РЕШЕНИЕ № 2а-402/2018
Именем Российской Федерации
Читинский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Ждановича А.В., при секретаре судебного заседания Казанове А.А., с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2 и представителя начальников Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и его 4 отдела – ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части №, проходящего военную службу по контракту, <данные изъяты> ФИО1 об оспаривании действий начальника 4 отдела Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом во внесении его в сводные сведения об участниках накопительно-ипотечной системы военнослужащих, изъявивших желание получить накопления,
установил:
ФИО1, через своего представителя ФИО2, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что военную службу по контракту в настоящее время он проходит в войсковой части №, имея при этом воинское звание «<данные изъяты>». Между тем, 17 октября 2008 года он заключил с Министерством обороны Российской Федерации второй контракт о прохождении военной, в связи с чем, с 9 июля 2007 года по его инициативе он был включён в реестр участников накопительно-ипотечной системы (далее – НИС). В тоже время, на его обращение к командиру войсковой части № о перечислении накоплений для его жилищного обеспечения, учтённых на его именном накопительном счёте, начальником 4 отдела Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Востокрегионжильё» МО РФ) 10 августа 2018 года было принято решение о возвращении направленных ему документов без реализации. Кроме того, указанное должностное лицо жилищного органа вовсе рекомендовало ответственным должностным лицам войсковой части № присвоить признаку категории участника НИС в отношении него – ФИО1 значение «00», как включённому в реестр участников НИС по основаниям, не предусмотренным законодательством.
Полагая указанное выше решение начальника 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжильё» МО РФ незаконным, ФИО1, с учётом уточнённых в ходе судебного заседания через представителя ФИО2 требований, просил суд признать его действия, связанные с отказом включить его в сводные сведения об участниках НИС, изъявивших желание получить накопления, незаконными и обязать названное должностное лицо включить его в указанные сводные сведения с датой включения в реестр участников НИС именно 17 октября 2008 года (даты заключения второго контракта о прохождении военной службы) и направить их – сводные сведения в адрес регистрирующего органа – Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Для надлежащего рассмотрения дела в качестве административных ответчиков были привлечены 4 отдел ФГКУ «Востокрегионжильё» МО РФ и командир войсковой части №, в качестве второго административного ответчика – войсковая часть №, в качестве административных соответчиков – начальники ФГКУ «Востокрегионжильё» МО РФ и его 4 отдела, а в качестве заинтересованных лиц – Федеральное казённое учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», Федеральное казённое учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» (далее – ФКУ «УФО по Хабаровскому краю»), Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и Федеральное государственное казённое учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (Читинский филиал Федерального государственного казённого учреждения «Росвоенипотека».
Участвующие в административном деле стороны и заинтересованные лица, надлежащим образом извещённые о месте и времени судебного заседания, в суд не явились.
Поскольку указанные выше лица о причинах неявки суду не сообщили и не ходатайствовали о рассмотрении дела исключительно с их участием, то суд, в соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ полагал возможным провести судебное разбирательство в их отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО2, поддержав заявленные требования и, подтвердив доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просила его удовлетворить в полном объёме.
В свою очередь, участвующий в судебном заседании представитель начальников ФГКУ «Востокрегионжильё» МО РФ и его 4 отдела ФИО3 требования административного истца не признал и просил в удовлетворении его заявления отказать.
Представитель начальника ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» – ФИО4 в представленных им возражениях с требованиями ФИО1 не согласился и также просил в их удовлетворении отказать.
Выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Так, статья 40 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на жилище и указывает на возможность его предоставления из государственных, муниципальных и других жилищных фондов малоимущим, иным указанным в законе гражданам, в том числе и военнослужащим, нуждающимся в жилище, бесплатно или за доступную плату в соответствии с установленными законом нормами. Названные конституционные положения развиваются и конкретизируются в жилищном законодательстве, регламентирующем отношения по обеспечению граждан жилыми помещениями, включая определение условий и порядка предоставления жилья.
