ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-403/18 от 21.01.2019 Шарыповского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2а-72/2019 (2а-403/2018) УИД 24RS0058-01-2018-000423-38

Решение

Именем Российской Федерации

г. Шарыпово 21 января 2019 года

Шарыповский районный суд Красноярского края в составе судьи Корнева И.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю (далее – Межрайонная ИФНС России № 12 по Красноярскому краю) к Сулековой Ирине Захаровне о взыскании обязательных платежей и санкций,

Установил:

Административный истец – Межрайонная ИФНС России № 12 по Красноярскому краю в лице своего представителя по доверенности – Малыгиной Е.А. обратился в Шарыповский районный суд с административным исковым заявлением к Сулековой И.З. о взыскании обязательных платежей и санкций, мотивируя заявленные требования следующим.

25 апреля 2013 года Сулекова И.З. предоставила в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2012 год, декларация была принята и зарегистрирована под номером от 25.04.2013. В указанной декларации бала отражена сумма облагаемого дохода в размере 7058 руб., полученная от источника выплат дохода ФИО5, общая сумма налога, исчисленная к уплате составила 918 руб., сумма удержанного налога – 0 руб. Сумму налога, рассчитанную и указанную ответчиком в декларации, нужно было оплатить не позднее 15 июля года, следующего за годом получения дохода, по сроку уплаты 15.07.2013 налог в размере 918 руб. Сулековой И.З. оплачен не был. В связи с неуплатой исчисленного налога на сумму неуплаченного налога была начислена пеня в размере 13,38 руб. (период образования – с 16.07.2013 по 06.09.2013), расчет пени по недоимке был произведен с учетом п. 4 ст. 75 НК РФ. В адрес Сулековой И.З. налоговым органом посредством почты направлено требование по состоянию на 06.09.2013 (срок хранения почтовых реестров составляет 2 года, в связи с чем налоговый орган не имеет возможности предоставить почтовый реестр, подтверждающий направление указанного требования). 18 марта 2014 года Сулекова И.З. лично предоставила в налоговый орган налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2013 год, которая принята и зарегистрирована под номером от 18.03.2014. В указанной декларации была отражена сумма облагаемого дохода в размере 7152 руб., полученная от источника выплат дохода ФИО6 общая сумма налога, исчисленная к уплате составила 930 руб., сумма удержанного налога – 0 руб. Сумму налога, рассчитанную и указанную ответчиком в декларации, нужно было оплатить не позднее 15 июля года, следующего за годом получения дохода, по сроку уплаты 15.07.2014 налог в размере 930 руб. Сулековой И.З. оплачен не был. В связи с неуплатой исчисленного налога на сумму неуплаченного налога была начислена пеня в размере 110,91 руб. (период образования – с 07.09.2013 по 16.09.2013), расчет пени по недоимке был произведен с учетом п. 4 ст. 75 НК РФ. В адрес Сулековой И.З. налоговым органом посредством почты направлено требование по состоянию на 16.09.2014. Налогоплательщиком была уплачена задолженность 27.09.2014 в размере 930 руб., в связи с чем сумма пени, начисленная на сумму задолженности за 2013 год, была пересчитана и стала равна нулю. 31.03.2015 в налоговый орган налогоплательщиком лично сдана налоговая декларация 3-НДФЛ за 2014 год, в которой Сулекова И.З. отразила общую сумму налога, исчисленную к уплате в размере 1170 руб., рассчитанную от получения дохода в ФИО7 в сумме 9000 руб., по сроку уплаты 15.07.2015 налог в размере 1170 руб. Сулековой И.З. оплачен не был. Сулековой И.З. было направлено требование № 10137 по состоянию на 07.09.2015 с суммой недоимки 1170 руб. и пени в размере 109,92 руб. Общая сумма задолженности по налогу на доходы физического лица за 2012 и 2014 годы составила 2088 руб., пени – 123,3 (денежная единица не указана) по настоящее время налогоплательщиком не уплачена. Определением мирового судьи судебного участка №131 в Шарыповском районе от 11 мая 2018 года судебный приказ от 16.04.2018 отменен в связи с подачей Сулековой И.З. возражений относительно исполнения судебного приказа. Срок на подачу административного искового заявления истекает 11 ноября 2018 года. При таких обстоятельствах, административный истец просит взыскать с Сулековой Ирины Захаровны, ИНН , задолженность в общем размере 2211,3 руб., в том числе: налог на доходы физических лиц за 2012 год – 918 руб., пеня (период образования с 16.07.2013 по 06.09.2013) – 13,38 руб., налог на доходы физических лиц за 2014 год – 1170 руб., пеня (период образования с 17.09.2014 по 07.09.2015) – 109,92 руб.

