ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-401/18 от 20.09.2018 Верхнеуфалейского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2а-401/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Верхний Уфалей 20 сентября 2018 года.

Верхнеуфалейский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Гуцко Н. И.

при секретаре Емельяновой А.Е.

с участием прокурора Бубнова А. В.

при участии административных истцов Ушаковой С.Ф., Нефедовой Г.И., Беспаловой О.Н., представителя истцов Филипповой Е. Г., представителя административного ответчика Администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области Сергеевой С. В.

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Прокурора г. Верхнего Уфалея Челябинской области в интересах в интересах неопределенного круга лиц; административным исковым заявлениям Ушаковой С.Ф., Нефедовой Г.И., Беспаловой О.Н. к Администрации Верхнеуфалейского городского округа о признании незаконным и отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ г. и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим реконструкции

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г. Верхнего Уфалея Челябинской области обратились в суд с иском в интересах в интересах неопределенного круга лиц (с учетом уточнений) к Администрации Верхнеуфалейского городского округа о признании незаконным и отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ г. и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ г. о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим реконструкции, обязании администрации сообщить о принятом решении в течение одного месяца в суд и гражданам, в отношении которых допущены нарушения, созданы препятствия.

В обоснование исковых требований указано, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является бывшим общежитием, в нем находится 148 квартир. Доля муниципальной собственности в указанном доме составляет 11,72%. Жилые помещения находятся у граждан в собственности или предоставлены по договорам социального найма.

Постановлением Администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ на основании рассмотренного заключения межведомственной комиссии Верхнеуфалейского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции. С момента издания данного постановления Администрация требует от собственников жилых (нежилых) помещений в течение 12 календарных месяцев произвести реконструкцию указанного дома. Считает указанные заключение межведомственной комиссии и постановление администрации противоречащими требованиям действующего законодательства, поскольку в заключении ООО «Метам» от ДД.ММ.ГГГГ на основании которого выносились решения, отсутствуют указания в части признания дома подлежащим реконструкции или сносу, физический износ здания боле 781 %, обследование межведомственной комиссией не проводилось, в заключении комиссии отсутствует обоснование целесообразности проведения реконструкции дома.

Ушакова С.Ф., Нефедова Г.И., Беспалова О. Н. обратились в суд с административными исками к Администрации Верхнеуфалейского городского округа о признании незаконным и отмене постановления Администрации Верхнеуфалейского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О признании дома аварийным и подлежащим реконструкции», указывая на то, что они являются собственниками жилых помещений (квартир) в доме, расположенном по адресу <адрес> проживают в доме длительное время. Более 36 лет в доме не осуществлялся ремонт. Трубы сгнили, от сырости разрушается фундамент, стены, осыпаются, в коридорах сгнили полы, сантехника вышла из строя, подвальное помещение частично затоплено канализационными водами, электросети в местах общего пользования в ненадлежащем состоянии и т. д.

Указали, что согласно Заключению от ДД.ММ.ГГГГ по результатам технического обследования нашего дома, проведенному ООО «Метам» за счет средств собственников помещений дома, общее состояние многоквартирного дома оценено как аварийное, дом необходимо вывести из эксплуатации. Не согласны с заключением межведомственной комиссии и постановлением администрации Верхнеуфалейского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ о признании вышеуказанного дом признан аварийный и подлежащим реконструкции.

Определением Верхнеуфалейского городского суда от 14 сентября 2018 г. административные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

В судебном заседании прокурор Бубнов А. В., административные истцы Ушакова С.Ф., Нефедова Г. И., Беспалова О. Н., представитель административных истцов Филиппова Е. Г. административные исковые требования поддержали.

Представитель административного ответчика - Администрации Верхнеуфалейского городского округа - Сергеева С. В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ г. принято Администрацией Верхнеуфалейского городского округа на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ г , которая признала многоквартирный дом по <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции. Комиссия учла, что из 32 конструкций дома аварийными признаны лишь 5, при которой возможно восстановление утраченных функций дома путем проведения компенсационных мероприятий.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора Бубнова А. В., полагавшего иски подлежащим удовлетворению, суд считает административные исковые заявления прокурора г. Верхнего Уфалея в интересах в интересах неопределенного круга ли; административных исков Ушаковой С.Ф., Нефедовой Г.И., Беспаловой О.Н. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> является бывшим общежитием. В жилом доме по <адрес> находится 148 квартир. Доля муниципальной собственности в указанном доме составляет 11,72 %. Жилые помещения предоставлены гражданам по договорам социального найма жилого помещения.

Ушакова С.Ф. является собственником квартиры, расположенной по адресу : <адрес>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ г.

Нефедова Г.И. является собственником квартиры, расположенной по адресу : <адрес>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ г.

Беспалова О.Н. является собственником квартиры, расположенной по адресу : <адрес> что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ г.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47

Разделом 2 Положения предусмотрены требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Так, несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.

Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.

Жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности, размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности.

Жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств.

Согласно п.33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно- эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

На основании п. 34 вышеуказанного Положения жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктами 42 - 47 Положения установлен порядок и процедура проведения оценки соответствия помещения установленным указанным Положением требованиям.

В соответствии с п.п. 42, 43 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом местного самоуправления. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно- эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Административные истцы Ушакова С. Ф,. Нефедова Г. И., Беспалова О. Н. пояснили, что в вышеуказанном многоквартирном доме, в котором они проживают, ремонт не осуществлялся более тридцати лет.

В результате чего от сырости разрушается фундамент дома, осыпаются стены, протекает кровля, сгнили трубы, сантехника вышла из строя, подвальное помещение затоплено канализационными водами, электросети находятся в неудовлетворительном состоянии и т. д.