При этом, жилищное обеспечение военнослужащих и членов их семей регулируется как ЖК РФ, так и специальными нормами, содержащимися в Федеральном законе «О статусе военнослужащих», других федеральных законах, а также издаваемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений, а также улучшение жилищных условий с учётом норм, очерёдности и льгот, установленных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 15 этой же статьи Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющимся участниками НИС жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», участниками НИС являются военнослужащие – граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и включённые в реестр участников.
Как установлено судом по административному делу и не оспаривалось сторонами, <данные изъяты> ФИО1 действительно в настоящее время проходит военную службу по контракту в войсковой части №.
Согласно копиям контрактов о прохождении военной службы, первый контракт между административным истцом и Министерством обороны Российской Федерации, в лице командования войсковой части №, был заключён 17 октября 2005 года на срок три года. 17 же октября 2008 года, между теми же сторонами, был заключён второй контракт о прохождении военной службы на срок пять лет, при этом, о вступлении в силу данного контракта, как это следует из его копии, было объявлено в приказе командира войсковой части № от 1 ноября 2008 года № 226.
Из светокопии уведомления о включении военнослужащего ФИО1 в реестр участников НИС видно, что административный истец включён в такой реестр с даты возникновения основания для включения в реестр, каковой определена дата – 9 июля 2007 года.
Как усматривается из светокопии рапорта ФИО1 от 22 мая 2018 года, адресованного командиру войсковой части №, он, в связи с возникновением у него соответствующего права, просит перечислить ему накопления, учтённые на его именном накопительном счёте как участника НИС.
Из светокопии обжалуемого решения руководителя 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжильё» МО РФ, изложенного в его же письме от 10 августа 2018 года № 10-12/4091, адресованного командиру войсковой части №, установлено, что оснований для нахождения ФИО1 в реестре участников НИС с 9 июля 2007 года не имеется, в связи с чем, поступившие в отношении него в подразделение жилищного обеспечения документы возвращаются без реализации. При этом, своё решение руководитель 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжильё» МО РФ обосновал тем, что ФИО1 обратился с соответствующим рапортом о включении его в указанный выше реестр преждевременно, а именно, 9 июля 2007 года, то есть, до даты заключения им второго контракта о прохождении военной службы, о вступлении в силу которого было объявлено приказом командира войсковой части № от 1 ноября 2008 года № 226.
Между тем, оценив указанное выше решение начальника 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжильё» МО РФ, суд находит его ошибочным и основанным на неправильном применении норм права, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» к участникам НИС относятся, в том числе, сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками НИС.
В тоже время, согласно пункту 4 части 2 статьи 9 этого же Федерального закона, основанием для включения вышеуказанной категории военнослужащих федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников является в письменной форме обращение об их включении в реестр участников.
Аналогичные правовые нормы о включении военнослужащих в реестр участников НИС, закреплены также и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 года № 89 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба».
Буквальное содержание и смысл вышеприведённых нормативных правовых актов указывают на то, что на участие в НИС, наряду с другими военнослужащими, вправе претендовать также военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в звании «сержант», которые заключили второй контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года и в письменной форме выразили своё желание быть включёнными в соответствующий реестр участников.
В силу действующего в настоящее время Порядка реализации НИС жилищного обеспечения военнослужащих в Вооружённых Силах Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 2017 года № 245 (далее – Порядок), а именно его пунктов 48 и 49, подготовка сведений об участниках НИС, получивших право использовать накопления для жилищного обеспечения и изъявивших желание реализовать это право, возложена на командование воинских частей (ответственных должностных лиц воинской части) и подразделения жилищного обеспечения, каковым в данном конкретном случае являются командир войсковой части № и 4 отдел ФГКУ «Востокрегионжильё» МО РФ, соответственно. При этом, ответственные должностные лица воинских частей на основании рапортов (заявлений), поступивших от участников НИС, формирует сведения о лицах, получивших право использовать накопления для жилищного обеспечения и изъявивших желание реализовать это право и направляет указанные сведения с приложением заверенных копий рапортов (заявлений), копий паспортов, выписок из послужных списков и справок о продолжительности военной службы военнослужащих не позднее первого числа месяца, следующего за отчётным, в подразделение жилищного обеспечения.
