ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4022/17 от 17.11.2017 Анапского городского суда (Краснодарский край)

К делу 2а-4022/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г-к Анапа Краснодарский край 17 ноября 2017 года

Судья Анапского городского суда Ковальчук П.М.

при секретаре Колесниченко С.Н.

рассмотрев, в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Анапского межрайонного прокурора к администрации МО г-к Анапа о признании недействующим постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 06.10.2015 №4457 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в муниципальной собственности, на котором расположен объект незавершенного строительства» управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа» (в ред. постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 04.05.2016 № 1640),

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим со дня принятия постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 06.10.2015 №4457 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в муниципальной собственности, на котором расположен объект незавершенного строительства» управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа» (в ред. постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 04.05.2016 №1640).

Свои требования мотивирует тем, что постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 06.10.2015 № 4457 утвержден административный регламент предоставления услуги «Предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в муниципальной собственности, на котором расположен объект незавершенного строительства» управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа» (далее - Регламент).

Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 04.05.2016 № 1640 в Регламент внесены изменения.

Указанные постановления являются нормативными правовыми актами, опубликованы в Вестнике органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Анапа 15.10.2015 (№ 8 октябрь) и 10.05.2016 (№ 5 май, часть 1) соответственно.

17.11.2016 на отдельные положения Регламента Анапской межрайонной прокуратурой принесен протест, вместе с тем мер по приведению нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством не принято.

Статьей 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения в том числе отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Так, в соответствии со статьей 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Аналогичные положения нашли отражение в Уставе муниципального образования город-курорт Анапа, принятого решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 16.04.2015 № 544 (в ред. от 12.07.2017 №201) (далее - Устав).

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

При изложенных обстоятельствах в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 210-ФЗ и статьей 7 Устава рассматриваемая муниципальная услуга должна оказываться администрацией муниципального образования город-курорт Анапа, а не ее органом - управлением имущественных отношений, как предусмотрено Регламентом.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентируется статьей 39.14 ЗК РФ.

Кроме того, в нарушение положений статьи 19 Гражданского кодекса Российской Федерации пунктом 2.6.1 Регламента, Приложениями №№2, 3, 4 к Регламенту на заявителя - физическое лицо и представителя юридического лица возложена обязанность указать отчество, которое может отсутствовать в соответствии с законами субъектов Российской Федерации или по национальным обычаям.

Приложениями №№ 2, 3 к Регламенту на заявителей - юридических лиц (иностранных организаций) возложена не предусмотренная законом обязанность указать государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика.

В пункте 2.7 Регламента необоснованно установлены основания для отказа в приеме документов, которые действующим законодательством не предусмотрены (например, обязанность иметь печать), а также диспозитивно установлена возможность совершения органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций при предоставлении муниципальной услуги (подпункт «а» пункта 3 и подпункты «а» и «в» 4 Методики).

Одновременно Регламентом не учтены требования пункта 9 Правил использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.08.2012 №852, согласно которому выявление несоблюдения квалифицированной подписи установленным условиям признания ее действительности влечет отказ в приеме к рассмотрению обращения за получением услуги.

Кроме того, перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, установленный Регламентом, не соответствует статье 39.16 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 3 июля 2017 года № 361-ФЗ).

Регламент не приведен в соответствие с Федеральными законами от 3 июля 2016 года № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» и от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившими в силу с 01.01.2017 и предусматривающими создание и ведение Единого государственного реестра недвижимости.

Так, в силу частей 6 и 9 статьи 13 Федерального закона № 210-ФЗ проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом уполномоченным органом местного самоуправления. Срок, отведенный для проведения независимой экспертизы, указывается при размещении проекта административного регламента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на соответствующем официальном сайте. Данный срок не может быть менее одного месяца со дня размещения проекта административного регламента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на соответствующем официальном сайте.