Согласно ч. 8 ст. 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) от имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.

При подаче административного иска представитель административного истца – Малыгина Е.А., действующая на основании доверенности от 16.03.2018, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца в порядке упрощенного (письменного) производства (л.д.37).

Административный ответчик Сулекова И.З., надлежащим образом извещенная о времени и месте предварительного судебного заседания, назначенного на 10 часов 00 минут 16 января 2019 года, а также о возможности и условиях рассмотрения данного административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства (копия соответствующего определения получена Сулековой И.З. 15 декабря 2018 года), в предварительное судебное заседание не явилась, какие-либо ходатайства, возражения, отзыв суду не представила (л.д. 35, 36, 38).

В соответствии со ст. 291 КАС РФ, административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если:

1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;

2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;

3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей;

4) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

При таких обстоятельствах, учитывая требования действующего законодательства, а также отсутствие (непоступление) возражений со стороны административного ответчика в установленный десятидневный срок со дня получения соответствующего определения, суд счел возможным рассмотреть настоящее административное дело в порядке, предусмотренном главой 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства, удовлетворив ходатайство представителя административного истца, в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Главой 32 КАС РФ регламентирован порядок производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

На основании ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

По правилам ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, начисляется пеня.

Главой 23 НК РФ регулируется порядок исчисления налога на доходы физических лиц.

В силу п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 208 НК РФ для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации относятся, в частности, доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации.

Как следует из положений ст. 209 НК РФ, объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При этом, из п.п. 2, 2.1 ст. 207 НК РФ следует, что если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Налоговыми резидентами в 2015 году признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта по 31 декабря 2014 года. Период нахождения физического лица в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не прерывается на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Согласно ст. 216 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В силу п. 4 ст. 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.В соответствии с требованиями п.п. 1, 3, 9 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, страховых взносов.

В силу требований ч.ч. 1, 2, 3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Сулекова И.З. предоставила в налоговый орган налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за отчетные налоговые периоды 2012, 2013, 2014 годы 25.04.2013, 18.03.2014 и 31.03.2015 соответственно (л.д. 13-15, 18-20, 24-25).

Согласно представленным налоговым декларациям, общая сумма дохода и налоговая база составила 7058 руб. (в 2013 году за отчетный 2012 год), 7152 руб. (в 2014 году за отчетный 2013 год), 9000 руб. (в 2015 году за отчетный 2014 год).

Исходя из налоговой базы, была рассчитана сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате, которая составила: 918 руб. в 2013 году (за отчетный 2012 год), 930 руб. в 2014 году (за отчетный 2013 год), 1170 руб. в 2015 году за отчетный 2014 год).

Согласно требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 06.09.2013, адресованному Сулековой И.З., за ней числится недоимка по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, в размере 918 руб., на размер которой начислены пени в размере 13,38 руб. Из справочной информации, содержащейся в указанном требовании, следует, что по состоянию на 06.09.2013 за Сулековой И.З. числится общая задолженность в сумме 931,37 руб., срок уплаты которой – 02.12.2013 (л.д. 16, 17). При этом сведения о направлении данного требования Сулековой И.З. отсутствуют, административным истцом не подтверждены.

Ссылка представителя административного истца в административном исковом заявлении на невозможность предоставления соответствующего реестра, поскольку срок хранения почтовых реестров в соответствии с Перечнем документов, образующихся в деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения, составляет 2 года, не может быть признана судом состоятельной, поскольку в соответствии с требованиями КАС РФ (ч. 4 ст. 289 КАС РФ) обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, а факт направления указанного требования налогоплательщику (административному ответчику) административным истцом не подтвержден и не может быть доказан.

