ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4040/19 от 25.03.2019 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2а-4040/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

В составе судьи Нагибиной Е.Л.

При секретаре Гут Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкар

25 марта 2019 года дело по административному иску Сыктывкарского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РК о признании размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» материалов запрещенными к распространению,

УСТАНОВИЛ:

Сыктывкарский транспортный прокурор обратился суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РК о признании размещенных на странице с адресом: ... в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» сведений, запрещенными к распространению.

В судебном заседании прокурор на удовлетворении заявленных требований настаивал.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что заявленные требования следует удовлетворить, исходя из следующего.

В силу ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как указано в ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

В соответствии с и. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон №149-ФЗ) передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации.

Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

На указанной странице опубликован и и находится в свободном доступе материал о скупке металлолома, содержащий информацию о незаконных формах его сбора. Целью распространения информации на указанной странице является привлечение людей для занятия незаконной деятельностью с целью извлечения прибыли. Указано, что в большинстве случаев источниками образования черного металлолома являются железные дороги и сопутствующие производства (рельсы, списанные загоны, другая техника); строительные объекты (балки, швеллеры, каркасы и прочее); магазины и склады при их демонтаже (торговое и складское оборудование); старые автомобили (особенно в крупных городах, где автомобильный лом составляет существенную часть всего объема металлических отходов); производственные предприятия (списанные станки, детали, оборудование, конструкции).

В соответствии со ст.ст. 158, 161 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за хищение чужого имущества.

Статьей 267 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Преступления в указанной сфере ежегодно выявляются Сыктывкарским ЛУ МВД России на транспорте. К примеру, в 2018 году по уголовному делу, возбужденному Следственным отделом Сыктывкарского МВД России на транспорте осуждены лица, похитившие детали верхнего строения пути, которые до совершения преступления в сети «Интернет» получили информацию о поиске металлолома на железной дороге.

Владельцами указанной страницы в качестве источника сбора металлолома указаны железные дороги и сопутствующие производства (рельсы, списанные вагоны и другая техника). При этом указано, что имущество ОАО «Российские железные дороги» в виде конструкций верхнего строения пути и путевого хозяйства в целом не охраняется, является собственностью ОАО «...» и не выбывает из фактического владения.

Свободный доступ к указанной странице позволяет любому пользователю сети Интернет, воспользоваться предоставленной информацией.

На вышеуказанной странице допускается размещение информации, которая, воздействуя на волю людей, может способствовать возникновению намерения совершить преступление.

Предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещенной информации.

В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Принятие Федерального закона от 28.07.2012 года № 139 –ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», путем дополнения его ст. 15.1, предусматривающей создание единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, установило механизм ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим противоправную информацию.

В ходе прокурорской проверки установлено, что адрес распространителя запрещенной информации в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значится.

В силу пп. 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющихидентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, создание, формирование и ведение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Признание информации запрещенной к распространению и ограничение доступа к ней осуществляется в соответствии со ст. 15.1. Федерального закона № 149-ФЗ, а также в соответствии с вышеуказанными Правилами.

Согласно подпункту б) ст. 5 Правил, основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является вступившее в силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Сыктывкарского транспортного прокурора удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на странице с электронным адресом ... в информационно телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению, на всей территории Российской Федерации для всех операторов связи.

Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми включить страницу с электронным адресом ... в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения.

Судья Нагибина Е.Л.

...