ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4022/2021 от 18.10.2021 Орджоникидзевского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-4022/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2021 года г. Пермь

Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Сориной Е.В.,

при секретаре Шариповой О.Д.,

с участием прокурора Орджоникидзевского района города Перми Калашниковой Е.С.,

административного ответчика ФИО1

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления МВД России по городу Перми в лице врио начальника отдела полиции №5 (дислокация Орджоникидзевский район) Управления МВД России по городу Перми к ФИО1 об установлении административного надзора,

УСТАНОВИЛ:

Управление МВД России по городу Перми в лице врио начальника отдела полиции №5 (дислокация Орджоникидзевский район) Управления МВД России по городу Перми обратилось в суд с административным иском, в котором просит установить ФИО1 административный надзор на срок, установленный законодательством РФ для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Орджоникидзевского районного суда г. Перми от (дата), то есть до (дата), с административными ограничениями в виде обязательной явки для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания либо фактического нахождения два раза в месяц в дни, установленные органом внутренних дел; запрещения выезда за пределы города Перми без разрешения органов внутренних дел; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания либо фактического нахождения поднадзорного лица с 22:00 до 06:00 часов; запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.

Заявленные требования административный истец мотивировал следующим.

(дата)ФИО1 был осужден по приговору Орджоникидзевского районного суда города Перми по ч.<.....> ст.<.....> УК РФ к 3 годам 6 месяцам со штрафом в размере 10 000 рублей (с учетом изменений, внесенный апелляционным определением Пермского краевого суда от (дата)). На основании п. «а» ч. 3 ст. 18 УК РФ рецидив у ФИО1 является особо опасным.

Постановлением Чусовского городского суда Пермского края от (дата)ФИО1 освобожден (дата) с заменой неотбытого срока наказания в виде лишения свободы на ограничение свободы на срок 1 год 7 месяцев 25 дней.

Постановлением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от (дата) неотбытая часть наказания в виде ограничения свободы ФИО1 заменена на лишение свободы на срок 7 месяцев 24 дня.

(дата)ФИО1 освобожден по отбытии срока наказания.

Решением Чусовского городского суда Пермского края от (дата), вступившим в законную силу (дата), в отношении ФИО1 установлен административный надзор на срок до (дата).

(дата)ФИО1 поставлен на профилактический учет в Отделе полиции № 5 УМВД России по г. Перми с заведением дела административного надзора.

ФИО1, являясь лицом, в отношении которого установлен административный надзор, вновь совершил умышленное преступление, предусмотренное ч. <.....> ст. <.....>, ст. 70 УК РФ, за что осужден приговором Орджоникидзевского районного суда г. Перми (дата), вступившим в законную силу (дата), к 4 месяцам лишения свободы со штрафом в размере 5 817 рублей.

Административный надзор в отношении ФИО1 прекращен на основании п. 3 ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (дата).

(дата)ФИО1 освобожден по отбытию срока наказания.

ФИО1 ранее неоднократно судим, имеет непогашенную судимость при особо опасном рецидиве преступлений, по приговору Орджоникидзевского районного суда г. Перми от (дата).

Учитывая сведения об образе жизни и поведении ФИО1, в целях предупреждения совершения им преступлений и правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, административный истец просит удовлетворить исковые требования.

Управление МВД России по городу Перми извещалось о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, поступило заявление с просьбой о проведении судебного заседания без участия представителя административного истца.

ФИО1 в судебном заседании с заявленными требованиями согласился в части, указал, что освободился из мест лишения свободы (дата), официально работает в «Ситистрой» в должности слесаря, график работы плавающий, рабочий день ненормированный, поэтому ограничение в передвижении в ночное время может негативно повлиять на его трудовую деятельность, возражал против ограничения посещения мест массовых мероприятий. Пояснил, что алкоголем не злоупотребляет, наркотические вещества не принимает.

Прокурор Калашникова Е.С. в своем заключении просила исковые требования удовлетворить, полагая, что имеются достаточные основания об установлении в отношении ФИО1 административного надзора, полагает необходимым установить ограничения в виде: обязательной явки для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания либо фактического нахождения 2 (два) раза в месяц в дни, установленные органом внутренних дел; запретить выезд за пределы города Перми без разрешения органов внутренних дел; запретить пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания либо фактического нахождения поднадзорного лица с 22:00 до 06:00 часов, если это не связано с графиком работы, с предоставлением в орган внутренних дел графика работы. В установлении такого ограничения как запрет на посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, просила отказать в связи с отсутствием оснований для его установления.

Суд, выслушав пояснения административного ответчика ФИО1, заключение прокурора Калашниковой Е.С., исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующему выводу.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу статьи 2 Закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 указанного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 3 Закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2012 года № 1741-О, административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (п. 1 ст. 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (ст. 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами.

Из положений части 1 статьи 4 Федерального закона 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

При этом согласно части 2 указанной статьи обязательным является установление судом административного ограничения в виде:

1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;

2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;

3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.

Судом установлены следующие обстоятельства.

(дата)ФИО1 был осужден по приговору Орджоникидзевского районного суда г. Перми по ч. <.....> ст. <.....> УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы со штрафом в размере 10 000 рублей с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Обстоятельством, отягчающим наказание ФИО1, суд признал особо опасный рецидив (л.д. 9-11, 12).

