К делу 2а-4021/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г-к Анапа Краснодарский край 02 ноября 2017 года
Судья Анапского городского суда Ковальчук П.М.
при секретаре Колесниченко С.Н.
рассмотрев, в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Анапского межрайонного прокурора к администрации МО г-к Анапа в защите интересов муниципального образования г-к Анапа и неопределенного круга лиц о признании недействующим постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 21.12.2015 №5773 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Постановка граждан, имеющих трех и более детей, на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду» управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа,
УСТАНОВИЛ:
Анапский межрайонный прокурор обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим со дня принятия постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 21.12.2015 №5773 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Постановка граждан, имеющих трех и более детей, на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду» управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа.
Свои требования мотивирует тем, что Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 21.12.2015 №5773 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Постановка граждан, имеющих трех и более детей, на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду» управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа.
Указанное постановление является нормативным правовым актом, опубликовано в Вестнике органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Анапа 31.12.2015 (№11, декабрь).
31.10.2016 на отдельные положения Регламента Анапской межрайонной прокуратурой принесен протест, вместе с тем мер по приведению нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством не принято. В настоящее время данный муниципальный правовой акт противоречит действующему законодательству по следующим основаниям.
В силу статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
Статьей 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения, в том числе отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
При изложенных обстоятельствах в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 210-ФЗ и статьей 7 Устава рассматриваемая муниципальная услуга должна оказываться администрацией муниципального образования город-курорт Анапа, а не ее органом - управлением имущественных отношений, как предусмотрено Регламентом.
Законом Краснодарского края от 26 декабря 2014 года № 3085-КЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» установлен порядок предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Так, согласно статье 3 Закона № 3085-КЗ в целях получения земельного участка заявитель подает заявление о постановке на учет, в котором помимо сведений о заявителе содержится описание цели использования земельного участка (индивидуальное жилищное строительство или ведение личного подсобного хозяйства), и предоставляет документы, указанные в части 3 настоящей статьи, в соответствующий орган местного самоуправления по месту жительства с учетом положений статьи 2 настоящего Закона. Форма заявления о постановке на учет определена в приложении 1 к настоящему Закону.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, указанные положения образуют такой коррупциогенный фактор как наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, то есть установление обременительных требований к гражданам и организациям.
Указанные положения Регламента предоставляют правоприменителю чрезвычайно широкие возможности злоупотребления правами заявителя, что свидетельствует о наличии коррупциогенных факторов, предусмотренных подпунктами «а» и «и» пункта 3 и подпунктом «а» 4 Методики.
Регламент не приведен в соответствие с Федеральными законами от 3 июля 2016 года № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» и от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившими в силу с 01.01.2017 и предусматривающими создание и ведение Единого государственного реестра недвижимости.
Пункт 2.4 Регламента не содержит точный срок предоставления муниципальной услуги, что свидетельствует о наличии коррупциогенных факторов, предусмотренных подпунктами «а» и «ж» пункта 3 и подпунктом «а» 4 Методики.
Также усматриваются нарушения порядка разработки и принятия настоящего муниципального правового акта в связи с несоблюдением процедуры проведения экспертизы проектов административных регламентов и подписанием муниципального правового акта неуполномоченным лицом.
Так, в силу частей 6 и 9 статьи 13 Федерального закона № 210-ФЗ проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом уполномоченным органом местного самоуправления. Срок, отведенный для проведения независимой экспертизы, указывается при размещении проекта административного регламента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на соответствующем официальном сайте. Данный срок не может быть менее одного месяца со дня размещения проекта административного регламента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на соответствующем официальном сайте.
Вместе с тем органом местного самоуправления муниципального образования город-курорт проект настоящего Регламента на официальном сайте муниципального образования в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://www.anapa-offlcial.ru/adm/administrativnaya-reforma/proekti/ не был размещен.
Осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения обеспечивается главой муниципального образования.
