Дело № 2а-4035/2021 КОПИЯ
УИД- 66RS0003-01-2021-003418-47
Мотивированное решение изготовлено 19.08.2021Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
05 августа 2021 года Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Шимковой Е.А., при секретаре Коровиной Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску
Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г.Екатеринбурга к Юсину Александру Зиновьевичу о взыскании обязательных платежей и санкций, пени,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г.Екатеринбурга (далее – административный истец, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Юсину А.З. (далее – административный ответчик, налогоплательщик), в котором указано следующее.
Юсин Александр Зиновьевич, *** г.р. (ИНН ***), с 22.05.2011 по 13.05.2016 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем состоит на налоговом учете в ИФНС России по Кировскому району г.Екатеринбурга в качестве налогоплательщика.
У налогоплательщика имеется задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент в размере: 24713,00 руб. – налог, пени – 6454,89 руб. Требования *** от 29.09.2016, *** от 21.10.2016, *** от 30.06.2020 направлялись в адрес налогоплательщика. Задолженность не погашена.
Налогоплательщиком 25.07.2017 представлена в налоговый орган налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2016 год, с нулевым показателем суммы налога. Вместе с тем, у налогоплательщика имеется задолженность по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ), в сумме: пени 1352,64 руб., штраф – 1000 руб. Требования *** от 17.01.2018, *** от 30.06.2020 направлялись в адрес налогоплательщика. Задолженность не погашена.
Налогоплательщиком применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД). У налогоплательщика имеется задолженность по ЕНВД для отдельных видов деятельности: пени ОКТМО 65701000 в размере 572,74 руб., пени по ОКТМО 65752000 в размере 3297,66 руб. Требование *** от 16.08.2016, *** от 30.06.2020 направлялись в адрес налогоплательщика. Задолженность не погашена.
Налоговый орган обращался с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье судебного участка № 9 Кировского судебного района. 02.12.2020 был вынесен судебный приказ, который определением от 22.12.2020 был отменен.
На основании изложенного, административный истец просит суд: восстановить срок на обращение в суд, взыскать с ответчика в доход бюджетов задолженности на общую сумму 37390,93 руб., в том числе:
- налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации: налог в размере 24713,00 руб., пени в размере 6454,89 руб.
- налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации): пени в размере 1352,64 руб., штраф в размере 1000,00 руб.
- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: пени по ОКТМО 65701000 в размере 572,74 руб., пени по ОКТМО 65752000 в размере 3297,66 руб.
Определением от 02.08.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен финансовый управляющий должника – ответчика Юсина А.З. – Чу Э.С.
Представитель истца по доверенности Щупова А.О., действующая по доверенности, в судебном заседании поддержала доводы и требования иска; на удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд настаивала.
Ответчик в суд не явился, извещен надлежащим образом, направил письменный отзыв на иск, в котором указывает на нарушение налоговым органом порядка принудительного взыскания, а именно: задолженность подлежала включению в реестр требований кредиторов при рассмотрении Арбитражным судом Свердловской области дела № А60-57/2016 по заявлению о признании должника Юсина А.З. банкротом, решение по которому вынесено 13.05.2016. Кроме того, указывает, что в адрес финансового управляющего должника – Чу Э.С. – налоговые требования не направлялись. Просит отказать в удовлетворении иска.
Заинтересованное лицо – финансовый управляющий должника Чу Э.С. – в суд не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, с учетом мнения представителя административного истца, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы настоящего дела, а также дело № 2а-2796/2020 по заявлению о выдаче судебного приказа, иные представленные сторонами доказательства, в их совокупности и каждое в отдельности, о дополнении которых ходатайств заявлено не было, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации, закреплена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу части 1 статьи 3, пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Таким образом, уплата налога является публичной обязанностью налогоплательщиков.
Налоги являются составной частью доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со статьей 41 БК РФ, поэтому неуплата налогов в бюджет нарушает права государства или муниципального образования на формирование соответствующего бюджета, за счет которого исполняются публичные обязанности государства или муниципального образования, возложенные на них Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными актами. Обязанность по уплате налога физическим лицом не исполнена, поэтому налог подлежит взысканию в судебном порядке.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судом установлено и ответчиком не оспорено, что ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 22.05.2001 и состоял на налоговом учете в ИФНС по Кировскому району г. Екатеринбурга до 13.05.2016.
Как указывает административный истец, ответчик имеет задолженность в доход бюджетов на общую сумму 37390,93 руб., в том числе:
- налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации: налог в размере 24713,00 руб., пени в размере 6454,89 руб.
- налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации): пени в размере 1352,64 руб., штраф в размере 1000,00 руб.
- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: пени по ОКТМО 65701000 в размере 572,74 руб., пени по ОКТМО 65752000 в размере 3297,66 руб.
Судом установлено, что решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.05.2016 Юсин Александр Зиновьевич признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура реализации имущества должника. Финансовым управляющим утвержден Чу Эдуард Санович, член Союза «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Северо-Запад». Определением суда от 26.10.2016 продлен срок реализации имущества должника до 20.05.2017, в последующем – до 10.10.2019.
Согласно Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.1 ст.5). Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве (ч.2 ст.5).
Учитывая, что требования, заявленные в настоящем административном иске, являются текущими, они подлежат рассмотрению не в рамках дела о банкротстве, а в общем порядке.
Кроме того, учитывая, что административный ответчик с 2016 года прекратил регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, следовательно, настоящий спор также не подсуден Арбитражному суду Свердловской области, несмотря на то, что заявлены к взысканию налоги, вытекающие из предпринимательской деятельности ответчика.
Разрешая заявленные в настоящем иске требования, суд руководствуется следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ Российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.
Как указывает административный истец и не оспаривает административный ответчик и заинтересованное лицо, у налогоплательщика имеется задолженность по уплате налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации: налог в размере 24713,00 руб., пени в размере 6454,89 руб.
Согласно сведениям налогового органа по структуре задолженности, задолженность по налогу в сумме 24 713 руб. образована от задолженности в размере 9734 руб. за 2 квартал 2016 г., в размере 15 186 руб. за 3 квартал 2016 г;, задолженность по пени на сумму 6454,89 руб. образованы от суммы недоимки в размере 27 713 руб. за 2016 г.
По правилам ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику было(и) направлено(ы) требование(я) об уплате налога и пени, а именно: требование *** от 29.09.2016, *** от 21.10.2016, *** от 30.06.2020.
Задолженность не погашена.
Согласно п. 7 ст.346.21 НК РФ налог по упрощенной системе налогообложения, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
В силу п.1 ст. 346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки:
1) организации - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи);
2) индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).
Согласно п. 2 ст.346.23 НК РФ налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.13 настоящего Кодекса, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения.
В соответствии с п.1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета -
влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Как указывает административный истец и не оспаривает административный ответчик и заинтересованное лицо, Юсиным А.З. в налоговый орган представлена с нарушением срока - 25.07.2017 - налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2016 год с нулевым показателем суммы налога.
В связи с указанным, налоговым органом было принято решение о взыскании штрафа в сумме 1000 руб.
Таким образом, у налогоплательщика имеется задолженность по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ), в сумме: пени 1 352,64 руб., штраф – 1 000 руб.
Согласно сведениям налогового органа по структуре задолженности, задолженность по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации) в виде пени в сумме 1352,64 руб. образована от суммы недоимки в размере 39667 руб. за 2015 г. (начисленная сумма налога – 53 453 руб. - сумма переплаты 13786.00 руб.); по итогам проведенной камеральной проверки начислен штраф за 2016 г. в сумме 1 000 руб.
По правилам ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику было(и) направлено(ы) требование(я) об уплате налога и пени, а именно: требование *** от 17.01.2018, *** от 30.06.2020 направлялись в адрес налогоплательщика.
Задолженность не погашена.
Согласно ст.346.26 НК РФ индивидуальные предприниматели вправе добровольно применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД).
В соответствии со ст. 346.32 НК РФ уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса.
Указанные статьи, как и Глава 26.3 НК РФ (Система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности), статьи 346.26 - 346.33 - утратила силу (Федеральный закон от 02.07.2021 N 305-ФЗ).
Как указывает административный истец и не оспаривает административный ответчик и заинтересованное лицо, налогоплательщиком применялась система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД).
Из иска следует, что у ответчика имеется задолженность по ЕНВД для отдельных видов деятельности: пени ОКТМО 65701000 в размере 572,74 руб., пени по ОКТМО 65752000 в размере 3 297,66 руб.
Согласно сведениям налогового органа по структуре задолженности, задолженность по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности ОКТМО 65701000 в размере пени 572,74 руб. образованы от суммы налога 31876,00 руб. за 4 кв. 2015 г. (начисленная сумма 31 930 руб. - сумма переплаты 54,00 руб.); по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности ОКТМО 65752000 в виде пени 3297,66 руб. образованы от суммы недоимки 9 444 руб. за 4 квартал 2015 г. (начисленная сумма налога 58 954 руб. - сумма переплаты 49510 руб.).
По правилам ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику было(и) направлено(ы) требование(я) об уплате налога и пени, а именно: требование *** от 16.08.2016, *** от 30.06.2020.
Задолженность не погашена.
