ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4038/2021 от 01.11.2021 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-4038/2021

64RS0043-01-2021-006531-84

Решение

Именем Российской Федерации

01.11.2021 город Саратов

Волжский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Музыканкиной Ю.А.,

при секретаре Назаровой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к негосударственной образовательной организации некоммерческого партнерства «Саратовский региональный центр переподготовки офицеров запаса», заинтересованные лица Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Саратовской области, Казаков Л.А., Литвак В.Н., Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Саратовской области, Всероссийский центр переподготовки офицеров, уволенных в запас «Министерства обороны РФ» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику о ликвидации и исключении записи из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование заявленных требований указывает, что Негосударственная образовательная организация некоммерческого партнерства «Саратовский региональный центр переподготовки офицеров запаса» (далее - Организация) зарегистрирована Администрацией Волжского района города Саратова 10.06.1996, Инспекцией МНС России по Волжскому району г. Саратова 18.11.2002 присвоен основной государственный регистрационный номер , учетный номер . Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), юридическим адресом Организации (место нахождения постоянно действующего руководящего органа) является: 410002, г. Саратов, ул. <адрес>. Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица - Генеральный директор Казаков Л,А.. Организационно-правовая форма Организации при ее создании - некоммерческое партнерство, Организация была зарегистрирована на основании Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон). На основании ст. 32 Федерального закона, плана проверок некоммерческих организаций, проводимых Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области (далее - Управление) в 2021 году, распоряжения Управления от 05.04.2021 № 01-05-21 и распоряжения Управления от 28.04.2021 № 01-05-33 о внесении изменений в распоряжение Управления от 05.04.2021 № 01-05-21 о проведении плановой документарной проверки в отношении Организации, в период с 12.05.2021 по 08.06.2021 Управлением проведена документарная проверка соответствия деятельности Организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным её учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. При проведении проверки установлено следующее: Организация создана 10.06.1996 путем реорганизации из Товарищества с ограниченной ответственностью «Саратовский центр переподготовки офицеров запаса» Международной Академии менеджмента (далее - Товарищество). Товарищество по состоянию на дату реорганизации в соответствии со ст. 50 ГК РФ (в редакции от 24.02.1996 Федерального закона от 20.02.1996 № 18- ФЗ «О внесении дополнения в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации») являлось юридическим лицом - коммерческой организацией. В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона в первой его редакции, которая вступила в силу 24.01.1996 и действовала до 01.12.1998, «некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации». Таким образом, Организация создана с нарушением действующего на дату реорганизации законодательства Российской Федерации, в частности п. 1 ст. 13 Федерального закона, так как Организация (некоммерческая организация) была создана путем реорганизации из Товарищества (коммерческая организация). В соответствии с п. 1 ст. 123.9 ГК РФ число учредителей ассоциации (союза) не может быть менее двух. Согласно п. 1 ст. 65.1 ГК РФ в корпорациях учредители обладают правом членства в них. Учредителями Организации, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, являются следующие юридические лица - Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Саратовской области, Всероссийский центр переподготовки офицеров, увольняемых в запас «Министерства обороны Российской Федерации», Саратовская областная общественная организация Российского союза офицеров запаса, физические лица - Казаков Л,А., Литвак В.Н.. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Саратовской области прекратил деятельность 10.01.2007, Всероссийский центр переподготовки офицеров, увольняемых в запас «Министерства обороны Российской Федерации» прекратил деятельность 29.09.2008, Саратовская областная общественная организация Российского союза офицеров запаса прекратила деятельность 18.05.2009. В соответствии с пояснениями Руководителя Организации, по состоянию на дату проведения проверки в число участников Организации входит только Казаков Л,А.. Связь с Литваком В.Н. утеряна. Исходя из вышеизложенного, Организацией нарушен п. 1 ст. 123.9 ГК РФ, так как число участников Организации не соответствует установленной законом норме. Согласно сведениям, внесенным в ЕГРЮЛ, Организация находится по адресу: 410002, г. Саратов, ул. <адрес>. Правоустанавливающие документы на помещение, расположенное по указанному адресу (юридический адрес), у Организации отсутствуют. По информации, имеющейся в учетном деле, вся корреспонденция, в том числе распоряжение Управления от 05.04.2021 № и распоряжение Управления от 28.04.2021 № о внесении изменений в распоряжение Управления от 05.04.2021 № 01-05-21 о проведении плановой документарной проверки, а также уведомления Управления от 06.04.2021 № и от 29.04.2021 , направляемые Управлением в адрес Организации, вернулись в Управление, что свидетельствует о том, что связь с Организацией по юридическому адресу отсутствует. Согласно пояснениям Руководителя Организации, Организация находится по адресу: 410059, г. Саратов, пл. <адрес>, б/н (адрес фактического местонахождения). Правоустанавливающие документы на помещение, расположенное по указанному адресу, у Организации также отсутствуют. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме. Таким образом, деятельность Организации осуществляется с нарушением пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, так как у Организации отсутствуют правоустанавливающие документы на помещения, расположенные по вышеуказанным адресам. Организацией нарушены п. 7 ст. 32 Федерального закона, пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ, так как Организацией не внесены в ЕГРЮЛ актуальные сведения об адресе Организации. Исходя из вышеизложенного, Организацией нарушены пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, п. 7 ст. 32 Федерального закона, пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ, так как правоустанавливающие документы на помещение, расположенное по юридическому адресу Организации и адресу ее фактического местонахождения, у Организации отсутствуют; Организацией не внесены в ЕГРЮЛ актуальные сведения об адресе Организации. Наименование Организации не соответствует п. 5 ст. 23 Федерального закона № 273-Ф3, поскольку не содержит указания на тип образовательной организации. Таким