ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4023/17 от 21.12.2016 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-4023/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 октября 2017 года город Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Подгайной Н.В.,

при секретаре Капкиной А.Н.,

с участием представителя административного истца ФИО1, действующей на основании доверенности от 20.05.2017 г.,

представителя административного ответчика ФИО2, действующего на основании доверенности от 21.12.2016 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Перми о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав,

у с т а н о в и л:

ФИО3 обратилась в суд с административным иском к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Перми (далее по тексту – Департамент, ДГиА администрации г. Перми), с требованиями: о признании незаконным отказа, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ № И-059-22-01-34/01-470, в выдаче разрешения на строительство «Административно-торгового комплекса» на земельном участке с кадастровым номером по <Адрес>, как несоответствующего Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее по тексту – Гр К РФ); возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов.

В обоснование своих требований административный истец указывает, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1 003 кв.м., расположенным по адресу: <Адрес>, с разрешенным использованием – под административные здания и гаражи. В 2013 г. административным истцом было принято решение о строительстве на вышеуказанном земельном участке административно-торгового комплекса и разработана проектная документация в соответствии с действовавшими на тот момент нормативными актами, а также документами, согласованными и полученными бывшим собственником земельного участка. Собрав все необходимые документы, ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № И-059-22-01-34/01-470 Департамент сообщил об отказе в выдаче разрешения на строительство по причине несоответствия представленных документов требованиям ГПЗУ на основании ч. 13 ст. 51 Гр К РФ, а именно потому, что земельный участок расположен в охранной зоне объекта культурного наследия ОЗ-79Г «Областная библиотека им. А.М. Горького», утвержденной постановлением Правительства Пермского края «Об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинского района г. Перми, центр («Эспланада и Черный рынок») от 08.10.2014 г. № 1139-п в границах которой запрещается возведение объектов капитального строительства, за исключением мемориалов, скульптур, фонтанов, объектов благоустройства, опор освещения. Административный истец считает оспариваемое решение незаконным, поскольку к заявлению о выдаче разрешения на строительство были приложены все документы, предусмотренные ч. ч. 7, 9 ст. 51 Гр К РФ, несоответствие представленных документов градостроительному плану земельного участка не выявлено и не могло быть выявлено, так как административный ответчик сам выдал градостроительный план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и утвердил его ДД.ММ.ГГГГ Ссылка Департамента на Постановление Правительства от 08.10.2014 г. № 1139-п является неправомерной, поскольку указанное Постановление вступило в силу с 23.10.2014 г. и устанавливает новые требования к охранным зонам с указанной даты. На основании изложенного, просит заявленные требования удовлетворить.

Административный истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, его представитель доводы и требования, изложенные в административном иске, поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика выразил несогласие с иском, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях относительно административного иска /л.д.39-43/, в соответствии с которыми Департамент с заявленными требованиями не согласен. Согласно требованиям градостроительного плана земельного участка (далее по тексту - ГПЗУ), утвержденного распоряжением начальника Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-22-01-03-862, земельный участок с кадастровым номером расположен в границах охранной зоны объекта культурного наследия 03-79Г «Областная библиотека им. А.И. Горького», утверждено Постановлением Правительства Пермского края от 08.10.2014 г. № 1139-п», в границах которой запрещается возведение объектов капитального строительства, за исключением мемориалов, скульптур, фонтанов, объектов благоустройства, опор освещения. В связи с чем, Департамент пришел к выводу о несоответствии предоставленных заявителем документов требованиям ГПУЗ и отказал в выдаче разрешения на строительство по основаниям, предусмотренным ч. 13 ст. 51 ГрК РФ. Сам по себе ГПЗУ не является тем документом, которым могут быть ограничены права правообладателя земельного участка, поскольку он не устанавливает каких-либо ограничений, а лишь воспроизводит те ограничения которые уже содержатся в правилах землепользования и застройки муниципального образования, а также в иных документах. В рассматриваемом случае, Департаментом в ГПЗУ, утвержденного распоряжением начальника Департамента от ДД.ММ.ГГГГ не устанавливались ограничения в виде особых условий использования территории ограничивающих параметры строительства на принадлежащем заявителю земельном участке, а были отражены существующие ограничения, ввиду того, что в отношении территории, где расположен земельный участок принадлежащий административному истцу, Постановлением Правительства Пермского края от 08.10.2014 г. № 1139-п «Об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинского района г. Перми, центр («Эспланада и Черный рынок») была установлена охранная зона объекта культурного наследия 03-79Г «Областная библиотека им. А.М. Горького», что и было отражено в ГПЗУ, утвержденного распоряжением начальника Департамента от ДД.ММ.ГГГГ.

