ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-403/2022 от 04.05.2022 Зубово-полянского районного суда (Республика Мордовия)

Дело №2а-403/2022

УИД 13RS0011-01-2022-000569-05

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

п. Зубова Поляна 04 мая 2022 г.

Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия

в составе председательствующего судьи Дубинской О.В.,

при секретаре судебного заседания Шичкиной Е.И.,

с участием в деле:

помощника Дубравного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Мордовия Никишова М.И.,

административного ответчика – Федерального казенного учреждения «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия», его представителя Аверкина Е.В.,

административного ответчика – Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, его представителей Устинова В.Л., Аверкиной И.В.,

заинтересованного лица – Федеральной службы исполнения наказаний, его представителей Устинова В.Л., Аверкиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Дубравного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Мордовия в защиту прав и интересов неопределенного крагу лиц и (или) Российской Федерации к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия о признании незаконным бездействия и возложении обязанности для принятия мер по привлечению к труду осужденных, водворенных в штрафной изолятор и переведенных в одиночную камеру и единое помещение камерного типа,

установил:

Дубравный прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Мордовия обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония Управления Федерально службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» (далее по тексту ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия, ИК-, исправительное учреждение), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия (далее по тексту УФСИН России по Республике Мордовия) о признании незаконным бездействия и возложении обязанности для принятия мер по привлечению к труду осужденных, водворенных в штрафной изолятор и переведенных в одиночную камеру, единое помещение камерного типа.

В обоснование заявленных требований указано, что Дубравной прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Мордовия проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства администрацией ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия, в ходе которой установлено, что в ИК- имеются 8 камер штрафного изолятора (далее ШИЗО), 13 одиночных камер (далее-ОК), 15 камер единого помещения камерного типа (далее ЕПКТ). По состоянию на 17.03.2022 года в камерах ШИЗО содержатся 8 осужденных, в ОК – 10 осужденных, в камерах ЕПКТ 19 осужденных. Осужденные, содержащиеся в штрафных помещениях являются трудоспособными, однако не трудоустроены, на работу не выводятся. Одной из причин не трудоустройства указанных осужденных является отсутствие в указанных штрафных помещениях оборудованных рабочих камер и рабочих мест. Других рабочих мест для осуществления трудовой деятельности осужденных, содержащихся в ШИЗО, ОК и ЕПКТ в учреждении не имеется. Непринятие руководством учреждения мер для оборудования рабочих мест в помещениях ШИЗО, ОК и ЕПКТ препятствует исполнению требований уголовно-исполнительного законодательства, так как это не дает возможность привлечь к труду осужденных, содержащихся в указанных запираемых помещениях, которые не осуществляют гашение имеющихся обязательств, тем самым нарушая права потерпевших на возмещение ущерба, причиненного преступлением. В связи с чем, просит суд признать незаконным бездействие ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия, выразившиеся в непринятии надлежащих мер по привлечению к труду осужденных, водворенных в штрафной изолятор и переведенных в одиночную камеру и единое помещение камерного типа, в соответствие с требованиями Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 года № 295 и Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы» СП 308.1325800.2017, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 года №1454/пр. Возложить обязанность на ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать рабочие камеры (изолированный производственный участок) помещений штрафного изолятора, одиночной камеры и единого помещения камерного типа, в соответствии с требованиями Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 и Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы» СП 308.1325800.2017, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр. Возложить обязанность на УФСИН России по Республике Мордовия в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать финансовое обеспечение расходов на оборудование рабочих камер (изолированного производственного участка) помещений штрафного изолятора, одиночной камеры и единого помещения камерного типа Федерального казенного учреждения «Исправительная колония » Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, в соответствие с требованиями Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 и Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы» ЧСП 308.1325800.2017, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр.

В судебном заседании помощник Дубравного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Мордовия Никишов М.И. административный иск поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и просил их удовлетворить в полном объеме, дополнив, что заявленные требования истца не направлены на вмешательство в финансово-хозяйственную деятельность исправительных учреждений, так как вопрос о конкретном виде рабочих мест, их количестве, расположении, способе создания (путем локализации на промышленной зоне либо выделение для этих целей свободного помещения, или организации непосредственно в камерах) оставлен на усмотрение ответчиков.