образом, Организация нарушила п. 5 ст. 23, п. 5 ст. 108 Федерального закона № 273-Ф3, поскольку наименование Организации не содержит указания на тип образовательной организации, и Организация не привела свое наименование в соответствии с требованиями Федерального закона № 273-Ф3 в установленные срок (до 01.07.2016). Устав Организации, утвержденный Общим собранием участников 04.03.2004, не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации. Согласно п. 1.1 Устава Организация является учебным заведением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации). Устав Организации не в полной мере соответствует вышеуказанным нормам действующего законодательства Российской Федерации, так как тип образовательной организации, указанный в Уставе, а именно «дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)» не соответствует положениям п. 5 ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ, согласно которым учреждение данного типа должно именоваться как учреждение «дополнительного профессионального образования». Цели, установленные п. 2.1 устава Организации, не соответствуют целям образовательной организации дополнительного профессионального образования, установленным пп. 2 п. 3 ст. 23 Федерального закона № 273-Ф3. Поскольку в соответствии с п. 1.1 Устава Организация является учебным заведением дополнительного профессионального образования (повышение квалификации), то уставом Организации должно быть предусмотрено наличие в Организации таких коллегиальных органов управления как Общее собрание работников и Педагогический совет. В нарушение п. 4 ст. 26 Федерального закона № 273-Ф3 Уставом организации не предусмотрено наличие в Организации Общего собрания работников, а вместо педагогического совета Уставом предусмотрен Ученый совет. Пункт 1.9 Устава Организации, в соответствии с которым символика Организации подлежит регистрации в порядке, предусмотренном законодательством, не в полной мере соответствует п. 5 ст. 3 Федерального закона, поскольку символика некоммерческой организации с 21.07.2014 не подлежит регистрации, и ее описание должно содержаться в Уставе. Уставом Организации (п. 2.5) установлено, что Организация помимо перечисленных видов деятельности осуществляет другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации. Таким образом, п. 2.5 Устава не соответствует п. 1 и 2 ст. 24 Федерального закона, так как Организация может осуществлять только те виды деятельности, которые прямо предусмотрены ее Уставом, то есть перечень осуществляемых Организацией видов деятельности, закрепленный в Уставе, должен быть закрытым. Пункт 6.2 Устава, который устанавливает, что в работе высшего органа управления Организации (Общего собрания участников) может принимать участие лицо, действующее по доверенности, не в полной мере соответствует вышеуказанным нормам действующего законодательства, так как не содержит указание на то, что участвовать в работе высшего органа управления Организации через представителей имеют право только юридические лица- участники Организации. Пункт 5.8, пп. «и» п. 6.3 Устава не соответствуют п. 3 ст. 8 Федерального закона, действующему до внесения изменений в главу 4 части первой ГК РФ, а также правовому статусу ассоциаций (союзов), к которым относятся некоммерческие партнерства, так как предусматривают право участников Организации при выходе из Организации на передачу доли имущества одному или нескольким участникам Организации или третьим лицам. Устав Организации не в полной мере соответствует п. 1 ст. 28 Федерального закона, так как не содержит сведения о сроке полномочий единоличного исполнительного органа Организации - Генерального директора. Компетенция высшего органа управления некоммерческой организации определяется в соответствии с п. 2 ст. 65.3, п. 1 ст. 123.7 ГК РФ, п. 3 ст. 29 Федерального закона. Пункт 6.3 Устава Организации, в котором определена компетенция высшего органа управления Организации - Собрания Участников, не в полной мере соответствует нормам действующего законодательства, так как к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией не отнесены следующие вопросы: определение порядка приема в состав учредителей (участников) Организации и исключения из состава ее учредителей (участников); утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности Организации; принятие решений о создании Организацией других юридических лиц, о создании филиалов и об открытии представительств Организации; избрание ревизионной комиссии (ревизора) и утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора Организации. Устав Организации не в полной мере соответствует п. 4 ст. 29 Федерального закона, так как не предусматривает, что решение по вопросам исключительной компетенции Собрания Участников принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов. Организация осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом Организации. Согласно п. 6.1 Устава, органами управления Организации являются: Собрание Участников - высший орган управления; Ученый совет - выборный представительный орган; Генеральный директор - единоличный исполнительный орган. Организацией документы, подтверждающие работу Собрания Участников, Ученого совета и Генерального директора не представлены. Согласно пояснениям Руководителя Организации в проверяемом периоде, вопросы, отнесенные к компетенции указанных органов Уставом, не рассматривались, решения не принимались и не оформлялись в установленном законом порядке. В ходе проверки установлено, что срок полномочий Ученого совета истек, на новый срок указанный орган переизбран не был. Указанное свидетельствует о том, что Организацией нарушены п.п. 6.3 - 6.7 Устава, п. 2 ст. 14, п. 3 ст. 29 Федерального закона, так как органы Организации не осуществляли деятельность. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07.10.2010 № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций». Организация не разместила на официальном портале Минюста России (http://unro.minjust.ru) отчетность за 2009 - 2016 гг., что является нарушением ст. 32 Федерального закона. По состоянию на дату составления административного искового заявления информация об устранении Организацией нарушений требований ст. 32 Федерального закона в Управление не поступала, что является нарушением действующего законодательства Российской Федерации. Таким образом, Организацией неоднократно не представлялись в установленный срок сведения, предусмотренные ст. 32 Федерального закона. Согласно пояснениям Руководителя Организации, представленным на проверку, Организация свою уставную деятельность длительное время фактически не осуществляет, имущества Организация не имеет, расчетный счет закрыт, связь с участниками Организации утеряна, и возможность провести ликвидацию самостоятельно у Организации отсутствует. Организация в лице Руководителя Организации согласна с ликвидацией Организации в судебном порядке как недействующего юридического лица, поскольку провести процедуру ликвидации самостоятельно не представляется возможным.

