Дело № 2а-403/2017 Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Октябрьский 14 августа 2017 года
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Лямзиной Т.М.,
при секретаре Плясуновой О.С.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика территориальной избирательной комиссии Октябрьского муниципального района Пермского края ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 <данные изъяты> к Территориальной избирательной комиссии Октябрьского муниципального района Пермского края об отмене решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 <данные изъяты>. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Октябрьского муниципального района Пермского края (далее-ТИК Октябрьского муниципального района) об отмене решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты.
В обоснование требований указал, что 03 августа 2017 года решением территориальной избирательной комиссии Октябрьского муниципального района ему было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Земского собрания Октябрьского муниципального района шестого созыва по многомандатному округу № 1 как лицу, скрывшему сведения о судимости. Считает данное решение незаконным, поскольку согласно ч. 2 ст. 86 УК РФ, лицо, освобожденное от наказания, считается не судимым, следовательно, он не мог скрыть сведения о несуществующей судимости.
Просит отменить решение ТИК Октябрьского муниципального района № 27/02-4 от 03.08.2017 г. «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Земского Собрания Октябрьского муниципального района шестого созыва по многомандатном округу № 1» и обязать ТИК Октябрьского муниципального района зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Земского Собрания Октябрьского муниципального района.
В судебном заседании административный истец ФИО1 <данные изъяты>. заявленные требования поддержал, в их обоснование пояснил, что он действительно в 2000 году был привлечен к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 264 Уголовного кодекса РФ, но в связи с амнистией он был освобожден от наказания, поэтому полагает, что судимость у него отсутствует. Ссылается на мнение судьи Конституционного суда РФ С.Д. Князева и сборник методических материалов, согласно которых, если лицо освобождено от наказания на основании акта об амнистии до вступления обвинительного приговора суда в законную силу, то оно считается несудимым и указывать сведения о судимости в заявлении о согласии баллотироваться ему не требуется. Считает решение ТИК незаконным, просит его отменить и обязать ответчика зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Земского собрания Октябрьского муниципального района.
Представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии Октябрьского муниципального района Пермского края ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований ФИО1 <данные изъяты>., приведя следующие доводы. Болёвым <данные изъяты> в ТИК Октябрьского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ представлены документы для уведомления о выдвижении, а также заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Земского Собрания Октябрьского муниципального района шестого созыва по многомандатному избирательному округу №. В заявлении о согласии баллотироваться кандидатом Болёвым <данные изъяты> в сведениях о судимости указано «не судим». В соответствии с требованиями пункта 2.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 данной статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости. Аналогичная норма закреплена в части 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае». Сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с частью 1 статьи <адрес> является основанием для отказа в регистрации кандидату. В соответствии с частью 7 статьи <адрес> ТИК Октябрьского муниципального района обратилась с представлением о проверке достоверности сведений о судимости кандидата ФИО1 <данные изъяты>. в Информационный отдел при Главном управлении Министерства внутренних дел России по <адрес>. Согласно сведениям, поступившим ДД.ММ.ГГГГ в ТИК Октябрьского муниципального района из ИЦ ГУ МВД России по <адрес>, кандидат в депутаты Земского собрания Октябрьского муниципального района шестого созыва по многомандатному избирательному округу № ФИО1 <данные изъяты>. судим ДД.ММ.ГГГГ Октябрьским районным судом <адрес> по части 1 статьи 264 (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) УК Российской Федерации к 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком на 1 год. Судимость погашена в феврале 2001 года. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что кандидат ФИО1 <данные изъяты> скрыл сведения о судимости, которые должны быть представлены в соответствующую избирательную комиссию согласно пункту 2.1. статьи 33 Федерального закона и части 1 статьи 32 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае». ФИО1 <данные изъяты>. считает, что не имеет судимости, поскольку Октябрьским районным судом освобожден от наказания вследствие акта об амнистии. Однако в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 марта 2016 года N 450-О изложена иная позиция, согласно которой ФИО1 А.В. должен был указать сведения о факте совершения преступления, установленного приговором суда. Таким образом, считает доводы ФИО1 <данные изъяты>. не состоятельными, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Суд, выслушав доводы административного истца, возражения представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, считает административный иск ФИО1 <данные изъяты> не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 Федерального закона № 67-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Посредством подлинно свободных демократических выборов, осуществляемых в демократическом правовом государстве на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, граждане реализуют принадлежащие им избирательные права - активное, то есть право избирать своих представителей в органы государственной власти и органы местного самоуправления, и пассивное, то есть право быть избранным в эти органы.
Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списков кандидатов.
Согласно пункта 2.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 данной статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Аналогичная норма закреплена в ч. 1 ст. 32 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».
Подпункт "е" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусматривает, что сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Понятие "сведения о судимости кандидата" определено в подпункте 58 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ как сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ состоятся очередные выборы депутатов Земского Собрания Октябрьского муниципального района. В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ в территориальную избирательную комиссию Октябрьского муниципального района обратился ФИО1 <данные изъяты>. с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, в котором он указал, что судимости не имеет (л.д. 35).