Заинтересованное лицо Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в судебном заседании не направила, представила письменный отзыв относительно административного иска /л.д.33-35/, в соответствии с которым административным истцом было принято решение о строительстве административного торгового комплекса, на принадлежащем ему на правке собственности земельном участке. Земельный участок находится в непосредственной близости от объекта культурного наследия регионального значения «Библиотека областная им. А.М. Горького». В связи с чем, административный истец разработал проектную документацию по объекту «Административный торговый комплекс», в которую был включен раздел «Обеспечение сохранности объектов культурного наследия». Представленная научно-проектная документация согласована Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края письмом от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД. На момент согласования научно-проектной документации действовало Постановление Правительства Пермского края от 15.06.2007 г. № 119-п, в соответствии с которым земельный участок административного истца входил в зону регулирования застройки Р-3 «Новый общественный центр г. Перми», в границах которой строительство разрешалось. Постановлением Правительства Пермского края от 08.10.2014 г. № 1139-п утверждены зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинского района г. Перми, центр, установлено, что положения Постановления № 119-п действуют в части не противоречащей Постановлению № 1139-п. Согласно Постановлению № 1139-п земельный участок на котором планировалось строительство административного торгового комплекса, расположен в границах охранной зоны ОЗ-79Г объекта культурного наследия «Библиотека областная им. А.М. Горького» и зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ-95Г. На основании изложенного, Инспекция считает, что оспариваемый отказ в выдаче разрешения на строительство соответствует действующим градостроительным регламентам, утвержденным Постановлением Правительства № 1139-п.

Заслушав представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления, в силу следующего.

В соответствии с ч. ч. 7, 11, 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее Гр К РФ), в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления… (ч. 7 ст. 51).

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления … в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (ч. 11 ст. 51).

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления … отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения (ч. 13 ст. 51).

В силу ч. ч. 1-3 ст. 56, ч. 4 ст. 99 Земельного кодекса Российской Федерации, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных…

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон (ч. ч. 1-3 ст. 56).

В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры (ч. 4 ст. 99).

Согласно Положению о Департаменте градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, утвержденном решением Пермской городской Думы от 27.09.2011 № 193, Департамент является функциональным органом администрации г. Перми, уполномоченным в сфере регулирования градостроительной деятельности на территории <Адрес>.

На основании п. 3.2.1.10 Положения, Департамент принимает решение о выдаче разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства.

В судебном заседании установлено, что ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1 003 кв.м., расположенным по адресу: <Адрес>, с разрешенным использованием – под административное здание и гаражи /л.д.11/.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта – административно-торгового комплекса на земельном участке по адресу: <Адрес> /л.д.14/, приложив к данному заявлению проектную документацию на строительство объекта, положительное заключение негосударственной экспертизы.

По результатам рассмотрения обращения ФИО3, Департаментом подготовлен ответ об отказе в выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № И-059-22-01-34/01-470 /л.д.15/, в связи с тем, что согласно градостроительному плану земельного участка , утвержденному распоряжением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-22-01-03-862 земельный участок с кадастровым номером расположен в границах охранной зоны объекта культурного наследия ОЗ-79Г «Областная библиотека им. А.М. Горького», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 08.10.2014 г. № 1139-п «Об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинского района г. Перми, центр («Эспланада и Черный рынок»». В границах указанной охранной зоны запрещается: возведение объектов капитального строительства, за исключением мемориалов, скульптур, фонтанов, объектов благоустройства, опор освещения. С учетом изложенного, а также положений ч. 13 ст. 51 Гр К РФ, Департамент отказал в выдаче ФИО3 разрешения на строительство объекта капитального строительства по причине несоответствия представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Правительства Пермского края № 1139-п утверждены прилагаемые зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинского района г. Перми, центр («Эспланада и Черный рынок»), а также установлено, что Постановление Правительства Пермского края от 15.06.2007 г. № 119-п «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Дзержинского, Ленинского, Свердловского, Мотовилихинского районов города Перми, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» действует в части, не противоречащей настоящему Постановлению.

