Дело № 2а-4025/2021
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июня 2021 года город Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области
В составе: председательствующего судьи – Павловой О.Ю.,
при помощнике – ФИО1,
с участием прокурора – ФИО,
представителя административного ответчика –
ФИО,
представителя заинтересованного лица –
ФИО,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Южно-Сахалинска в интересах ФИО о признании незаконным бездействия администрации города Южно-Сахалинска по необеспечению инженерной инфраструктурой земельного участка и возложении обязанности организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры: систем газоснабжения, теплоснабжения, коммунального водоснабжения и водоотведения к земельному участку,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Южно-Сахалинска обратился в Южно-Сахалинский городской суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование указав, что прокуратурой города по обращению ФИО о защите нарушенных прав, выразившихся в отсутствии инженерной инфраструктуры на предоставленном земельном участке, проведена проверка, в ходе которой установлено, что постановлением администрации города Южно-Сахалинска ФИО из земель категории «земли населенных пунктов» предоставлен в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства. Вместе с тем, к данному земельному участку не подведено тепло-, газо-, водоснабжение и водоотведение. Постановлением мэра города Южно-Сахалинска утвержден проект планировки с проектом межевания <данные изъяты> в составе проекта «Генеральный план, совмещенный с проектом планировки и проектом межевания <данные изъяты> городского округа «Город Южно-Сахалинск», вместе с «Положениями о размещении объектов капитального строительства и о характеристиках планируемого развития территории <данные изъяты>». Из содержания указанной документации следует, что территория населенного пункта дифференцирована на зоны размещения различных объектов, в том числе, электроснабжения, теплоснабжения, водоотведения, зону автомобильного транспорта. Следовательно, администрация города Южно-Сахалинска обязана в соответствии с действующим законодательством на стадии предоставления многодетным семьям земельных участков, принять меры по организации инженерной инфраструктуры, необходимой для обеспечения жизнедеятельности застраиваемой территории. Между тем, данная обязанность административным ответчиком не исполнена, вследствие чего отсутствует возможность использовать земельный участок по назначению, то есть для строительства индивидуального жилого дома, следовательно, нарушаются права ФИО, которой предоставлен земельный участок в качестве меры социальной поддержки. По изложенным основаниям прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации города Южно-Сахалинска в части необеспечения инженерной инфраструктурой земельного участка с кадастровым номером №, предоставленного ФИО; возложить на администрацию города Южно-Сахалинска обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры: систем газоснабжения, теплоснабжения, коммунального водоснабжения и водоотведения к указанному земельному участку.
Определением суда от 11 мая 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО и ФИО
В судебном заседании прокурор ФИО административный иск поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика ФИО административный иск прокурора не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях, указав, что проектирование и строительство инженерных коммуникаций сетей газо-, водоснабжения и водоотведения должно осуществляться не произвольно, а в соответствии с программой, разработанной на основании генерального плана городского округа, и обеспечивающей согласование ее положений с соответствующими положениями федерального, межрегионального и регионального уровня. Правительством Сахалинской области утвержден перечень объектов капитального строительства в рамках мероприятий «Обустройство земельных участков, подлежащих предоставлению семьям, имеющим трех и более детей» государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014-2020 годы». Администрацией города в рамках областной программы принята муниципальная программа «Обеспечение населения городского округа «Город Южно-Сахалинск» качественным жильем на 2015-2021 годы», утвержденная постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 21 августа 2014 года №-па, в соответствии с которой принята Подпрограмма № «Строительство инженерной и транспортной инфраструктуры на 2015-2021 годы», целью которой является обеспечением опережающего строительства инженерной и транспортной инфраструктуры для увеличения объектов массового жилищного строительства. В рамках реализации указанной программы земельные участки полностью обеспечены подъездными путями, подведены линии электропередач. В соответствии с муниципальной программой «Газификация городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2020-2025 годы», утвержденной постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 29 января 2020 года №, газификация спорного земельного участка предусмотрена на 2021-2025 годы; обеспечение водоснабжением земельных участков в селе Березняки предусмотрено проектом планировки. Указывает, что в статье 17 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации отсутствуют полномочия по финансированию проектирования и строительства инженерных сетей водоснабжения и газоснабжения. Считает необоснованным возложение на администрацию обязанности по строительству инженерной инфраструктуры при частичном софинансировании из областного бюджета, поскольку основные полномочия по предоставлению земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, и по строительству инженерной инфраструктуры к ним возложены на субъекты Российской Федерации. Полагает, что у администрации отсутствует бездействие в обеспечении инженерной инфраструктурой земельных участков названной категории граждан, поскольку строительство ведется в тех объемах финансирования, которые поступают из бюджета области. При этом неоднократные обращения о нехватке выделяемых бюджетных средств и необходимости дополнительного финансирования рассматриваемых мероприятий оставлены без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица Правительства Сахалинской области ФИО полагала требования обоснованными, поддержала доводы ранее представленного письменного отзыва на иск.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом.
Руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть данное дело при имеющейся явке участников.
Заслушав участников, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 06 ноября 2018 года №ФИО и <данные изъяты> из категории земель «земли населенных пунктов» предоставлен бесплатно в общую долевую собственность (по 1/4 доле каждому) земельный участок с кадастровым номером №, <адрес>, для строительства индивидуального жилого дома.
Земельный участок был предоставлен семье, имеющей трех и более детей, в связи с наличием права на получение мер социальной поддержки со стороны государства в лице его уполномоченных органов.
18 февраля 2019 года в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о регистрации права общей долевой собственности на данный участок.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусмотрено, что до июля 2012 года Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации надлежит разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 06 августа 2013 года № 428 утверждена государственная программа Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем» (далее – Программа обеспечения качественным жильем), мероприятием 8 раздела 3 которой предусмотрено предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Сахалинской области в целях софинансирования расходных обязательств на софинансирование мероприятий по опережающему обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для предоставления семьям, имеющим трех и более детей.
Пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию нормативных актов, устанавливающих случаи и порядок бесплатного предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, земельных участков.
Случаи и порядок предоставления земельных участков в собственность граждан, имеющих трех и более детей, и их предельные размеры определены Законом Сахалинской области от 24 ноября 2011 года № 124-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан, имеющих трех и более детей». Пунктом 1 части 1 статьи 2 данного Закона установлено, что земельные участки предоставляются гражданам бесплатно в собственность для осуществления индивидуального жилищного строительства в случае, если в отношении земельных участков, предназначенных для такого предоставления, проведены кадастровые работы, осуществлен государственный кадастровый учет, определено разрешенное использование земельных участков, определены технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
На основании пункта 7.4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» Российская Федерация на срок один год в целях жилищного строительства и полтора года в целях создания и размещения объектов, предусмотренных пунктом 7.1 настоящей части, или четыре года в целях предоставления земельных участков в соответствии с пунктами 7.3-7.5 настоящей части с даты принятия межведомственным коллегиальным органом решения, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, которые находятся в федеральной собственности и в отношении которых принято указанное решение межведомственного коллегиального органа: - предоставление земельных участков в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом ограничений, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, а также иным лицам для обустройства территории в границах этих земельных участков посредством строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в соответствии с предусмотренными проектами планировки территории в границах этих земельных участков параметрами планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития данной территории (за исключением земельных участков, указанных в пункте 7.5 настоящей части).
Постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 11 марта 2015 года № утвержден проект планировки с проектом межевания <данные изъяты> в составе проекта «Внесение изменений в генеральный план и документацию по планировке территории <данные изъяты> городского округа «Город Южно-Сахалинск», предусматривающий параметры развития инженерной инфраструктуры: водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения.
Из материалов дела усматривается, что ни на момент предоставления земельного участка, ни до настоящего времени земельный участок с кадастровым номером № объектами инженерной инфраструктуры, необходимыми для нормальной жизнедеятельности, не обеспечен: отсутствуют системы газоснабжения, теплоснабжения, коммунального водоснабжения и водоотведения, что подтверждается представленным в дело актом осмотра от 07 июня 2021 года.