В соответствии с пп. 6 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда в иных случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с Положением об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26 «Об утверждении положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации», Управление принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций).

На основании изложенного, руководствуясь п. 10 ст. 32 Федерального закона, пп. 6 п. 3 ст. 61 ГК РФ, пп. 1 п. 3 ст. 1, ст. 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, истец просит принять решение о ликвидации Негосударственной образовательной организации некоммерческого партнерства «Саратовский региональный центр переподготовки офицеров запаса» и об исключении Негосударственной образовательной организации некоммерческого партнерства «Саратовский региональный центр переподготовки офицеров запаса» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представители административного истца в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ранее просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Иные лица, участвующие в дела, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны, ходатайств об отложении рассмотрения дела.

Руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 62 КАС РФ правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в настоящее время некоммерческое партнерство относится к организационно-правовой форме «Ассоциация (союз)».

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В соответствии с пунктом 2 ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона, иных правовых актов.

В судебном заседании установлено, что Негосударственная образовательная организация некоммерческого партнерства «Саратовский региональный центр переподготовки офицеров запаса» (далее - Организация) зарегистрирована Администрацией Волжского района города Саратова 10.06.1996, Инспекцией МНС России по Волжскому району г. Саратова 18.11.2002 присвоен основной государственный регистрационный номер , учетный номер . Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), юридическим адресом Организации (место нахождения постоянно действующего руководящего органа) является: 410002, г. Саратов, ул. <адрес>. Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица - Генеральный директор Казаков Л,А.. Организационно-правовая форма Организации при ее создании - некоммерческое партнерство, Организация была зарегистрирована на основании Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон).

