ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4023/2023 от 26.10.2023 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

УИД 32RS0027-01-2023-002315-56

Дело № 2а-4023/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 октября 2023 года г. Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе

председательствующего судьи Степониной С.В.,

при секретаре Кличко М.О.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Советского района города Брянска Ламекина В.С. по доверенности, представителя заинтересованного лица ООО «Газпром газораспределение Брянск» Максименко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Прокурора Советского района г. Брянска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Брянской городской администрации о признании незаконным бездействия, понуждении включить дорогу в перечень наименований элементов улично-дорожной сети (проезд от ул. Советской до СО им. Фрунзе),

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г. Брянска обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что проведенной прокуратурой проверкой исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, выявлены нарушения в части непринятия мер по обустройству дороги, расположенной от пересечения с ул. Советской в районе дома 94а через СО им. Фрунзе до границ земельного участка №1 СО им. Фрунзе г. Брянска с кадастровым №....

В нарушение Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности», ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.6.3 ГОСТ Р 50597-2017 и п. 6.2 ГОСТ Р 52289-2019 текущий ремонт дороги не осуществляется, освещение не обустроено, дорожная разметка не нанесена.

Брянской городской администрацией допущено бездействие по невключению дороги в перечень наименований улично-дорожной сети, что нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.

На основании изложенного, уточнив исковые требования, административный истец просит признать незаконным бездействие Брянской городской администрации, выразившееся в невключении в перечень наименований элементов улично-дорожной сети и планировочной структуры городского округа город Брянск проезд от пересечения ул. Советской г. Брянска (в районе дома 94а) через СО им. Фрунзе до границ земельного участка № 1 СО им. Мичурина г. Брянска кадастровый №...; возложить на Брянскую городскую администрацию обязанность включить указанный проезд в перечень наименований элементов улично-дорожной сети и планировочной структуры городского округа город Брянск.

Определением суда от 24.07.2023 осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

В процессе рассмотрения дела определениями суда к участию в качестве заинтересованных лиц привлечены: Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, Управление по строительству и развитию территории г. Брянска, МКУ «УЖКХ» г. Брянска, АО «Газпром газораспределение Брянск», СНТ им. Фрунзе.

В судебное заседание не явились: представитель административного ответчика Брянской городской администрации, представители заинтересованных лиц – Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации, Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, Управления по строительству и развитию территории г. Брянска, МКУ «УЖКХ» г. Брянска, СНТ им. Фрунзе, о времени и месте разбирательства дела уведомлены надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.

Суд, в соответствии со ст.150 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.

В судебном заседании представитель административного истца Ламекин В.С. заявленные требования поддержал, просил суд удовлетворить иск по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель заинтересованного лица АО «Газпром газораспределение Брянск» Максименко В.А. полагал возможным удовлетворить исковые требования в случае отсутствия препятствий по включению перечень наименований элементов улично-дорожной сети и планировочной структуры городского округа город Брянск спорного проезда.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемое бездействие Брянской городской администрации по необеспечению паспортизации автомобильной дороги является длящимся, таким образом, установленный законом трехмесячный срок для обращения за судебной защитой не пропущен.

В соответствии со статьями 1 и 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокуратура Российской Федерации является государственным органом, единой Федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно частям 1 и 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные ст. 22 названного Федерального закона N 2202-1.

Из материалов дела следует, что Прокуратурой Советского района г. Брянска проведена по коллективным жалобам граждан проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что проезд от пересечения ул. Советской г. Брянска (в районе дома 94а) через СО им. Фрунзе до границ земельного участка № 1 СО им. Мичурина г. Брянска кадастровый №... не включен в перечень наименований элементов улично-дорожной сети и планировочной структуры городского округа город Брянск, не обслуживается, текущий ремонт дороги не осуществляется, освещение не обустроено, дорожная разметка не нанесена.

Пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу части 1 статьи 5 указанного Федерального закона автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.

При этом автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (часть 2 статьи 5 поименованного Федерального закона).

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района (часть 10 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ.

Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.

Административным истцом в подтверждение своих доводов представлено Соглашение об установлении сервитута земельного участка от 27.09.2022, заключенное между Брянской городской администрацией в лице Управления имущественных и земельных отношений и АО «Газпром газораспределение Брянск» в целях строительства газопровода среднего и низкого давления с установкой ГРПШ в районе участка №24 в СО им. Мичурина и схема сервитута. Из указанных документов следует, что Брянская городская администрация является лицом, уполномоченным распоряжаться земельным участком, составляющим часть спорного проезда.