В соответствии со статьями 33, 34 Устава глава муниципального образования город-курорт Анапа является высшим должностным лицом муниципального образования, наделяется настоящим уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Он возглавляет администрацию муниципального образования город-курорт Анапа.
При этом глава муниципального образования город-курорт Анапа как глава администрации руководит деятельностью администрации муниципального образования город-курорт Анапа, издает в пределах своих полномочий правовые акты (часть 2 статьи 34 Устава).
Таким образом, глава муниципального образования город-курорт Анапа обладает исключительными полномочиями по руководству муниципальным образованием город-курорт Анапа, в том числе по действию без доверенности от имени муниципального образования и ее исполнительно-распорядительного органа, по принятию властный решений от их имени, а также по принятию муниципальных правовых актов администрации муниципального образования город-курорт Анапа.
Исключительный характер данных полномочий главы муниципального образования также находит отражение в статьях 66, 73 Устава, согласно которым глава муниципального образования город-курорт Анапа издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим уставом в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, он в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Краснодарского края, уставом муниципального образования город-курорт Анапа, нормативными правовыми актами Совета, издает постановления администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Краснодарского края, а также распоряжения администрации по вопросам организации работы администрации.
При этом действующим законодательством возможность передачи таких полномочий в иных случаях не предусмотрена, что свидетельствует о стремлении главы муниципального образования город-курорт Анапа самоустраниться от решения вопросов местного самоуправления и снять с себя ответственность за их принятие, что противоречит основным принципам противодействия коррупции, установленным статьей 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Вместе с тем оспариваемый муниципальный правовой акт издан неуполномоченным Федеральным законом № 131-ФЗ и Уставом лицом - и.о. заместителя главы муниципального образования город-курорт Анапа.
Вышеуказанное свидетельствует о грубом нарушении порядка принятия оспариваемого муниципального правового акта.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник Анапского межрайонного прокурора Лаптев А.Ю. административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель администрации МО г-к Анапа по доверенности ФИО1 в судебном заседании просил в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Выслушав участников процесса, изучив представленные материалы, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования подлежат удовлетворению. Свои выводы суд мотивирует тем, что Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 21.12.2015 №5773 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Постановка граждан, имеющих трех и более детей, на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду» управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа.
Указанное постановление является нормативным правовым актом, опубликовано в Вестнике органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Анапа 31.12.2015.
31.10.2016 на отдельные положения Регламента Анапской межрайонной прокуратурой принесен протест, однако мер по приведению нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством не принято.
В силу статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
Статьей 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения, в том числе отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, что также изложено в Уставе муниципального образования город-курорт Анапа, принятого решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 16.04.2015 № 544 (в ред. от 12.07.2017 №201).
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Законом Краснодарского края от 26 декабря 2014 года № 3085-КЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» установлен порядок предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с Законом в целях получения земельного участка заявитель подает заявление о постановке на учет, в котором помимо сведений о заявителе содержится описание цели использования земельного участка (индивидуальное жилищное строительство или ведение личного подсобного хозяйства), и предоставляет документы, указанные в части 3 настоящей статьи, в соответствующий орган местного самоуправления по месту жительства с учетом положений статьи 2 настоящего Закона. Форма заявления о постановке на учет определена в приложении 1 к настоящему Закону.
Из материалов дела следует, что перечень документов, которые необходимы для получения данной муниципальной услуги в соответствии с пунктом 2.6 Регламента и Приложением № 2 к нему, не соответствуют положениям указанной статьи Закона.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, указанные положения образуют коррупциогенный фактор, как наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, то есть установление обременительных требований к гражданам и организациям.
Указанные положения Регламента предоставляют правоприменителю чрезвычайно широкие возможности злоупотребления правами заявителя, что свидетельствует о наличии коррупциогенных факторов, предусмотренных подпунктами «а» и «и» пункта 3 и подпунктом «а» 4 Методики.
Кроме этого, перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, установленный Регламентом, не соответствует статье 4 Закона № 3085.