В свою очередь, подразделения жилищного обеспечения при получении от воинских частей сведений об участниках НИС, изъявивших желание получить накопления, сверяют данные, указанные в этих сведениях, с данными учёта, имеющимися у подразделений жилищного обеспечения. При соответствии данных подразделения жилищного обеспечения формируют сводные сведения о лицах, получивших право использовать накопления для жилищного обеспечения и изъявивших желание реализовать это право, и представляют не позднее 10 числа текущего месяца в регистрирующий орган с приложением соответствующих документов. В случае несоответствия данных, указанных в сведениях об участниках НИС, изъявивших желание получить накопления, представленных воинской частью, данным учёта, имеющимся у подразделений жилищного обеспечения, информация о таких участниках НИС в сводные сведения об участниках НИС, изъявивших желание получить накопления, не включается и направляется в воинскую часть с указанием причин возврата для уточнения (пункт 50 Порядка).
При таких установленных фактических обстоятельствах дела в совокупности с положениями действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что действия начальника 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжильё» МО РФ, связанные с отказом во включении военнослужащего ФИО1 в сводные сведения о лицах, получивших право использовать накопления для жилищного обеспечения и изъявивших желание реализовать это право, и представления указанных сведений в регистрирующий орган, являются неправомерными и необоснованными, а поэтому, требования административного истца подлежат удовлетворению.
Придя к такому выводу, суд исходил из того, что на момент рассмотрения вопроса о включении ФИО1 в сводные сведения о лицах, получивших право использовать накопления для жилищного обеспечения и изъявивших желание реализовать это право, то есть, 10 августа 2018 года, подразделение жилищного обеспечения располагало достаточными сведениями о том, что административный истец несомненно относился к категории военнослужащих, закреплённых в пункте 4 части 1 статьи 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», и который в установленном порядке – письменной форме выразил своё желание быть включённым в соответствующий реестр участников, в условиях наличия у него второго контракта о прохождении военной службы, заключённого им задолго до принятия в отношении него решения об отказе во включении его в соответствующие сводные сведения.
Факт же обращения ФИО1 с просьбой о включении его в реестр участников НИС до 17 октября 2008 года – даты заключения им второго контракта о прохождении военной службы и объявлении о вступлении в силу данного контракта в приказе воинского должностного лица, в данном случае правового значения не имел и безусловно не мог являться основанием для отказа ему во включении в сводные сведения о лицах, получивших право использовать накопления для жилищного обеспечения и изъявивших желание реализовать это право, поскольку, как указывалось выше, на момент возникновения у военнослужащего желания использовать накопления для жилищного обеспечения должностные лица, в том числе и 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжильё» МО РФ располагали достаточными сведениями о том, что данный военнослужащий продолжал проходить военную службу на основании даже уже не второго, а третьего контракта, при этом 2 контракт о прохождении военной службы был заключён между ним и Министерством обороны Российской Федерации более 9 лет назад.
К тому же, сам ФИО1 никогда не требовал от соответствующих должностных лиц о включении его в реестр участников НИС ранее даты заключения им второго контракта о прохождении военной службы, то есть, 9 июля 2007 года.
Несогласованность же и нераспорядительность отдельных военнослужащих и должностных лиц, выразившиеся в несвоевременном и ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей, не может служить законным основанием для лишения административного истца его конституционного права на жилище.
Таким образом, учитывая, что военнослужащим ФИО1 второй контракт о прохождении военной службы был заключён 17 октября 2008 года, о вступлении в силу которого было объявлено приказом командира войсковой части № от 1 ноября 2008 № 226, а также принимая во внимание положения Постановления Конституционного суда РФ № 3–П от 24 января 2002 года и Определения Конституционного суда Российской Федерации № 364–О от 4 октября 2005 года, согласно которым, судебное постановление должно быть не только законным, но и справедливым, суд приходит к выводу, что нарушенное право административного истца подлежит восстановлению.