В ответ на запрос территориальной избирательной комиссии Октябрьского муниципального района о проверке наличия судимостей ФИО1 поступило письмо Информационного центра ГУВД Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, где указано, что ФИО1 <данные изъяты>. судим ДД.ММ.ГГГГ Октябрьским районным судом по ч. 1 ст. 264 Уголовного кодекса РФ к 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком на 1 год. Судимость погашена в феврале 2001 г. (л.д.51-52 )
Решением территориальной избирательной комиссии Октябрьского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 <данные изъяты>., выдвинутому в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Земского собрания Октябрьского муниципального района (л.д. 5).
В материалах дела имеется копия приговора Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ о признании ФИО1 виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 Уголовного кодекса РФ и назначении ему наказания в виде шести месяцев лишения свободы без лишения права управления транспортными средствами. В силу ст. 73 УК РФ наказание условное с испытательным сроком 1 год. На основании п.7 постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ ФИО1 <данные изъяты> от назначенного наказания освобожден (л.д. 12-19).
Таким образом, судом с достоверностью установлено, что действительно имел место факт осуждения ФИО1 <данные изъяты>. в 2000 году за совершение уголовного преступления, в силу акта об амнистии ФИО1 <данные изъяты>. освобожден от наказания.
При таких обстоятельствах суд не имеет оснований не согласиться с ТИК по Октябрьскому муниципальному району об установлении факта сокрытия Болевым <данные изъяты>. сведений о своей судимости, что федеральным законодателем предусмотрено в качестве безусловного основания для отказа в регистрации кандидата.
Доводы административного истца о том, что в силу положений, содержащихся в части 2 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, заявитель является несудимым и не должен указывать такие сведения в заявлении о согласии баллотироваться, основаны на неверном толковании норм материального права без учета специфики избирательного законодательства, направленного на установление объема обязательной информации о кандидате, которую имеет право знать каждый избиратель при реализации своего активного избирательного права в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.
Статьей 86 Уголовного кодекса Российской Федерации регламентировано, что лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора в законную силу до момента погашения или снятия судимости, а лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым.
Вместе с тем понятие «сведения о судимости кандидата», используемое в избирательном законодательстве, не может и не совпадает с понятием «судимость», которое имеет правовое значение при решении вопросов об уголовной ответственности, влияет на квалификацию содеянного по отдельным видам преступлений, учитывается при решении вопроса о наличии рецидива преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, установленных уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.
Анализ норм избирательного законодательства, содержащих требования к кандидату, предусматривающих основания для отказа в его регистрации, а также отмены решения о регистрации кандидата или отмены его регистрации, свидетельствует о том, что к лицам, претендующим на занятие выборной государственной должности либо на вхождение в состав выборных органов местного самоуправления, законодатель предъявляет повышенные требования, поскольку реализация права избирать (активное избирательное право) имеет публичный интерес, реализующийся в объективных итогах выборов и формировании на этой основе самостоятельных и независимых органов публичной власти, призванных в своей деятельности гарантировать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, осуществляя эффективное и ответственное управление делами государства и общества, следовательно, избиратель вправе знать о любом совершенном кандидатом преступлении, если вина в этом установлена приговором суда.
Данная правовая позиция выражена также в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 марта 2016 года N 450-О в котором указано, что поскольку для целей избирательного законодательства сам факт совершения кандидатом того или иного преступления, установленный приговором, является обстоятельством, влияющим на оценку избирателями личности кандидата на выборную должность, постольку исполнение гражданином обязанности сообщить в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу сведения о вынесении в отношении него обвинительного приговора выступает одним из условий реализации пассивного избирательного права.
Таким образом, с учетом специфики избирательного законодательства, установившего объем обязательной информации о кандидате (включая сведения о совершенном кандидатом преступлении), которую имеет право знать каждый избиратель при реализации своего активного избирательного права, имеющего публичный интерес, в целях формирования самостоятельного и независимого органа государственной власти, у кандидата в депутаты на этапе выдвижения возникает обязанность указывать сведения о судимости (сведения о дате снятия или погашения судимости).
Ссылку ФИО1 <данные изъяты>. на мнение судьи Конституционного суда РФ и сборник методических материалов, согласно которых если лицо освобождено от наказания на основании акта об амнистии до вступления обвинительного приговора суда в законную силу, то оно считается несудимым и указывать сведения о судимости в заявлении о согласии баллотироваться ему не требуется, суд не принимает во внимание, поскольку данные публикации носят информационный, рекомендательный характер.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении административного иска ФИО1 <данные изъяты>. в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л:
В удовлетворении административного иска ФИО1 <данные изъяты> к Территориальной избирательной комиссии Октябрьского муниципального района Пермского края об отмене решения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Земского Собрания Октябрьского муниципального района шестого созыва по многомандатному округу № ФИО1 <данные изъяты> и возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию Октябрьского муниципального района зарегистрировать кандидатом в депутаты Земского Собрания Октябрьского муниципального района шестого созыва по многомандатному округу № ФИО1 <данные изъяты> - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края, в течение пяти дней со дня принятия решения.
Председательствующий подпись Т.М. Лямзина
Судья:
Секретарь судебного заседания:
Подлинный документ находится в производстве Октябрьского районного суда Пермского края и подшит в деле 2а-403/2017