Дело № 2а-402/19
РЕШЕНИЕ CУДА
Именем Российской Федерации
20 июня 2019 года
Дубненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Григорашенко О.В.,
при секретаре Кругляковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной ИФНС России N12 по <адрес> к М.А.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
МежрайоннаяИФНС России N12 по Московской области обратилась в суд с иском к М.А.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ годы в <сумма>., <сумма>. соответственно, а также пени в сумме <сумма> руб.
Требования мотивированы тем, что М.А.В. в вышеуказанные налоговые периоды являлся владельцем автомобилей <данные изъяты> и <данные изъяты>. Налоговой инспекцией М.А.В. было направлено налоговое уведомление №ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2014 год в сумме <сумма> руб., за 2015 год в сумме <сумма> руб., с учетом налоговых льгот, предоставленных за автомобиль <данные изъяты>, за 2016 год в сумме <сумма> руб.,со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, однако ответчик налог не оплатил, в связи с чем налоговый орган направил в адрес ответчика требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога и пени, которые ответчиком в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнены не были. 05.07. 2018 года налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, который был вынесен ДД.ММ.ГГГГ. На основании заявления налогоплательщика определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен,в связи с чем, Инспекция вынуждена обратиться в суд с настоящим административным иском.
Представитель Межрайонная ИФНС России N12 по Московской области по доверенностиС.М.Д. в судебном заседании требования поддержала по изложенным в иске основаниям, указав, что М.А.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год на основании заявления последнего была предоставлена льгота по уплате налога на транспортное средство <данные изъяты>, которое было отчуждено им в 2013 году. После продажи данного транспортного средства М.А.В. с заявлением о переносе льготы на другое, находящееся у него в собственности транспортное средства, в Инспекцию не обращался, в связи с чем, льготное налогообложение к ответчику с этого момента не применялось.
Кроме того, в собственности М.А.В. находилось транспортное средство <данные изъяты>, на которое налогоплательщику также была предоставлена льгота по угону в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы. Поскольку М.А.В. с заявлением о перерасчете транспортного налога, в связи с нахождением транспортного средства в угоне, более в налоговый орган не обращался, льгота с 2016 года была снята. Считает, что предоставление льготы по транспортному налогу носит заявительный характер и может быть предоставлена только с момента обращения налогоплательщика в налоговый орган с документами, подтверждающими право на льготу.
Ответчик М.А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на то, он является участником ликвидации аварии на Чернобыльской АС и в силу действующего законодательства освобожден от уплаты транспортного налога на одно транспортное средство, которое у него имеется в собственности, а именно на автомобиль <данные изъяты>. Автомобиль <данные изъяты> в 1994 году был похищен неизвестными лицами. До настоящего времени автомобиль ему не возвращен. Автомобиль <данные изъяты> был отчужден по договору купли-продажи и снят с регистрационного учета в органах ГИБДД в 2013 году.
Выслушав позицию сторон, изучив материалы дела, суд не находит оснований дляудовлетворения иска налогового органа.
Согласно статье286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как усматривается из материалов дела,М.А.В. является собственником транспортного средства <данные изъяты>, госномер №
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.
В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
При этом объектом налогообложения (ст. 358 НК РФ) признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 362 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы исчисляют сумму транспортного налога, подлежащую уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 4 и 5 указанной нормы права, органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства. Сведения подлежат представлению в налоговый орган в течение 10 дней после регистрации транспортных средств или снятия их с регистрации.
В силу ст. 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Московской области "О транспортном налоге в Московской области" налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог в срок, установленный пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 3 Закона предусмотрено, что налоговые льготы категориям налогоплательщиков предоставляются в соответствии с Законом Московской области "О льготном налогообложении в Московской области".
Из материалов дела усматривается, что М.А.В. является участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Согласно части 1 ст. 25 Закона Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области" в целях настоящего Закона налоговые льготы, предусмотренные настоящей статьей, установлены для лиц, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации от 15 января 1993 года N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В силу ч. 2 ст. 25 Закона Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области" в целях настоящей статьи транспортными средствами признаются автомобили легковые с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно, мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 50 лошадиных сил (до 36,8 кВт) включительно (далее в настоящей статье - транспортные средства), являющиеся объектами налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом лица, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", лица, признанные участниками Великой Отечественной войны в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", лица, признанные инвалидами I-II групп, инвалидами с детства (независимо от группы инвалидности) в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", освобождаются от уплаты транспортного налога, но не более чем по одному транспортному средству за налоговый период. (ч. 3 ст. 25 Закона).
Имеющееся в собственности у М.А.В. в рассматриваемые налоговые периоды (2014, 2015 и 2016 годы) транспортное средство - <данные изъяты> - имеет мощность двигателя менее 150 лошадиных сил, в связи с чем, на него распространяется льготный режим налогообложения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что начисленные суммы транспортного налога на автомобиль <данные изъяты> за 2014 год - <сумма>, за 2015 год - <сумма> и за 2016 год – <сумма> рублей нельзя признать обоснованными.
Доводы представителя административного истца о том, что предоставление льготы по транспортному налогу наступает с момента обращения налогоплательщика в налоговый орган,не могут быть приняты во внимание судом, поскольку в соответствии с частью 6 статьи 25 Закона Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области", право на применение налоговых льгот, установленных настоящей статьей, наступает с даты присвоения лицу (установления) статуса, указанного в пункте 1 настоящей статьи. При этом,льготы, установленные пунктами 3 и 4 настоящей статьи, предоставляются по заявлению налогоплательщика на основании документа, подтверждающего статус заявителя (часть 7 ст. 25 Закона).
Из буквального толкования данных правовых норм следует, что предоставление льготы по транспортному налогу производится с момента возникновения у налогоплательщика права на получение такой льготы, и производится налоговым органом на основании поданного гражданином заявления в налоговый орган независимо от времени обращения за льготой.
Кроме того, следует учесть, что М.А.В. на основании его заявления была предоставлена льгота по налогообложению на автомобиль <данные изъяты>, отчужденный налогоплательщиком в 2013 году. Правовых норм императивно устанавливающих необходимость повторного обращения налогоплательщика за переносом льготы на другое транспортное средство, действующее налоговое законодательство не содержит.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, М.А.В. являлся собственником автомобиля "<данные изъяты>" государственный регистрационный знак №
Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ ответчику был начислен транспортный налог на указанный автомобиль за 2015, 2016 годы в размере <сумма> руб. и <сумма> руб. соответственно.
Как следует из представленных в материалы дела документов, принадлежащий истцу автомобиль был похищен в 1994 г.
По данному факту ОМВД России по <адрес> было возбуждено уголовное дело. В связи с истечением срока давности хранения документов, материалы дела уничтожены.
Согласно письму заместителя начальника ОМВД России по г.о. Дубна от ДД.ММ.ГГГГ N б/н, по информационным ресурсам системы МВД автомобиль <данные изъяты>" государственный регистрационный знак № числится в розыске по факту кражи. До настоящего времени указанный автомобиль не обнаружен, с розыска не снимался.
В соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что в соответствии с законом в период нахождения транспортного средства в розыске в связи с угоном (кражей), его владелец освобождается от уплаты транспортного налога в отношении данного автомобиля, суд приходит к выводу о том, что транспортный налог, начисленный ответчику на автомобиль <данные изъяты>" за период с 2015 по 2016 годы, является незаконным.
С учетом установленных по делу обстоятельств, исковые требования МИФНС России N 12 по Московской областик М.А.В. о взыскании транспортного налога и пени удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 177-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России N12 по Московской области к М.А.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено 26 июня 2019 года
Судья