Вместе с тем органом местного самоуправления муниципального образования город-курорт проект настоящего Регламента на официальном сайте муниципального образования в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://www.anapa-official.ru/adm/administrativnava-reforma/proekti/ не был размещен.

Так, согласно части 1 статьи 25 Устава структуру органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Анапа составляют Совет муниципального образования город-курорт Анапа, глава муниципального образования город-курорт Анапа, администрация муниципального образования город-курорт Анапа, контрольно - счетная палата муниципального образования город-курорт Анапа.

В соответствии со статьями 33, 34 Устава глава муниципального образования город-курорт Анапа является высшим должностным лицом муниципального образования, наделяется настоящим уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Он возглавляет администрацию муниципального образования город-курорт Анапа.

При этом глава муниципального образования город-курорт Анапа как глава администрации руководит деятельностью администрации муниципального образования город-курорт Анапа, издает в пределах своих полномочий правовые акты (часть 2 статьи 34 Устава).

Таким образом, глава муниципального образования город-курорт Анапа обладает исключительными полномочиями по руководству муниципальным образованием город-курорт Анапа, в том числе по действию без доверенности от имени муниципального образования и ее исполнительно-распорядительного органа, по принятию властный решений от их имени, а также по принятию муниципальных правовых актов администрации муниципального образования город-курорт Анапа.

Исключительный характер данных полномочий главы муниципального образования также находит отражение в статьях 66, 73 Устава, согласно которым глава муниципального образования город-курорт Анапа издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим уставом в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, он в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Краснодарского края, уставом муниципального образования город-курорта Анапа, нормативными правовыми актами Совета, издает постановления администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Краснодарского края, а также распоряжения администрации по вопросам организации работы администрации.

Вместе с тем оспариваемый муниципальный правовой акт и акт о внесении в него изменений изданы неуполномоченным Федеральным законом № 131-ФЗ и Уставом лицом - заместителем главы муниципального образования город-курорт Анапа.

Вышеуказанное свидетельствует о грубом нарушении порядка принятия оспариваемого муниципального правового акта.

В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник Анапского межрайонного прокурора Никитенко О.В. административные исковые требования уточнила и просила признать недействующим со дня вступления в законную силу решение суда постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 06.10.2015 №4457 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в муниципальной собственности, на котором расположен объект незавершенного строительства» управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа» (в ред. постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 04.05.2016 № 1640).

Представитель администрации МО г-к Анапа по доверенности ФИО1 в судебном заседании просил в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Выслушав участников процесса, изучив представленные материалы, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования подлежат удовлетворению. Свои выводы суд мотивирует тем, что постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 06.10.2015 № 4457 утвержден административный регламент предоставления услуги «Предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в муниципальной собственности, на котором расположен объект незавершенного строительства» управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа» (далее - Регламент).

Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 04.05.2016 № 1640 в Регламент внесены изменения.

Указанные постановления являются нормативными правовыми актами, опубликованы в Вестнике органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Анапа 15.10.2015 (№ 8 октябрь) и 10.05.2016 (№ 5 май, часть 1) соответственно.

17.11.2016 на отдельные положения Регламента Анапской межрайонной прокуратурой принесен протест, вместе с тем мер по приведению нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством не принято.

Данный муниципальный правовой акт противоречит действующему законодательству по следующим основаниям.

В силу статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Статьей 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения, в том числе отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Таким образом, в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 210-ФЗ и статьей 7 Устава рассматриваемая муниципальная услуга должна оказываться администрацией муниципального образования город-курорт Анапа, а не ее органом - управлением имущественных отношений, как предусмотрено Регламентом. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентируется статьей 39.14 ЗК РФ.

В нарушение положений статьи 19 Гражданского кодекса Российской Федерации пунктом 2.6.1 Регламента, Приложениями №№2, 3, 4 к Регламенту на заявителя - физическое лицо и представителя юридического лица возложена обязанность указать отчество, которое может отсутствовать в соответствии с законами субъектов Российской Федерации или по национальным обычаям. На заявителей - юридических лиц (иностранных организаций) возложена не предусмотренная законом обязанность указать государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика.

