ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4019/2022 от 09.08.2022 Гатчинского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-4019/2022

УИД 47RS0006-01-2022-003361-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Гатчина 09 августа 2022 года

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Арикайнен Т.Ю.,

при секретаре Моргун В.А.,

с участием административного истца Борухович И.Г.,

представителя административного истца адвоката Афанасьева С.А., представившего удостоверение № 102 и ордер № 1978144 от 27.06.2022,

представителя административного ответчика Постарнака А.М., действующего по доверенности № 11/51-КЧ от 18.04.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Борухович Ирины Григорьевны к Министерству юстиции Российской Федерации, заинтересованное лицо: Министерство иностранных дел Российской Федерации, о признании незаконным с момента принятия и отмене решения от 08.04.2020 о включении Борухович Ирины Григорьевны в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, обязании исключить истца из вышеуказанного Реестра,

установил:

административный истец Борухович И.Г. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к административному ответчику, указав, что является журналистом, за годы профессиональной деятельности была удостоена множеством почетных наград. Решением Министерства юстиции Российской Федерации (далее Минюст РФ) от 08.04.2022, принятым по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации (далее – МИД РФ), Борухович И.Г. была включена в Реестр иностранных средств массовой информации (далее – Реестр), выполняющих функции иностранного агента, что затрагивает ее конституционные права, в частности обязанность по предоставлению предусмотренных отчетов в Минюст РФ нарушает ее право на неприкосновенность частной жизни, а термин «иностранный агент» имеет негативную коннотацию и создает впечатление в глазах общества, что его деятельность является антигосударственной, также возлагает дополнительные обязанности, в том числе ответственность, предусмотренную Кодексом об административных правонарушениях. Включение ее в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента, что влечет предоставление отчетов

Копия обжалуемого решения, как и уведомление о включении в вышеуказанный Реестр, Борухович И.Г. получены не были. О присвоенном статусе ей стало известно из Реестра, причины внесения в Реестр ей неизвестны. С решением от 08.04.2022 не согласна, считает его незаконным, необоснованным, существенно нарушающим ее права и свободы, принятым с существенным нарушением ее прав. Просит признать незаконным и отменить решение Минюста РФ от 08.04.2022, обязать ответчика исключить Борухович И.Г. из Реестра.

Административный истец Борухович (до брака Тумакова) И.Г. в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснив, что узнала о включении ее в Реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента вечером 08.04.2022 из поздравлений коллег, в чем убедилась, проверив самостоятельно соответствующий Реестр. Уведомлений не поступало. Считает, что ответчиком не доказано, что она получала иностранное финансирование. Все финансирование, которое она получала от российских граждан и российских юридических лиц. «Новая газета», где она получает заработную плату, проверялась Минюстом РФ на иностранное финансирование, иностранных денег не нашли. Как полагается журналисту, она ведет социальные сети Фейсбук и Вконтакте, занимается благотворительной деятельностью. Она была учредителем газеты «Неделя в Ленинградской области» в 2000-2001 году, еще в пору работы в газете «Гатчинская неделя», с тех пор газета ни разу не выходила. По закону, если СМИ не выходит в течение года, лицензия аннулируется, поэтому ей было неизвестно, что лицензия на «Неделю в Ленинградской области» действует в настоящее время. Из сведений об иностранном финансировании в отношении Борухович И.Г. ей известна только самая престижная премия «Редколлегия», которая вручается только российским журналистам, основана гражданином России. Это не иностранное финансирование, это деньги, заработанные в России. «Новая газета» не получает деньги из иностранных источников, в редакции проходила проверка. В «Редколлегии» она не печатается, может кто-то перепечатывает ее статьи, она не возражает. Представитель административного истца по доверенности Афанасьев С.А. в судебном заседании поддержал позицию своей доверительницы, указав, что финансирование Борухович И.Г. из иностранных источников не доказано. Борухович И.Г. действительно участвует в распространении информации, это ее работа. Премии не являются иностранным финансированием, так как это не постоянный источник дохода.

