ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-401/2019260004-01-2019-000588-43 от 22.07.2019 Александровского районного суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-401/2019 26RS0004-01-2019-000588-43

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 июля 2019 года с. Александровское

Судья Александровского районного суда Ставропольского края Штанько Т.Г.

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах РФ и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Калиновского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия и обязании совершать определенные действия,

у с т а н о в и л :

<адрес> обратился в суд с иском в интересах РФ и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Калиновского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия и обязании совершать определенные действия.

В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения на территории района прав предпринимателей и инвесторов при предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе по их предоставлению в электронной форме.

В связи с чем прокурор <адрес> просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Калиновского сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии полного комплекса мер по переходу на предоставление услуг (функций) в электронном виде, непринятии всех надлежащих мер по заключению с Государственным казенным учреждением <адрес> «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>» соглашения о взаимодействии при предоставлении государственных и муниципальных услуг, обязать администрацию муниципального образования Калиновского сельсовета <адрес> - в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда по данному гражданскому делу устранить нарушения законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в полном объеме, а именно: обеспечить возможность предоставления муниципальных услуг полностью в электронной форме, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разместить на федеральном портале государственных и муниципальных услуг информацию о муниципальных услугах, оказываемых администрацией муниципального образования Калиновского сельсовета <адрес>, в том числе в сфере земельных правоотношений, заключить с Государственным казенным учреждением <адрес> «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>» соглашение о взаимодействии при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Определением Александровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, административное исковое заявление прокурора <адрес> в защиту РФ и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Калиновского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействие и обязании совершить определенные действия принято к производству и ответчику было предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить суду письменную позицию по предъявленному ему требованию, а также возражения относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного ( письменного) производства.

Поскольку соответствующие возражение от административного ответчика в суд не поступало, суд в соответствии с правилами ст.291 КАС РФ определил рассмотреть данное административное исковое заявление в порядке упрощенного (письменного) производства.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О противодействии коррупции» основные направления государственной политики в области противодействия коррупции определяются Президентом Российской Федерации.

Пунктом «в» п. 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), одним из направлений реализации национальной стратегии противодействия коррупции признано внедрение в деятельность органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии управленческих решений, а также обеспечивающих электронное взаимодействие органов местного самоуправления с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг.

Внедрение в деятельность органов государственной власти и местного управления возможности предоставления гражданам и организациям услуг в электронной форме призвано минимизировать личный контакт государственного или муниципального служащего и заявителя, что исключит возможность установления коррупционной связи.

С целью реализации указанных основных направлений антикоррупционной политики государства принят Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Закон № 210-ФЗ).

Согласно п. 6 ст. 4 Закона № 210-ФЗ одним из принципов предоставления услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации по выбору заявителя.

В соответствии с п.п. 1-3, п.5 ст. 5 Закона № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления услуги; на получение полной, актуальной достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее - соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.

Органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем услуги в электронной форме (п. 2 ч. 1 ст.6 закона № 210-ФЗ).

Федеральным законодателем предоставлен значительный срок для обеспечения реализации требований Закона № 210-ФЗ.

Так, согласно ч.ч. 1.3,4 ст. 29 Закона № 210-ФЗ, административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Переход на предоставление муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми органом местного самоуправления.

Пунктом 1.2 ч. 4 ст. 29 Закона № 210-ФЗ предусмотрено обеспечение реализации не позднее ДД.ММ.ГГГГ органами местного самоуправления требований п. 3 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 6, п. 2 ч. 1 ст. 7 указанного Федерального закона в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг. Указанный срок (не позднее ДД.ММ.ГГГГ) является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие. Пунктом 3 сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, утвержденного распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р органам местного самоуправления рекомендовано при переходе на предоставление первоочередных государственных и муниципальных услуг в электронном виде, предусмотренных приложениями N 1 и 1(1) к настоящему распоряжению, руководствоваться этапами перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде согласно приложению N 2.

Срок 4 этапа перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде - обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.п. «б» п. 3 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» органам местного самоуправления предписано организовать заключение соглашений о взаимодействии органов местного самоуправления с уполномоченным многофункциональным центром; принять меры по обеспечению организации предоставления в многофункциональных центрах муниципальных услуг, указанных в рекомендуемом перечне, утвержденным настоящим постановлением; организовать внесение изменений в соглашения о взаимодействии в части установления порядка участия многофункционального центра в предоставлении муниципальной услуги путем включения в них утвержденной технологической схемы предоставления муниципальной услуги в течение 2 месяцев со дня такого утверждения.

Государственное казенное учреждение <адрес> «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>» (далее - ГКУ СК «МФЦ СК») создано в рамках Концепции административной реформы в Российской Федерации на основании распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-РП.

Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ- рп ГКУ СК «МФЦ СК» определен уполномоченным органом на заключение соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти <адрес>, органами местного самоуправления в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ протоколом заседания рабочей группы по снижению административных барьеров и повышению доступности и качества предоставления государственных и муниципальных услуг в <адрес> краевой межведомственной комиссии по вопросам социально-экономического развития <адрес>, образованной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п утвержден типовой

(рекомендуемый) перечень муниципальных услуг, представление которых осуществляется по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг на территории <адрес> (далее - Перечень).

В Перечень включены услуги, относящиеся к компетенции администрации муниципального образования Калиновского сельсовета, представление которых осуществляется по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах.

В нарушение вышеуказанных норм закона завершение регламентации оказания муниципальных и государственных услуг в электронном виде, полный переход на предоставление услуг (функций) в электронном виде в муниципальном образовании не осуществлен, требования к организации предоставления муниципальных услуг в электронной форме не соблюдаются, предоставление результатов муниципальных услуг в электронной форме не осуществляется, предварительная запись в электронном виде не возможна, взаимодействие муниципального органа с другими органами путем направления в электронном виде межведомственных запросов с использованием Системы межведомственного электронного взаимодействия не производится, получить в электронном виде он-лайн консультацию или ответ на письменное обращение невозможно, не заключены соглашения о взаимодействии при предоставлении государственных и муниципальных услуг с МФЦ, так как работа в данном направлении не организована надлежащим образом.

В нарушение требований ст. 10 Закона №210-ФЗ, до настоящего времени муниципальные услуги в электронной форме с использованием информационно­технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) регионального портала государственных и муниципальных услуг, не оказываются.

На федеральном портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru) и региональном портале государственных и муниципальных услуг <адрес> (https://26gosuslugi.ru/) отсутствует какая-либо информация об услугах, предоставляемых администрацией муниципального образования Калиновского сельсовета <адрес>, отсутствуют сведения о функциях администраций, о подведомственных им организациях, территориальных органах. Система межведомственного взаимодействия при предоставлении публичных услуг в электронном виде не функционирует.

Таким образом, администрацией поселения не выполнены требования ст. 6 Закона № 210-ФЗ, а также установленные распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N1993-p «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде», до настоящего времени администрацией муниципального образования Калиновского сельсовета не осуществлен перевод первоочередных услуг в электронный формат, обеспечивающий возможность заявителей в целях получения услуг предоставлять документы в электронном виде с использованием Единого портала, а также осуществлять мониторинг хода предоставления услуги, соглашения о взаимодействии при предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе в сфере земельного законодательства с МФЦ.

В таких условиях, при сохранении текущей динамики установленные Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» показатели, в частности повышение к 2018 году до 70 процентов доли граждан, использующих механизм получения услуг в электронном виде, недостижимы.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором района главе муниципального образования Калиновского сельсовета внесено представление об устранении нарушений закона с требованием устранить выявленные нарушения в сфере предоставления муниципальных услуг, на которое дан ответ о том, что меры по переводу оказания муниципальных услуг в электронном виде планируются, что свидетельствует о фактическом не исполнении законных требований прокурора района в вышеуказанных сферах.

Допущенное бездействие в указанной сфере препятствуют реализации гарантии равной защиты прав, интересов граждан на получение муниципальных услуг в электронном виде.

Согласно п. 2 ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Административное исковое заявление прокурора <адрес> обоснованно и соответствует требованиям Закона. Доказательств обратного по делу не имеется и административным ответчиком не представлено.

В соответствии со ст.ст.ст.291-294 КАС РФ суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и составления протокола в письменной форме.

Возражений по заявленным требованиям административным ответчиком не принесено.

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных норм Закона, суд полагает необходимым удовлетворить административные исковые требования прокурора района.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, 291-294 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора <адрес> в защиту РФ и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Калиновского сельсовета <адрес> о признании бездействия незаконным удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Калиновского сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии полного комплекса мер по переходу на предоставление услуг (функций) в электронном виде, непринятии всех надлежащих мер по заключению с Государственным казенным учреждением <адрес> «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>» соглашения о взаимодействии при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Обязать администрацию муниципального образования Калиновского сельсовета <адрес>

- в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда по данному гражданскому делу устранить нарушения законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в полном объеме, а именно: обеспечить возможность предоставления муниципальных услуг полностью в электронной форме;

в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разместить на федеральном портале государственных и муниципальных услуг информацию о муниципальных услугах, оказываемых администрацией муниципального образования Калиновского сельсовета <адрес>, в том числе в сфере земельных правоотношений;

- заключить с Государственным казенным учреждением <адрес> «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>» соглашение о взаимодействии при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Направить копии решения сторонам для сведения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке Ставропольский краевой суда в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения сторонами копии решения с подачей апелляционной жалобы через Александровский районный суд Ставропольского края.

Судья Т.Г.Штанько