В пункте 2.7 Регламента необоснованно установлены основания для отказа в приеме документов, которые действующим законодательством не предусмотрены, а также диспозитивно установлена возможность совершения органами местного самоуправления или организациями действий в отношении граждан и организаций при предоставлении муниципальной услуги.

Регламент не приведен в соответствие с Федеральными законами от 3 июля 2016 года № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» и от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившими в силу с 01.01.2017 и предусматривающими создание и ведение Единого государственного реестра недвижимости.

В силу частей 6 и 9 статьи 13 Федерального закона № 210-ФЗ проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом уполномоченным органом местного самоуправления. Срок, отведенный для проведения независимой экспертизы, указывается при размещении проекта административного регламента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на соответствующем официальном сайте. Данный срок не может быть менее одного месяца со дня размещения проекта административного регламента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на соответствующем официальном сайте. Органом местного самоуправления муниципального образования город-курорт проект настоящего Регламента на официальном сайте муниципального образования в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://www.anapa-official.ru/adm/administrativnava-reforma/proekti/ не был размещен.

В соответствии со статьями 33, 34 Устава глава муниципального образования город-курорт Анапа является высшим должностным лицом муниципального образования, наделяется настоящим уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Он возглавляет администрацию муниципального образования город-курорт Анапа.

Глава муниципального образования город-курорт Анапа представляет муниципальное образование город-курорта Анапа в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования город-курорта Анапа, а издает в пределах своих полномочий правовые акты, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Краснодарского края.

При этом глава муниципального образования город-курорт Анапа как глава администрации руководит деятельностью администрации муниципального образования город-курорт Анапа, издает в пределах своих полномочий правовые акты.

Одновременно в силу статьи 37 Устава администрация муниципального образования город-курорт Анапа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город-курорт Анапа, наделенный настоящим уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Краснодарского края, которой руководит глава муниципального образования город-курорт Анапа на принципах единоначалия.

Таким образом, глава муниципального образования город-курорт Анапа обладает исключительными полномочиями по руководству муниципальным образованием город-курорт Анапа, в том числе по действию без доверенности от имени муниципального образования и ее исполнительно-распорядительного органа, по принятию властный решений от их имени, а также по принятию муниципальных правовых актов администрации муниципального образования город-курорт Анапа.

Исключительный характер данных полномочий главы муниципального образования также находит отражение в статьях 66, 73 Устава, согласно которым глава муниципального образования город-курорт Анапа издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим уставом в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, он в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Краснодарского края, уставом муниципального образования город-курорта Анапа, нормативными правовыми актами Совета, издает постановления администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Краснодарского края, а также распоряжения администрации по вопросам организации работы администрации.

Кроме того, в силу прямого указания части 3 статьи 34 Устава осуществление полномочий главы муниципального образования город-курорт Анапа его первым заместителем либо одним из других заместителей возможно только в случае временного отсутствия главы города-курорта Анапа, досрочного прекращения его полномочий либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности.

При этом действующим законодательством возможность передачи таких полномочий в иных случаях не предусмотрена, что свидетельствует о стремлении главы муниципального образования город-курорт Анапа самоустраниться от решения вопросов местного самоуправления и снять с себя ответственность за их принятие, что противоречит основным принципам противодействия коррупции, установленным статьей 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Вместе с тем оспариваемый муниципальный правовой акт и акт о внесении в него изменений изданы неуполномоченным Федеральным законом № 131-ФЗ и Уставом лицом - заместителем главы муниципального образования город-курорт Анапа, что свидетельствует о грубом нарушении порядка принятия оспариваемого муниципального правового акта.

Согласно пункту 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства, хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 06.10.2015 №4457 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в муниципальной собственности, на котором расположен объект незавершенного строительства» управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа» (в ред. постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 04.05.2016 №1640).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий П.М. Ковальчук