Представитель административного ответчика Постарнак А.М. исковые требования не признал, поддержал письменные возражения, направленные ранее представителем по доверенности Цыгановым Р.Л., пояснил суду, что решение является законным и не противоречит Конституции Российской Федерации. На Минюст возложены полномочия о включении физических лиц в Реестр согласно разработанному порядку и процедуре включения. Основанием является либо заявление от самого гражданина, либо информация, поступившая от госоргана. В данной ситуации ответчику поступила информация из Роскомнадзора о том, что истец предположительно является учредителем газеты «Неделя Ленинградской области», корреспондентом «Новой газеты», публикуется в различных интернет-источниках, в том числе усматривается распространение информации в социальных сетях Вконтакте, фейсбук, где она ведет страницу, а также публикуется в источниках Maxpark, Relga, «Редколлегия», «Русская народная линия». Истцом данные факты не оспариваются. Также в Минюст РФ поступила информация от Росфинмониторинга о том, что Борухович И.Г. получает иностранное финансирование, в том числе опосредованное. Имеется соглашение от госорганов, согласно которым они передают, ответчик принимает информацию и выносит решение без проверки данных. Прямое иностранное финансирование для включения лица в Реестр необязательно. Если иностранные деньги поступают на счет российского физического или юридического лица, поскольку невозможно отделить, какие деньги иностранные, все денежные средства на счетах считаются иностранным финансированием, даже при частичном иностранном финансировании. При вынесении решения о внесении Борухович И.Г. в Реестр все условия соблюдены. Распространение информации доказано, истец не оспаривает эту деятельность. Иностранные деньги также доказаны, это SREDA Foundation, Бермуды (было две операции на общую сумму 10000 долларов) – прямое иностранное финансирование от заграничной организации с заграничного счета. И опосредованное иностранное финансирование от «Новой газеты» и ООО «МЕМО».

В соответствии со ст. 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Суд, выслушав административного истца Борухович И.Г., представителя административного истца Афанасьева С.А., представителя административного ответчика Постарнака А.М., изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Пунктом 1 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусмотрено, что каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.

Свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляют основы развития современного общества и демократического государства.

Вместе с тем, осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.

Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29).

Законом Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ) установлен запрет на злоупотребление свободой массовой информации (статья 29).

В соответствии со статьей 6 Закона о СМИ, юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации (часть 3).

Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 6).

Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций (часть 7).

Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, согласно которому Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Приказом Минюста России от 24.09.2020 № 215 утвержден Порядок формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее по тексту - Порядок).

Пунктом 9 названного Порядка предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 8, 9, 14 названного Порядка, решение о включении в реестр или об исключении из него информации о лицах, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 настоящего Порядка, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Основанием для принятия решения о включении в реестр такой информации является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.

Таким образом, с учетом требований части 6 статьи 6 Закона о СМИ решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.

На основании части 4 статьи 6 Закона о СМИ иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом «О некоммерческих организациях» для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Иностранные средства массовой информации, выполняющие функции иностранного агента, обязаны в соответствии с действующим законодательством: сопровождать материалы, издаваемые и (или) распространяемые ими, вне зависимости от формы и способа распространения на территории Российской Федерации, указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента; представлять документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников (один раз в полгода); документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников (ежеквартально); один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей, деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган; в течение одного месяца со дня признания физического лица, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, такое лицо учреждает российское юридическое лицо и уведомляет об этом Минюст России. Иных обязанностей на истца не возлагается.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.04.2014 № 10-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», части шестой статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, наименование организации и др.», возложение на некоммерческие организации, получающие иностранное финансирование и участвующие в политической деятельности на территории Российской Федерации, обязанности в уведомительном порядке заявить о себе в качестве некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, по смыслу статей 2, 18, 24 (часть 2), 29 (часть 4) и 30 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как несовместимое с конституционными целями и ценностями, поскольку оно направлено на обеспечение информированности всех заинтересованных лиц об участии иностранных субъектов (государств, организаций или индивидов) в денежной и (или) иной материальной поддержке некоммерческих организаций, принимающих участие в политической деятельности, имеющей целью оказание воздействия на содержание решений органов государственной власти и проводимую ими государственную политику, а также на формирование соответствующего общественного мнения.

Учитывая, что получение некоммерческими организациями денежных средств и иного имущества от иностранных источников не исключает возможности их использования для оказания влияния на государственные органы Российской Федерации в интересах таких источников, законодательное выделение субъектов, выполняющих функции иностранного агента, согласуется также с положениями Конституции Российской Федерации о суверенной государственности России и о признании носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации ее многонационального народа (преамбула; статья 3, часть 1).

Судом установлено и усматривается из материалов дела, что распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 08.04.2022 № 413-р, принятым по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации (л.д. 93), Борухович И.Г. включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (л.д. 40).

