Дело № 2а-4021/2022
64RS0№-30
Решение
Именем Российской Федерации
08 августа 2022 года <адрес>
Кировский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Гурылевой Е.Ю.,
при ведении протокола секретарем Бакровым А.А.,
с участием представителей административного истца Парфенова Д.В., Шишкинской К.И., представителей административного ответчика Лиходаева Е.Г., Хутова К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Саратовской таможни к Раковой Ларисе Вячеславовне о взыскании таможенных платежей и пени,
установил:
Саратовская таможня обратилась в суд с административным иском к РаковойЛ.В. о взыскании таможенных платежей в размере 2044257,12 руб., пени за просрочку уплаты таможенных платежей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 642836,51 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда. Административные исковые требования обоснованы тем, что Саратовской таможней проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров на предмет соблюдения условий использования в соответствии с таможенными процедурами, предусмотренными ТК ЕАЭС, временного ввезенного в Российскую Федерацию по таможенной декларации на транспортное средство № транспортного средства Ford Explorer, 2006 года выпуска, рабочий объем двигателя 4000 см3 (296 л.с.), цвет белый, VIN №, государственный регистрационный знак Республики Абхазия В578ВК. При проведении проверки установлено, что сведения о цели ввоза транспортного средства на таможенную территорию ЕАЭС являются недостоверными, представленные трудовой договор, договор международной перевозки пассажира, командировочное удостоверение являются подложными, фиктивными, транспортное средство передвижение по маршруту, указанному в договоре международной перевозки пассажира, не осуществляло, а использовалось в личных целях. Согласно п. 19 ст. 268 ТК ЕАЭС при незаконном перемещении через таможенную границу Союза товаров для личного пользования с недостоверным таможенным декларированием подлежат начислению таможенные пошлины, налоги в соответствии с главой 37 ТК ЕАЭС.
Представители административного истца Парфенов Д.В., Шишкинская К.И. в судебном заседании административные исковые требования поддержали в полном объеме.
Представители административного ответчика Лиходаев Е.Г., Хутов К.М. в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска по следующим основаниям. Проведенная административным органом проверка является незаконной, использование результатов ОРД свидетельствует о недопустимости доказательств, при этом документы о перевозке не ставятся под сомнение. Ракова Л.В. не обязана предоставлять сведений об отклонениях от маршрута. Поскольку автомобиль не был осмотрен, фактический объем двигателя не определен, размер требований является необоснованным. Дополнительно указали, что таможенные пошлины являются предметом преступления, которое рассматривается в рамках возбужденного уголовного дела.
Административным ответчик Ракова Л.В. судебном заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Подпункт 25 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС установлено понятие «незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза» - перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 настоящего Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или не декларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
В соответствии со статьей 56 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает при ввозе товаров на таможенную территорию Союза. В соответствии с п. 10 ст. 56 ТК ЕАЭС положения пунктов 1 - 9 настоящей ст. не применяются при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза с недостоверным таможенным декларированием.
При незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза с недостоверным таможенным декларированием таможенные пошлины, налоги исчисляются в соответствии с ТК ЕАЭС.
Главой 37 ТК ЕАЭС регулируются особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования.
В силу п. 3 ст. 258 ТК ЕАЭС товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза, для их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами должны быть выпущены таможенными органами, за исключением случаев, когда такие товары для личного пользования считаются выпущенными при наступлении событий, предусмотренных п. 5 ст. 262 настоящего Кодекса, в порядке и на условиях, которые предусмотрены главой 37 ТК ЕАЭС, без помещения таких товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.
В соответствии с п. 1 ст. 260 ТК ЕАЭС таможенному декларированию подлежат, в том числе транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах. П. 3 ст. 260 ТК ЕАЭС установлено, что таможенное декларирование товаров для личного пользования производится с использованием пассажирской таможенной декларации.
В соответствии с п. 11 ст. 260 ТК ЕАЭС таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется декларантом.
В соответствии с п. 1 ст. 268 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации.
При ввозе транспортного средства на таможенную территорию ЕАЭС сведения в ТДТС №, заявляла гражданка РФ ФИО7, данный факт подтверждается сведениями, отраженными в графе № ТДТС №.
В соответствии с п. 17 ст. 266 ТК ЕАЭС плательщиками таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с п. 19 ст. 268 ТК ЕАЭС при незаконном перемещении через таможенную границу Союза товаров для личного пользования с недостоверным таможенным декларированием таможенные пошлины, налоги исчисляются в соответствии с главой 37 ТК ЕАЭС.
В соответствии с п. 1 ст. 266 ТК ЕАЭС в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, за исключением случаев, когда настоящей статьей в отношении таких товаров для личного пользования установлен иной порядок применения таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с п. 2 ст. 266 ТК ЕАЭС единые ставки таможенных пошлин, налогов в зависимости от категорий товаров для личного пользования, стоимостных, весовых и (или) количественных норм и способа ввоза товаров для личного пользования на таможенную территорию ЕАЭС, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, определяются Комиссией.
В силу п. 11 ст. 266 ТК ЕАЭС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами, взимаемыми по единым ставкам, либо таможенными пошлинами, налогами, взимаемыми в виде совокупного таможенного платежа, являются товары для личного пользования.
Согласно п. 12 ст. 266 ТК ЕАЭС для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, базой для их исчисления в зависимости от категорий товаров для личного пользования и применяемых видов ставок являются стоимость товаров для личного пользования и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и (или) в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иные характеристики товара).
Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов порядок определения момента выпуска и рабочего объема двигателя авто - и мот транспортных средств, являющихся транспортными средствами для личного пользования, определяется Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отдельных вопросах, связанных с транспортными средствами для личного пользования».
