УИД 38RS0003-01-2020-005149-97
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2021 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи О.В. Орловой
при секретаре И.В. Оняновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-447/2021 по административному исковому заявлению прокурора г. Братска в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области о признании информации размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайтах <адрес>/ запрещенной к распространению в Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Братска обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением, в котором просит признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайтах <адрес>, запрещенной к распространению в Российской Федерации.
В обоснование своих требований указал на то, что в связи с обращением ФИО1, прокуратурой г. Братска проведена проверка исполнения законодательства о противодействии информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, по результатам которой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» обнаружены следующие электронные адреса: <адрес>/, на которых размещена информация об осуществлении незаконной микрофинансовой деятельности, противоречащая целям и задачам действующего законодательства и ставящая под угрозу интересы человека и гражданина, экономическую безопасность Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 7 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору займа одна сторона (заимодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг. Особенности предоставления займа под проценты заемщику-гражданину в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, устанавливаются законами.
В силу пункта 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.
Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151 - ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» микрофинансовая деятельность - это деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование); микрофинансовая организация юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Микрофинансовые организации могут осуществлять свою деятельность в виде микрофинансовой компании или микрокредитной компании.
Проверкой установлено, что по сведениям официального сайта Роскомнадзора Интернет-ресурсы: <адрес> в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не числятся.
Владельца сайта и домена <адрес> установить не представляется возможным, так как регистратором данного домена является Gandi SAS, которая не имеет официального представительства на территории Российской Федерации (Париж, Французская Республика).
Как следует из ответа регистратора домена ООО «Бегет» от 19.11.2020 №739-ю/2020, владельцем URL-адреса: <адрес> является ФИО2
Информация, распространенная на данных Интернет-ресурсах, тем или иным способом побуждает к совершению противоправных деяний, а именно правонарушения, предусмотренного статьей 14.56 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов) и преступления, предусмотренного статьей 171 Уголовного кодекса Российской Федерации (незаконное предпринимательство).
Эти деяния, в частности, посягают на общественные отношения, обеспечивающие надлежащее осуществление экономической деятельности в Российской Федерации.
Вместе с тем, сама по себе данная информация, распространенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», наносит вред авторитету государственной власти, вводя неограниченный круг лиц в заблуждение о наличии возможности выдать (получить) заемные денежные средства, обойдя институты государственной власти, осуществляющие контроль в данной отрасли.
Наряду с этим, профессиональную деятельность по предоставлению физическим лицам потребительских кредитов, займов вправе осуществлять только юридические лица, имеющие статус микрофинансовой организации, либо организации, имеющие лицензию на право осуществления банковской деятельности. При этом, физическим лицам право осуществлять такую деятельности законом не представлено.
Таким образом, информация, размещенная на вышеуказанных Интернет-ресурсах, противоречит смыслу и духу правового регулирования данной сферы общественных отношений, тем самым подлежит признанию запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Братска Матвеевская М.С. заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в административном иске, поддержала.
Представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области (далее - Управление Роскомнадзора по Иркутской области), в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен, просит дело рассмотреть в его отсутствие.
Выслушав пояснения помощника прокурора г. Братска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2.1 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису.
Верховный Суд Российской Федерации в своем Определении от 20.04.2018 N 78-КГ17-101 указал, что решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I - III, VI - VIII названного Кодекса.
В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства о противодействии информации, запрещенной к распространению на территории РФ по результатам которой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» обнаружены следующие электронные адреса: <адрес>, на которых размещена информация об осуществлении незаконной микрофинансовой деятельности, противоречащая целям и задачам действующего законодательства и ставящая под угрозу интересы человека и гражданина, экономическую безопасность Российской Федерации.
Проверкой установлено, что по сведениям официального сайта Роскомнадзора Интернет-ресурсы: <адрес> в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не числятся.
Владельца сайта и домена <адрес> установить не представляется возможным, так как регистратором данного домена является Gandi SAS, которая не имеет официального представительства на территории Российской Федерации (Париж, Французская Республика).
Как следует из ответа регистратора домена ООО «Бегет» от 19.11.2020 №739-ю/2020, владельцем URL-адреса: <адрес> является ФИО2
Согласно пунктам 1 и 7 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору займа одна сторона (заимодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг. Особенности предоставления займа под проценты заемщику-гражданину в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, устанавливаются законами.
В силу пункта 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.
Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151 - ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» микрофинансовая деятельность - это деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование); микрофинансовая организация юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Микрофинансовые организации могут осуществлять свою деятельность в виде микрофинансовой компании или микрокредитной компании.
Информация, распространенная на данных Интернет-ресурсах, тем или иным способом побуждает к совершению противоправных деяний, а именно правонарушения, предусмотренного статьей 14.56 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов) и преступления, предусмотренного статьей 171 Уголовного кодекса Российской Федерации (незаконное предпринимательство).
Эти деяния, в частности, посягают на общественные отношения, обеспечивающие надлежащее осуществление экономической деятельности в Российской Федерации.
Вместе с тем, сама по себе данная информация, распространенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», наносит вред авторитету государственной власти, вводя неограниченный круг лиц в заблуждение о наличии возможности выдать (получить) заемные денежные средства, обойдя институты государственной власти, осуществляющие контроль в данной отрасли.
Наряду с этим, профессиональную деятельность по предоставлению физическим лицам потребительских кредитов, займов вправе осуществлять только юридические лица, имеющие статус микрофинансовой организации, либо организации, имеющие лицензию на право осуществления банковской деятельности. При этом, физическим лицам право осуществлять такую деятельности законом не представлено.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации (далее - Закон № 149-ФЗ) права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частями 1, 6 статьи 10 Закона № 149-ФЗ установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 15 настоящего Федерального закона, на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности; передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5).
Ограничение доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке, установленном ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101 (далее Правила).
Согласно ч. 2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу ч. 3 ст. 15.1 названного Федерального закона создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктами 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании п. 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» все операторы связи, оказывающие услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязаны осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством Интернета, в порядке, установленном Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202 -1 «О прокуратуре Российской Федерации» и ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.
Обращаясь с административным иском о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в том числе несовершеннолетних.
На основании вышеизложенных норм права, суд приходит к выводу, что размещенная в сети «Интернет» на сайтах <адрес>, об осуществлении незаконной микрофинансовой деятельности, противоречит целям и задачам действующего законодательства и ставит под угрозу интересы человека и гражданина, экономическую безопасность Российской Федерации. Страница сайта является открытой, информация о возрастных ограничениях отсутствует, ознакомиться с содержанием указанной страницы может любой Интернет-пользователь.
При установленных обстоятельствах, заявленные требования прокурора г. Братска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах <адрес> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора г. Братска удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах <адрес>/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение одного месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья О.В. Орлова