Представители административных ответчиков – ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия Аверкин Е.В., УФСИН России по Республике Мордовия Устинов В.Л., Аверкина И.В., а также представители заинтересованного лица – ФСИН России, Устинов В.Л., Аверкина И.В., административный иск не признали. При этом суду пояснили, что действующим законодательством не предусмотрено трудоустройство всех осужденных отбывающих наказание. Возложение обязанности на исправительное учреждение по оборудованию рабочих камер в штрафных помещениях, ввиду непогашения осужденными задолженности по исполнительным документам, неправомерно, поскольку нахождение осужденных в штрафных помещениях не носит постоянный характер. В ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия по состоянию на 1 апреля 2022 года трудоустроено 129 осужденных, с заработной платы которых, производятся удержания в счет оплаты задолженности по исполнительным документам. Кроме того, имеющиеся в оперативном управлении в исправительном учреждении здания ШИЗО, ОК, ЕПКТ не позволяют оборудовать в них рабочие камеры ввиду отсутствия технической возможности и свободных помещений, необходимости проведения работ по проектированию и реконструкции объектов уголовно-исполнительной системы. Просят обратить внимание на то, что строительство отдельных зданий на территории ИК- невозможно из-за отсутствия свободных земельных участков. Считают, что материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы осуществляется ФСИН России, которая вправе выступать ответчиком по делу. При этом, понуждении ФСИН России по Республике Мордовия к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей. Просят отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

Выслушав прокурора, представителей административных ответчиков, заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статьи 32 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор осуществляет надзор за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.

Статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу положений части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

В силу статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы», обязанность обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы, лежит на исправительных учреждениях.

Статьей 14 указанного выше Закона предусмотрено, что учреждениям, исполняющим наказание предоставляется право осуществлять предпринимательскую и иные виды деятельности для обеспечения жизнедеятельности учреждений, исполняющих наказания, и привлечения осужденных к труду; участвовать в создании и деятельности предприятий любых организационно-правовых форм, а также участвовать на правах учредителя в управлении ими в интересах развития своей социальной сферы, привлечения осужденных к труду; владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ними имуществом в пределах установленной компетенции; принимать во владение и пользование от учреждений, организаций и предприятий любых организационно-правовых форм, а также граждан материально-технические ресурсы, финансовые средства и имущество.

По смыслу статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, исправление осужденных – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией ей исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

Таким образом, труд осужденных в исправительных учреждениях является обязательным и служит одним из основных средств по их исправлению. Осужденные обязаны трудиться в местах и на работах, которые определяет администрация места лишения свободы.

Частью 3 статьи 118 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пунктами 26, 145-149 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, предусмотрено, что осужденные, водворенные в ШИЗО, переведенные в ПКТ, ОК или ЕПКТ, работают отдельно от других осужденных в специально оборудованных рабочих камерах.

Какие-либо иных ограничения, запреты, связанные с исполнением обязанности осужденного трудиться при водворении в ШИЗО, переводе в ОК, ПКТ или ЕПКТ, отсутствуют. Следовательно, отбывание наказания в штрафных помещениях не отменяет обязанность осужденных работать. Соответственно, на администрации исправительного учреждения лежит обязанность по трудоустройству осужденных, содержащихся в ШИЗО, ОК, ПКТ и ЕПКТ.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, 17 марта 2022 года помощником Дубравного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Мордовия Никишовым М.И. проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства в деятельности ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия. В ходе данной проверки выявлено, что в ИК- имеются 8 камер штрафного изолятора, 13 одиночных камер, 15 камер единого помещения камерного типа. По состоянию на 17.03.2022 года в камерах ШИЗО содержатся 8 осужденных, в ОК – 10 осужденных, в камерах ЕПКТ 19 осужденных. Осужденные, содержащиеся в штрафных помещениях, являются трудоспособными, однако не трудоустроены, на работу не выводятся. Одной из причин не трудоустройства указанных осужденных является отсутствия в указанных штрафных помещениях оборудованных рабочих камер. Других рабочих мест для осуществления трудовой деятельности осужденных, содержащихся в ШИЗО, ОК и ЕПКТ в учреждении не имеется. Непринятие руководством учреждения мер для оборудования рабочих мест в помещениях ШИЗО, ОК и ЕПКТ препятствует исполнению требований уголовно-исполнительного законодательства, так как это не дает возможность привлечь к труду всех осужденных, содержащихся в указанных помещениях, которые не осуществляют гашение имеющихся обязательств, тем самым нарушая права потерпевших на возмещение ущерба, причиненного преступлением.

Представленные доказательства подтверждают факт нарушения администрацией ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия действующего уголовно-исполнительного законодательства по не привлечению к труду осужденных, водворенных в ШИЗО, ОК, ЕПКТ, в связи с чем, имеются основания для признания бездействия ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия незаконным и возложения обязанности устранить нарушение.