При проведении проверки установлено следующее: Организация создана 10.06.1996 путем реорганизации из Товарищества с ограниченной ответственностью «Саратовский центр переподготовки офицеров запаса» Международной Академии менеджмента (далее - Товарищество). Товарищество по состоянию на дату реорганизации в соответствии со ст. 50 ГК РФ (в редакции от 24.02.1996 Федерального закона от 20.02.1996 № 18- ФЗ «О внесении дополнения в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации») являлось юридическим лицом - коммерческой организацией. В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона в первой его редакции, которая вступила в силу 24.01.1996 и действовала до 01.12.1998, «некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации».

Таким образом, Организация создана с нарушением действующего на дату реорганизации законодательства Российской Федерации, в частности п. 1 ст. 13 Федерального закона, так как Организация (некоммерческая организация) была создана путем реорганизации из Товарищества (коммерческая организация).

В соответствии с п. 1 ст. 123.9 ГК РФ число учредителей ассоциации (союза) не может быть менее двух.

Согласно п. 1 ст. 65.1 ГК РФ в корпорациях учредители обладают правом членства в них.

Учредителями Организации, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, являются следующие юридические лица - Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Саратовской области, Всероссийский центр переподготовки офицеров, увольняемых в запас «Министерства обороны Российской Федерации», Саратовская областная общественная организация Российского союза офицеров запаса, физические лица - Казаков Л,А., Литвак В.Н..

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Саратовской области прекратил деятельность 10.01.2007, Всероссийский центр переподготовки офицеров, увольняемых в запас «Министерства обороны Российской Федерации» прекратил деятельность 29.09.2008, Саратовская областная общественная организация Российского союза офицеров запаса прекратила деятельность 18.05.2009.

В соответствии с пояснениями Руководителя Организации, по состоянию на дату проведения проверки в число участников Организации входит только Казаков Л,А.. Связь с Литваком В.Н. утеряна.

Исходя из вышеизложенного, Организацией нарушен п. 1 ст. 123.9 ГК РФ, так как число участников Организации не соответствует установленной законом норме.

Согласно сведениям, внесенным в ЕГРЮЛ, Организация находится по адресу: 410002, г. Саратов, ул. <адрес>.

Правоустанавливающие документы на помещение, расположенное по указанному адресу (юридический адрес), у Организации отсутствуют.

По информации, имеющейся в учетном деле, вся корреспонденция, в том числе распоряжение Управления от 05.04.2021 № 01-05-21 и распоряжение Управления от 28.04.2021 № о внесении изменений в распоряжение Управления от 05.04.2021 № о проведении плановой документарной проверки, а также уведомления Управления от 06.04.2021 № и от 29.04.2021 № , направляемые Управлением в адрес Организации, вернулись в Управление, что свидетельствует о том, что связь с Организацией по юридическому адресу отсутствует.

Согласно пояснениям Руководителя Организации, Организация находится по адресу: 410059, г. Саратов, пл. <адрес>, б/н (адрес фактического местонахождения).

Правоустанавливающие документы на помещение, расположенное по указанному адресу, у Организации также отсутствуют.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме.

Таким образом, деятельность Организации осуществляется с нарушением пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, так как у Организации отсутствуют правоустанавливающие документы на помещения, расположенные по вышеуказанным адресам.

В соответствии с п. 7 ст. 32 Федерального закона, некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

Согласно пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Таким образом, Организацией нарушены п. 7 ст. 32 Федерального закона, пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ, так как Организацией не внесены в ЕГРЮЛ актуальные сведения об адресе Организации.

Исходя из вышеизложенного, Организацией нарушены пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, п. 7 ст. 32 Федерального закона, пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ, так как правоустанавливающие документы на помещение, расположенное по юридическому адресу Организации и адресу ее фактического местонахождения, у Организации отсутствуют; Организацией не внесены в ЕГРЮЛ актуальные сведения об адресе Организации.