Из фотоматериала, изготовленного административным истцом в ходе прокурорской проверки, усматривается, что по спорной дороге осуществляется движение автомобильного транспорта, в том числе обеспечивая доступ к частным домовладениям, дорога имеет структурные элементы объекта дорожного хозяйства - проезжую часть, песчаное дорожное покрытие.

Постановлением Брянской городской администрации от 07.10.2022 N 3648-п утвержден перечень наименований элементов улично-дорожной сети и планировочной структуры городского округа город Брянск, Брянской области, Российской Федерации согласно приложению, однако спорный проезд, как элемент дорожной сети, отсутствует в данном Перечне.

В силу ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказать законность допущенного оспариваемого бездействия возлагается на орган, наделенный публичными полномочиями.

В нарушение бремени доказывания административным ответчиком не приведены причины невключения спорного проезда в перечень наименований элементов улично-дорожной сети и планировочной структуры городского округа город Брянск, доказательств принадлежности земельного участка иным лицам не представлено.

В тоже время отсутствие спорного проезда в перечне наименований элементов улично-дорожной сети и планировочной структуры городского округа город Брянск нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, поскольку контроль содержания, текущий ремонт дороги, обустройство освещения не обеспечивается. Не производится выравнивание (устранение ям и выбоин), расчистка от снега в зимний период, что препятствует безопасному передвижению неопределенного круга лиц, включая транспорт экстренных служб, по указанному проезду.

Суд учитывает, что право граждан на беспрепятственный доступ к жилым домам, объектам социальной, инженерной и иной инфраструктуры не может быть поставлено в зависимость от действий (бездействия) административного ответчика, связанных с исполнением (неисполнением) обязанности по территориальному планированию, формированию и включению спорной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что бездействие Брянской городской администрации, выразившееся в невключении в перечень наименований элементов улично-дорожной сети и планировочной структуры городского округа город Брянск проезд от пересечения ул. Советской г. Брянска (в районе дома 94а) через СО им. Фрунзе до границ земельного участка № 1 СО им. Мичурина г. Брянска кадастровый №... является незаконным, так как обязанность по содержанию, благоустройству и ремонту дороги органом местного самоуправления осуществляется ненадлежащим образом.

В силу п. 21 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре относится к вопросам местного значения.

Перечень наименований элементов улично-дорожной сети и планировочной структуры городского округа город Брянск утверждается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.05.2015 N 492 "О составе сведений об адресах, размещаемых в государственном адресном реестре, порядке межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра, о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.11.2015 N 171н "Об утверждении "Перечня элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и Правил сокращенного наименования адресообразующих элементов", Положением о правилах присвоения, изменения и аннулирования адресов на территории города Брянска, принятым Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 31.03.2021 N 323.

При этом законодательство не устанавливает запрет на включение в перечень наименований элементов улично-дорожной сети и планировочной структуры городского округа город Брянск дорогу при наличии под ней инженерных сетей, включая подземные газопроводы.

Возлагая на административного ответчика обязанность провести мероприятия, направленные на включение в перечень наименований элементов улично-дорожной сети и планировочной структуры городского округа город Брянск спорный проезд, суд руководствуется положениями пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, согласно которым в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Принимая во внимание необходимость проведения комплекса мероприятий по включению спорного проезда в перечень наименований элементов улично-дорожной сети и планировочной структуры городского округа город Брянск, включая техническую инвентаризацию и кадастровые работы, суд считает необходимым предоставить административному ответчику срок исполнения решения до 01.07.2024.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Прокурора Советского района г. Брянска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Брянской городской администрации о признании незаконным бездействия, понуждении включить дорогу в перечень наименований элементов улично-дорожной сети (проезд от ул. Советской до СО им. Фрунзе) удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Брянской городской администрации, выразившееся в непринятии мер по включению в перечень наименований элементов улично-дорожной сети и планировочной структуры городского округа город Брянск проезд от пересечения ул. Советской г. Брянска (в районе дома 94а) через СО им. Фрунзе до границ земельного участка № 1 СО им. Мичурина г. Брянска кадастровый №....

Возложить на Брянскую городскую администрацию в срок до 01.07.2024 обязанность провести мероприятия, направленные на включение в перечень наименований элементов улично-дорожной сети и планировочной структуры городского округа город Брянск проезд от пересечения ул. Советской г. Брянска (в районе дома 94а) через СО им. Фрунзе до границ земельного участка № 1 СО им. Мичурина г. Брянска кадастровый №....

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме

Судья С.В. Степонина

Резолютивная часть решения оглашена 26 октября 2023 года

Решение в окончательной форме изготовлено 01 ноября 2023 года.