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор) информировало Минюст РФ о возможном включении ФИО1 в реестр, поскольку выявило следующие факты: предположительно является учредителем газеты «<адрес>» (ПИ от ДД.ММ.ГГГГ); с мая 2018 года является собственным корреспондентом электронного периодического издания «Новая газета» ( ЭЛ № ФС 77-28483 от ДД.ММ.ГГГГ), публикации (комментарии) в различных интернет-источниках «Maxpark», «Relga», «Редколлегия», СМИ «Русская народная линия», «Аврора», ведет страницу в Fasebook, где имеет более 1,1 тыс подписчиков. В публикациях иностранных средств массовой информации включенных в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента, содержатся комментарии или упоминания ФИО1 в качестве эксперта (л.д. 42-45). Факт размещения публикаций сторонами не оспаривался, а потому признается судом доказанным.

ДД.ММ.ГГГГ письмом -дсп Росфинмониторингом в Минюст РФ направлена информация о получении ФИО1 денежных средств из-за рубежа (л.д. 116)

Включение ФИО1 в реестр согласовано с Министерством иностранных дел Российской Федерации, что подтверждено выпиской из письма МИД России от ДД.ММ.ГГГГ/дспо (л.д. 93).

Информация о включении ФИО1 в реестр размещена на официальном сайте Минюста России (л.д. 19-22).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца направлено уведомление о включении ее в реестр. Уведомление направлено по адресу регистрации: <адрес>. Такой же адрес указан в административном исковом заявлении (л.д. 5, 41).

Названным уведомлением ФИО1 проинформирована о принятом Минюстом России решении с разъяснением установленных законодательством требований.

От получения уведомления ФИО1 уклонилась, что подтверждено списком почтовых отправлений и отчетом об отслеживании почтового отправления с идентификационным номером , согласно которому почтовая корреспонденция возвращена отправителю из-за истечения срока хранения (л.д. 50-52).

Доводы представителя административного истца о том, что административным ответчиком не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для включения ФИО1 в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, суд признает несостоятельными, поскольку они опровергаются исследованными в ходе судебного разбирательства материалами дела.

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим, в том числе функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам. Указанные полномочия Управления определены в пункте 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 № 808. Руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Президент Российской Федерации (пункт 2 Положения). Росфинмониторинг осуществляет полномочия по осуществлению сбора, обработки и анализа информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в Росфинмониторинг информации; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом (пункт 5 Положения). В подпункте 13 пункта 5 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу предусмотрено, что Росфинмониторинг координирует в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций в установленной сфере деятельности.

Таким образом, именно Росфинмониторинг, выполняя возложенные на него государственные функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами, вправе соответствующую информацию собирать и предоставлять в распоряжение федеральных органов власти.

Оспариваемые действия Минюста России о включении Борухович И.Г. основаны, в том числе, на информации, предоставленной указанным выше органом об иностранном финансировании, исследованной в ходе судебного разбирательства.

Оснований считать предоставленную Росфинмониторингом информацию недостоверной, не имеется.

Оценивая доводы представителя истца о несоответствии Закона № 272 Конституции Российской Федерации, суд считает их несостоятельными, поскольку представитель административного истца, по существу, выражает несогласие с правильностью их толкования, в том числе судами общей юрисдикции, а также с вынесенными по результатам такого рассмотрения судебными актами.

Учитывая установленный факт авторства публикаций в различных источниках, распространения информации, как на своей персональной страничке в социальных сетях Facebook, так и путем комментария сетевым изданиям, сведения о поступлении денежных средств на счета Борухович И.Г. от иностранных источников, у Минюста РФ имелись законные основания для принятия оспариваемого распоряжения от 08.04.2022 о признании Борухович И.Г. выполняющей функции иностранного агента и внесения ее в реестр.

Таким образом, оснований для удовлетворения административных исковых требований административного истца Борухович И.Г. не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 174, 179-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Борухович Ирины Григорьевны к Министерству юстиции Российской Федерации, заинтересованное лицо: Министерство иностранных дел Российской Федерации, о признании незаконным с момента принятия и отмене решения от 08.04.2020 о включении Борухович Ирины Григорьевны в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, обязании исключить истца из вышеуказанного Реестра отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Гатчинский городской суд Ленинградской области.

Судья: подпись

Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.