Согласно п. 5 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

Наименования ранее созданных образовательных учреждений подлежали приведению в соответствие с Федеральным законом № 273-ФЗ не позднее 01.07.2016 с учетом особенностей, установленных п. 5 ст. 108 Федерального закона № 273-Ф3.

Наименование Организации не соответствует п. 5 ст. 23 Федерального закона № 273-Ф3, поскольку не содержит указания на тип образовательной организации.

Таким образом, Организация нарушила п. 5 ст. 23, п. 5 ст. 108 Федерального закона № 273-Ф3, поскольку наименование Организации не содержит указания на тип образовательной организации, и Организация не привела свое наименование в соответствии с требованиями Федерального закона № 273-Ф3 в установленные срок (до 01.07.2016).

Устав Организации, утвержденный Общим собранием участников 04.03.2004, не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, а именно: в соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона № 273-ФЭ в уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация: тип образовательной организации; учредитель или учредители образовательной организации; виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Уставы ранее созданных образовательных учреждений подлежали приведению в соответствие с Федеральным законом № 273-ФЗ не позднее 01.07.2016 с учетом особенностей, установленных п. 5 ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ.

Согласно п. 1.1 Устава Организация является учебным заведением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации).

Устав Организации не в полной мере соответствует вышеуказанным нормам действующего законодательства Российской Федерации, так как тип образовательной организации, указанный в Уставе, а именно «дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)» не соответствует положениям п. 5 ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ, согласно которым учреждение данного типа должно именоваться как учреждение «дополнительного профессионального образования».

В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ основной целью деятельности образовательной организации дополнительного профессионального образования является осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.

Цели, установленные п. 2.1 устава Организации, не соответствуют целям образовательной организации дополнительного профессионального образования, установленным пп. 2 п. 3 ст. 23 Федерального закона № 273-Ф3.

В соответствии с п. 4 ст. 26 Федерального закона № 273-Ф3 в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет).

Поскольку в соответствии с п. 1.1 Устава Организация является учебным заведением дополнительного профессионального образования (повышение квалификации), то уставом Организации должно быть предусмотрено наличие в Организации таких коллегиальных органов управления как Общее собрание работников и Педагогический совет.

В нарушение п. 4 ст. 26 Федерального закона № 273-Ф3 Уставом организации не предусмотрено наличие в Организации Общего собрания работников, а вместо педагогического совета Уставом предусмотрен Ученый совет.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

Пункт 1.9 Устава Организации, в соответствии с которым символика Организации подлежит регистрации в порядке, предусмотренном законодательством, не в полной мере соответствует п. 5 ст. 3 Федерального закона, поскольку символика некоммерческой организации с 21.07.2014 не подлежит регистрации, и ее описание должно содержаться в Уставе.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 24 Федерального закона некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Уставом Организации (п. 2.5) установлено, что Организация помимо перечисленных видов деятельности осуществляет другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом, п. 2.5 Устава не соответствует п. 1 и 2 ст. 24 Федерального закона, так как Организация может осуществлять только те виды деятельности, которые прямо предусмотрены ее Уставом, то есть перечень осуществляемых Организацией видов деятельности, закрепленный в Уставе, должен быть закрытым.

В соответствии с п. 4 ст. 29 Федерального закона заседание высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Учитывая изложенное, действующее законодательство предусматривает непосредственное (личное) участие членов некоммерческой организации в заседании высшего органа управления. Употребление понятия «действовать через своего представителя» допустимо по отношению только к юридическим лицам, являющимся учредителями (членами, участниками) некоммерческих организаций, поскольку в силу закона (п. 1 ст. 53 ГК РФ) они действуют в лице уполномоченных органов или лиц.

Пункт 6.2 Устава, который устанавливает, что в работе высшего органа управления Организации (Общего собрания участников) может принимать участие лицо, действующее по доверенности, не в полной мере соответствует вышеуказанным нормам действующего законодательства, так как не содержит указание на то, что участвовать в работе высшего органа управления Организации через представителей имеют право только юридические лица- участники Организации.

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в настоящее время некоммерческое партнерство относится к организационно-правовой форме «Ассоциация (союз)».

Правовое положение ассоциаций (союзов), к которым относятся некоммерческие партнерства, установлено ст.ст. 123.8 - 123.11 ГК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона члены некоммерческого партнерства вправе получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства.