В соответствии с пунктом 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры представляет собой комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах организации местного самоуправления) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с частью 1 статьи 14, частью 1 статьи 15, частью 1 статьи 16, пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Закона об общих принципах организации местного самоуправления вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований.
Частью 2 статьи 18 Закона об общих принципах организации местного самоуправления установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В рамках вышеназванной государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем» разработан комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе, выделена субсидия городскому округу «Город Южно-Сахалинск» для ее реализации.
Абзацем вторым пункта 3 раздела 2 и мероприятием 8 раздела 3 указанной программы предусмотрено, что государственная политика в жилищной сфере будет реализовываться в рамках следующих приоритетов, в том числе, поддержка отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют объективной возможности накопить средства на приобретение жилья.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительством Российской Федерации и Правительством Сахалинской области разработан комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе. В рамках мероприятия осуществляется предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Сахалинской области в целях софинансирования расходных обязательств на софинансирование мероприятий по опережающему обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для предоставления семьям, имеющим трех и более детей.
Доводы ответчика о том, Правительством Сахалинской области не выделена субсидия на обеспечение участков многодетных семей инженерной инфраструктурой, опровергаются имеющимися в материалах дела соглашениями от 28 января 2019 года и 15 января 2020 года, заключенными между министерством строительства Сахалинской области и администрацией города Южно-Сахалинска, и платежными поручениями за 2018-2020 годы о перечислении субсидий.
Более того, администрация города Южно-Сахалинска, в силу мероприятия 8 раздела 3 Программы обеспечения качественным жильем была обязана еще на стадии предоставления многодетной семье земельного участка принять меры по организации инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимой для обеспечения жизнедеятельности застраиваемой территории.
В этой связи доводы административного ответчика, что выделенные в качестве субсидий денежные средства были использованы на обустройство земельных участков, подлежащих предоставлению семьям, имеющим трех и более детей, временными системами водоснабжения, электроэнергии и подъездными путями на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», правового значения не имеют, поскольку использование субсидий на указанные цели не освобождает орган местного самоуправления в пределах своей компетенции, закрепленной в Законе об общих принципах организации местного самоуправления, обеспечить выделяемые названной категории граждан земельные участки всей необходимой инженерной инфраструктурой, а не только подъездными путями.
Следовательно, обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях их предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, подлежит исполнению муниципальным образованием «Город Южно-Сахалинск» в порядке решения вопросов местного значения.
Неисполнение данной обязанности существенно нарушает права административного истца, оформившего в собственность предоставленный ему в качестве меры социальной поддержки земельный участок и, как следствие, несущего бремя его содержания, но не имеющего возможности использовать его для строительства жилого дома.
Разрешая настоящий спор, суд считает, что неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми актами, определяется как бездействие в части необеспечения инженерной инфраструктурой предоставленного истцу земельного участка, расположенного на территории городского округа, для целей индивидуального жилищного строительства. В этой связи, в целях восстановления нарушенного права гражданина на администрацию города Южно-Сахалинска надлежит возложить обязанность организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры.
Остальные доводы административного ответчика, изложенные в письменных возражениях, обоснованность предъявленных исковых требований не опровергают и судом отклоняются.
Согласно части 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
Руководствуясь данной нормой, с учетом объема необходимых для исполнения решения суда работ, проведения процедур, определенных Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд возлагает на администрацию города Южно-Сахалинска обязанность обеспечить земельный участок административного истца объектами инфраструктуры в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая, что годичный срок, заявленный прокурором, является недостаточным.
Администрация города Южно-Сахалинска в силу положений пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации отнесена к кругу лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора города Южно-Сахалинска в интересах ФИО удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Южно-Сахалинска в части необеспечения инженерной инфраструктурой земельного участка с кадастровым номером №<адрес>, предоставленного ФИО в собственность.
Возложить обязанность на администрацию города Южно-Сахалинска в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры: систем газоснабжения, теплоснабжения, коммунального водоснабжения и водоотведения к земельному участку с кадастровым номером №<адрес>, предоставленному ФИО в собственность.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья О.Ю. Павлова
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий судья О.Ю. Павлова