Регламент не приведен в соответствие с Федеральными законами от 3 июля 2016 года № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившими в силу с 01.01.2017 и предусматривающими создание и ведение Единого государственного реестра недвижимости.
Пункт 2.4 Регламента не содержит точный срок предоставления муниципальной услуги, что свидетельствует о наличии коррупциогенных факторов, предусмотренных подпунктами «а» и «ж» пункта 3 и подпунктом «а» 4 Методики.
Также усматриваются нарушения порядка разработки и принятия настоящего муниципального правового акта в связи с несоблюдением процедуры проведения экспертизы проектов административных регламентов и подписанием муниципального правового акта неуполномоченным лицом.
В силу частей 6 и 9 статьи 13 Федерального закона № 210-ФЗ проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом уполномоченным органом местного самоуправления. Срок, отведенный для проведения независимой экспертизы, указывается при размещении проекта административного регламента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на соответствующем официальном сайте. Данный срок не может быть менее одного месяца со дня размещения проекта административного регламента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на соответствующем официальном сайте.
Вместе с тем органом местного самоуправления муниципального образования город-курорт проект настоящего Регламента на официальном сайте муниципального образования в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://www.anapa-offlcial.ru/adm/administrativnaya-reforma/proekti/ не был размещен.
Кроме того, в соответствии со статьями 36, 37, 44 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Глава муниципального образования руководит местной администрацией на принципах единоначалия, в том числе представляет муниципальное образование и администрацию в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования и администрации; издает в пределах своих полномочий правовые акты.
Осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения обеспечивается главой муниципального образования, что также предусмотрено Уставом.
Согласно статье 25 Устава структуру органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Анапа составляют Совет муниципального образования город-курорт Анапа, глава муниципального образования город-курорт Анапа, администрация муниципального образования город-курорт Анапа, контрольно - счетная палата муниципального образования город-курорт Анапа.
В соответствии со статьями 33, 34 Устава глава муниципального образования город-курорт Анапа является высшим должностным лицом муниципального образования, наделяется настоящим уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Он возглавляет администрацию муниципального образования город-курорт Анапа.
Глава муниципального образования город-курорт Анапа представляет муниципальное образование город-курорта Анапа в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования город-курорта Анапа, а издает в пределах своих полномочий правовые акты, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Краснодарского края.
При этом глава муниципального образования город-курорт Анапа как глава администрации руководит деятельностью администрации муниципального образования город-курорт Анапа, издает в пределах своих полномочий правовые акты (часть 2 статьи 34 Устава).
Одновременно в силу статьи 37 Устава администрация муниципального образования город-курорт Анапа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город-курорт Анапа, наделенный настоящим уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Краснодарского края, которой руководит глава муниципального образования город-курорт Анапа на принципах единоначалия.
Исключительный характер данных полномочий главы муниципального образования также находит отражение в статьях 66, 73 Устава, согласно которым глава муниципального образования город-курорт Анапа издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим уставом в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, он в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Краснодарского края, уставом муниципального образования город-курорт Анапа, нормативными правовыми актами Совета, издает постановления администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Краснодарского края, а также распоряжения администрации по вопросам организации работы администрации.
В силу прямого указания статьи 34 Устава осуществление полномочий главы муниципального образования город-курорт Анапа его первым заместителем либо одним из других заместителей возможно только в случае временного отсутствия главы города-курорта Анапа, досрочного прекращения его полномочий либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности.
При этом действующим законодательством возможность передачи таких полномочий в иных случаях не предусмотрена, что свидетельствует о стремлении главы муниципального образования город-курорт Анапа самоустраниться от решения вопросов местного самоуправления и снять с себя ответственность за их принятие, что противоречит основным принципам противодействия коррупции, установленным статьей 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Оспариваемый муниципальный правовой акт издан неуполномоченным лицом - и.о. заместителя главы муниципального образования город-курорт Анапа.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства, хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 21.12.2015 №5773 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Постановка граждан, имеющих трех и более детей, на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду» управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий П.М. Ковальчук