РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 сентября 2018 года г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Голубятниковой И.А.,
при секретаре Логиновой С.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4024/2018 по административному иску ФИО1 к администрации Пушкинского муниципального района Московской области об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратилась в суд с требованием о признании недействительным Постановления администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 17 апреля 2018 года № 605 «О завершении работ по освобождению территории города Пушкино Московской области от незаконно размещенных нестационарных объектов». В обоснование требований истец указал, что является собственником гаража № 3, расположенного по адресу Московская область г.Пушкино мкр. Мамонтовка ул. Горького в районе дома № 1 А., который согласно оспариваемому постановлению подлежит сносу. Истец с таким постановлением не согласна, поскольку оно нарушает действующее законодательство, нарушает права жителей г.Пушкино на свободное владение, пользование и распоряжение своим имуществом, ставит в неравное положение жителей Пушкинского района, не содержит сведений, позволяющих идентифицировать указанные в приложении постановления объекты, земельный участок при многоквартирном жилом доме не сформирован, поэтому утверждать, что указанные в постановлении объекты расположены на дворовых территориях, не имеется.
В судебное заседание истец не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, требование поддержал.
Ответчик представитель администрации Пушкинского муниципального района Московской области в судебном заседании против удовлетворения требований возражал, пояснил, что права истца ни чем не нарушаются, право собственности на гараж не подтверждается. Оспариваемое постановление является нормативно-правовым актом, вынесено надлежащим лицом, опубликовано.
Старший помощник Пушкинского городского прокурора Макаревич Л.Н. в судебном заседании дала заключение, согласно которому требования административного истца удовлетворению не подлежат, так как акт принят в надлежащей форме, полномочным органом, опубликован. Гараж является самовольной постройкой, в связи с чем, орган местного самоуправления вправе принять решение о его сносе, истцом как правоустанавливающих документов, так и разрешительной документации на строительство гаража не представлено.
Суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд не находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в числе прочего, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения; осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В силу части 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 30 Устава городского поселении Пушкино Пушкинского муниципального района Московской области местная администрация городского поселения Пушкино (исполнительно-распорядительный орган поселения) не образуется. Исполнение полномочий местной администрации городского поселения Пушкино (исполнительно-распорядительного органа поселения) возлагается на администрацию Пушкинского муниципального района. Исполнение полномочий местной администрации городского поселения Пушкино предусматривает осуществление администрацией Пушкинского муниципального района всех функций исполнительно-распорядительного органа городского поселения Пушкино в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом, Уставом Пушкинского муниципального района.
В соответствии с решением Совета депутатов города Пушкино от 25.12.2014 № 36/5/3 «О возложении полномочий администрации городского поселения Пушкино на администрацию Пушкинского муниципального района» полномочия администрации городского поселения Пушкино с 01.01.2015 возложены на Администрацию Пушкинского муниципального района.
Согласно Уставу Пушкинского муниципального района Московской области нормативные правовые акты принимаются в виде постановлений.
Материалами дела установлено:
Постановлением главы администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 17 апреля 2018 года № 605 «О завершении работ по освобождению территории города Пушкино Московской области от незаконно размещенных нестационарных объектов» постановлено: создать и утвердить комиссию по завершению работ по освобождению муниципальной территории города Пушкино от объектов, не относящихся к объектам капитального строительства, в том числе, размещенных на дворовых территориях г.Пушкино, запланированных к комплексному благоустройству и расширению парковочного пространства. Комиссии поручено провести проверку правомерности размещения объектов, не относящихся к объектам капитального строительства, размещенных на дворовых территориях г.Пушкино, в том числе запланированных к комплексному благоустройству и расширению парковочного пространства по адресам, указанным в Приложении № 2 постановления. В случае, если владельцы гаражных конструкций не примут меры по добровольному освобождению земельных участков от объектов, не относящихся к объектам капитального строительства, осуществить их снос.
Приложение № 2 указанного постановления содержит, в том числе, и адрес, по которому расположен гараж истца – мкр. Мамонтовка ул. Горького в районе дома № 1а.
Постановление № 605 с приложениями опубликовано на официальном сайте Администрации Пушкинского муниципального района Московской области 20 апреля 2018 года.
Оценив относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный акт издан полномочным органом местного самоуправления, облечен в надлежащую форму, принят по вопросу, относящемуся к исключительной компетенции органа местного самоуправления, опубликован в установленном порядке.
Согласно пп. 2 п. 1 и пп. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Обращаясь в суд с административным иском, ФИО1 ссылался на положения статьи 35 Конституции Российской Федерации, согласно которой право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Вместе с тем, суд учитывает позицию Конституционного Суда РФ, согласно которой закрепленные в статье 35 Конституции Российской Федерации гарантии права собственности предоставляются лишь в отношении права, возникшего на законных основаниях.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131); государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра, в котором должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения (пункт 1 статьи 8.1); уполномоченный в соответствии с законом орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, проверяет полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, законность оснований регистрации, иные предусмотренные законом обстоятельства и документы (пункт 5 статьи 8.1).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, производимая соответствующим учреждением, будучи юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, не может подменять собой основание возникновения, изменения и прекращения права.
