вместе с тем, администрацией района осуществляется работа по уточнению перечня необходимых запасов материально-технических, продовольственных и медицинских средств согласно вышеуказанным Приказом МЧС для дальнейшего заключения соответствующих договоров; справка по результатам проверки исполнения законодательства о гражданской обороне администрации МО «Эхирит-Булагатский район», МКУ «По делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ЕДДС муниципального образования «Эхирит-Булагатский район», в которой указано, что в соответствии с п.6 плана работы на 1 полугодие 2023 г. заместителем прокурора района Протасовой А.А. проведена соответствующая проверка. По результатам проверки установлено, что Порядок создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств на территории МО «Эхирит-Булагатский район», утв. постановлениями Мэра района от 17.11.2021 № 1602 допускает заключение контрактов на экстренную их поставку (продажу) с организациями, имеющими эти ресурсы в постоянном наличии, вместо приобретения и хранения отдельных видов материальных ресурсов в Запасы ГО или части этих ресурсов. Кроме того, не определены номенклатура и объем медицинских средств; протест прокурора на постановление от 17.11.2021 г. № 1602 от 29.03.2023 г., в котором указано на несоответствие п. 2.3 Постановления нормам федерального законодательства, а также указано, что данным нормативно-правовым актом не определена номенклатура и объем медицинских средств; представление прокурора от 31.03.2023 г., в котором вновь указано на не создание необходимых запасов.

При таких обстоятельствах, с учетом пояснения представителя административного ответчика, суд находит доказанным факт не создания администрацией МО «Эхирит-Булагатский район» запасов продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

Заключение предварительных договоров купли-продажи не может расцениваться как создание необходимых запасов, как это установлено вышеприведенными нормативно-правовыми актами.

Кроме того, административным ответчиком не только не создан необходимый запас медицинских средств индивидуальной защиты, но эти средства не включены в соответствующую номенклатуру.

При этом, суд находит, что определение номенклатуры и объемов таких запасов является компетенцией административного ответчика, который в силу п. 4 Постановления Правительства РФ от 27.04.2000 N 379 (ред. от 30.09.2019) "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" определяет номенклатуру и объем запасов с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исходя из возможного характера военных конфликтов на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических, физико-географических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

С учетом изложенного, суд находит доказанным факт бездействия, которое является незаконным, не соответствует вышеприведенным нормативно-правовым актам.

Доводы представителя административного ответчика об отсутствии необходимых бюджетных средств для создания необходимых запасов не могут быть приняты судом в качестве уважительных при признании бездействия незаконным.

В соответствии с требованиями ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 17.06.2004 N 12-П действие законов и иных норм права, а также обязанности органов публичной власти не могут быть обусловлены недостаточностью финансовых ресурсов у субъекта права.

В целях устранения нарушений, на административного ответчика необходимо возложить обязанность по созданию запасов продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств, как это следует из ч.2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ (ред. от 04.11.2022) "О гражданской обороне".

Обсуждая срок исполнения судебного решения, суд с учетом длительности бездействия, считает необходимым установить срок до 31.12.2023 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

решил:

Административные исковые требования прокурора Эхирит-Булагатского района Каримова А.А. в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Эхирит-Булагатский район» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Эхирит-Булагатский район» по созданию в целях гражданской обороны запасов продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

Обязать администрацию муниципального образования «Эхирит-Булагатский район» создать в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

Установить срок исполнения судебного решения до 31.12.2023 г.

Администрации муниципального образования «Эхирит-Булагатский район» необходимо сообщить об исполнении решения в суд и прокурору Эхирит-Булагатского района в течение одного месяца со дня истечения срока исполнения судебного решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Эхирит-Булагатский районный суд.

Судья Г.Д.Альхеев

Мотивированное решение составлено 11.05.2023 г.