В соответствии с п. 14 ст. 266 ТК ЕАЭС для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, либо таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» установлены единые ставки таможенных пошлин, налогов, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, согласно которых в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 5 лет и рабочий объем двигателя которых превышает 3 000 куб. см установлена единая ставка в размере 5,7 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя.
В соответствии с п. 24 ст. 266 ТК ЕАЭС в отношении товаров, таможенное декларирование, которых осуществляется в соответствии с настоящей главой, таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, уплачиваются физическими лицами на основании таможенного приходного ордера либо на основании иного таможенного документа, определяемого Комиссией.
В соответствии с п. 25 ст. 266 ТК ЕАЭС таможенные платежи в отношении товаров для личного пользования исчисляются таможенным органом, производящим выпуск таких товаров, на основании сведений, заявленных декларантом при таможенном декларировании, а также по результатам проведения таможенного контроля.
Обязанность заявления таможенному органу полных и достоверных сведений о товарах для личного пользования, необходимых для определения суммы таможенных платежей, подлежащих уплате, возлагается на декларанта.
В соответствии с п. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных п. 2 настоящей ст., за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Согласно положениям ст. 268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации (пункт 1).
В отношении временно ввезенных транспортных средств для личного пользования обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Кодекса (пункт 5 ст. 268), в том числе в случае нахождения таких транспортных средств для личного пользования на таможенной территории Союза в связи с невывозом с таможенной территории Союза - день истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза в соответствии с п.ми 1 и 2 ст. 264 настоящего Кодекса (подпункт 3 п. 6 ст. 268).
В силу положений п. 7 ст. 55 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, указанный в уведомлении, направленном в соответствии с п. 3 настоящей ст., а также в случаях, установленных законодательством государств-членов в соответствии с п. 5 настоящей ст., когда такое уведомление не направляется, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 настоящего Кодекса.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный настоящим Кодексом срок уплачиваются пени (пункт 4 ст. 57 указанного Кодекса).
При рассмотрении административного дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ракова Л.В. осуществила временный ввоз на таможенную территорию ЕАЭС в Российскую Федерацию из Республики Абхазия транспортного средства Ford Explorer, 2006 года выпуска, рабочий объем двигателя 4000 см3 (296 л.с.), цвет белый, VIN №, государственный регистрационный знак Республики Абхазия В578ВК, по таможенной декларации №, срок временного ввоза установлен до ДД.ММ.ГГГГ с освобождением от уплаты таможенных платежей.
При этом Ракова Л.В. указал цель ввоза – начало международной перевозки на таможенной территории, представил подтверждающие документы – договор на оказание услуг по международной перевозке от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды транспортного средства на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о регистрации транспортного средства, трудовой договор.
Вместе с тем транспортное средство международной перевозки за пределы таможенной территории вывезено не было, таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления не проведена.
В ходе проведенных оперативно-розыскных мероприятий Саратовской таможней установлено, что транспортное средство ранее ввозилось по аналогичным основаниям, Ракова Л.В. индивидуальным предпринимателем не является, профессиональную деятельность по международной перевозке не осуществляет, неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения при управлении транспортным средством в <адрес>.
Установив указанные обстоятельства, в решении от ДД.ММ.ГГГГ№/Т000574/00001 пришел к выводу о недостоверности сведений о цели ввоза транспортного средства на таможенную территорию ЕАЭС и на основании п. 19 ст. 268 ТК ЕАЭС при незаконном перемещении через таможенную границу Союза товаров для личного пользования с недостоверным таможенным декларированием произвел начисление таможенных платежей в соответствии с главой 37 ТК ЕАЭС. Исходя из курса евро на день регистрации таможенной декларации расчет произведен на основании указанного в свидетельстве о регистрации транспортного средства рабочего объема двигателя: 5,7 евро*89,6604*4000 куб. см=2044257,12 руб.
На основании изложенного подлежит удовлетворению административные исковые требования о взыскании с Раковой Л.В. в пользу Саратовской таможни таможенные платежи в размере 2044257,12 руб.
При этом требования о взыскании пени подлежат удовлетворению частично с учетом положений Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами», за просрочку уплаты таможенных платежей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 130832,46руб.
Доводы стороны административного ответчика о том, что проведенная административным органом проверка является незаконной, использование результатов ОРД свидетельствует о недопустимости доказательств, являются несостоятельными. Основанием для начисления таможенных платежей является заключение и решение, которые приняты таможенным органом в пределах имеющихся полномочий в установленном порядке. Применительно к рассматриваемому спору оценка доказательств осуществляется согласно требованиям гл. 6 КАС РФ, устанавливающей порядок собирания, проверки, оценки доказательств и определяющие состав, полномочия, права, обязанности участников административного судопроизводства.
Обязательное установление фактического объема двигателя не предусмотрено законом, при этом в материалы дела не представлены какие-либо доказательства неверного определения технических характеристик в свидетельстве о регистрации транспортного средства.
Объяснения о том, что таможенные пошлины являются предметом преступления, которое рассматривается в рамках возбужденного уголовного дела и имеются основания для приостановления производства по административному делу направлены на иную оценку доказательств без учета юридически значимых обстоятельств по административному иску таможенного органа о взыскании таможенных платежей.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ, п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ с административного ответчика Раковой Л.В. в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 19075 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Саратовской таможни к к Раковой Ларисе Вячеславовне о взыскании таможенных платежей и пени удовлетворить частично.
Взыскать с Раковой Ларисы Вячеславовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в пользу Саратовской таможни таможенные платежи в размере 2044257,12 руб., пени за просрочку уплаты таможенных платежей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 130832,46руб.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Взыскать с Раковой Ларисы Вячеславовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес><адрес>Б, в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в размере 19075 руб.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения – 22 августа 2022 года.
Судья Е.Ю. Гурылева