Из выше сказанного следует, что административным истцом не представлено доказательств соблюдения предусмотренного законодательством о налогах и сборах порядка взыскания недоимки по налогу, поэтому не имеется оснований для взыскания с административного ответчика указанной недоимки по налогу и пени.

Направленное 16.09.2014 Сулековой И.З. требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) содержит сведения о том, что по состоянию на 16.09.2014 за Сулековой И.З. числится недоимка по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, в размере 930 руб. и пени на указанный налог в размере 110,91 руб., срок уплаты которых в требовании указан до 05.12.2014. Расчет размера пени, образовавшейся в период с 16.07.2014 по 16.09.2014, административным истцом представлен (л.д. 21, 22, 23).

Согласно требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 07.09.2015, адресованному Сулековой И.З. и направленному последней 07.09.2015, за Сулековой И.З. числится недоимка по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, в размере 1170 руб. и пени на указанную недоимку в размере 109,92 руб., расчет размера пени, образовавшейся в период с 16.07.2015 по 07.09.2015, административным истцом представлен и проверен судом (л.д. 26, 27, 28).

Определением мирового судьи судебного участка № 131 в Шарыповском районе от 11 мая 2018 года, судебный приказ по делу от 16.04.2018 о взыскании с Сулековой И.З. задолженности по взысканию налогов в сумме 2211,30 руб. отменен (л.д.12).

В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с ч. 8 ст. 54 КАС РФ от имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.

Административным истцом является Межрайонная ИФНС России № 12 по Красноярскому краю, административное исковое заявление подписано представителем административного истца – Малыгиной Е.А., действующей по доверенности от 16 марта 2018 года , сроком действия до 31 января 2019 года, выданной начальником инспекции А.А. Игнатовым, в данной доверенности имеются полномочия, в том числе на подписание и подачу в суд административного иска (л.д. 30). К доверенности приложена копия диплома о высшем юридическом образовании представителя – Малыгиной (добрачная фамилия – ФИО8) Е.А. (л.д. 31-32). Полномочия Игнатова А.А. (начальника Межрайонной ИФНС России № 12 по Красноярскому краю) подтверждены копией выписки из приказа от 17 ноября 2017 года (л.д. 29).

Одновременно с этим судом проверено соблюдение срока обращения с административным исковым заявлением.

В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В силу абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, административный истец обратился в суд в установленный законом шестимесячный срок после вынесения судом определения об отмене судебного приказа, при этом срок обращения инспекции с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока (в соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ) также был соблюден налоговым органом.

При таких обстоятельствах суд, оценив представленные доказательства на предмет относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, находит требования Межрайонной ИФНС России № 12 по Красноярскому краю о взыскании обязательных платежей и санкций с Сулековой И.З. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению лишь в части взыскания задолженность по обязательным платежам и санкциям в размере 1279,92 руб., из которых: 1170 руб. – налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2014 год, КБК ; 109,92 руб. – пеня, начисленная на задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации (период образования с 16.07.2015 по 07.09.2015).

Частью 1 ст. 114 КАС РФ установлено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

При таких обстоятельствах, в связи с тем, что административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, с административного ответчика подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 400 рублей, размер которой определен в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Решил:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю к Сулековой Ирине Захаровне о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить частично.

Взыскать с Сулековой Ирины Захаровны, зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>, задолженность по обязательным платежам и санкциям в размере 1279 (Одна тысяча двести семьдесят девять) рублей 92 копейки, в том числе: 1170 руб. – по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, за 2014 год, КБК ; 109,92 руб. – пеня, начисленная на задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, за 2014 год (период образования с 16.07.2015 по 07.09.2015).

В удовлетворении оставшейся части административных исковых требований отказать.

Взыскать с Сулековой Ирины Захаровны государственную пошлину в доход муниципального образования «Шарыповский район Красноярского края» в размере 400 (Четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда через Шарыповский районный суд Красноярского края в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья И.А. Корнев