В то же время Гражданский кодекс Российской Федерации, составляющий в числе прочих нормативных правовых актов правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество, устанавливая в числе прочего правовой режим таких объектов, как здания, сооружения и другие строения, возведенные, созданные в нарушение правил земельного законодательства либо градостроительных норм, закрепляет в качестве способа легализации этих объектов в гражданском обороте признание права собственности на них в судебном порядке (а в предусмотренных законом случаях - в ином установленном законом порядке), что является допускаемым законом основанием для осуществления последующей государственной регистрации прав на соответствующие объекты.
Так, согласно статье 222 ГК Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, признается самовольной постройкой (пункт 1); лицо, осуществившее такую постройку, не приобретает на нее право собственности и не вправе ей распоряжаться - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 данной статьи (пункт 2).
Соответственно, абзацем первым пункта 3 статьи 222 ГК Российской Федерации допускается возможность признания судом, а в предусмотренных законом случаях в ином, установленном законом порядке, права собственности на самовольную постройку за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка. Данное законоположение, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, направлено на защиту прав граждан, а также на обеспечение баланса публичных и частных интересов и тем самым на реализацию статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Что касается создания или возведения самовольной постройки на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения, то в этих случаях органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки.
Пунктом 4 статьи 222 ГК РФ закрепляется механизм принятия органами местного самоуправления решений о сносе зданий, строений или других сооружений, возведенных на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, т.е. объектов, являющихся, согласно пункту 1 той же статьи, самовольными постройками, притом что земельные участки, на которых они возведены, расположены в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), либо на территории общего пользования, либо в полосе отвода инженерных сетей, и тем самым существенным образом ухудшающих комфортную среду для проживания граждан, подвергающих опасности их жизнь и здоровье, создающих препятствия для надлежащего функционирования объектов, представляющих повышенную опасность, а также механизм самостоятельной реализации органами местного самоуправления указанных решений в отношении таких построек, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено.
Согласно ст. 234 ГК РФ Лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Исходя из положений статьи 234 ГК РФ, только один факт пользования земельным участком не свидетельствует о возникновении права собственности на него в силу приобретательной давности, поскольку земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
В соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно положений статей 130, 131, 219 Гражданского кодекса РФ, статей 52, 55 Градостроительного кодекса РФ для отнесения объекта к недвижимому имуществу помимо прочной связи с землёй необходимо, чтобы объект был создан в установленном порядке как недвижимость с получением необходимой разрешительной документацией на осуществление строительства, с соблюдением градостроительных норм и правил, оформлением земельно-правовых отношений для целей строительства.
Вместе с тем, у административного истца отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, проектная документация на строительство объекта недвижимости, необходимая разрешительная документация на осуществление строительства, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Таким образом, право собственности на какой-либо объект недвижимости, установленный на указанных земельных участках не зарегистрировано в установленном законом порядке за административным истцом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (пункт 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 2 пункта 1 и подпункту 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Орган местного самоуправления в целях самозащиты нарушенного права свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землей оспариваемым постановлением предусмотрел возможность демонтажа объектов, не относящихся к объектам капитального строительства, то есть движимого имущества, размещенных на земельных участках, находящихся в собственности городского поселения Пушкино либо на землях, расположенных на территории данного городского поселения, государственная собственность на которые не разграничена, не предоставленном в установленном порядке для этих целей.
Из системного толкования оспариваемого постановления следует, что оно касается имущества (незаконно стоящих нестационарных объектов), которое к объектам недвижимости по смыслу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, не относится.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1, пунктом 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Следовательно, в отношениях по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности городского поселения Пушкино, и земельными участками, расположенными на территории данного городского поселения, государственная собственность на которые не разграничена, органы местного самоуправления выступают от имени собственника соответствующего недвижимого имущества на равных началах с иными участниками этих правоотношений.
Использование названных земельных участков для незаконного размещения нестационарных объектов, без оформленных в установленном порядке уполномоченными органами документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка) может быть расценено как нарушение прав городского поселения на соответствующие земельные участки.
Таким образом, муниципальное образование «Пушкинский муниципальный район Московской области» как субъект гражданских прав вправе осуществлять их защиту путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также самозащиту гражданских прав во внесудебном порядке.
При таких обстоятельствах, поскольку не установлен факт несоответствия оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь статьями 175, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации Пушкинского муниципального района Московской области об оспаривании постановления отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.А.Голубятникова
Мотивированное решение
составлено 18 сентября 2018 года