Принимая решение об удовлетворении требований истца, суд принимает во внимание, в том числе, положения статьи 18 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5473-1, согласно которой учреждения, исполняющие наказание, самостоятельно планируют собственное производственную деятельность, и определяет перспективы её развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, наличия материальных и финансовых возможностей для их дополнительного создания, а также спроса потребителей на производственную продукцию, выполняемые работы, предоставляемые услуги.

Вопреки возражению ответчиков, из требований прокурора не следует возложение обязанности по проектированию, строительству либо реконструкции, данные требования сводят к понуждению администрации ИК-10 оборудовать рабочие камеры с целью обеспечения обязанности осужденных трудиться в местах лишения свободы.

Кроме того, заявленные прокурором требования не направлены на вмешательство в финансово-хозяйственную деятельность исправительного учреждения, поскольку истец не указывает на конкретный вид рабочих мест, их количество, расположение, способ создания (путем создания на промышленной зоне либо выделение для этих целей свободного помещения, или организации непосредственно в камерах) оставляя данный вопрос на усмотрение ответчиков.

Доказательств того, что заявленные прокурором требования являются неисполнимыми, ввиду отсутствия технической возможности, материалы дела не содержат.

Сам по себе факт того, что в случае удовлетворения административного иска ответчику необходимо будет произвести определенные финансовые вложения, не может являться препятствием для удовлетворения иска. При этом, полное исключение трудового воздействия на осужденных, отбывающих наказание в ШИЗО, ОК, ПКТ, ЕПКТ и требующих усиленных мер по перевоспитанию, не может быть оправдано тем, что администрации исправительного учреждения требуются финансовые затраты для организации их трудоустройства.

При этом, в силу пункта 25 таблицы 14.4. Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы» СП 308.13258800.2017, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр., площадь рабочего места рабочей камеры ШИЗО/ЕПКТ в производственных мастерских должна составлять не менее 4 кв.м. на одно рабочее место для картонажных, плетеночных и швейных работ.

Указанные требования к площади рабочего места рабочей камеры, не исключают возможность переоборудования свободных помещений в зданиях ШИЗО, ОК, а также ЕПКТ данного исправительного учреждения.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4.1 Устава ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия, управление Учреждением осуществляется ФСИН России, УФСИН России по Республике Мордовия и руководство Учреждения.

Согласно пунктам 5.8, 5.10 и 5.12 Устава, источниками финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации. Доходы, полученные учреждением от приносящей доход деятельности в результате осуществления собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевом счете получателя бюджетных средств, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций Учреждения сверх бюджета ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете. При недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Республике Мордовия, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом, при недостаточности денежных средств у учреждения, ответственность по его обязательствам может быть возложена на ФСИН России по Республике Мордовия и УФСИН России по Республике Мордовия.

Кроме того, доходы Учреждения от производственной деятельности могут быть использованы на финансовое обеспечение функций Учреждения по созданию дополнительных рабочих мест в штрафных помещениях.

Принимая во внимание, что административными ответчиками не представлено доказательств того, что для разрешения вопроса по финансированию необходимых мероприятий по созданию рабочих мест для рассматриваемой категории осужденных были приняты какие-либо действия, в том числе, по обеспечению финансирования за счет средств дохода ФКУ ИК-10 УФСИН России по Республике Мордовия, либо обращения по данному вопросу во ФСИН России, требования о возложении обязанности на УФСИН России по Республике Мордовия по финансовому обеспечению расходов на оборудование дополнительных рабочих мест, являются обоснованными.

Что касается срока устранения нарушений в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, то суд находит его разумным и достаточным.

Учитывая изложенные обстоятельства, заявленные Дубравным прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Мордовия административные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Дубравного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Мордовия к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия о признании незаконным бездействия и возложении обязанности для принятия мер по привлечению к труду осужденных, водворенных в штрафной изолятор и переведенных в одиночную камеру и единое помещение камерного типа, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия», выразившегося в непринятии мер по привлечению к труду осужденных, водворенных в штрафной изолятор и переведенных в одиночную камеру и единое помещение камерного типа, в соответствии с требованиями Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года №295 и Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы СП 308.1325800.2017, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года №1454/пр.

Возложить на Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать рабочие камеры (изолированный производственный участок) помещений штрафного изолятора, одиночные камеры и единого помещения камерного типа, в соответствие с требованиями Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года №295 и Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы СП 308.1325800.2017, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года №1454/пр.

Возложить на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать финансовое обеспечение расходов на оборудование рабочих камер (изолированного производственного участка) помещений штрафного изолятора, одиночные камеры и единого помещения камерного типа Федерального казенного учреждения «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия», в соответствие с требованиями Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года №295 и Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы СП 308.1325800.2017, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года №1454/пр.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий О.В. Дубинская