До ДД.ММ.ГГГГ дом находился на обслуживании ООО «ЖЭУ № 1», после чего управляющая компания срок действия договора на содержание общедомового имущества не продлила.

ДД.ММ.ГГГГ на обслуживание дома был заключен договор с ООО «Рассвет», который расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.

На сегодняшний день собственниками указанного многоквартирного дома способ управления домом не выбран.

На основании п. 4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

В связи с тем, что многоквартирный дом длительное время никто надлежащим образом не обслуживал, он пришел в непригодное для проживания состояние, дальнейшее проживание в нем создает угрозу жизни и здоровью всех жильцов.

Истцы неоднократно обращалась в Администрацию Верхнеуфалейского городского округа, в Главное Управление «Государственная жилищная инспекция Челябинской области», в прокуратуру, к депутатам законодательного собрания Челябинской области, в Аппарат уполномоченных по ребенка, защите прав предпринимателей в Челябинской инстанции, с просьбой оказать содействие в обследовании дома и признании его аварийным.

Согласно Заключению от ДД.ММ.ГГГГ по результатам технического обследования нашего дома, проведенному ООО «Метам» за счет средств собственников помещений дома, общее состояние многоквартирного дома оценено как аварийное.

Состояние отдельных конструкций оценено следующим образом:

-фундаменты и грунты в основании находятся в ограниченно работоспособном состоянии;

-плиты покрытия находятся в аварийном состоянии;

-плиты перекрытия находятся в ограниченно работоспособном состоянии;

-стеновое ограждение находится в аварийном состоянии;

-кровля находится в ограниченно работоспособном состоянии ;

Внутренние сантехнические и электротехнические устройства находятся в аварийном состоянии;

-лестничные марши находятся в аварийном состоянии.

Вывод по результатам обследования - несущая способность, прочность и устойчивость отдельных конструкций и здания в целом не обеспечены, поэтому многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, необходимо вывести из эксплуатации.

В данном Заключении указано, что выполнение компенсирующих и ремонтных работ экономически нецелесообразно.

В соответствии с п. 7 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением Правительства РФ от 28. 01. 2006 г № 47, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Верхнеуфалейского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, принято Заключение от ДД.ММ.ГГГГ о выявлении оснований для признания многоквартирного жилого дома по адресу <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик.

Постановлением администрации Верхнеуфалейского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ на основании рассмотренного заключения межведомственной жилищной комиссии Верхнеуфалейского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции. С момента издания настоящего Постановления администрация Верхнеуфалейского городского округа потребовала от собственников жилых (нежилых) помещений в течении 12 календарных месяцев произвести реконструкцию указанного дома.

В обоснование правильности оспариваемых заключения межведомственной комиссии представитель администрации Верхнеуфалейского городского округа ссылался на содержание технического заключения, учитывающего фактическое состояние многоквартирного дома. С учётом степени потери работоспособности дома комиссия сделала вывод о возможности восстановления утраченных функций, путём проведения компенсационных мероприятий.

Прокурор г. Верхнего Уфалея, административные истцы не согласны с указанными выводами межведомственной комиссии, а также с постановлением администрации, указывая, что в представленном заключении ООО «Метам» отсутствуют указания в части признания дома подлежащим реконструкции или сносу, физический износ здания составляет 71%. Кроме того, обследование межведомственной комиссией на момент вынесения заключения не проводилось с учетом ежегодного воздействия природно-климатических и иных факторов, в заключении межведомственной комиссии отсутствует обоснование целесообразности проведения реконструкции дома.

Суд соглашается с приведенными доводами прокурора и административных истцов и считает, что заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и постановление администрации Верхнеуфалейского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О признании дома аварийным и подлежащим реконструкции», противоречат требованиям действующего законодательства, нарушают конституционные права граждан и неопределенного круга лиц на жизнь, так как многоквартирный дом может рухнуть в любой момент.

Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с письмом Главы Верхнеуфалейского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области, ремонт крыши дома по <адрес> запланирован на 2020-2025 годы, ремонт инженерных систем, фундамента и др. - 2026-2031 годы.

Кроме того, согласно письму Специализированной некоммерческой организации - фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в МКД Челябинской области» от ДД.ММ.ГГГГ, проведение капитального ремонта в данном доме не целесообразно в связи с плохим техническим состоянием.

На основании изложенного суд приходит к выводу о законности и обоснованности административных исковых требований прокурора, заявленных в интересах неопределенного круга лиц, а также административных исковых требований Ушаковой С.Ф., Нефедовой Г. И., Беспаловой О. Н.

В соответствии со ст. 227 п. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суд считает необходимым возложить обязанность на Администрацию Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области рассмотреть вопрос о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции и сообщить в Верхнеуфалейский городской в суд, а также прокурору г. Верхнего Уфалея Челябинской области, истцам Ушаковой С.Ф., Нефедовой Г. И., Беспаловой О. Н. об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать постановление администрации Верхнеуфалейского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим реконструкции» незаконным и отменить его.

Признать заключение межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Верхнеуфалейского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома), расположенного по адресу: <адрес>, требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить его.

Возложить обязанность на Администрацию Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области рассмотреть вопрос о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции и сообщить в Верхнеуфалейский городской в суд, а также прокурору г. Верхнего Уфалея Челябинской области, истцам Ушаковой С.Ф., Нефедовой Г.И., Беспаловой О.Н. об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, либо на него может быть принесено представление прокурором, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Челябинский областной суд через Верхнеуфалейский городской суд.

Председательствующий: Н. И. Гуцко