На основании постановления Орджоникидзевского районного суда г. Перми от (дата)ФИО1 не отбытая часть наказания в виде 1 года 3 месяцев 19 дней ограничения свободы, назначенного приговором Орджоникидзевского районного суда г. Перми от (дата) с учетом постановления Чусовского городского суда Пермского края от (дата), заменена на 7 месяцев 24 дня лишения свободы, из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения свободы, с отбыванием данного вида наказания в исправительной колонии особого режима (л.д. 13-14).

(дата) решением Чусовского городского суда Пермского края в отношении ФИО1 установлен административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, то есть на 8 лет после отбытия наказания по приговору Орджоникидзевского районного суда г. Перми от (дата) за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с установлением следующих административных ограничений: запрещения выезда за пределы территории г. Перми Пермского края, который избран поднадзорным для проживания (пребывания); обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (л.д. 16-17).

(дата) решение Чусовского городского суда Пермского края от (дата) вступило в законную силу.

(дата) приговором Орджоникидзевского районного суда г. Перми ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. <.....> ст. <.....> УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 4 месяца со штрафом в размере 5 817 рублей 31 копейки с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима (л.д. 19-21). Приговор вступил в законную силу (дата).

С (дата) ответчик постановлен на учет в отдел полиции №5 (дислокация Орджоникидзевский район) Управления МВД России по городу Перми с заведением дела административного надзора.

(дата) административный надзор в отношении ФИО1 прекращен на основании п. 3 ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (л.д. 22).

Административным истцом в материалы дела представлена характеристика на ФИО1, указано, что за время нахождения на учете административный ответчик зарекомендовал себя с отрицательной стороны, систематически нарушал возложенные по суду ограничения, а также обязанности поднадзорного лица, в связи с чем привлекался к административной ответственности по ст. 19.24 КоАП РФ, кроме этого, (дата)ФИО1 был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ (потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах, а также по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство), в связи с чем административный истец считает целесообразным установление административному ответчику ограничения административного надзора в виде запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.

Вместе с тем, соответствующие постановления о привлечении ФИО1 к административной ответственности в материалы дела административным истцом не представлены.

Административным ответчиком представлена бытовая характеристика от соседей, характеристика положительная, указано, что в злоупотреблении спиртными напитками ФИО1 не замечен.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями Закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», целями и задачами административного надзора, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для установления административного надзора в отношении ФИО1, который имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при особо опасном рецидиве.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ административный надзор в отношении ФИО1 подлежит установлению на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Решая вопрос об установлении административных ограничений, суд принимает во внимание положения подпункта 1 пункта 2 статьи 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» о том, что обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

В связи с чем, подлежит удовлетворению административный иск об установлении административных ограничений ФИО1 в виде обязательной явки ответчика в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации два раза в месяц в дни, установленные органом внутренних дел.

Кроме того, для достижения целей административного надзора, оказания воспитательного воздействия на ФИО1 в целях недопущения совершения им правонарушений или антиобщественного поведения, суд считает необходимым установить последнему административное ограничение административного надзора в виде запрещения выезда за пределы города Перми без разрешения органов внутренних дел.

При этом суд принимает во внимание разъяснения, данные в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», согласно которым, в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО1 имеет постоянное место жительство на территории г. Перми по адресу: <АДРЕС>

Подлежат удовлетворению и требования об установлении ФИО1 административного ограничения административного надзора в виде запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания либо фактического нахождения поднадзорного лица с 22.00 часов до 06.00 часов, если это не связано с графиком работы, с предоставлением в орган внутренних дел графика работы. Указанное ограничение является целесообразным, соразмерным и не ограничивает права административного ответчика на труд.

Разрешая требования о запрещении административному ответчику посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, суд не находит оснований для их удовлетворения, поскольку материалы дела не содержат подтверждающих сведений о том, что ФИО1 совершал административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Таким образом, целесообразности в установлении указанного административного ограничения, не усматривается.

Также следует отметить, что на основании статьи 10 Закона РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», ФИО1 как поднадзорное лицо, в дальнейшем вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор может быть прекращен судом по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Законом и положительно характеризуется по месту работы и (или) учебы.

Руководствуясь статьями 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Управления МВД России по городу Перми в лице врио начальника отдела полиции №5 (дислокация Орджоникидзевский район) Управления МВД России по городу Перми к ФИО1 об установлении административного надзора – удовлетворить в части.

Установить ФИО1, (дата) года рождения, административный надзор по приговору Орджоникидзевского районного суда города Перми от (дата) на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, то есть до (дата), одновременно установить следующие ограничения в виде:

- обязательной явки для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания либо фактического нахождения 2 (два) раза в месяц в дни, установленные органом внутренних дел;

- запрета выезда за пределы города Перми без разрешения органов внутренних дел;

- запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания либо фактического нахождения поднадзорного лица с 22:00 до 06:00 часов, если это не связано с графиком работы, с предоставлением в орган внутренних дел графика работы.

Срок административного надзора, установленного в отношении ФИО1, подлежит исчислению со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Управлению МВД России по городу Перми в лице врио начальника отдела полиции №5 (дислокация Орджоникидзевский район) Управления МВД России по городу Перми отказать.

Разъяснить ФИО1, что в случае несоблюдения установленных судом административных ограничений или невыполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», поднадзорное лицо несет ответственность, предусмотренную ст. 19.24 КоАП РФ, в случае уклонения от административного надзора, несет ответственность, предусмотренную ст. 314.1 УК РФ.

Поручить отделу полиции №5 (дислокация Орджоникидзевский район) Управления МВД России по городу Перми осуществлять контроль над ФИО1 в части исполнения административных ограничений.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение 10 дней.

Судья <.....> Е.В. Сорина

<.....>