ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4033/202228 от 28.01.2022 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело №2а-4033/2022 28 января 2022 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Всеволожский городской суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Береза С.В.

При секретаре Иванченко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области к Ассоциации садоводческих и дачных некоммерческих товариществ «Дунай-Простор», председателю ассоциации садоводческих и дачных некоммерческих товариществ «Дунай-Простор» ФИО2 о ликвидации, исключении из единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области обратилось в суд с административным иском к Ассоциации садоводческих и дачных некоммерческих товариществ «Дунай-Простор», председателю ассоциации садоводческих и дачных некоммерческих товариществ «Дунай-Простор» ФИО2 о ликвидации, исключении из ЕГРЮЛ. В обоснование административного иска Управление указало, что запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ, выдано свидетельство о регистрации общественного объединения. Административный ответчик длительное время обязанность по представлению сведений, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, не исполняет. Информация о деятельности организации в уполномоченный орган не предоставлялась, ежегодный отчет об использовании своего имущества Организацией не опубликовывался. В связи с чем, Организации были вынесены предупреждения с указанием допущенных нарушений и срока их устранения. Нарушения до настоящего времени не устранены. В связи с чем, административный истец просит суд: ликвидировать Ассоциацию садоводческих и дачных некоммерческих товариществ «Дунай-Простор» и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание представитель истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Административный ответчик, заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени слушания административного дела, их явка не была признана судом обязательной.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствии не явившихся лиц, применительно к положениям ст.ст.150, 263 КАС РФ.

Изучив представленные доказательства, суд считает административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» функции по регистрации, контролю и надзору за деятельностью некоммерческих организаций переданы Министерству юстиции Российской Федерации.

Компетенция Управления Министерства юстиции Российской Федерации Ленинградской области в сфере государственной регистрации общественных объединений вытекает из Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) РФ, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2013 № 26, согласно которому данный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям; за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» административный ответчик является некоммерческой организацией.

На основании п.1 ст.18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В силу п.2 ст.123.20 ГК РФ, фонд может быть ликвидирован в случае, если: имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятности получения необходимого имущества нереальна; цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; фонд в свое деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом; в других случаях, предусмотренных законом.

Согласно п.п.4 п.5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами.

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что Ассоциация садоводческих и дачных некоммерческих товариществ «Дунай-Простор» зарегистрирована Управлением Федеральной налоговой службы по Ленинградской области ДД.ММ.ГГГГ ОГРН , ИНН .

Как устанавливает п.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» и Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 №172 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

Согласно п.п. «а» п. 2 указанного Постановления некоммерческая организация представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с п. 3.1. ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

В силу п. 3.2. ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган. Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций установлен приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому названные отчеты и сообщения о продолжении деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Минюстом России разработан информационный портал о деятельности некоммерческих организаций - http://unro.minjust.ru/. Информация об административном ответчике отсутствует на данном информационном портале.

Также в нарушение положений Федерального закона №135-ФЗ, благотворительная организация ежегодно не предоставила в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности.

Материалами дела установлено, что административный ответчик настоящую обязанность не исполнил. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федерального закона №135-ФЗ, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации (п. 10 ст.32 указанного Федерального закона). Факт неисполнения ответчиком обязанностей, подтверждается предупреждением от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому органом, осуществляющим контроль и надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в адрес ответчика направлялось требования о необходимости устранения нарушений действующего законодательства и представлении документов, в соответствии с положениями действующего законодательства.

Указанные доказательства свидетельствуют о разъяснении руководителю учреждения обязанности об информировании органа, принявшего решение о государственной регистрации и последствия неисполнения данного обязательства. Возражений на иск, доказательств того, что информация в объеме сведений, предусмотренных ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в уполномоченный орган направлялась, административным ответчиком согласно ст.62 КАС РФ не представлено.

Поскольку факт несоблюдения ответчиком требований п.п.3, 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", при рассмотрении настоящего спора установлен, имеются правовые основания для ликвидации данной организации и исключения из Единого государственного реестра юридических лиц.

Статьей 19 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7 «О некоммерческих организациях» предусмотрен порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации, в течении которых, ликвидационная комиссия публично и открыто распространяет сведения о ликвидации, выявляет кредиторов, составляет промежуточный ликвидационный баланс и осуществляет расчеты по обязательствам ликвидируемой некоммерческой организации.

Порядок ликвидации установлен ст. 63 ГК РФ, согласно которому 1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица. 2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. 3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве). 4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется. В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом). 5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения. 6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. 7. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия. 8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. 9. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости ликвидации Благотворительного фонда «ФИО1», назначить ликвидатором Благотворительного фонда «ФИО1» – ФИО1. Обязать ликвидатора Ассоциацию садоводческих и дачных некоммерческих товариществ «Дунай-Простор» ФИО1 провести процедуру ликвидации Благотворительного фонда «ФИО1» в срок, не превышающий шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Согласно ч.1 ст.114 КАС РФ с ответчика в бюджет муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец, согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, освобожден. Размер пошлины в силу п.п.3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ составляет <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст. ст.175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области к Ассоциации садоводческих и дачных некоммерческих товариществ «Дунай-Простор», председателю ассоциации садоводческих и дачных некоммерческих товариществ «Дунай-Простор» ФИО2 о ликвидации, исключении из единого государственного реестра юридических лиц – удовлетворить частично.

Ликвидировать Ассоциацию садоводческих и дачных некоммерческих товариществ «Дунай-Простор» (ОГРН ИНН ).

Назначить ликвидатором Благотворительного фонда «ФИО1» – ФИО1 (ИНН ).

Обязать ликвидатора Ассоциацию садоводческих и дачных некоммерческих товариществ «Дунай-Простор» ФИО1 провести процедуру ликвидации Благотворительного фонда «ФИО1» в срок, не превышающий шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В удовлетворении административных исковых требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области в остальной части – отказать.

Взыскать с Благотворительного фонда «ФИО1» государственную пошлину в доход государства - бюджета МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда через суд его постановивший.

Судья:

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.