Земельный участок с кадастровым номером , по адресу: <Адрес> расположен в границах охранной зоны объекта культурного наследия ОЗ-79Г «Областная библиотека им. А.М. Горького», что подтверждается градостроительным планом земельного участка, утвержденным распоряжением заместителя Главы Администрации г. Перми – начальника Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми от 15.09.2015 г. /л.д.49,50-61/.

Вышеуказанным распоряжением от 15.09.2015 г. признано утратившим силу распоряжение начальника Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми от 21.05.2012 г. № СЭД-22-01-03-158 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по ул. Ленина, 68 в Ленинском районе» и градостроительный план земельного участка, утвержденный данным распоряжением.

Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, по правилам, установленным ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о несостоятельности доводов административного иска ФИО3 о незаконности оспариваемого решения, поскольку как следует из установленных в судебном заседании обстоятельств, оспариваемое решение принято должностным лицом Департамента в пределах его полномочий, предусмотренных Положением о Департаменте градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, утвержденном Решением Пермской городской Думы от 27.09.2011 г. № 193. Основанием для принятия оспариваемого решения явилось нахождение земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <Адрес>, в границах охранной зоны объекта культурного наследия ОЗ-79Г «Областная библиотека им. А.М. Горького».

В силу изложенного, принимая во внимание, что оспариваемое решение ДГиА принято в соответствии положениями ГрК РФ, ЗК РФ, Постановлением Правительства Пермского края № 1139-п от 08.10.2014 г., суд считает, что в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к ДГиА о признании незаконным отказа ДГиА от ДД.ММ.ГГГГ № И-059-22-01-34/01-470 в выдаче разрешения на строительство административно-торгового комплекса на земельном участке с кадастровым номером , расположенного по <Адрес>, возложении обязанности по устранение допущенного нарушения прав и законных интересов административного истца, следует отказать.

Доводы ФИО3 о том, что к заявлению о выдаче разрешения на строительство были приложены все необходимые документы, предусмотренные ч. ч. 7, 9 ст. 51 Гр К РФ, несоответствие представленных документов градостроительному плану земельного участка не выявлено, суд считает несостоятельными, поскольку основным мотивом для отказа в выдаче разрешения на строительство явилось нахождение земельного участка административного истца в границах охранной зоны объекта культурного наследия.

Ссылка административного истца на то, что Постановление Правительства от 08.10.2014 г. № 1139-п вступило в силу с 23.10.2014 г. и устанавливает новые требования к охранным зонам с указанной даты, градостроительный план земельного участка выдан административным ответчиком до этой даты и данные о зонах охраны объектов культурного наследия не могли быть в него включены, является несостоятельной, основанной на неверном толковании норм материального права.

Кроме того, градостроительный план по смыслу ст. ст. 41-46 Гр К РФ представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничений.

Таким образом, как верно указал административный ответчик, градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный земельный участок. В рассматриваемом случае, Департаментом в градостроительном плане земельного участка, утвержденного распоряжением начальника Департамента от 15.09.2015 г. не устанавливались ограничения в виде особых условий использования территории ограничивающих параметры строительства на принадлежащем заявителю земельном участке, а были отражены существующие ограничения, ввиду того, что в отношении территории, где расположен земельный участок, принадлежащий административному истцу, Постановлением Правительства Пермского края от 08.10.2014 г. № 1139-п была установлена охранная зона объекта культурного наследия 03-79Г «Областная библиотека им. А.М. Горького».

Наличие возможности строительства административно-торгового комплекса на земельном участке, принадлежащем административному истцу, выраженной Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края в письме от 16.04.2015 г., с учетом наличия возражений представленных заинтересованным лицом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края на заявленные требования, основанием для признания оспариваемого решения незаконным, не является.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении требований ФИО3 к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми о признании незаконным отказа Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ № И-059-22-01-34/01-470 в выдаче разрешения на строительство административно- торгового комплекса на земельном участке с кадастровым номером , расположенного по <Адрес>, возложении обязанности по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов административного истца, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий подпись Н.В. Подгайная

<данные изъяты>