Пункт 5.8, пп. «и» п. 6.3 Устава не соответствуют п. 3 ст. 8 Федерального закона, действующему до внесения изменений в главу 4 части первой ГК РФ, а также правовому статусу ассоциаций (союзов), к которым относятся некоммерческие партнерства, так как предусматривают право участников Организации при выходе из Организации на передачу доли имущества одному или нескольким участникам Организации или третьим лицам.

В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации.

Устав Организации не в полной мере соответствует п. 1 ст. 28 Федерального закона, так как не содержит сведения о сроке полномочий единоличного исполнительного органа Организации - Генерального директора.

Компетенция высшего органа управления некоммерческой организации определяется в соответствии с п. 2 ст. 65.3, п. 1 ст. 123.7 ГК РФ, п. 3 ст. 29 Федерального закона.

Пункт 6.3 Устава Организации, в котором определена компетенция высшего органа управления Организации - Собрания Участников, не в полной мере соответствует нормам действующего законодательства, так как к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией не отнесены следующие вопросы: определение порядка приема в состав учредителей (участников) Организации и исключения из состава ее учредителей (участников); утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности Организации; принятие решений о создании Организацией других юридических лиц, о создании филиалов и об открытии представительств Организации; избрание ревизионной комиссии (ревизора) и утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора Организации.

В соответствии с п. 4 ст. 29 Федерального закона решение по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов.

Устав Организации не в полной мере соответствует п. 4 ст. 29 Федерального закона, так как не предусматривает, что решение по вопросам исключительной компетенции Собрания Участников принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов.

Организация осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом Организации. Согласно п. 6.1 Устава, органами управления Организации являются: Собрание Участников - высший орган управления; Ученый совет - выборный представительный орган; Генеральный директор - единоличный исполнительный орган. Организацией документы, подтверждающие работу Собрания Участников, Ученого совета и Генерального директора не представлены.

Согласно пояснениям Руководителя Организации в проверяемом периоде, вопросы, отнесенные к компетенции указанных органов Уставом, не рассматривались, решения не принимались и не оформлялись в установленном законом порядке. В ходе проверки установлено, что срок полномочий Ученого совета истек, на новый срок указанный орган переизбран не был.

Указанное свидетельствует о том, что Организацией нарушены п.п. 6.3 - 6.7 Устава, п. 2 ст. 14, п. 3 ст. 29 Федерального закона, так как органы Организации не осуществляли деятельность.

В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона некоммерческие организации, за исключением указанных в п. 3.1 ст. 32 Федерального закона, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, а также документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 3.1. ст. 32 Федерального закона некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом. В соответствии с п. 3.2 ст. 32 Федерального закона некоммерческие организации, за исключением указанных в п. 3.1 ст. 32 Федерального закона, обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Некоммерческие организации, указанные в п. 3.1 ст. 32 Федерального закона, обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07.10.2010 № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций».

Организация не разместила на официальном портале Минюста России (http://unro.minjust.ru) отчетность за 2009 - 2016 гг., что является нарушением ст. 32 Федерального закона.

По состоянию на дату составления административного искового заявления информация об устранении Организацией нарушений требований ст. 32 Федерального закона в Управление не поступала, что является нарушением действующего законодательства Российской Федерации.

Таким образом, Организацией неоднократно не представлялись в установленный срок сведения, предусмотренные ст. 32 Федерального закона.

Согласно пояснениям Руководителя Организации, представленным на проверку, Организация свою уставную деятельность длительное время фактически не осуществляет, имущества Организация не имеет, расчетный счет закрыт, связь с участниками Организации утеряна, и возможность провести ликвидацию самостоятельно у Организации отсутствует.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Анализируя представленные сторонами доказательства, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные административные исковые требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к негосударственной образовательной организации некоммерческого партнерства «Саратовский региональный центр переподготовки офицеров запаса» о ликвидации и исключении записи из Единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить в полном объеме.

Ликвидировать негосударственную образовательную организацию некоммерческого партнерства «Саратовский региональный центр переподготовки офицеров запаса».

Исключить негосударственную образовательную организацию некоммерческого партнерства «Саратовский региональный центр переподготовки офицеров запаса» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Волжский районный суд города Саратова.

Мотивированное решение изготовлено 06.11.2021.

Председательствующий Ю.А. Музыканкина