При этом, в данном случае, указанное выше нарушенное право ФИО1 будет полностью восстановлено с учётом положений раздела 4 Порядка, то есть, путём возложения на командира войсковой части № обязанности по оформлению таблицы изменений (о включении ФИО1 в сводный список военнослужащих для включения в реестр участников НИС с 17 октября 2008 года) по форме согласно приложению № 4 к Порядку и направления данной таблицы в 4 отдел ФГКУ «Востокрегионжильё» МО РФ в соответствии с пунктом 21 Порядка, а на руководителя 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжильё» МО РФ, в свою очередь, обязанности после получения из войсковой части № таблицы изменений, касающейся ФИО1, по формированию сводной таблицы изменений по форме согласно приложению № 5 к Порядку и направлению её в соответствии с пунктом 22 Порядка, в случае оформления её без нарушений, в регистрирующий орган.
Кроме того, на командира войсковой части № подлежит возложение обязанности повторно направить в 4 отдел ФГКУ «Востокрегионжильё» МО РФ в соответствии с пунктом 49 Порядка сформированные по рекомендуемому образцу согласно приложению № 17 к Порядку сведения о ФИО1, получившем право использовать накопления для жилищного обеспечения и изъявившем желание реализовать это право, а на руководителя подразделения жилищного обеспечения – 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжильё» МО РФ обязанности после получения из войсковой части № сведений о ФИО1, как об участнике НИС, изъявившем желание получить накопления, по формированию сводных сведений о лицах, получивших право использовать накопления для жилищного обеспечения и изъявивших желание реализовать это право, по форме согласно приложению № 18 к Порядку, с включением в эти сведения ФИО1, и представления их в регистрирующий орган.
Как предписано статьёй 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.
При этом, к судебным расходам, согласно части 1 статьи 103 КАС РФ, относится, в том числе и государственная пошлина.
Как усматривается из квитанции, административный истец при обращении в суд уплатил государственную пошлину в размере 300 рублей.
В связи с удовлетворением административного искового заявления в пользу ФИО1, на основании части 1 статьи 111 КАС РФ, понесённые им расходы по оплате государственной пошлины подлежат возмещению ему с другой стороны, которые надлежит взыскать в его пользу с ФГКУ «Востокрегионжильё» МО РФ через лицевой счёт ФКУ «УФО по Хабаровскому краю», то есть, довольствующего финансового органа на финансовом обеспечении которого состоит административный ответчик.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 111, 175-180 и 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Действия руководителя 4 отдела Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанные с отказом во включении ФИО1 в сводные сведения об участниках накопительно-ипотечной системы, изъявивших желание получить накопления, и возвратом в войсковую часть № сведений о ФИО1 как об участнике накопительно-ипотечной системы, изъявившем желание получить накопления, признать незаконными.
Обязать командира войсковой части №:
- оформить таблицу изменений о включении ФИО1 в сводный список военнослужащих для включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы с 17 октября 2008 года и направить её в 4 отдел Федерального государственное казённое учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации;
- повторно направить в 4 отдел Федерального государственное казённое учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации сформированные сведения о ФИО1, получившем право использовать накопления для жилищного обеспечения и изъявившем желание реализовать это право.
Обязать руководителя 4 отдела Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации после получения из войсковой части №:
- таблицы изменений о включении ФИО1 в сводный список военнослужащих для включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы с 17 октября 2008 года сформировать сводную таблицу изменений и направить её в регистрирующий орган;
- сведений о ФИО1, как об участнике накопительно-ипотечной системы, изъявившем желание получить накопления, сформировать сводные сведения о лицах, получивших право использовать накопления для жилищного обеспечения и изъявивших желание реализовать это право, куда включить сведения о ФИО1, и представить их в регистрирующий орган.
Об исполнении настоящего решения командиру войсковой части № и руководителю 4 отдела Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в части их касающейся, не позднее чем в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу необходимо сообщить в суд и административному истцу.
Взыскать с Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации через лицевой счёт Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» в пользу ФИО1 300 (триста) рублей в счёт возмещения судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восточно-Сибирский окружной военный суд через Читинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Жданович