В установленные в требованиях сроки налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджеты задолженностей.
Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику при наличии у него недоимки направляется требование об уплате налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (п.1).
В силу п. 2 указанной статьи, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Так, по требованию *** на сумму 693,52 руб. (пени по ЕНВД), срок уплаты – до 05.09.2016.
По требованию *** на сумму 9734 руб. (НДФЛ налоговых агентов), пени – 517,43 руб., срок уплаты – до 19.10.2016.
По требованию *** на сумму 15186 руб. (НДФЛ налоговых агентов), пени – 313,54 руб., срок уплаты – 11.11.2016.
По требованию *** на сумму 1000 руб. (штраф), срок уплаты – 31.01.2018.
Таким образом, по требованию *** сумма налога превысила 3000 руб. в требовании по состоянию на дату формирования требования ***, в связи с чем, срок взыскания задолженности по этим двум требованиям истек 19.04.2017; по требованию *** – срок истек 11.05.2017; по требованию *** – срок истекал 31.07.2018.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика сформировано и направлено требование *** по состоянию на 30.06.2020, в котором указано на недоимку по налогу на доходы в размере: пени – 5623,92 руб. и 1352,64 руб.; недоимку на ЕНВД в размере: пени – 2624,93 руб. и 572,24 руб.
Как следует из обоснования указанного требования, задолженность по единому налогу в размере пени 572,74 руб. образованы от суммы налога 31 876,00 руб. за 4 кв. 2015 г. в виде пени 3 297,66 руб. образованы от суммы недоимки 9 444 руб. за 4 квартал 2015 г.; пени в сумме 1 352,64 руб. образована от суммы недоимки в размере 39 667 руб. за 2015 г., штраф за 2016 г. в сумме 1 000 руб.
При этом, доказательств вручения решения от 27.11.2017 о взыскании штрафа ответчику истцом суду не представлено. Также не представлено сведений, по какой причине налоговым органом не осуществлялось принудительное взыскание указанной задолженности в сроки, предусмотренные в ранее направленных требованиях.
Вместе с тем, каких-либо оснований для проведения такого перерасчета пени истцом суду не представлено, следовательно, перерасчет, а равно, требование *** по состоянию на 30.06.2020 – сформировано истцом без каких-либо законных оснований.
По крайней мере, истцом суду ни в исковом заявлении, ни в приложенных к иску документах, не представлено нормативно-правового и материального обоснования перерасчета, произведенного по указанным в таком требовании пени на сумму задолженности за 2015 и 2016 гг.
В то же время, обязанность доказать правомерность начисления и предъявления суммы задолженности возложена положениями КАС РФ и НК РФ именно на истца – налоговый орган.
Таким образом, учитывая, что каких-либо законных оснований для перерасчета пени на и выставления требования *** по состоянию на 30.06.2020 по задолженности административным истцом суду не приведено, следовательно, не имеется и оснований для принятия такого перерасчета.
По указанной задолженности Инспекция обращалась к мировому судье судебного участка № 9 Кировского судебного района г. Екатеринбурга с заявлением о вынесении судебного приказа 02.12.2020.
02.12.2020 мировым судьей был вынесен судебный приказ № 2а-2796/2020.
Определением мирового судьи от 22.12.2020 судебный приказ был отменен, требование до настоящего времени административным ответчиком не исполнено.
В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С настоящим иском истец обратился 22.06.2021.
Судом установлено, что оснований для выставления требования *** по состоянию на 30.06.2020, содержащего некий перерасчет, в данном случае не имелось, следовательно, обязанность по уплате любой имеющейся задолженности у ответчика истекла по истечении срока, до которого ответчик был зарегистрирован в качестве ИП, то есть, до 2017 года в любом случае.
В административном иске заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, разрешая которое, суд руководствуется следующим.
В силу ст. 286 КАС РФ, ст. 48 НК РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Вместе с тем, указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.
Административным истцом в иске каких-либо уважительных причин для восстановления пропущенного срока не названо и не представлено доказательств, подтверждающих тот факт, что срок пропущен по уважительной причине.
Судом при рассмотрении дела таких уважительных причин также не установлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что реальная возможность обратиться в установленные законом сроки, у налогового органа имелась, обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению с заявлением, административным истцом не приведено.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О).
Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований (ст.219 КАС РФ).
Поскольку срок обращения в суд с административными исковыми требованиями о взыскании с ответчика задолженности административным истцом пропущен и уважительных причин для его восстановления не имеется, в связи с чем суд находит не обоснованными и не подлежащими удовлетворению требования административного истца о взыскании с административного ответчика указанных сумм, в том числе, суммы пени.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 227, 175-186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья /подпись/ Е.А. Шимкова